(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Дискуссия

Кому народ не тот

НЕРАЗРЕШЁННЫЙ ВОПРОС

Владимир РОМАНОВСКИЙ

Теперь редкая неделя обходится без того, чтобы какой-нибудь элегантный политолог, историк, режиссёр или журналист, обсуждая в телешоу и на радио причины социальных бед, не бросил бы мимоходом, что народ наш якобы сильнее других народов склонен к халяве.

«ЛГ», № 39Как ни странно, полужаргонное это словцо приобрело какой-то магический оттенок и стало едва ли не научным термином. Вот уже и почтенные доктора наук, не смущаясь, используют его в дискуссиях о русском народе в качестве козырного аргумента. Так постепенно, путём постоянного повторения вдалбливаются в массовое сознание антинародные мифы. Потому что повторение – не только мать учения, но и основа агрессивной пропаганды.

«ЛГ», № 40На чём вообще основана пропаганда? На том, что абсолютное большинство людей, к сожалению, внушаемо и оттого чрезвычайно восприимчиво к мифам. Ничего не поделаешь, таково природное, объективное свойство пластичной человеческой психики. Используя это свойство, можно отравить массовое сознание любого народа, внушить ему и манию величия, и комплекс неполноценности. Высокоцивилизованная Германия 30-х годов прошлого века и нынешняя более чем скромная Северная Корея – тому примеры.

Мифы удобны тем, что не требуют доказательств, их надо лишь часто и доходчиво излагать. Один из главных идеологических мифов прост, как осиновый кол: во всех бедствиях страны виноват народ. А когда виноват народ, то и спросить, по сути, не с кого. Он заслуживает именно ту власть, которую имеет. Почему же заслуживает?

Антинародные байки в систематизированном виде выглядят следующим образом. Бояре-руководители у нас – вполне достойные джентльмены, цари – местами тоже ничего, а вот народ плоховат, неконкурентоспособен. Ничего путного с ним не построишь – ни социализма, ни капитализма. Рады бы, но никак. Производительность труда у него ниже некуда, едва-едва зарабатывает на прожиточный минимум.

Не то что у героев капиталистического труда – топ-менеджеров, банкиров и стахановцев-чиновников, ежемесячно добивающихся рекордных откатов. Многие из них стригут и выколачивают по миллиарду в год и даже больше – вот это производительность! Весь мир завидует. Но на такие подвиги способна только элита, а не народ. Поэтому страна вышла на второе место в мире по миллиардерам, а народ и интеллигенция, как его неотъемлемая часть, вследствие своей природной ущербности закономерно прозябают. Да ещё позорят государство: именно из-за хилого и несознательного народа продолжительность жизни и смертность в стране достигли катастрофического уровня.

Именно народ терпел царизм, потом неожиданно отшатнулся к революции, сам выбирал Сталина, Хрущёва, Брежнева и прочих вождей. Значит, виноват. Это он из халявных побуждений существует на нищенские зарплаты и пенсии и расплодил коррупцию. Это он таинственным образом развалил здравоохранение и образование, свёл с ума телевидение, рассорил этносы, разогнал наши таланты по всему свету, устроил безработицу и не покупает себе жильё, потому что жить в стрёмных условиях ему гораздо вольготнее, чем в человеческих. И к самоорганизации он не склонен, ему в чиновничьей паутине спокойнее.

ИТАР-ТАСССписок можно продолжить. В общем, виноват, виноват, виноват! И главное – не кается! Значит, вины своей не прочувствовал, значит, придётся твердить об этом ещё и ещё, до тех пор, пока не соберётся он на какой-нибудь огромной площади и не возопит в едином порыве: да, виноваты мы, все до единого, простите нас, господа политтехнологи и публицисты!

А почему у нашего народа всё идёт не так, как в Европе? Да тоже яснее ясного! И гены у нас не те, а с примесью евразийского терпения, и историческая матрица особая, и селекция какая-то отрицательная, не то что у европейцев. К тому же, с младых лет ориентируясь на легендарного Емелю, народ приобретает ещё и склонность к халяве, вере в чудо и магическое авось. Менталитет, однако. Действительно, ну что тут поделаешь, против природы не попрёшь. Забыли, правда, ещё и форму черепа обмерить.

В общем, элита бьётся как рыба об лёд, крутится как белка в колесе, пытаясь улучшить жизнь, но ведь народ не переделаешь. Поэтому и приходится ей улучшать жизнь самой себе, да за компанию ещё и бескорыстным политтехнологам и пропагандистам.

Использование таинственных слов «генофонд», «селекция» и прочих подобных им животноводческих терминов значительно облегчает создание антинародных мифов. Цель всей этой генно-модифицированной политологии, объясняющей общественно-политические процессы генетикой и биологией, – заронить в массовое сознание ощущение уныния и безысходности.

Однако в нормальном, а не патологическом обществознании по числу пьяниц, люмпенов и халявщиков принято судить не о народе, а об условиях его жизни и социально-экономической системе, не им созданной и охраняемой тоже не им.

А правда в том, что простым труженикам просто некуда податься, вынуждены они существовать даже в условиях, напоминающих джунгли со снегом. Потому что семейный очаг создавать и хранить должны, крышей какой-никакой над головой обзаводиться, детей поднимать, родителей-стариков поддерживать, а потому многое терпеть приходится. Терпеть и работать с утра до позднего вечера. А социально-экономическую систему анализировать и перестраивать – для этого профессионалы иного рода нужны.

Антинародные мифы волей-неволей воспринимаются ещё и как антирусские, потому что абсолютное большинство народа Российской Федерации – русские, и основная масса обездоленных – тоже русские люди. К тому же и реальная практика, в частности сокращение школьных часов на русский язык, литературу и многое другое, указывает на пренебрежение реформаторов ещё и к русской культуре, веками служившей мощным объединяющим фактором.

В русской литературе и русской культуре, как и в любой другой мировой культуре, столько же национального, сколько и общечеловеческого. Любая культура патриотична в самом высоком смысле этого слова. Потому что патриотизм, любовь к Родине – это природное чувство нормального человека, это его неотъемлемое право. В то время как национализм – это вполне определённая искусственная идеология, со своей теорией, практикой и пропагандой.

Проявление национального самосознания у русского народа – вещь естественная, как и у любого народа, она – часть самосознания гражданского. Боль за свой народ приводит к пониманию боли и других народов. История и обыденная жизнь показывают, что простые люди разных национальностей всегда найдут общий язык, если их не будут ссорить политиканы и горе-пропагандисты, оттачивающие своё мастерство на том, чтобы представить вполне естественный патриотизм в виде самого жуткого национализма.

Люди всегда слабее системы, когда они разъединены. Поэтому разъединять людей, повергать их в уныние, внушая им комплекс ничем неодолимой исторической неполноценности, для оснащённых научными степенями и званиями идеологических технологов – занятие, можно сказать, профессиональное. В системе «разделяй и властвуй» им принадлежит «почётная» функция «разделителей» – социальных, национальных и идеологических дезинтеграторов.

Небылицы, страшилки и мифы о сомнительном происхождении русского народа и его ущербном менталитете преподносятся так, будто речь идёт не о соотечественниках, а об инопланетянах.

Русские писатели-классики не были политтехнологами, и потому – наверное, по своей наивности – обличали не народ, а царизм и крепостническую систему. Они почему-то полагали, что рыба гниёт с головы. И не судили о народе по пьяницам и преступникам, а удивлялись, как он умудряется сохранить человеческие качества в бесчеловечных условиях. Конечно, видели, что грешен наш народ, как и любой другой, но понимали, что душа народная не в кабацкой жизни, а в великой русской культуре заключена. Критиковали, конечно, и простых людей, резко критиковали, но чтобы обвинять во всех бедах страны саму её основу – народ, до этого не додумались. Может, это был другой народ? Может, его за сто лет каким-то мистическим образом незаметно подменили? Но как же он тогда смог разгромить фашистскую армию и очистить от неё пол-Европы? Загадка.

Характерный пример агрессивно-пропагандистского мифотворчества – статья А. Ципко «Не будем валять дурака!» («ЛГ», № 50, 2011). В качестве доказательства ущербности русского народа он сравнивает вымирающие русские сёла с ухоженными соседними татарскими. При этом он ловко обходит молчанием историю жизни людей из этих русских сёл и причины их бедствий. Но истина всегда конкретна. Предположим, что в данном случае действительно виноваты жители. А в вымирании остальных русских сёл кто виноват? Когда симптомы запустения – по всей стране, виновата всё же социально-экономическая система с её создателями и примкнувшими к ним пропагандистами.

В этой же статье изложена и уникальная по своей путанице и пародийности страшилка: «Противопоставление «чистых этнических русских» россиянам очень похоже на большевистское противопоставление класса трудящихся классу эксплуататоров». Здесь в одном предложении перемешаны, как в винегрете, и политическая нация (россияне), и этническая нация (русские), и большевики (добавлены, наверное, вместо перца), и социальные классы. Хорошо, что автор не включил в это предложение ещё и религиозные конфессии. Впрочем, и без того переварить подобное блюдо обычному человеку довольно трудно. Поэтому к благому намерению А. Ципко – «не будем валять дурака», следовало бы добавить, что и людей дурить тоже пора уже заканчивать, время пришло.

Основная задача мифотворцев – свести ответ на конкретный вопрос «Кто виноват?» к шаблонным формулировкам об ответственности каждого человека за всё, что творится вокруг, максимально расширить пространство ответственности, переложить её с тех, кто действительно должен отвечать, на всех.

Конечно, у народа должна быть ответственность, кто б возражал. Но она – совершенно иного рода, чем у власти. Рядовой человек – безусловно ответствен, но за свою личную судьбу и за исполнение им своих человеческих задач. Это не означает «моя хата с краю». Просто за народ в целом и за страну с её городами и сёлами несёт ответственность «головка» системы управления, в руках которой находятся все ресурсы – людские, финансовые, природные, административные, идеологические. А у рядового человека нет ничего, кроме рабочего места, если он, конечно, не безработный. Кому много даётся, с того соответственно много и спрашивается. Потому и несопоставимы ответственность власти и народа. Особенно если учесть, сколько людей в разное время погибло из-за действий собственной власти, столько людских судеб ею сломано.

Ныне этот «непонятный» для мифотворцев народ вымирает, и основной причиной трагедии является совершенно позорная для социального государства искусственно созданная нищета основной массы населения. По расчётам учёных, медики страны могли бы ежегодно спасать жизни 600 тысяч человек, но лечебные учреждения финансируются чиновниками в столь мизерных размерах, будто там не людей лечат, а занимаются совершенно не нужным для государства делом. Это уже не Евразия, а «еврафрика». Народ, конечно же, хотел бы решительно исправить всё это, но не ценой развала государства.

Как известно, «декабристы разбудили Герцена», который потом своими трудами способствовал появлению народников. Но вот кто разбудил и взрастил нынешних антинародных «артистов» – загадка. Скорее всего – рынок, ведь это он всё регулирует и правдоподобную броскую ложь оплачивает лучше, чем правду. А коли есть спрос, будет и предложение.

Но, повторяя антинародные мифы, пропагандисты неизменно впадают в грех любоначалия. Вот почему даже самую изощрённую пропаганду легко отличить от настоящего поиска истины: в любой пропаганде всегда можно уловить мотив корысти и любоначалия.

Обсудить на форуме

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Кому народ не тот

Теперь редкая неделя обходится без того, чтобы какой-нибудь элегантный политолог, историк, режиссёр или журналист, обсуждая в телешоу и на радио причины социальных бед, не бросил бы мимоходом, что народ наш якобы сильнее других народов склонен к халяве.

КОД ССЫЛКИ:

Статья опубликована :

№10 (6361) (2012-03-14)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,9
Проголосовало: 33 чел.
12345
Комментарии:
16.03.2012 17:03:40 - Артем Константинович Кресин пишет:

Уважение к народу без заигрывания.

Уважаемый Сергей Владимирович закончил словами -"обсуждаемая статья абсолютно правильно и своевременно поднимает вопрос об отетственности народа и власти во всем происходящем". Если бы это было так, то я не стал бы писать комментарий. Но статья практически говорит людям -"вы ничего не должны делать сами, вам все должна предоставить власть". Небольшой кивок народу - о несопоставимости ответственности власти и народа. Если бы расследования происходящих аварий доводили бы до исходной точки, то почти всегда это был бы недотянутый болт, не насенная смазка.и подобные халтуры рядовых работников, которых плохо проконролировал начальник. И как не раздували штаты конторлеров, число неприятностей не уменьшалось, хотя последние сидели один на другом. А зачем стараться, не я же буду виноват. И в том, что я пью виновато начальство - не воспитывает. Таких очень мало, но они уравнены в правах с хорошими трудолюбивыми людьми, и выбивают почву из под ног у последних. Какой бездельники подняли шум, когда Прохоров предложил упростить процедуру увольнения лентяев. Так вот я понимаю какая будет реакция на мой ответ, но я не хочу заигрывать с ........ А любой трудолюбивый человек поймет меня правильно. Не хочу раздувать комментарий до беспредельных размеров для более полного обоснования доводов, н, поверьте, они есть.

16.03.2012 13:42:37 - сергей викторович копылов пишет:

Что не понял А.К.Кресин?

Он не понял даже значения приведённой им же пословицы: "рыба тухнет с головы". Дело в том, что любой организм, наделённый головой, как правило, погибает от неправильного образа жизни, который полностью зависит от этой головы. Именно голова ответственна за поведение организма, за его существование. И хотя болезни могут начинаться с второстепенных органов, ответственность за это несёт ГОЛОВА. Но это так, иносказание.__ Если серьёзно, то нельзя не понимать, что в обществе народ только опосредовано может как-то влиять на своё существование. Именно об этом и пишет Вл.Романовский: "несопоставимы ответственность власти и народа". __ г-н Кресин пишет:"народ захотел перейти к новому образу жизни". К какому, г-н Кресин? Или опять виноват народ в том, что мы имеем сейчас?__ Судя по фразам: "социализм развратил людей, любое проявление строгости ударяло по руководителям" и т.д., г-н Кресин, во-первых, сам относился к этим "виноватым" руководителям, а, во-вторых, слабо разбирается в сути общественных отношений, их взаимосвязи с экономическими и политическими факторами. __ Обсуждаемая статья абсолютно правильно и своевременно поднимает вопрос об ответственности народа и власти во всём происходящем.

15.03.2012 20:04:29 - Артем Константинович Кресин пишет:

Каждому по делам его...

Есть высказывание средневекового врача-"Всякое вещество есть яд и одновременно лекарство. И только доза определит, чем будет будет это вещество". Конечно мнение пишущей братии о том, что россияне не способны делать что-либо стоящее, вызывает справедливое возмущение. Некотрые договариваются до того, что автомобилестроение в России нужно закрыть, мол неспособны наши люди изготавливать сложные вещи. Это болтают люди, не вбившие своими руками ни одного гвоздя. Но когда находятся народные защитники, пытающиеся во всем обелить рядовых людей и во всем обвинить руководство, то их тоже нужно рассматривать как противоположную крайность. Кстати о пословице -"Рыба гниет с головы",за которой прикрываются все бездельники, прогульщики, пьяницы. Хочу пояснить, что рыба гниет с головы после того, как она сдохнет, что в общем то уже не интересно. А болезни, ведущие к гибели, начинаются с рабочих органов: чешуйки, плавники, селезенки и т.д. При этом голова погибает последней. Конечно период социализма развратил людей, склонных к безделью, пьянству, жульничеству. Любое проявление строгости к ним в первую очередь ударяла по руководителям, Все были виноваты от пионерской организации до министра, кроме самого нарушителя. Народ захотел перейти к новому образу жизни, где он сам должен пробивать себе условия жизни, а ему говорят, не надо тебе суетиться, тебе все должны принести сверху .- жди и требуй. Не знаю от кого больше вреда - от тех кто кричит об его безнадежности, или от тех кто призывает его не шевелиться и ждать решения всех проблем сверху.

15.03.2012 17:56:39 - Алексей Александрович Мельников пишет:

Кто плебеи, кто патриции?

Вести поиск истины лишь вдоль оси "народ-власть" - подход довольно узкий. Хотя и популярный. Проблема, как мне кажется. имеет более одного измерения: два, три... - в этом бы и разобраться... Скажем, наш сосед во дворе. Наверное, и есть тот самый средний класс. У него собственный магазинчик, где торгует бриллиантами, угрюмый внедорожник и длинная тяжба с жильцами соседней пятиэтажки за близлежащий асфальт. А также – деревянную скамейку и ржавый металлический каркас для выбивания ковров. Паркующимся тут вещается на лобовое стекло записка: «Частное владение. Не занимать». Записка, как правило, рвется читающим на мелкие куски и бросается под колеса. Тем не менее «захватчики» предпочитают ретироваться и освободить палисадник для коммерсантского авто. На судебно-лингвистическом рудименте возня описывается так: «установка директором магазина частного сервитута на земельный участок, принадлежащий собственникам дома». То есть вам, скажем, что-нибудь принадлежит, но вы не совсем тому хозяин. Такое бывает. Это, когда где-то рядом есть патриции. В очереди в магазине читаю заголовки местных таблоидов. «В Калуге горит уже 7-ая иномарка». Перелистать что ли? Не умею. Да и завтра из окна посмотрю: та или не та… Патрицианты всегда как-то по особенному переезжают перекрестки. Наблюдаю это практически каждый день. Самым шиком считается у них – «почистить носки ботинок» пешеходов. То есть – промчаться перед спешащими на зеленый свет в миллиметре от их запыленных бот. Злости нет. Одно любопытство. Долгим взглядом провожаю уносящийся прочь экипаж. В памяти зачем-то остаются жирные шейные складки седоков, грузные перстни их крашеных спутниц и детские кресла безопасности позади. В одном окне мелькнула даже окладистая борода, спадающая ровными волнами на мятую рясу. Интересно, куда спешит этот патриций? На службу в храм? Однажды на исповеди у одного священника неожиданно в рясе заурчал мобильный телефон. Каящийся тактично замолчал, дабы дать возможность святому отцу решить свои вопросы. После переговоров с респондентом батюшка как ни в чем ни бывало продолжил ненароком прерванное искупление грехов. По местному телевидению объявили новость: «Накануне масленицы в городе централизованно снижены цены на блины». Мол, спасибо муниципальным отцам-патрициантам за заботу о людях. Долгие раскаяния, что не смотрел раньше городское ТВ. Какая прелесть! «Фамилия!» - сверлит пристальным взглядом начальница ЖЭКа. Мне нужна справка о последнем месте жительства моей мамы. Она умерла. «Если есть долг по квартплате – не дадим». Долгов нет. И никогда не было. Справку дали. Но боль за маму осталась. Знаю, что боль не пройдет никогда. «За то, что жил да был. За то, что ел да пил. За все внося, как все – согласно общей смете. Я разве не платил за пребыванье здесь? За то, что я гостил у вас на белом свете?» Это – Юрий Левитанский. О ком, то бишь, это он?.. Мама умерла на Рождество. Во второй палате. «Эту больную мы лечить не будем! – победно бросает в лицо ихний реанимационный бог. – Она отказалась делать эндоскопию». Поэтому ее спешно опустили из реанимации в палату для безнадежных. На реаниматологе искусно вышитая щегольская тюбитейка. У него изящная бородка в стиле «ранний Герман Греф». Нежные розовые пальчики с аккуратно остриженными ноготками. Слова он цедит несколько вяло через губу. Как бы поочередно взвешивая каждое из них и прикрепляя к взвешенному ценник. Интересно, куда этот больничный патриций денет весь свой проинвентаризованный логос? Положит на депозит? Так копят только на вечную жизнь… «Не делай другим то, что бы ты не хотел, чтобы другие делали тебе, – напутствовал великий Гракх Бабеф своего сына перед тем, как был отправлен парижскими патрициями на гильотину. – Это – лучшее из всех правил. Если люди будут его тщательно блюсти, то всегда будут счастливы». Алексей Мельников, плавильщик металлов ОАО «Калужский двигатель».

15.03.2012 13:54:57 - полкан полканыч полкан пишет:



хорошо бы проанализировать почему народ так долго терпит эту мерзкую тварь т.н. элиту и ее ввждей?


Владимир РОМАНОВСКИЙ


Выпуски:
(за этот год)