(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Библиосфера

Фонтан любви, фонтан живой…

ЛИТПРОЗЕКТОР

Борис Акунин и его учебник изрядной порядочности

Лев ПИРОГОВ

Борис Акунин. Любовь к истории. – М.: Олма Медиа Групп, 2012. – 304 с. – 100 000 экз.

Это не вполне книга. Это распечатанные на бумаге выдержки из интернет-блога Бориса Акунина. Понятно, что успешный писатель должен присутствовать на телевидении. А ещё он должен вести блог, то есть публичный дневник. Или альбом. Ну вот как у девиц в позапрошлом веке были альбомы. Этакое зеркало души напоказ.

Как и собственно литературное творчество Бориса Акунина, блог этот ни о какой не истории, разумеется. Он о том, как надо себя вести. Вернее, о том, как надо хотеть себя вести. О «порядочности».

Порядочно желать счастья и процветания своему народу, каковые наступят, если выпустить из застенка Михаила Борисовича Ходорковского, негодовать по поводу кошелька, подсунутого Глебом Жегловым в карман уголовника Кирпича, и вообще быть за всё хорошее против всего плохого.

Но порядочность – штука диалектическая.

Например. Сначала автор долго и убедительно объясняет, как важно уважать человека (даже если это пресловутый Кирпич), а потом вдруг бросает походя: «Когда у Жанны Бичевской уехал терем…» Чувствуете? Где тот Кирпич – и где дурёха Бичевская, тьфу.

Называется книга «Любовь к истории», потому что размышления о порядочности проиллюстрированы в ней, во-первых, картинками, а во-вторых, разными забавными историческими анекдотами.

Скажем, возмутило Акунина употреблённое когда-то Никитой Михалковым выражение «свободная лояльность» (это когда человек лоялен к государству и власти не по принуждению или в силу ангажированности, а по своему внутреннему выбору), и тут же следует анекдот о том, как некий бонапартовский чиновник подарил жене шаль, обмоченную (в плохом смысле) Жозефиной. Вот, дескать, свободная лояльность – никто же не заставлял!.. Смех в зале.

Хотя писатель, много рассуждающий о японских самураях, не может не понимать разницы между преданностью и подобострастием. Или между самоотречением или самоуничижением, которое паче гордости.

Ну так ведь порядочность – штука диалектическая.

У порядочности холодная голова, чистые руки и тёплые ноги. Последнее особо способствует комфорту её носителей. Они редко в чём-либо раскаиваются, потому что раскаиваться им, как правило, не в чем. Редко имеют бледный вид, потому что обычно имеют глупый. А какой ещё вид может иметь совершенный человек в несовершенном мире? Или бледный – или самодовольный. Чаще наблюдаем второе.

Таким людям нравится думать, что порядочность – это совсем-совсем рядом с честью. Оно и правда так, но разница есть.

Честь связана с готовностью жертвовать. Легко пожертвовать (в уме) своей жизнью – а вот чужими жизнями? Легко пожертвовать (в уме) достатком – а как насчёт того, чтобы достоинством? Не всегда «дело чести» – твоё личное дело. Нередко оно совсем не твоё.

«Порядочный» не станет военачальником (посылающим на смерть), разведчиком (перманентно лгущим и предающим), правителем (делающим и то, и это), да и просто «служилым человеком», не склонным тетёшкать свои рефлексии. А если всё-таки станет – пользы делу не принесёт, и хорошо ещё, если не навредит. Поэтому в извечной российской борьбе двух зол: врагов внутренних (будь то лень, пьянство, мздоимство, дураки и дороги) и врагов внешних (будь то поляки, американцы, инопланетяне и мировой сионизм) – порядочные раз за разом оказываются на стороне врагов внешних.

Неудивительно, что патриотизм в список добродетелей порядочного человека не входит и без аккуратных, как пинцетик, кавычек не употребляется.

Что, например, объединяет сегодня человека эталонной порядочности Григория Шалвовича Чхартишвили с человеком эталонной гражданской совести Виктором Анатольевичем Шендеровичем? Ну не порядочность же!.. Объединились против внутреннего врага…

Кстати, о злобе дня. Нынче Борис Акунин – активный политический деятель. Носит белую ленточку, интервьюирует Навального, выступает на митингах, того и гляди получит в оппозиционном Кабинете министров какой-нибудь культурный портфель. А лет десять назад, когда ничем подобным ещё не веяло, он написал в одной из своих книг примерно следующее (цитирую по памяти, извините): «Так уж устроено, что в нашей стране на стороне добра выступают негодяи и мерзавцы, а на стороне зла – герои и романтики».

Интересно, на чьей же стороне выступает писатель сегодня и, соответственно, кем является?

Поскольку быть негодяем и мерзавцем порядочному человеку порядочность не велит (а вот героем и романтиком – ничего, можно), то… получается интересно.

Помнится, Лев Толстой в предисловии к фильму Бондарчука «Война и мир» сказал (цитирую по памяти, извините): «Если плохие люди с лёгкостью объединяются для свершения своих отвратных делишек, то почему бы хорошим людям тоже не объединиться, чтоб заштырить этих плохих?»

Действительно, почему? Может быть, потому, что в соответствии с Принципом неопределённости Гейзенберга, как только хороший человек осознаёт свою хорошесть, так сразу быть хорошим и перестаёт?

Известно ведь: когда хочешь показать себя наилучшим образом, наружу лезет всё худшее. И наоборот. Когда вертолётчик Мимино курит сигару в заграничном такси по пути в «Европа-центр», вид у него дурацкий, а когда хочет выпрыгнуть из самолёта от раскаяния и тоски, – нормальный вид. Выходит, когда «жизнь удалась», это значит, что она не удалась, а когда не удалась, значит, что удалась? И как с этим жить?

Ответ: «тяжело». Жить с этим – трудно и непонятно. Следование принципам должно усложнять жизнь, а не облегчать её. Как только мы почувствовали, что от соблюдения того или иного принципа жизнь наша стала чуточку легче, так мы сразу сами себе шаль и презентовали-с.

Это что касается главного, теперь о второстепенном. По-читательски книга мне не очень понравилась. Думаю, и сам автор ею не особо гордится (если читал). Торопливо, легковесно, болтливо. Будто из одной бочки с каким-нибудь «А. Шляховым» наливали. Ну да тут уж, видно, как учил К. Прутков (по памяти), «если у тебя есть фонтан – побереги его, дай отдохнуть фонтану».

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№4 (6355) (2012-02-01)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,4
Проголосовало: 11 чел.
12345
Комментарии:
09.02.2012 12:34:49 - Родамiр пишет:



Сравнение "кавычки как пинцет" кажется весьма ярким. Припоминаю и тот "лучок", который в одной из прошлых статей Автор весьма живо описал - так, что лучок-то явно почувствовался. Так что есть у Автора и содержание (тема), и "литературное вещество". И есть большое желание, чтобы и контекст культуры Автор не делил: Водица-живица (фонтана) и Искра Ярилы на самом деле не противоречат друг Другу. Корень "рус" относит нас к понятию "свет" (русый-светлый), но и к слову "вода" - РУСалки. Слово-название "Русь" часть исследователей считает произошедшим именно от слова "русалка". Были на Руси праздники Русалии. Коень "РУС" объединяет и влагу и свет (огнь, Искру). Но и сейчас Единство нужно. А иначе мне вообще смысла не видится. Как бы порой не была убедительна теория какого-либо типа относительности, но потребность в чёткости, твёрдости всегда у всех есть. Да и принцип относительности без Принца-принципа Абсолюта не существует.

06.02.2012 12:13:40 - сергей викторович копылов пишет:

Заметка постороннего.

Г-н Пирогов, понимаю, что никакая, не только литературная, но и просто человеческая цитадель не устоит перед вашим бурным натиском. Вам по плечу произвести вивисекцию ... да, хоть, Льва Толстого. Вы бы и его нашли в чём упрекнуть и за что устыдить. Мало бы не показалось. А уж, какого-то там Б.Акунина, так это и вовсе - пара пустяков. Да что Вам дался этот Б.Акунин? Ну, пишет себе свои исторические романы. И что с того? А...., политикой занялся? Ну, это уже никуда не годится, мимо этого Вы пройти ну никак не можете. А за одно уж, лягнуть и Шендеровича не помешает.__ Но, может быть, есть такой матёрый человечище, который Вам не по зубам? Как его имя? ___ Да, когда в политический контекст вступают литераторы - дело швах. В стране явно что-то не так. А что не так, лучше всех знает литературный критик Лев Пирогов.

01.02.2012 13:08:15 - Ефим Суббота пишет:



У Акунина ермолка да-авно уже съехала...


Лев ПИРОГОВ


Выпуски:
(за этот год)