(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Клуб 12 стульев

Вещь в зеркале искусства

ЖУРНАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Свежий номер журнала «Русское искусство» представляет его главный редактор Ольга КОСТИНА

Этот номер – об эстетической природе вещей и заключённой в ней культурно-исторической памяти. Попытки уйти от этой природы были предприняты в годы борьбы с излишествами в архитектуре. Отказ от излишеств происходил и в области быта: вещь не то чтобы изгонялась из него – она видоизменялась, унифицировалась, предельно упрощалась в своей художественной выразительности. В триаде функция–форма–качество, направлявшей творческую, прежде всего архитектурную, мысль, приоритет отдавался утилитарной функции. Для сферы прикладного искусства использовался (в названиях статей, научных конференций, журнальных рубрик) другой, более поэтичный слоган – «Красота и польза», где под красотой подразумевалась новая минималистская эстетика 60-х годов. Бытовое сознание отторгало старину в повседневном обиходе. К тому же «бабушкиным» вещам – массивным, украшенным декором шкафам, комодам, этажеркам – по­просту не находилось места в хрущёвских малогабаритных квартирах, и они выбрасывались на дворовые свалки.

Но уже к концу десятилетия энтузиазм «демократичного» обустройства жизни сменяется усталостью от минимализма, и на рубеже 60–70-х годов в искусствоведческой периодике разворачивается дискуссия, ставящая вопрос: ретростиль – что это такое? С 1990-х годов возрастает интерес к вещи как носителю той исторической среды, в которой она родилась. Увеличивается спрос на старинные, в частности, роскошные в своей декоративности предметы. Оживает антикварный рынок, что связано не в последнюю очередь с выходом на него произведений прикладного искусства.

Начало нынешнего века ознаменовано дальнейшим развитием интереса к художественной вещи. Заметно увеличивается в общем количестве крупных, представительных выставок (особенно в больших музеях – Эрмитаже, музеях Кремля, ГИМе, ГМИИ им. А.С. Пушкина) число экспозиций декоративно-прикладного искусства, сопровождаемых серьёзными научными каталогами. Выходят в свет фундаментальные исследования, основной пафос которых: вещь – это материализованная память человечества. Французский учёный Ж. Бодрийяр в своей книге «Система вещей» называет старинный предмет мифологичным. Наделённый мифологическим смыслом объект прикладного искусства позволяет нам совершать захватывающие путешествия в исторические эпохи. Можно не знать в подробностях историю своих предков, но именно художественная вещь связывает нас с прошлым и вписывает в вечность, символизируя единство утилитарного и эстетического, материального и духовного.

Статья опубликована :

№49 (6349) (2011-12-07)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0.0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов