(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Человек

Бикфордов «шнур»

ЯЗЫК МОЙ – ВРАГ МОЙ

Антон МЕНЬШОВИзвестный певец Шнуров, образовавший группу «Ленинград», с самого начала своей карьеры сделал ставку на обыгрывание матерной лексики в своих выступлениях. При этом начиная с декабря 2008 года он стал колесить по российским городам, и его афиши зазывали не на группу, а на группировку «Ленинград» (весьма знаковое уточнение – в соответствии с криминальным смыслом). Было бы полбеды, а может быть, и вовсе забавно и точнее отражало бы творческие принципы этого исполнителя, если бы за название своего коллектива им был взят, положим, слоган «Я, такой-то, балбес; на сцене – бес» или «Прости меня, мама, по матушке!». Но при чём здесь город-герой Ленинград? Без кавычек. Тогда же, чуть более года назад, Шнуров объявил о роспуске «Ленинграда» и наборе новой группы той же творческой ориентации с названием «Рубль». Однако сие не умаляет того факта, что на протяжении более чем десятилетия безнаказанно, у всех на глазах, использовался в своих «рублёвых» целях исторический бренд России.

УНИЖЕНИЕ МАТОМ
Чтобы осознать глубину проблемы, невозможно обойтись без обращения к тому, что традиционно именуется «историей вопроса». Конец 80-х – начало 90-х годов отметились первыми прорывами матерщины на экране, на театральных подмостках и в литературе. Показательно, что первый нецензурный киномонолог в СССР прозвучал в картине режиссёра Киры Муратовой «Астенический синдром». Эстетическая сверхзадача, конечно, не простиралась до установок начать насаждать мат на почве русской культуры. Преследовалась цель внешне благая – методом шока, встряски, «удара по мозгам» заполучить результат нового, неизведанного ещё ощущения, находящегося, безусловно, в духовном контексте, но преподанного в столь неординарной ипостаси. Что вышло из этого почина?

Нагромождения книжного мата стали приводить к тому, что седовласые учителя-словесники, и без того униженные нищетой, хватались за валидол, проверяя тетрадки учеников и в их сочинениях натыкаясь на прежде исключительно туалетные словечки. Аргументация: это всё «продвинуто» и жаль, что вы, такая-то Елена Сергеевна, не догоняете. И непременный вопрос ребром: если Пелевину и Сорокину можно, то почему мне – нельзя?

И в самом деле, если б только одному Пелевину… Лихие 90-е, а с ними и более вменяемые «нулевые» годы дали беспрецедентные для отечественного искусства примеры вседозволенности. Вот солидное издательство «Эксмо», давным-давно, казалось бы, переросшее кооперативные пелёнки, в выпуске серии «Иной формат» публикует пьесы небезызвестных ныне братьев Пресняковых (ответственный редактор К. Халатова) без каких-либо предупреждений и оговорок в выходных данных.

Герой пьесы «Изображая жертву» одиннадцать раз разряжается отборным матом. Заметим, извергающий нецензурщину – капитан милиции (полиции), он же следователь криминалистической лаборатории. И как понимать выскакивающий ни с того ни с сего мат персонажа по имени Старичок (пьеса «Кое-что из технологии проживания жизни»)? Здесь заборное слово лепится в его вполне благочинной реплике просто как выдох, не в качестве «идеализации» или – напротив – «демонизации» этого старичка. Что, по-другому в жизни и разговаривать уже невозможно? Здесь же, на грани фола, Пресняковы, наплевав на такое сложное, особенно в измерении сегодняшнего дня, понятие, как политкорректность, по-братски записывают в свою компанию… королеву Великобритании. И заставляют её орать прямым текстом заветные, видимо, для авторов пьесы русские три буквы, полагая, что это прикольно, и предписывая ей попутно (это написано для театра!)… шуршать струйкой собственной мочи.

Берём журнал «Новый мир». В своей рецензии известный критик, член жюри множества престижных театральных и драматургических премий, кандидат искусствоведения Павел Руднев на «военную» пьесу скандального Вл. Сорокина «Землянка» оказывается не в состоянии удержаться от заимствования стиля первоисточника. И в рифму слову «отец» припечатывает без всяких купюр словцо из текста последнего («Новый мир», 2005, № 11, стр. 195). Крутые, надо сказать, пошли рецензии в «толстых» журналах!

Неудивительно, что библейское «в начале было слово» для порнографов имеет свою историю с продолжением. Но каковы слова, таковы и дела. Начиная с осени 2007 года на Всероссийском театральном фестивале «4-я высота», проходившем одновременно в нескольких ТЮЗах страны, были читки пьесы уже не юного Василия Сигарёва «Волчок», где не только «безбашенно» матерятся, причём все – и молодые и старые, и образованные, и маргиналы. Сигарёв, теряя элементарную способность к самооценке от количества полученных премий, российских и зарубежных, дописался до того, что по тексту зрители должны быть испытаны на прочность поэтапным показом гомосексуального инцеста. Сначала дочка поцеловала у мамы пятку, потом расстёгивает у неё блузку и трогает обнажённую грудь. В 9-й сцене мать, сидящая на кровати без трусов, раздвигает ноги, ржёт, хлопает себя по лобку и говорит дочери: «Ну-ка, помой матери кундю…»

Кто подумал, что наткнулся на какой-нибудь порносайт, тот ошибся. Это – выдержка из сигарёвского текста, опубликованного в старейшем литературно-художественном журнале «Урал», в 4-м номере за 2006 год. Но и это ещё не предел материнских проявлений в «Волчке». В той же сцене мать мочится на пол, а дочь затем тряпкой по сцене растирает лужу (резонно в этой связи перед началом данного рода спектаклей, кроме шуток, выдавать зрителям что-то вроде респираторов или предупреждать, чтоб не приходили в дорогих нарядах).

Другой похожий драматург, по фамилии Курочкин, вынес непристойность из текста и контекста напрямую в название своего «творения», а следовательно – в афиши и общедоступные места, и при этом чувствует себя без каких-либо последствий замечательно – «Водка, е…ля и телевизор» (как вы понимаете, у первоисточника – без стыдливых точек). Более того – Курочкин стал членом жюри ряда драматургических конкурсов и теперь «со своей колокольни» судит и учит молодых и начинающих авторов.

Не может не вызывать недоумения и другое. Если эксгибиционистские страсти и унитазные проблемы отдельных драматургов и постановщиков выдаются за новое слово в искусстве, то, может быть, государству в данной ситуации подобает вежливо ответить им: мол, это ваши собственные проблемы; а самому – найти более уважительные причины для участия в финансировании тех или иных проектов, а не заниматься поощрением садизма и похабщины на страницах книг, театральных подмостках и съёмочных площадках?

…У конкурса современных пьес «Действующие лица» с почти уже десятилетней историей солидности в учредителях не занимать. Здесь и Федеральное агентство по культуре и кинематографии, и государственная радиостанция «Радио России», и просто ряд уважаемых частных лиц. Ознакомишься с жизненной позицией некоторых из них, и становится понятным многое. Известная радиожурналистка «Эха Москвы» Ксения Ларина, – входившая, между прочим, в состав жюри этого конкурса в 2007 и 2008 годах, – теоретизирует в передаче «Книжное казино» на «Эхе» 5 июля 2009 года: «Одна из самых народных вещей, которые обсуждаются постоянно, это – наличие (в современных пьесах. – Авт.) ненормативной лексики. Мне кажется, нужно забыть эту тему, она не должна обсуждаться». Вот так, ни больше ни меньше. А следом – самое характерное, из-за чего размываются все художественные критерии. «Когда это талантливо, – судит Ларина, – когда необходимо, всегда оправданно». И судя по всему, голос журналистки со скромной пушкинской фамилией в жюри «Действующих лиц» отнюдь не одинок.

…В историю отечественного кинематографа вошёл отказ выдающегося актёра Олега Борисова плевать по роли в икону в снимавшемся в 70-е годы фильме о жизни Достоевского. Уже были готовы успешные кинопробы, в архивах до сих пор сохранены фотографии – актёр в гриме, поразительно внешне похожий на писателя, более того, внутренне готовый к воссозданию образа гения на экране. Но творческая позиция артиста была бескомпромиссной – заниматься непотребством, исходя даже из самого сложного и подчас многое оправдывающего контекста, он не посчитал для себя возможным. Конфликт с режиссёром из-за вроде бы незначительного рабочего момента перерос в концептуальный.

ГЕРОИЧЕСКОЕ В КОГТЯХ У ПОШЛОГО
Отечественные законодатели на исходе 90-х годов предпринимали попытки, и серьёзные, оградить бурные реки нахлынувшей свободы хоть какими-то берегами. Памятен поистине уникальный факт единодушия в Государственной Думе и Совете Федерации, когда обе палаты поочерёдно проголосовали за принятие нового Федерального закона – «О защите общественной нравственности».

И что же? Кто не помнит – тогдашний глава государства, президент Ельцин, его не подписал, сослался на что-то вроде «нарушает свободу творчества». Нужно ли теперь, спустя почти полтора десятилетия, детально объяснять, что за «свободу творчества» мы слишком часто видим и слышим из коммуникационных щелей? На примере хотя бы одного беспечно живущего Шнура.

Между тем его ужимки и дикая брань, соединённые с атрибутикой национальной святыни, в другой, более уважающей себя стране однозначно были бы отнесены к последней, самой строгой по степени ограничений категории. (К седьмой, так называемой ХХХ.)

Опять же приходится констатировать азбуку приличия – принята и действует в мировом сообществе регламентационная, в семи пунктах, шкала ограничений на изображение непристойности и жестокости. Ну и, конечно, общественная табель о рангах никогда не позволит где-нибудь во Франции или Англии охальнику и хулигану светиться в качестве героя своего времени, беспрепятственно неся в массы свою, с позволения сказать, эстетику.

У нас же – картина обратная. Самый свежий пример – в октябре 2011 года Шнур получает эфир в смотровое, вечернее время государственного (!) канала «Россия 1» – в новой развлекательной передаче «Профилактика». В этом же ряду – даже уважаемый телеканал «Культура» (4.11.11.), демонстрирующий постановку М. Захарова «Шут Балакирев», даже не заретушёвывая матерщину, звучащую со сцены.

…Наша беда в том, что у нас не работает сертификация культурной и медиапродукции по образцу любой другой. Такая сертификация могла бы чётко разграничить аудиторию, время трансляции фильма или любой другой постановки, а также определить ответственность авторов и распространителей за нарушение правил общественной морали. Между тем известный кинорежиссёр и парламентарий Николай Губенко предлагал бить рублём по злу – установить систему крупных штрафов для тех, кто сознательно нарушает общественную нравственность.

При этом вырученные средства направлялись бы на поддержку некоммерческого искусства. Рациональное зерно – нет прямых запретов, и в то же время какие-нибудь отпетые или «пробитые» мошенники лишний раз задумывались бы, стоит ли пускаться в такую вольницу, из-за которой не на шутку опустошались бы карманы «дорогих» продюсеров.

Пока, к сожалению, порномафия через своих лоббистов в органах власти держит позиции уверенно. Дело доходит до ангажирования научных кругов, доказательство тому – введение в активный оборот термина «ненормативная лексика». Лингвисты, литературоведы, всевозможные шоумены и революционеры от культуры, распустив как знамя этот поэтично-околонаучный термин, пустились с каким-то экстазом в почти открытую пропаганду словесной грязи, всегда бывшей в русском языке тем «низом», которому не позволялось претендовать на «верх» культуры, публичной жизни и общественного признания.

В самом запуске данного, ставшего устойчивым определения лежит семантическая и как следствие – этическая диверсия. К ненормативной лексике, то есть к той, что находится за пределами русского литературного языка как нормы, традиционно относились и разговорный стиль, и просторечие, и диалекты, и старославянизмы, и профессиональный жаргон. Таким образом, языковой пласт её очень широк и в принципе никакого отношения к скабрёзной ругани не имел и не имеет.

Так что «приватизация класса ХХХ» и здесь сработала по-чубайсовски – «без шуму и пыли», героическое дав на откуп пошлому. И нашим юным современникам будет трудно продираться к истинному смыслу через возникающие ассоциации при слове «Ленинград»: то ли невольно вытягиваться по стойке смирно, вспоминая песню о крейсере «Аврора» в исполнении детского хора, то ли – плеваться.

Алексей ГОЛЯКОВ

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№50 (6350) (2011-12-14)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 13 чел.
12345
Комментарии:
20.12.2011 13:27:02 - Владимир Леонидович Шишов пишет:

Кто ударит по рукам поджигателям шнура?

А действительно кто может притушить этот чадящий "шнур"? Банально звучит, но только тот кто при власти. Поразительно, но вводя жуткие надписи на табачных изделиях, укорачивая часовые пояса, понося так называемых "экстремистов", обращая внимания чёрт знает на что, власть в упор не замечает сквернословной вакханалии на ТВ, в театрах, кинофильмах, школах, всюду. Почему так? Многое можно предположить, в том числе и страх перед "творческой элитой", уж что-что, а обсмеять, опорочить, оболванить, это она умеет, тем более, что для этого есть большинство СМИ и большие деньги. Есть ли выход из этого болота? Конечно есть, безвыходных ситуаций не бывает.

18.12.2011 09:29:05 - Александр Иванович Чехонин пишет:



Мне кажется, "приход" к мату связан с утратой( всеобщая дебилизация!) самого смысла Искусства. Ведь Искусство–это эстетическое осмысление Жизни. "Ужасно" звучит, но Искусство–это не Жизнь, а Жизнь–ещё не Искусство. Изображение Жизни в Искусстве подразумевает вопрос "Зачем?". Что Автор хотел "донести"? Показать видеозапись пьяной драки с матюгами–это ничего не донести. Это просто развлекуха–игра на животных инстинктах, как "бои без правил". Есть спрос–есть и предложение. Искусство подразумевает оценивание того, что происходит. До дня нынешнего "потребление" искусства предполагало работу над собой, "труд души", попросту потребность развиваться, становиться лучше, в чём-то тем самым улучшая Мир. Но пришли иные времена, и видный демократ Денис Драгунский криком кричал на ТВ: "Хватит пороть эту чушь, что искусство должно кого-то чему-то учить!" Видимо, оно должно приносить "бабки". Вот такие учителя и "научили" страну Великой Культуры мерить всё на деньги. Помните слиток золота из рекламы и голос "Есть истинные ценности"? Вот нас и кормят ИХ "истинными ценностями". И даже такие умницы, как Маша Арбатова, кричат: "Вы хотите жить в выдуманном мире!" Отнюдь! Во-первых, не судите по себе. Её, женщину, не смущает мат, в том числе из женских уст. А я, её ровесник, всю жизнь работал в не самом интеллигентном коллективе, но НИ РАЗУ не слышал, чтобы мужчины при женщине сказали матерное слово. И подрпостки затихали, когда мимо проходил взрослый. И роскошно одетые красивые девочки не матерились по мобильнику посреди толпы. И вот хочется сказать. Это не мы хотим выдуманного мира. Это вы предлагаете нам жить вместе с вами в грязном уличном туалете, исписанном этими самыми словами. Вы ТАК привыкли. Так это ваша беда! А мы знаем другую жизнь, приличную, и не хотим от неё отказываться. И ещё. Почему-то три века Великой Русской Литературы её Мастера(до которых вам ещё...) прекрасно обходились без этого лексикона. Всем хватало словаря Пушкина. Может, читатели были другие? Поэтому поддерживаю тех, кто призывает разделить литературу по категориям, как в кино. В заключение повторюсь: в Искусстве важно то, что подразумевается. Хорошо сказала женщина в передаче о мате: "Все знают, что у людей есть половые органы. И совсем не нужно их постоянно демонстрировать". Короче, нас тянут назад, в скотство. А мы не хотим. А за статью–огромное спасибо. Её бы на самое видное место.

17.12.2011 23:55:15 - bakunin пишет:

Раскрепостились...

По сути речь идёт о состоянии общества, о его нравственных устоях, которым грозит взрывом бикфордов шнур (без кавычек). Среди первопроходцев "раскрепощения" литературы, сцены, телевидения и культуры в целом от тяжких оков, скажем так, интеллигентности, от общепринятых норм был, как известно, Юз Алешковский. Эстафету подхватил распоясавшийся Шнуров. А там пошло-поехало... Бесстыжие дельцы в издательствах и так называемые творцы быстро ухватились за золотую жилу, вошли во вкус и стали диктовать свои неписаные законы, тем более, что -Ура! - цензуру свалили. Ну а уровень совести у этой публики известен. Для циников ведь нет ничего святого, они лишь ухмыляются, когда им пытаются напомнить о некоей моральной ответственности за словоблудие. Законов, хоть сколь-нибудь серьёзно осуждающих тиражирование матерщины и прочего непотребства, по сути нет. На выступления прессы никто из властей не реагирует. Что остаётся? Надеяться на самотёк? Или на то, что мы когда-нибудь проснёмся? Боюсь, будет поздно. А может, всё-таки решительно потребовать от правительства и Думы остановить беспредел, растлевающий молодёжь? И инициатором, закопёрщиком этого движения, если хотите - похода, могла бы - и должна бы! - стать именно "Литературная газета", раз уж взялась за больную тему.

17.12.2011 23:19:48 - Лев Довбета пишет:

До каких пор

Падение нравственного уровня многих культурных деятелей ужасно! Давно пора вводить цензуру! Идёт активное растление молодёжи, впору думать о специальном вредительстве. Не понятна позиция Думы, да и правительства. Идёт планомерное унижение народа, деградация общей культуры.

14.12.2011 23:54:45 - necke julia пишет:



Не заблуждайтесь относительно пелевина К началу рекламной компании по выходу новой книжонки, 8 декабря близко, близко Пелевин в последней книге очень хорошо себя описал в образе скотенкова. Вы думаете он бедный затворник писатель? Он даже свое непоявление на суперпупернацбесте сумеет подать подороже. Он настолько близок к реальному Скотенкову- Суркову что вы даже себе представить не можете, вон даже президент его продвигает. Плюс еще доходы от рекламы, с которой он не порвал, а наоборот взобрался на вершину этого бизнеса с уклоном в политику, вписавшись в ряды сотрудников ФСБ, так что не удивлюсь, если скоро он будет в обязательной программе, впрочем для чистоты его легенды надо быть в постоянной оппозиции, во всяком случае ее видимости, вот даже премию не дали. Зато крайне интересен пелевинский пассаж о тех кто пролезает на политическую арену, там еще о блядях и оцеплении, которое неблядей не пропускает, писано, между прочим на собственном опыте, пелевин, допущен, на минуточку А так Пелевин занимается в фсб тем, что тотально контролирует медиасферу и уничтожает всех, кто не подчинился его правилам игры. 40 тысяч долларов – такса пелевина за политический сценарий. Психоаналитические корни такой пелевинской девиации тоже уже известны, это и физическое насилие со стороны отца и нынешние проблемы с физической потенцией на фоне хронической гонореи. В оркских деревнях до сих пор приходят в религиозный ужас при виде СВЧ-печек. Им непонятно, как это так — огня нет, гамбургер никто не трогает, а он становится все горячее и горячее. Делается это просто — надо создать электромагнитное поле, в котором частицы гамбургера придут в бурное движение. Оркские революции готовят точно так же, как гамбургеры, за исключением того, что частицы говна в оркских черепах приводятся в движение не электромагнитным полем, а информационным" Виктор Пелевин СНАФФ забыл добавить пелевин - я же его и создаю, информационное поле своего гавна все предыдущие многочисленные журналы с этим именем забанены пелевиным, сука эмоционален оказался, сейчас к выходу его новой книжки и в связи с увеличением физического давления на меня, вплоть до физического устранения, они банятся, особенно часто

14.12.2011 15:36:44 - Елена Вадимовна Бердникова пишет:

"Бикфордов "шнур"

Спасибо за статью. Согласна с каждым словом, не только с мыслью автора. Я уже давно вышла из подросткового возраста, 30 лет проработала в школе. Во времена моего ученичества даже мальчишки не смели материться в присутствии одноклассниц. И не потому, что за это были бы как-то сурово наказаны - не принято было, считалось позором. Сегодня лихо матерятся девчонки. Нет, они не матерятся, они так разговаривают. Я живу в центре города, но в старом частном доме, который всё грозятся снести. Вокруг давно выросли высотные дома, рядом современная школа. Так вот ученицы этой самой школы каждое утро шмыгают за угол забора на перекур, и нам приходится невольно слышать их беседы: из приличных слов - только союзы и предлоги, остальное - отборнейший мат. Пытались с мужем взывать к их совести, обращались в школу - безрезультатно! "Сейчас все так общаются!"- вот и весь сказ.


Алексей ГОЛЯКОВ


Выпуски:
(за этот год)