(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Искусство

Отряхивая пыль веков

МУЗЫ И СЕЙФЫ

У тех, кому до тридцати, слово «музей» ассоциируется с хранилищем чего-то пусть и ценного, но с точки зрения сегодняшнего дня не слишком, а то и вовсе неинтересного. Чтобы чинные тётеньки-смотрительницы не были единственными живыми душами в экспозиционных залах, музеям приходится обращаться к современным технологиям. Посетители Русского музея могут теперь не только любоваться мировыми шедеврами, но и буквально «входить» в них.

XXI век ценит драйв: человеку, живущему в динамичной среде, становится всё труднее концентрировать внимание на статичном изображении. Врачи и психологи бьют тревогу: форма отвлекает от содержания. Искать выход из своеобразного «кризиса восприятия» необходимо, поскольку повернуть вспять технический прогресс ещё никому не удавалось. А пока он не найден, придётся искать компромиссные варианты, то есть возможности делать неподвижное подвижным. Для музеев это задача первостепенной важности, ибо что может быть статичнее, чем скульптура или живописное полотно. Но не сбрасывать же с корабля современности произведения Рембрандта и Кановы на том лишь основании, что нынешним пятнадцати–двадцатилетним не постичь их совершенства без привлечения 3–4–5 и так далее D-эффектов. Высокие технологии, которые сегодня в сознании широкой публики противостоят высоким художественным и духовным ценностям, в действительности могут стать весьма результативным способом освоения этого достояния.

Мультимедийная оснащённость японских музеев потрясала посетителей ещё двадцать лет назад. Сегодня практически все ведущие музеи мира встали на этот путь. Виртуальными экскурсиями по Прадо или Лувру уже никого не удивишь, а в Лондонском музее науки можно таким же образом совершить путешествие в прошлое человечества. Посещаемость Национального музея в Мехико после технического переоснащения выросла почти втрое и достигла миллиона человек в год! К сожалению, для большинства российских музеев высокие технологии даже не предмет мечтаний – хватило бы средств на ремонт протекающих крыш и морально устаревших полвека назад систем климат-контроля. Впрочем, порой и небольшие музеи, расположенные отнюдь не в столицах, совершают дерзкий технологический прорыв, как это произошло с калининградским музеем «Фарлендские ворота», который теперь тоже может запустить для своих посетителей «машину времени». Флагманам же музейного дела сам бог велел идти в ногу со временем. За последние два-три года инновации начали активно использовать и музеи Московского Кремля, и Государственный Эрмитаж. В полный голос заявил о себе и Русский музей.

Сегодня одним из решающих условий «жизнеспособности» музея является умение найти серьёзных партнёров в мире бизнеса – компании, обладающие не только финансовым потенциалом для переоснащения музея, но и соответствующим уровнем стратегического мышления, опытом внедрения высокотехнологичных решений. Для Русского музея одним из таких партнёров стала корпорация «Система», при поддержке которой реализованы сложные проекты: «Виртуальный филиал», «Дополненная реальность», Интерактивный мультимедийный центр.

«Виртуальных филиалов» у Русского музея на сегодняшний день почти сотня, причём треть из них «располагается» за пределами нашей страны: вот когда стоит поблагодарить Всемирную паутину за её безграничность. Виртуальная экскурсия позволяет не только побродить по музею, не покидая собственной квартиры (города, страны), но и даёт возможности, обычному посетителю недоступные: увидеть произведения, хранящиеся в данный момент в запасниках, и даже стать на время «персонажем» понравившейся картины (к примеру, ощутить весь ужас «Последнего дня Помпеи»). «Дополненную реальность» в прогулке по музею может создать обычный смартфон или нетбук. Допотопные «аудиогиды» надо сдавать в утиль или сделать… музейными экспонатами. На экран мобильного телефона получаем массу интересной информации о шедевре и его авторе, достаточно навести объектив на картину. Ну а если вы гуляете по нему виртуально, то одним нажатием клавиши можно получить в своё распоряжение хоть фильм, хоть ссылку на научную статью, посвящённую выбранной картине.

Интерактивный мультимедийный центр, который открылся совсем недавно, представляет собой в буквальном смысле слова чудо высокой техники. В одном из павильонов кордегардии Михайловского замка разместился многоуровневый аппаратно-программный комплекс, позволяющий работать с «репродукциями», размер которых может достигать 60 000 пикселей по горизонтали. Центр имеет выход и в интернет-пространство, и во вполне реальное: на восьмиметровом проекционном экране можно рассмотреть любое полотно до мельчайших подробностей – почерк мастера будет виден даже в отдельных мазках кисти. Изображения можно «поворачивать», масштабировать, сравнивать по отдельным фрагментам, одним словом, чувствовать себя настоящим исследователем. А что может быть увлекательнее, чем открывать для себя ранее неведомые миры и времена?

Рассчитанный на десять лет договор о сотрудничестве между ГРМ и АФК «Система» включает в себя не только внедрение высоких технологий, но и реставрацию произведений искусства, восстановление садов и архитектурных сооружений, составляющих ансамбль музея, усовершенствование систем безопасности, издательскую и просветительскую деятельность. В XXI веке музей должен не выживать, а жить активной жизнью. Статистика утверждает, что в любом городе, имеющем собственные музеи, больше трети населения в них не бывает ни разу за всю жизнь, а более-менее регулярно посещает их не более четверти: папы-мамы просвещают своих детей, бабушки-дедушки – внуков. Мы не имеем права забывать, что музей – это вакцина от бескультурья и бездуховности для грядущих поколений. Чем не весомый аргумент в споре с циниками, утверждающими, что «акулам бизнеса» наплевать на состояние национальной культуры и на будущее страны, ибо ничто, кроме прибылей, их не интересует. Стереотипы обывательского сознания ломать можно и нужно.

Александра СТОРОЖЕВСКАЯ

Статья опубликована :

№50 (6350) (2011-12-14)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,0
Проголосовало: 3 чел.
12345
Комментарии:

Александра СТОРОЖЕВСКАЯ


Выпуски:
(за этот год)