(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Общество

Кому нужна рекламная пустота?

ВОПРОС РЕБРОМ

Виктор БОГОРАДСтыдно признаться, но я начал грубить по телефону. А что делать, если в пятый раз за последние три часа раздаётся звонок и приятный девичий голос вещает: «Здравствуйте, меня зовут Алиса (Надежда, Ирина, Ольга, Людмила, Анастасия…). Я представляю фирму «Бумбум». Наша фирма сегодня проводит акцию…» – и затем пытается мне рассказать, какую необычайную акцию проводит эта фирма «Бумбум» и какое уникальное предложение у них для меня есть.

В первый раз отвечаешь вежливо. Во второй-третий разы тоже упаковываешь ответ в более-менее сдержанные выражения. Однако к пятому разу уже доходишь до градуса и выдаёшь примерно следующий текст:

– Девушка, я вас очень прошу, больше не звоните мне никогда! Мне ничего не нужно (некоторое преувеличение). У меня всё есть (опять некоторое преувеличение): двери, окна, пол, потолок, Интернет (чистая правда). Вообще сотрите в базе мой телефон!!!

Интересно, что некоторые девушки обижаются. Они искренне не понимают, почему им грубят. Ведь они предлагают такой нужный товар.

Или, например, звонок в дверь. Очень вежливый юноша извиняется и задаёт какой-то вопрос. Вступаешь с ним в диалог и через минуту вдруг понимаешь, что он тоже предлагает тебе некий товар. Например, высокоскоростной Интернет. Или вот недавно мне пытались всучить какую-то сверхсовременную электробритву.

А радио вы иногда включаете? Помните этот зловещий голос, выползающий оттуда, как африканский питон: «Боли в суставах?.. Ломота в спине?.. Судорога в пояснице?..» И затем уже другим, вдохновляющим тоном: «Есть препарат, разработанный российскими медиками!.. Уникальный!.. Получивший официальный сертификат!.. Исключительно из природных, натуральных ингредиентов!..»

Сначала запугивают, потом предлагают спасение.

Как поётся в известной песне: «И никуда, никуда мне не деться от этого…»

Философ Борис Марков считает, что дом в наше время перестал быть местом, где можно укрыться от мира, личным пространством, принадлежащим только тебе одному. Мир упорно просачивается туда и охватывает человека липкими щупальцами.

Да что там дом! Ступаешь на эскалатор в метро, и тут же обрушивается на тебя гнусавый голос: «Только в нашем концертном зале!!! Феерическое!!! Необыкновенное!!! Потрясающее представление с участием самых известных российских звёзд!!!»

Не уверен, есть ли такой закон, но ведь, по-моему, принудительная реклама у нас запрещена? Или – разрешена? На баннер я, скажем, ещё могу не смотреть, однако, стоя на эскалаторе, держась, согласно инструкции, за поручень, не слушать я не могу.

Так есть ли у нас такой закон или нет? И если нет, то хоть как-то нужно регламентировать этот вселенский разгул рекламы?

Кстати, о баннерах и биллбордах. Не знаю, что там в других городах, а в Петербурге, когда спешишь по Невскому в часы пик, ненавидишь их всей душой. Потому что каждый из них приходится огибать и возле каждого обязательно образуется ощутимый людской затор.

Правда, гораздо хуже, когда на соседних улицах, где и так-то, бывает, не продохнуть, натыкаешься на рекламную стойку, вытянутую поперёк: «У нас распродажа!» – или: «Бизнес-ланч в нашем кафе всего 99 рублей!» Тут уже приходится вылезать на проезжую часть. И, честное слово, я, предположим, человек сдержанный, законопослушный, но почему никто не собьёт эти проклятые стойки ногой? Почему никто не растопчет их, не перевернёт? Потому что какое мне дело, что «бизнес-ланч в вашем кафе 99 рублей»? Какое мне дело до распродажи? Не мешайте мне жить!

А мы ещё удивляемся, откуда у нас такое количество нервных заболеваний. Да если вот так давить на психику каждый день, у любого «бак потечёт».

Не хочу никого обижать, но каким, на мой взгляд, надо быть идиотом, чтобы верить рекламе. Уверяю вас, проверено на личном опыте: все стиральные порошки одинаковы. Абсолютно безразлично, какой из них покупать. Одинаковы все зубные пасты, все щётки, все лосьоны, все кремы, все лезвия для бритья, все бодрящие «энергетические напитки», все биодобавки, якобы очищающие организм. Поверьте: «волшебный» биокефир отличается от обыкновенного только ценой, а всякие «чудодейственные» йогурты и творожки наливают из одного водопроводного крана.

В рекламе нет информации. Есть только откровенное зомбирование покупателя, побуждающее его приобрести именно этот товар.

Причём эффект, по-моему, нулевой.

Возможно, у меня специфический круг общения, но ни один, подчёркиваю – ни один из моих друзей, приятелей или знакомых ни на грош рекламе не верит. Как бы ни надрывались постеры и биллборды, что бы ни вкручивали нам ежедневно радио или ТВ, а любой человек помнит названия лишь десятка всемирно известных фирм, да и то относящихся в основном к области электроники. И покупать товар он пойдёт не в тот магазин, который рекламируется везде, а в тот, который находится ближе к дому. В крайнем случае – в ближайший торговый центр.

Ну и зачем огород городить?

Зачем тратить колоссальные деньги на продвижение лейблов и адресов? Зачем обрушивать на людей калейдоскопический спам, ни понять, ни усвоить который практически невозможно?

Реклама – это экономический идиотизм.

Миф о том, что реклама движет торговлю, придумали сами рекламщики, чтобы оправдать свой бессмысленный труд.
Я уже не говорю о моральной стороне этого дела. Навязывать человеку товар, который ему не особенно нужен, зомбировать на покупку того, без чего вполне можно жить, по-моему, не очень прилично.

На мой взгляд, это просто обман.

Чудовищный тотальный обман, ставший самодовлеющей величиной.

И он не перестаёт быть обманом только лишь оттого, что получает стараниями упорных рекламщиков красивую упаковку.

Теперь немного об экономике.

Каждую неделю я выгребаю из своего почтового ящика целый ворох разноцветных рекламных листков. Мне предлагают сменить двери и окна, поставить сигнализацию на машину (которой у меня нет), попробовать коллекционные вина, сходить в сауну (вариант – солярий), вставить зубы (по-видимому – в два ряда), напоминают, что самое время обновить мебель в квартире, съездить в Турцию, перейти на другой, более выгодный, интернет-тариф.

И так далее и тому подобное.

День за днём, месяц за месяцем – уже много лет.

Всё это, разумеется, летит в мусор в тот же момент.

Никогда ничего мне из этого не понадобилось.

Рядом с почтовыми ящиками у нас в подъезде стоит огромная коробка из-под телевизора. Так вот за неделю она успевает наполниться до краёв.

И ведь это только один подъезд, один дом. А сколько у нас по стране таких подъездов, таких домов?

Израсходованы вагоны бумаги, краска, художники рисовали картинки, редакторы (извините, криэйторы) создавали рекламный текст, типографии это печатали, кто-то, видимо специальный курьер, разносил по домам.

Напомню: всё это входит в цену товара!..

То есть за весь этот безумный мусор с нас ещё и деньги берут.

Я где-то читал, что в цене пива 60% составляет маркетинг. Какова доля обычной рекламы в цене товара, я сказать не могу, но полагаю, что во многих случаях, если это раскрученный бренд, она составляет также не менее половины того, что мы платим.

А мы согласны за это платить?

Платить за то, чтобы нам дурили головы?

Не буду приводить другие примеры. Их сколько угодно, они у всех на виду. Скажу только, что, с точки зрения нормального человека, это полный абсурд. В стране демографическая катастрофа, рождаемость падает, не хватает элементарных рабочих рук, большая часть того, что мы потребляем, приобретается за рубежом. А тут десятки тысяч молодых, энергичных людей с утра до вечера морочат головы миллионам других.

Производят ничто, рекламную пустоту.

И при этом убеждены, что заняты творческим и полезным трудом.

Как же – «продвигают на рынок инновационный продукт».

Между прочим, зарплаты в рекламе выше, чем у учителей и врачей. И это только лишь потому, что рекламный налог, который мы вынуждены платить, превышает, по-моему, все остальные налоги, вместе взятые.

Есть у меня фантастическая идея. Хорошо бы взять и всё это запретить. Всю рекламу вообще. На радио, на телевидении, на улицах, в метро, в магазинах – везде.

Что при этом произойдёт? Рухнет мир? Нет, не рухнет, зато насколько спокойнее нам всем станет жить!.. А если вдруг что-то понадобится – вот тебе Интернет. Набрал строчку, посмотрел линейку товаров, сравнил цены, выбрал соответствующую модель. Тут же – адреса магазинов, где они есть. Собственно, я так и делаю.

В лозунге советских времён «Экономика должна быть экономной!» присутствует, между прочим, глубокий смысл. Мы в России не так богаты, чтобы тратить деньги на всякую ерунду.

Можно оставить рекламу социальную и образовательную. Ну и хватит. Зачем нам что-то ещё?

Главное, тут понятно, что делать и как.

Можно поручиться, что картинка жизни, которая при этом возникнет, будет привлекательна для подавляющего большинства россиян.

Вы только представьте: нет больше удушающего рекламного идиотизма. Нет тирании агрессивного потребительства, пропитывающего собою весь мир. Много ли нужно человеку для счастья?

Андрей СТОЛЯРОВ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Обсудить на форуме

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Кому нужна рекламная пустота?

Стыдно признаться, но я начал грубить по телефону. А что делать, если в пятый раз за последние три часа раздаётся звонок и приятный девичий голос вещает: «Здравствуйте, меня зовут Алиса (Надежда, Ирина, Ольга, Людмила, Анастасия…).

КОД ССЫЛКИ:

Статья опубликована :

№51 (6351) (2011-12-21)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 14 чел.
12345
Комментарии:
22.12.2011 17:57:28 - Андрей Альбертович Венедиктов пишет:

Об эскалаторах

Звуковая реклама с использованием транспортных средств запрещена. Но ФАС (Федеральная антимонопольная служба) и суды не считают эскалатор транспортным средством. (Хотя в метро объявляют, что "эскалатор - транспортное средство повышенной опасности".) Я, например, когда еду на эскалаторе, "отключаюсь" и не слушаю их объявлений вообще. Наверное, не я один. Но ведь так можно прослушать какое-то сообщение, касающееся безопасности пассажиров. А ещё, когда еду на пригородной электричке, всю дорогу прослушиваю объявления "железной тёти" о том, что нельзя ездить на крышах вагонов, между вагонами, перебегать пути вблизи движущегося поезда и пр., и пр. Каково людям, которые ездят на электричках два раза в день (на работу и обратно)? Выслушивать эти увещевания несколько сот раз в год... С ума можно сойти. Безобразие, одним словом. Спасибо за статью. Сам давно хотел об этом написать.


Андрей СТОЛЯРОВ


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
old.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru