(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Общество

Пространство для экспансии

Полемика: «КАК НЕ ПОПАСТЬ В ЛОВУШКУ БЕССМЫСЛИЦЫ?»

Татьяна ВОЕВОДИНА

Смысл жизни – вопрос сытого человека. И сегодня он крайне обострился во всех странах, достигших базового материального довольства простых людей.

В развитых странах это произошло в 60–70-х годах ХХ века. И тут же возникли проблемы. Именно тогда в обиход западного общества вошли наркотики и антидепрессанты – с чего бы вдруг? Хиппи, дети-цветы и все их дальнейшие клоны задавали вполне законный вопрос: зачем? Зачем добиваться буржуазного успеха, делать карьеру, «интегрироваться в систему», как они выражались?

Сытость настигла простого человека, прямо сказать, в неподходящий момент. От традиционных религий он к этому времени практически совсем отошёл, а новой религии не нашёл. В коммунизме, как замене религии, тоже к тому времени массово разочаровались.

Проницательные люди ещё в позапрошлом веке предрекали это обострение. Достоевский в «Подростке» пророчил: наестся человек и спросит: «А дальше что?»

Вопрос не повис в воздухе, вопрос был перехвачен глобальным бизнесом. Именно он создал и успешно внедрил в сознание растерянного человека религию радикального гедонизма. Правильнее, наверное, назвать её идеологией: помесь философии с религией, предназначенная для массового употребления. Её символ веры: «Бери от жизни всё». Непрерывно наслаждаться – не только право, но и обязанность современного человека, иначе он отстал от жизни навсегда. Разумеется, глобальный бизнес действовал строго в своих интересах, как он и всегда действует. Он сам попал как кур в ощип в очередной кризис, из которого, надо признать, с блеском вывернулся.

В этот самый период было окончательно исчерпано пространство для экспансии. А бизнес не может жить без расширения – это имманентное свойство капитализма. А куда расширяться? Нормальные, разумные потребности людей были в основном удовлетворены, их платёжеспособный спрос исчерпан. Рынки сбыта могли расти только с ростом населения, которое в этот период как назло почти перестало расти.

И капитализм нашёл пространство для экспансии не за морем, не на Луне. Он нашёл его в душах людей.

Кадр из фильма «Жертвоприношение»Уже не спрос рождал предложение, а совсем наоборот. Бизнес активно создавал потребности, чтобы затем триумфально их удовлетворить. Именно в этот период поднял голову маркетинг – учение о том, как впарить покупателю-потребителю ненужное и излишнее. Почему маркетинга не было, положим, в XIX веке? Потому что тогда удовлетворялись истинные потребности, а теперь стали удовлетворяться ложные. Маркетологи полны профессиональной гордости: мы не удовлетворяем потребности – мы их создаём. Так оно и есть. Сотовые операторы создали потребность непрерывно болтать по телефону, фармацевтические корпорации – непрестанно глотать таблетки, производители одежды – менять её каждый сезон.

Известный философ А. Зиновьев верно сказал, что идеал человека потребительского общества – это труба, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку. Вот в этом и состоит цель жизни человека согласно современной обиходной философии. А нужно это современному капитализму, производящему все эти горы барахла, которые надо куда-то девать.

При этом спрашивать о какой-то глобальной и всеобщей цели жизни – нельзя, неприлично. Цель жизни – сама жизнь, – учит современная расхожая философия. Следует смаковать каждое мгновение, не забывая окружать себя милыми пустяками.

Жить надлежит в отрезке сегодняшнего дня. Все несчастья от того, что некоторые неправильные граждане живут в прошлом или в будущем, а надо – строго в настоящем. Называется эта мудрость «жить здесь и сейчас».

Получила необычайное распространение фраза из «Унесённых ветром»: «Я подумаю об этом завтра». Это правильно: всё неприятное надо откладывать на завтра, а сегодня порадовать себя… ну хоть шоколадкой; я как-то встретила брошюрку, излагающую современную житейскую философию, она так и называлась: «Шоколадка для души».

Автор статьи в «ЛГ» (№ 1–2, 2012) Вилен Чудновский рассказывает об исследовании сочинений школьников, которое показало, что дети не видят будущего. И немудрено! Почитайте наши государственные планы – хоть бы и предвыборные. Они же тупиковые, в них отсутствует будущее! Это свидетельствует о том, что и школьники, и государственные мужи вполне усвоили современную философию: живи сегодня.

Министр Фурсенко в неизбывной простоте своей проболтался: целью образования является воспитание грамотных потребителей.

Помните, художник из чеховского «Дома с мезонином» говорил: «Как иногда мужики миром починяют дорогу, так и мы все, сообща, миром искали бы правды и смысла жизни, и – я уверен в этом – правда была бы открыта очень скоро, человек избавился бы от этого постоянного мучительного, угнетающего страха смерти, и даже от самой смерти».

Но этого глобальному бизнесу не нужно! Каждый должен быть сам по себе. Тогда с ним легче управляться. Вот почему насаждается философия предельного индивидуализма и эгоизма. Так формируются стада неотличимых друг от друга индивидуальностей, для которых шопинг – лучший допинг. Эгоист – это уже не ругательство, как было когда-то, – это высшая похвала. Журнал даже такой выпускался, так и назывался – «Эгоист» (для гламурных и продвинутых).

Я спросила у одной современной дамы, в чём, на её взгляд, смысл жизни.

– Ну у каждого он свой, – уклонилась дама.

– А общий есть?

– Наверное, чтобы у каждой спальни был свой санузел, – серьёзно ответила дама. – Это – цивилизация.

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№15 (6365) (2012-04-11)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,9
Проголосовало: 15 чел.
12345
Комментарии:
17.04.2012 16:37:24 - Родамiр пишет:



ЦИТАТА: "Помните, художник из чеховского «Дома с мезонином» говорил: «Как иногда мужики миром починяют дорогу, так и мы все, сообща, миром искали бы правды и смысла жизни, и – я уверен в этом – правда была бы открыта очень скоро...". ---------- Всё верно. Нам в стране объединяться нужно. Вновь конструировать единое Общество. Не конкурировать нужно, а объединяться. - Вот один из пунктов идеологии России. И мне очень понравилась статья Татьяны Воеводиной.

16.04.2012 16:30:23 - Татьяна Ивановна Литвинова пишет:

Необходим крепкий нравственный фундамент



16.04.2012 16:23:53 - Татьяна Ивановна Литвинова пишет:

Необходит крепкий нравственный фундамент

Статья интересна уже потому, что обращает внимание на некоторые жизненно важные вопросы. О смысле жизни. Не могу согласиться с тем, что это вопрос «сытого человека». Как раз «сытый человек», кстати, как и любой другой, чаще всего об этом не задумывается, если всё идёт гладко и хорошо в его жизни. Но окажись он перед значимым для него выбором, попав в сложную ситуацию, тогда может вдруг возникнуть в его голове этот философский вопрос. И всё же чаще всего о смысле жизни человек начинает размышлять в конце своего жизненного пути. Здесь я полностью согласна с Л.Аннинским, автором статьи «Магия самообмана»: «Так ведь смысл обнаруживается постфактум, при оглядке на прошлое». Да и в русской литературе много примеров на эту тему. Вспомним хотя бы роман «Война и мир» Л.Толстого. Мы видим, что и Андрей Болконский, и Пьер Безухов, люди благополучные, «сытые», пребывают в состоянии поиска смысла жизни («…но каждый живёт по-своему; ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастье только тогда, когда стал жить для других. А я жил для славы. (Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы). Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя. – Да как же жить для одного себя? – разгорячась, спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец? – Да это всё тот же я, это не другие.) Но, тем не менее, они постоянно попадают «в ловушку бессмыслицы». Почему? Не есть ли это оттого, что человек очень легко поддаётся «магии самообмана», лелея, прежде всего, свои эгоистические чувства? И здесь Татьяна Воеводина права, когда пишет, что человек, отошедший от традиционных религий или разочаровавшийся в идеалах коммунизма, т.е. отошедший от нравственной основы своего бытия, попал в лапы дьявольской идеологии «радикального гедонизма». И в нашей классике есть прекрасный пример такого «плода» этой страшной идеологии – это Печорин, который осознал, что с ним произошло, но изменить себя уже не может («Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал назначения, я увлёкся приманками страстей пустых неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни».) Автор статьи, по сути, показала технологию этой идеологии разложения личности. И весь ужас в том, что все эти методы лежат на поверхности, их никто не скрывает, о них говорят, и говорят люди образованные (?!), ими активно пользуются, не задумываясь, к чему это всё ведёт. Но ведь жизнь уже дала страшные «плоды», много «плодов»! Ведь на наших глазах происходит вырождение человеческого, духовного начала! Наш фундамент дал трещину. Надо, пока не поздно, вернуться к моральным истокам, и в формировании личности, прежде всего, начинать с закладки нравственного фундамента. И тогда никакие, старые и новые технологии, бизнеса не овладеют людскими душами.

12.04.2012 18:52:57 - варя тарасова пишет:

странно

Очень странная статья. Так вкусно описана нынешняя ситуация с диктатом предложения над спросом, так сочувственно к бизнесу, который не может не развиваться и расширяться, а для этого просто вынужден исхитряться в навязывании нам ненужных и даже вредных товаров. И кризис-то он преодолел, такой умничка. Авторшу гордость распирает от прчастности к процессу? Упомянутые в статье с лёгким презрением религия и коммунизм смысл жизни давали - тем, кто искренне верил в эти идеи. И насчёт того, что смысл жизни - вопрос для сытого человека... Николай Островский был очень сытым? Примеров вполне голодных "смыслоискателей" можно привести массу. А вот согласно народной мудрости "сытое брюхо к ученью глухо". И к поиску смысла жизни - тоже.


Татьяна ВОЕВОДИНА


Выпуски:
(за этот год)