(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Библиосфера

Пятикнижие

ПРОЗА

Александр Кременецкий. Чука. – М.: Альпина нон-фикшн, 2012. – 477 с. – 1000 экз.

Александр Кременецкий – доктор наук, директор Института минералогии и геохимии. Его книга во многом документальная: это рассказ о трагедии императорского Черноморского флота (дед Кременецкого до и во время революции служил на подводных лодках) и в особенности о российской науке – о том, как попала она в экономическую мышеловку, в зависимость от «учёных-менеджеров». Книгу нелегко читать тем, у кого нет добротного технического образования и хотя бы некоторого знания геологии. Но эти знания не нужны для того, чтобы понять, к примеру, энергичное обоснование учёного, почему России абсолютно необходимо сохранить Южные Курилы. Развал Советского Союза для Кременецкого – это и исчезновение привычного геологического пространства, и утрата важной, исторически спаянной части Родины. В сборник вошли и небольшие художественные рассказы автора, написанные просто и трогательно. Общая тема книги – надежда на лучшее будущее России, которую автор чаще всего называет просто: «Моя страна».

ПОЭЗИЯ

Владимир Уфлянд. Мир человеческий изменчив: Собрание рифмованных текстов и рисунков пером. – СПб.: ООО «Журнал «Звезда», 2011. – 384 с. – 600 экз.

Стихи Уфлянда возвращают в Советский Союз – с бравадой, с личным скромным освобождением, с «оттепелью». Дело даже не в том, что часто его стихи бытоописательны – о минувшем напоминают прежде всего насмешливая лиричность и отсутствие цинизма. Добрый (это важно и редко!) задор молодости соединяется с самоиронией, неожиданность рифмы – с небанальностью мысли. Кроме того, нельзя сказать, что с возрастом Уфлянд стал наблюдательнее и мудрее, – лучшие его вещи были написаны в СССР. Ловко подсмотренные, тонко схваченные, сложенные так, что впору произносить со сцены, они запоминаются, может быть, одной строкой или словом – но даже по этому слову, штриху можно вспомнить и всю картину, и автора. Уфлянд индивидуален, но по-хорошему прост – не вычурен. Сборник «Мир человеческий изменчив» – самое полное собрание стихов поэта, скончавшегося в апреле пять лет назад.

БИОГРАФИИ

Питер Акройд. Эдгар По: Сгоревшая жизнь. – М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2012. – 256 с. – 2000 экз.

Лев Толстой отказывался кратко пояснить, о чём роман «Анна Каренина». Напротив, Эдгар По, когда создал одно из величайших стихотворений на английском языке – «Ворон» (The Raven), написал эссе, где подробно исследовал собственное творение и разъяснил, как достигал тех или иных эффектов. По знал: то, что он пишет, нравится публике. Он мистифицировал её, посмеивался над её вкусами. И хотя биограф Акройд намеревался написать, как По не ценили и загнали в гроб, – он рассказал, скорее, о том, как По бывал невыносим и сам себя загнал в гроб. Книга Акройда вообще пестрит противоречиями, но интересна, постольку-поскольку возвращает нас к истокам формирования понятий «бестселлер» и «автор бестселлера». По стоял у развилки, откуда постепенно пошла в разные стороны интеллектуальная и развлекательная беллетристика. И Кафка, и Конан Дойл считали его своим предшественником. По работал на публику и умел это делать.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Эдуард Безносов. Потому что искусство поэзии требует слов. – М.: ООО «Лингвистика», 2011. – 320 с. – 1000 экз.

Эдуард Безносов более тридцати лет работает учителем русского языка и литературы, он автор методических пособий и учебных справочников, составитель хрестоматий для старшеклассников. Однако новая его книга в большей степени написана Безносовым-читателем, чем учителем. Он исполнил мечту многих страстных книжников: взглянул на известнейшие произведения школьного курса глазами взрослого человека и изложил свои зрелые мысли на этот счёт. Его книга – о развитии русской литературы, о прорастании одного сквозь другое. Вот Ломоносов формулирует требования к ритмической организации стиха – и сам нарушает их, повинуясь поэтической мысли; Грибоедов ломает водевильные представления о комедии, а Пушкин, памятуя о Державине, играет с жанрами, пародируя их и сплетая в сложную систему смыслов. Двадцатый век в книге представлен Замятиным, Булгаковым, Тыняновым и Бродским. В конце Безносов приводит подробный ритмико-интонационный анализ стихов Пастернака и Самойлова.

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Анатолий Митяев. Громы Бородина. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2012. – 368 с. – 7000 экз.

Наконец-то в современной русской детской литературе появилась патриотическая книга. Книга основательная: рассказ о войне 1812 года начинается с просвещённо-крепостнического царствования Екатерины II, взлёта Наполеона Бонапарта, морских сражений Ушакова, стремительного марша Суворова в Альпах – предыстория как на ладони. Книга не косная, но действительно патриотическая: французы в ней отважны, а русские – победоносны. Павел I, фельд­маршал Кутузов, Александр I выглядят живыми людьми, причины их решений и поступков вдумчиво исследованы. Кроме того, эта книга увлекательная и со множеством превосходных иллюстраций. Детям, не привыкшим к сложным текстам, её могут читать взрослые: с чего-то ведь надо начинать, да и классическая русская литература станет для них понятнее и ближе. Детей, интересующихся историей, книга подготовит к «взрослым» исследованиям. Анатолию Митяеву, историку и солдату Великой Отечественной, удалось написать книгу для подростков, познавательную и для взрослых.

Книги предоставлены магазинами «Библиоглобус» и «Фаланстер» 

Татьяна ШАБАЕВА

Статья опубликована :

№17 (6367) (2012-04-25)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 1 чел.
12345
Комментарии:

Татьяна ШАБАЕВА


Выпуски:
(за этот год)