(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Литература

«Ты делаешь книгу, книга делает тебя»

ПИСАТЕЛЬ У ДИКТОФОНА

Андрей Рубанов считает, что хорошую книгу может написать любой человек, готовый потратить на написание несколько лет жизни

«ЛГ»-ДОСЬЕ:

Родился в 1969 году. Среднюю школу окончил в г. Электросталь Московской области. Учился в МГУ на факультете журналистики. Работал репортёром, плотником, шофёром, телохранителем, финансовым директором, пресс-секретарём. Автор книг «Сажайте, и вырастет», «Хлорофилия» и других. Пятикратный номинант литпремии «Национальный бестселлер», двукратный дипломант премии Аркадия и Бориса Стругацких. Переведён на английский, французский, сербский и болгарский.

Андрей, вы реалист и при этом считаете себя счастливым человеком. Как такое возможно?

– Не вижу тут противоречия. Наоборот, только реалист и может быть счастлив по-настоящему, поскольку не обманывает себя: умеет принять действительность в совокупности хорошего и дурного. Уж не знаю, хорош ли я как реалист, но я счастлив, это факт. Я это чувствую каждый день.

Один из самых сильных ваших романов, на мой взгляд, это «Йод». Для него очень подходит пастернаковское: «кусок горячей, дымящейся совести». Почему главному герою для того, чтобы возродиться, обязательно нужно было прибегнуть к саморазрушению?

– Когда я делал «Йод», мне казалось, что количество содержания чего бы то ни было в мире конечно. То есть появление нового происходит только за счёт разрушения старого. Связь между разрушением и созиданием очевидна, и она прямая. Однако сейчас мне ближе идея, выдвинутая Стругацкими в «Диких лебедях»: новое может возникнуть не на обломках старого, а как бы «не мешая» старому, «не обращая внимания» на старое. «Ничего не ломать, только строить» – так у них написано… Конечно, надо понимать, что я не философ, и мои идеи есть не более чем умозаключения дилетанта.

Странно, что после такого жёсткого и брутального реализма возникла потребность обратиться к фантастике. С чем это связано?

– Мне стало мало реальности. Я обнаружил, что нуждаюсь в метафизике. И ещё – в игре. Пренебрегая игровым началом жизни, я обкрадывал себя. Расслабленный, спокойный и весёлый человек – это игровой человек. Игра и фантазия освобождают нас, поставляют нам положительные эмоции.

В одном из интервью вы сказали, что, когда пишете, подпитываетесь тёмной энергией и что вера и искусство в принципе несовместимы. Что вы имели в виду?

– Мне кажется, светское искусство служит не Богу, а человеку. Творческое созидание плохо совместимо с верой, поскольку основано на сомнении. Если этого никто не делал, это не значит, что это невозможно; я попробую, а вдруг у меня получится? Были времена, когда вера не только укрепляла искусство, но и хранила его. Художник выживал в храме, и больше нигде. Без Кирилла и Мефодия не было бы христианской Руси. Без печатного станка не было бы Реформации. Но сейчас настали новые времена, – мы понимаем, что есть что-то, кроме Бога, и это не только не мешает писать книги, но и помогает. Мы стали свободнее. Я могу сомневаться в ком угодно. А вдруг Бога нет? А вдруг я – Бог?

Вы неоднократно признавались в том, что вы человек гордый и самолюбивый, и именно эти черты помогают создавать энергичные, честные книги. А как на ваш взгляд, может ли человек смиренный, не обуянный гордыней написать хорошую книгу?

– Хорошую книгу может написать любой человек, готовый потратить на написание несколько лет жизни. Написание книги не связано с гордыней либо смирением. Делая книгу (или кинокартину, или симфонию, или ракетный двигатель, или единую теорию поля), человек обычно переживает весь спектр эмоций. Впадает то в гнев, то в апатию. То гонит себя вперёд, то просит помощи у высших сил. Ты делаешь книгу, книга делает тебя. Главное – сила эмоции. Смирение тоже может быть деятельным.

Много говорили о том, как было трудно существовать в 90-е, в нулевые – жаловались на то же самое, да и теперь – не легче. Как вы ощущали себя в эти годы и когда вам больше нравилось жить?

– Мне нравится жить при любой власти, при любой погоде. «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Очень люблю эти строки Кушнера.

Как известно, вы занимаетесь предпринимательской деятельностью. И при этом выдаёте не менее книги в год. Откуда берёте время для литературы?

– Честно говоря, время украл у бизнеса. Писал, а друзья трудились в офисе за себя и за меня. Очень благодарен им за это. Сейчас пишу мало, – пора посвятить какое-то время деловым вопросам. Надо же покупать хлеб и штаны.

Столько написано сильных книг, но ни мир, ни человек в целом не изменились. Каков для вас главный стимул, заставляющий продолжать писать?

– Кабаков сказал: пишешь, когда устал не писать.

Вы патриот или можете себя представить гражданином какой-нибудь другой страны, более благополучной?

– Я был во многих странах, и пока современная Россия представляется мне самой благополучной. Здесь бурлит жизнь, здесь происходят перемены. Здесь хорошо. Я тут всех понимаю с полуслова и отлично ориентируюсь, потому что в совершенстве владею языком моего народа. Я ощущаю эмоциональную связь с моей страной. Если это патриотизм – тогда я патриот.

Верите ли вы в удачу или считаете, что человек должен всего добиваться своим трудом и упорством?

– Можно добиваться, можно не добиваться, – всё самое главное в жизни происходит само собой по воле Провидения. Надо делать то, к чему лежит душа, и по возможности сохранять состояние покоя. Будет день – будет пища.

Беседу вела Анастасия ЕРМАКОВА

Три обязательных вопроса:

В начале ХХ века критики наперебой говорили, что писатель измельчал. А что можно сказать о нынешнем времени?

– Писатель проиграл, но из игры не вышел.

Почему писатели перестали быть «властителями дум»? Можете ли вы представить ситуацию «литература без читателя» и будете ли продолжать писать, если это станет явью?

– Писатели всегда будут существовать, и писатели всегда будут «властителями дум». Писатель обуздывает сырую энергию жизни. Даже если человек за всю жизнь не прочитал ни строчки, он мыслит образами, которые когда-то придумали писатели. Язык, на котором мы говорим, создала на протяжении двухсот лет группа людей, сравнительно небольшая: Аввакум начал, Пушкин закончил, Набоков довёл до идеального состояния. Разумеется, язык несёт и развивает народ, но чистое вещество языка выделяют всё-таки писатели. В этом смысле они всегда чрезвычайно востребованы. Активный слой общества читает и будет читать. Ответы на многие важные вопросы можно найти только в литературе, и больше вообще нигде. Может быть, через двести-триста лет литература ослабнет и станет салонным искусством, вроде классического балета, но не утратит своего значения.

На какой вопрос вы бы хотели ответить, но я его вам не задала?

– Сейчас у меня нет темы, которая жжёт меня изнутри и рвётся наружу. Если есть идея – я не буду ждать, когда у меня возьмут интервью, а сразу помещу эту идею в текст. Нельзя сказать, что я жду подходящего момента, чтобы начать выкрикивать выстраданные сентенции.

Статья опубликована :

№15 (6365) (2012-04-11)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,2
Проголосовало: 5 чел.
12345
Комментарии:
17.04.2012 16:03:25 - Родамiр пишет:



ЦИТАТА: "– Сейчас у меня нет темы, которая жжёт меня изнутри и рвётся наружу. Если есть идея – я не буду ждать, когда у меня возьмут интервью, а сразу помещу эту идею в текст. Нельзя сказать, что я жду подходящего момента, чтобы начать выкрикивать выстраданные сентенции".______ Для меня это тема возрождения исконной славяно-русской культуры: Бог РОД, Дажьбог (мы - "дажьбожи внуци"), Богиня Лада, Ярила,... Точнее даже возрождение всего комплекса светоносного пантеона Богов всех народов. То есть Кроме Бога Рода, Ярилы, необходимо обратиться к высокой культуре Древней Греции, Рима, Индии (Зевс, Ника, Юпитер, Вишну,...). Культура, ведь, возникла из жреческого культа, из личности и образа всей жизни ведунов. Поэтому забывать это громадный пласт культуры было бы большой ошибкой. Мы ничего не хотим знать о жреческой культуре, с которой всё началось. Немало сведений можно прочесть в книгах Б.А. Рыбакова («Язычество древней Руси» (1987), «Культура древних славян» (1981). Но их официальная наука стремится замалчивать. - Вот, на мой взгляд, тема, которая жжёт!

17.04.2012 15:52:47 - Родамiр пишет:



ЦИТАТА: "Сейчас мне ближе идея, выдвинутая Стругацкими в «Диких лебедях»: новое может возникнуть не на обломках старого, а как бы «не мешая» старому, «не обращая внимания» на старое. «Ничего не ломать, только строить» – так у них написано…"_________ И мне близка такая позиция! НЕ НУЖНО ломать, уничтожать, шельмовать культуры иных народов. Это варварство. Нынче "процветают" только аврамические религии. Остальные в руинах, - и в буквальном, и в переносном смысле.


Анастасия ЕРМАКОВА


Выпуски:
(за этот год)