(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Совместный проект Подмосковье

Книжные новости

Андрей ГЕ. У Машука: Ретроспектива гибели М.Ю. Лермонтова. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2011. – 288 с. – 500 экз.

Удивительных людей встречаешь в литературном сообществе Подмосковья! Житель Болшева Анатолий Герасименко, публикующийся под псевдонимом Андрей Ге, – бывший военный, полковник в отставке, доктор технических наук, профессор, изобретатель, автор научных книг и статей, альпинист, мастер спорта по сверхмарафонскому бегу, поэт-пародист, член Союза писателей России. А главное – лермонтовед, издавший о любимом поэте шесть книг.

В монографии «У Машука», как и в предыдущих, Андрей Ге выступает страстным сторонником версии о том, что никакой дуэли Лермонтова с Мартыновым не было, что растленный тип, негодяй и картёжник сознательно и подло убил великого поэта, став исполнителем разветвлённого заговора. Разумеется, в краткой рецензии нет возможности даже поверхностно судить о плюсах и минусах этой версии. Но нельзя не отметить, что автор тщательно исследовал огромное число источников, которые обильно цитирует, тем самым втягивая читателя в многолетний спор.

К достоинствам книги я бы отнёс её тональность. Андрей Ге не придерживается корректного академизма, он не скрывает своей страстности и – в хорошем смысле слова – пристрастности. Да и, собственно, какая может быть беспристрастность, если очевидно и неоспоримо главное: ничтожество убило великого поэта, надежду русской литературы. Но правда и то, что в «высшем обществе» старой России отношение как к Жоржу Дантесу, так и к Николаю Мартынову было отнюдь не однозначным. Известно, что убийца Лермонтова до старости был завсегдатаем Английского клуба, где все ему «подавали руку».

В то же время Андрей Ге, на мой взгляд, чрезмерно увлекается темой наследственности. Так, он приписал генералу Рузскому (отдалённому родственнику Лермонтова) высокие чувства мстителя царю Николаю II за то, что его прадед Николай I был, по версии автора книги и его единомышленников, главным виновником гибели великого поэта. Большинство современных историков склонны считать генерала Рузского масонским заговорщиком, изменником, способствовавшим гибели исторической России.

Татьяна БУЛКИНА. Поклон советскому кино. – ИД «Московия», 2011. – 384 с.: ил. – 3000 экз.

Автор книги, ветеран подмосковной журналистики, всегда уделяла особое внимание кино, в этом мире она многих знает лично. Неслучайно бо´льшая часть книги построена в форме бесед с актёрами, режиссёрами, операторами, их родными. Удачно выбрала Татьяна Булкина эпиграфом своей книге слова народной артистки России Зинаиды Кириенко: «В советское время бывало всякое, только мы многое не знали. Но зато какие снимали фильмы! Они несли нравственные идеалы. Смотрите наше старое кино и не пропадёте в этом мире». Двадцать лет прошло после развала СССР, наш кинематограф откатился назад, а старые ленты всё чаще и чаще вынуждены показывать по ТВ, да и продажи их на дисках идут всё успешнее.

Последней главе Татьяна Булкина дала название «История создания кинохитов», в число которых она включила четыре фильма – «Офицеры», «А зори здесь тихие…», «Девчата», «Свадьба в Малиновке». Всего четыре! Конечно, можно было бы увеличить список, но книга не резиновая. А может быть, название главы вводит в заблуждение? Ведь, в сущности, все фильмы, о которых рассказывается в книге, – хиты.

Надо ли говорить, что таких «хитов» в нынешних условиях разнузданных «свобод» пока не создано. Хотя ограничений и зажимов, о которых стенают идеологи «демократии», сейчас нет. Из воспоминаний оператора фильма «А зори здесь тихие…» Вячеслава Шумского: «Ещё до выхода фильма на экран по студии поползли слухи о том, что Станислав Ростоцкий слишком смело снял сцену в бане. Но Станислав был секретарём партийной организации, он сумел отстоять свои задумки. Вот какое было время: чтобы снять обнажённую натуру, надо было занимать высокую партийную должность… Если бы эта сцена снималась сегодня, там бы столько всего накрутили!..»

В бессильной зависти кое-кто сейчас пытается «накрутить» там, где раньше «зажимали». Но искусства не получается. Режиссёр Владимир Чеботарёв, снявший полвека назад «Человека-амфибию» (он был куплен шестьюдесятью странами), подверг резкой критике нынешний «ремейк» его шедевра. Режиссёр с насмешкой говорит, что «…современный Ихтиандр, кроме заигрывания с девчонками, ничего не знает. И этим создатели фильма осовременили фантаста Беляева. Гнались за моими героями, а там и рядом не лежало. Беляев – это романтика. Без неё нет ничего, браться нельзя. Вся картина ужасная. Я потерял всё уважение к молодому Тодоровскому, создателю фильма».

Будет ли просвет в нынешних тучах? Автор книги приводит слова народной артистки России Татьяны Самойловой о том, что «кино может возродиться, если в нашем обществе возродится духовность, которая всегда была присуща русской таинственной душе. Я сегодня живу этой верой». Я тоже.

Подготовил Федот СМУРОВ

Статья опубликована :

№3 (6354) (2012-01-25)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,0
Проголосовало: 1 чел.
12345
Комментарии:
29.01.2012 16:22:34 - Stanislav Alexandrovich Krechet пишет:



Не первый раз читаю А.Герасименко. Его "пристрастность" по отношению к нашему Лермонтову считаю благородным проявлением и спасибо ему . Я присоединяюсь к позиции автора. Никто и никогда не узнает деталей события прошедшего времени , но предположить тенденции на основе собственного жизненного опыта, тенденции, "обеспечившие" условия для гибели поэта Лермонтова - имеет право каждый. Ныне (а нынешнее время тоже неповторимо) выпущеная "КП" книжка произведений Ю.М.Лермонтова содержит такое словесное сопровождение, что стыдно за "КП"; тоже-тенденциозность...


Федот СМУРОВ


Выпуски:
(за этот год)