(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Театральная площадь

Свет небесный

КНИЖНЫЙ    РЯД

Кристина Кондратьева. Икона XXI века. Кузнецовское письмо. – М.: Игра слов, 2011. – 360 с.: ил. – 500 экз.

Одна из главных бед современности – когда правильные мысли и высочайшей пробы ценности не доходят до человеческой души. И не только потому, что эта душа заскорузла, погрязла в суете и знать не хочет ни о чём, кроме самых примитивных развлечений и страстишек. Просто у многих людей нет необходимых знаний, чтобы воспринимать духовное наследие предков. Вот и кажутся намоленные иконы далёкими, пугающе грозными и потому чуждыми. Если при взгляде на икону не согреется душа, то никакие правильные слова не помогут. А если разум перестал метаться в поисках ответа на тысячу проклятых вопросов и душа замерла от неземного счастья при виде прекрасного лика, то считайте, что её коснулся луч небесного света.

«Умопостигаемый свет наполняет небесный ум, то есть ум, превзошедший самого себя, – говорил святитель Григорий Палама. – Око видит Бога не при помощи чуждого символа, но видит Бога как символ».

Эта книга посвящена творчеству современного иконописца Юрия Кузнецова. Слово «творчество» тут весьма условно – ведь полёт фантазии художника строго подчинён православному канону. Тем не менее живописцу удалось разработать новый приём, который уже получил у специалистов название «кузнецовского», или «бисерного», письма. Нанесение не слитных мазков, а множества точек позволяет получать невероятно лёгкие, прозрачные, переливчатые цвета.

«Другой план восприятия – это не логическое умозаключение на основе увиденного и даже не эмоциональное, а духовное переживание жизненного пути святого, – пишет автор книги. – Такое переживание возможно только без участия «ума» или анализа, оно интуитивно и действует на нас изнутри в обход логических рассуждений. Мы приобщаемся к жизни святого всем своим существом одновременно. Поэтому и цвета, и их сочетания в иконах «кузнецовского» письма не условные, рассчитанные на подготовленного зрителя (например, золото – это божественный свет, голубой – небо и т.д.)… Ю.Э. Кузнецов видит и может передать в цвете любое событие, явление или состояние. Вера, добро, святость – для него эти понятия существуют не оторванно от видимой реальности, а являются её непосредственной частью. И эта реальность – переливающийся мир цвета с бесконечным количеством сочетаний и оттенков».

Ликующая праздничность кузнецовских икон совсем не так новомодна, как можно подумать, – она заставляет вспомнить о временах, когда в церковь надевали лучшее платье. Теплом и любовью веет от этих ликов, которые отнюдь не внушают нам мысли, что мир безнадёжно пал, – да вот же, свет небесный с нами, он защищает нас от эсхатологического ужаса, которым пропитана современная медиакультура, утешает и зовёт к вершинам духа.

Валерий АНТОНОВ

Статья опубликована :

№7 (6358) (2012-02-22)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Валерий АНТОНОВ


Выпуски:
(за этот год)