(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Человек

Сладость слов

ГРИМАСЫ РЫНКА

Сладость слов и никакого мошенничества

Судьба эту семью уже давно не баловала, и Женя научилась равнодушно скользить взглядом по красочным витринам, пропускать мимо ушей рекламные слоганы о том, что она чего-то там достойна, и смотреть сначала на ценник, а уж потом на качество. Несколько лет назад мама потеряла работу, и их женский коллектив – тётя-инвалид, мама-пенсионерка и она – существовал теперь на невеликую Женькину зарплату. Слово «кредит» в их доме даже не произносилось, никакая, самая желанная вещь, искренне считала Женя, не завлечёт её в банковскую кабалу. Но за три дня до Нового года она попалась, купив в кредит то, о чём никогда не мечтала и, более того, до этого даже ничего не слышала.

Её сотовый телефон зазвонил, когда она выбирала платье для корпоратива и психологически уже готова была к новогодним чудесам. И чудо случилось. Ласковый и восторженный женский голос сообщил, что знакомая её мамы оплатила для Женьки спа-процедуру в косметическом салоне, куда она может прийти прямо сейчас и получить сей фантастический подарок. Салон был в центре Моск­вы, недалеко от работы, и Женя, не удивившись странной просьбе захватить паспорт, понеслась в пасть удава. Как загипнотизированная отдала на рецепшене паспорт и позволила внести свои данные в компьютер. Через минуту ещё одна ласковая дама в белом халате пригласила её в кабинет. Обставлен он был весьма скудно: вешалка, кушетка, стул и стол с несколькими баночками. Спа-салон Евгения представляла себе несколько иначе, и дама, заметив её разочарование, бросилась рассыпать комплименты её внешности и сожалеть, что и такая прекрасная кожа, если за ней правильно не ухаживать, смор­щится, скукожится и потеряет всё своё очарование. Единственная косметика, которая может придать вторую молодость, убеждала дама, елозя холодными руками по лицу Евгении, – это Дешели, и купить её можно только у них.

Одной баночки крема, трещала дама, вам хватит на год. Там вообще нет химии, только натуральные ингредиенты. «Только натуральные, как только откроешь баночку, начнут киснуть и за год уж точно испортятся», вяло подумала Женя, но промолчала. Руки то ли косметолога, то ли продавца наконец согрелись, и Женя расслабилась, наслаждаясь лестью и натуральными, возможно, ингредиентами. Немного удивляло лишь то, что дама мазала то одним, то другим лишь одну половину лица.

– Это специально, чтобы вы увидели разницу. Вставайте, посмотрите в зеркало, как сияет обработанная часть лица.

Признаваться, что она так же сияет, когда Женя накладывает по вечерам на своё лицо купленный в супемаркете дешёвый крем, не хотелось. Неудобно было и перед косметологом, потратившим на неё своё время, и перед знакомой матери, оплатившей эту процедуру. Нерешительно кивнула, рассматривая своё отражение. Нет, кажется, предательский прыщик уже не так видно. Может, и правда чудо?

– Присаживайтесь теперь на стул, – удовлетворённая реакцией Евгении, дама села напротив и спросила, – ну что, покупаете?

А может, и правда купить ночной крем, например? Сколько он, интересно, стоит? Наверное, тысячу или две, чёрт с ним, куплю.

– У нас сейчас рекламная акция, товар только завоёвывает рынок, так что у вас есть уникальная воз­можность приобрести израиль­скую косметику премиум-класса по баснословно низкой цене. За набор из десяти наименований в удобном чёрном кейсе и не имеющий ана­логов ультразвуковой прибор, кото­рый доставляет крем прямо внутрь клетки, всего 33 387 рублей.

– Ничего себе «всего». Да у меня и денег-то таких с собой нет.

– Кредит оформим. Даже с учётом процентов это лишь около 36 тысяч. Данные ваши уже внесены, сейчас подпишем и сразу уйдёте с кейсом. Три тысячи в месяц – это же копейки, – не сдавалась дама. – На косметолога и плохие кремы вы наверняка ежемесячно тратите не меньше десяти.

Честно говоря, десять она и в год не тратила.

– Вам что, такая мизерная сумма не по карману? – Дама произнесла фразу так, что Женя покраснела.

– Я пойду, – попыталась под­няться со стула и зачем-то изви­ни­лась. – Простите.

– Да вы что, меня же уволят, – схватила её за плечи мучительница. – Не хотите – не покупайте, я вас не заставляю. Но я должна обработать и вторую половину лица, ес­ли ад­министрация увидит, что вы вышли в таком виде, вы не представляете, какие у меня будут неприятности.

– А как они увидят? – спросила ошарашенная Женя.

– Да это за километр видно. Сия­ющая волшебная правая сторо­на и совершенно измученная левая, необработанная. Ложитесь, три минуты и пойдёте.

Три минуты растянулись на час. Лекция о преимуществах косметики Дешели сменялась то рассказами о трудной жизни дамы, приехавшей сюда на заработки с Украины, то предсказаниями ужасов морщинистой старости, которая никогда не наступит, если пользоваться сей косметикой, то сожалениями по поводу Жениной бедности, то лестью. Приходили и уходили ещё какие-то женщины в халатах. Одна, назвавшаяся косметологом, спросила, есть ли у Жени генетическая предрас­поло­женность. Та кивнула – генетическая предрасположенность есть у всех. Значит, сделала вывод косметолог, вам непременно нужно пользоваться Дешели, и ушла. Тут же вошла другая женщина, с договором на кредит. И… плохо уже что-либо соображающая Евгения его подписала.

Чары спали наутро. Вместе с мамой позвонили той самой знакомой, которая якобы оплатила процедуру. Оказалось, что ничего она не платила и сама попалась на эту удочку, потому что её телефон тоже кто-то оставил в салоне. Правда, в отличие от Жени паспорт она не давала и покупать целый чемодан косметики отказалась наотрез. Дама, которая манипулировала с её лицом, тоже приехала в Москву на заработки, но уже из Белоруссии, и, когда поняла, что ничего продать не удастся, даже пустила слезу – если не оставите хотя бы тридцать номеров телефонов своих друзей, её, мол уволят или лишат зарплаты. И та не тридцать, конечно, но оставила…

Евгения с мамой пришли в редакцию вместе с так и не распакованным чемоданом. В тот день они ходили в салон, пытаясь его вернуть. Не тут-то было. Подписывала договор под дулом пистолета? Нет. С товаром познакомилась. Да, и даже попробовала его пусть не на зуб, так «на лицо». Информацию о производителе дали? Дали. Товар продан по баснословной цене? Может быть. Но разве это противоречит закону? Хотите расторгнуть кредит? Это в банк. В банке – разве вы с нами заключали договор? Нет. В салоне? Так с ним и разбирайтесь.

Круг замкнулся. Евгения про­тягивает мне выданные в салоне документы. Целая кипа серти­фи­катов, из которых следу­ет, что баночки с кремами, мас­ками и очи­ща­ющим молочком действи­тель­но сделаны в Израиле, не про­из­водят кожно-раздражающего дей­ствия и соответствуют каким-то нор­ма­тивам, указанным в каких-то приложениях. Отдельный сертификат – на ультразвуковой массажный чудо-прибор «Клиатон». В санитарно-эпидемиологическом заключении значится, правда, что называется он «Фотон», изготовлен не в Израиле, а в Китае, испытан в Сергиевом Посаде, а выдано это заключение в Чечне.

Вот такой круговорот приборов в природе. Но основанием для отказа от товара он, увы, быть не может. Смотрю договор купли-про­дажи. В третьем же абзаце фраза: «Про­давец ставит в известность поку­пателя о том, что парфюмерно-кос­метические товары… включены в перечень непродовольственных то­ва­ров… не подлежащих возврату и обмену». «Женя, – спрашиваю, – вас поставили в известность? Нет? А зачем же вы подписали договор?» – «Я его не прочла, как и заявление на получение кредита. Его только с лупой можно прочесть, и вообще я не поняла, с кем я его заключила».

На первой странице в левом верхнем углу плашечка «Траст Банк», в правом – «Rus кредит», а на второй странице печать – ООО «Премиум Косметик», д. Румян­цево. И условия кредита – годовая ставка 13,5%, штраф за пропуск платежа 500 рублей, второй раз подряд – 1000, третий раз – 2000 рублей.  Ниже фраза, которая повергла прочитавшую-таки задним числом договор Женю в ступор: «В случае если сумма задолженности по предоставленному Кредиту не превысит пятьсот тысяч рублей, срок пользования Кредитом не превысит шестидесяти месяцев, а процентная ставка за пользование Кредитом, установленная по соглашению сто­рон, не превысит сорок восемь це­лых две десятых процента годо­вых, полная стоимость кредита составит шестьдесят целых тридцать одну сотую процента годовых, что составляет сумму один миллион три­ста двадцать девять тысяч семьсот пятьдесят четыре рубля».

– Это что же, – спрашивает Женя, – взяв 33 387 рублей, я могу задолжать 1 329 754?

Не знаю, что ответить, я ведь не финансист. Одно совершенно яс­но: подобный договор можно за­клю­чать, только прихватив с со­бой юриста или, на худой конец, в самом банке, получив консультацию банковского служащего, но отнюдь не в косметическом кресле спа-салона.

Условия, которые действительно очень трудно прочесть без лупы, заняли три страницы. На последней Евгения подмахнула кредитору согласие на сбор, систематизацию, накопление и распространение своих персональных данных, а также согласилась с тем, что банк не несёт ответственности за использование её персональных данных предприятием, то бишь «Премиум Косметик».

«Премиум» никакой ответ­ственности за распространение её данных тоже не несёт, во всяком случае, в договоре купли-продажи ничего об этом не сказано. Там всё больше про неустойки и просроченные пла­тежи. А в заключение вообще ше­девр: «Покупатель гарантирует, что он заключает настоящий договор не в следствие стечения тяжёлых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях». Как это понимать? Какие крайне тяжёлые обстоятельства в договоре купли-продажи имеются в виду? Психологическое давление демон­страторов продукции?

Недалеко от истины. Как и указание на крайне невыгодные условия. Судя по высказываниям на форумах в Интернете, волшебный чемоданчик в таких же фирмах, действующих по принципу сетевого маркетинга, можно купить и за 25 тысяч, и за 20. Более того, вам его, как некогда пылесос «Кирби», принесут прямо на дом и на дому же свою продукцию продемонстрируют. То бишь намажут половину, а то и всё лицо волшебными скрабами, кремами и примочками и даже отправят ультразвуком куда-то внутрь. Главное, чтобы дома был муж или мама, которые смогут оце­нить чудеса вашего превращения из золушки в принцессу и вовремя остановить, если чудеса, простите за тавтологию, вам только чудятся.

Впрочем, сама косметика в этой истории ни при чём. Может быть, она и замечательная. Но почему она продаётся столь странным образом? И почему эту купленную на крайне невыгодных для себя условиях продукцию нельзя вернуть? Впарить в центре столицы можно, вынудить взять кредит тоже можно, а вернуть нельзя. Даже если к упакованному в плёнку чемодану и не прикасался. Чудо-массажёр тоже обратно не взяли. А ультразвук, между прочим, противопоказан беременным, людям, страдающим онкологией, нарушениями нервной и сердечно-сосудистой систем и т.д. Но в договоре прибор числится косметикой, а она, даже если продали её не в магазине, а в подвале, возврату и обмену не подлежит.

Людмила МАЗУРОВА

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Сладость слов

Сладость слов и никакого мошенничества.

КОД ССЫЛКИ:

Статья опубликована :

№7 (6358) (2012-02-22)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 4 чел.
12345
Комментарии:

Людмила МАЗУРОВА











Публицист. Начинала корреспондентом в тырныаузской (Кабардино-Балкария) городской газете «Горняцкая слава». Затем работала в газете «Лесная промышленность» (с 1993 года - «Лесная газета»); была зам. главного редактора журнала «Лесная новь»; редактором социальных полос газеты «Первое сентября»; с 2001 года в «ЛГ».
Лауреат премии Союза журналистов России 2000, 2001 и 2002 года в номинации «Преодоление».


Упоминание об авторе в сети Интернет:

2001 г.
Затишье перед бурей
№ 43 (5854) 24 - 30 октября 2001 г.
БЕДНЫХ ПРОСЯТ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ
№ 46 (5856) 14 - 20 ноября 2001 г.
НА АНТИКВАРНОЙ НАКОВАЛЬНЕ
№52 (5861)26-31 декабря 2001 г.

2002 г.
УЗНИКИ ЖЕЛАНИЙ
№2 (5863)23-29 января 2002 г.
КАЛИФОРНИЙСКИЕ ПОСУДОМОЙКИ ИЗ БЕРДИЧЕВА
№5 (5865)6 -12 февраля 2002 г.
ГАВРОШИ XXI ВЕКА
№7 (5867)20 -26 февраля 2002 г.
ЕЖИКИ В ТУМАНЕ
№10 (5870) 13 марта - 19 марта 2002 г.
БРИЛЛИАНТ В КОРОНЕ РОССИИ
№12 (5872) 27 марта - 2 апреля 2002 г.

2005 г.
ОБОЛЬСТИТЕЛИ
№2 (6005) 26 января – 2 февраля 2005 г.
Рисковые ребята
№ 4 ( 6007 ) 2 - 8 февраля 2005 г.

Выпуски:
(за этот год)