(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Новейшая история

Как стать народом?

НЕРАЗРЕШЁННЫЙ ВОПРОС

Борис ТАРАСОВ, кандидат исторических наук

Неразрешимый?

Вот уже скоро год под рубрикой «Неразрешённый вопрос» мы ведём дискуссию о судьбе русских в России. Но начало этому разговору было положено ещё десять лет назад, в 2003 году, когда газета открыла рубрику «Русский вопрос». Тогда мы писали: «Речь, в сущности, идёт о том, быть или не быть России. Если мы опять заболтаем «русский вопрос» до неузнаваемости или будем его замалчивать по советской привычке, произнося тосты о дружбе народов в горящей стране вместо своевременного и «упреждающего» честного анализа проблем, если мы загоним эти проблемы в духовное подполье или отдадим их на откуп политическим спекулянтам и провокаторам, если мы сами, граждане России всех национальностей, не решим «русский вопрос» (или не предпримем хотя бы такую попытку), то за нас это сделают другие».

Однако и тогда, и сегодня чётко понимаем, что здесь не существует простых решений, что нельзя надеяться, будто разрешить этот вопрос возможно сразу и радикально. Нужны общие усилия, невозможные без общего понимания. Вот к нему мы и стремились все эти годы.

«ЛГ», № 2–3, 2003Нельзя не заметить, что за прошедшее время кое-что тут изменилось. Ну, например, «русский вопрос» в какой-то мере перестал быть неразрешённым, в смысле запрещённым для обсуждения и дискуссий. Но он остаётся неразрешённым – в том смысле, что власть и общество так и не решили, что с ним делать.

Взгляды на пути решения есть разные. Приведём два весьма характерных.

В резолюции, принятой в ходе слушаний Всемирного русского народного собора, говорится, что «необходимо формирование целостной концепции государственной поддержки русского народа внутри РФ и за её пределами». Участники слушаний отметили, что русский народ переживает кризис: сокращается его численность, сужается ареал его распространения, сокращается число владеющих русским языком. «Поскольку русский народ является основой российской государственности, этот кризис неминуемо сказывается на прочности государственного устройства и политической стабильности». Для того чтобы преодолеть кризисные тенденции, нужны решительные меры в интересах не только русских людей, но и всех граждан Российского государства, «единство и процветание которого напрямую зависит от национального самочувствия русского народа». Было предложено рассмотреть вопрос об официальном закреплении за русским народом статуса государствообразующего.

«ЛГ», № 39, 2011Свою позицию провозгласил и избранный президентом России Владимир Путин. Историческая Россия – не этническое государство и не американский «плавильный котёл», где все являются мигрантами. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство, в котором постоянно шёл процесс взаимного привыкания и смешивания народов на семейном, дружеском или служебном уровне. «Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура». «Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скреплённая русским культурным ядром». Путин категорически против того, чтобы прописывать в Конституции особый статус русского народа: «Часть нашего общества будет людьми первого сорта, а часть – второго. А этого нельзя делать».

Фёдор ЕВГЕНЬЕВНеразрешимое противоречие? Или у каждого подхода есть своя правда? Давайте думать и искать дальше.

Русский вопрос, русское возрождение, русская национальная революция… Слова эти слышатся всё чаще, они становятся одной из главных тем для обсуждения в обществе, которое не удовлетворено своим современным состоянием, осознавая его ущербность. Почти физически ощущается потребность в новых смыслах для жизни нации, возникают и сталкиваются противоположные идеи. Но никто не задаёт вопрос о том, а есть ли вообще сегодня какая-нибудь основа для национального возрождения и наконец – существует ли ещё сам русский народ, о котором так много говорится и пишется?

Одной из важнейших проблем нашего общества является незнание, или, вернее, абсолютно превратное представление о собственном прошлом и, значит, о себе самих. Это обстоятельство влечёт за собой множество недоразумений и заблуждений. Здесь действует непреложное правило всех наук: неверные предпосылки ведут к неправильным выводам.

Так, часто совершенно непримиримые точки зрения на современное положение русского народа и его будущее имеют одну общую особенность – они как бы по умолчанию основываются на восприятии народа как некоторой постоянной величины, существующей на протяжении многих столетий и, несмотря на все пережитые социальные и культурные катаклизмы, преемственной со своим давним и недавним прошлым. Между тем именно такой взгляд на русских глубоко и трагически ошибочен.

Российская государственность – одна из древнейших в Европе и мире, но наше современное национальное самосознание не простирается дальше нескольких десятилетий. И питается оно исключительно иссякающими соками уже минувшей советской эпохи. Что объединяет современных «россиян»? Только память о Победе СССР в войне с Германией, живущая во многом благодаря титаническим усилиям официальной пропаганды. Да ещё, пожалуй, самозабвенное празднование Нового года. 9 Мая и 1 января – вот два маяка, трудно различимых во тьме национального беспамятства огромного государства.

И это уже не «кризис», не «угроза утраты» национальной идентичности, а совершенное отсутствие такой идентичности. Нам больше нечего терять.

В чём наша «русскость» – в быту, культуре, одежде, привычках?.. Мы потеряли себя, для нас жизнь, обычаи и традиции собственных прадедов – точно такой же далёкий и мёртвый музейный экспонат, как для иностранных туристов. С той только разницей, что им хотя бы любопытно, а нам – нет!

Конечно, найдутся те, кто с гордостью здесь напомнит, что «мы, русские, православный народ! В православии заключена наша духовность и преемственность». Но так ли всё на самом деле?

То обстоятельство, что бывшие советские граждане в массовом порядке завели привычку крестить своих детей, ничего не говорит не только об их воцерковлённости, но даже просто о религиозности. В большинстве случаев за этой привычкой стоит мода, своего рода веяние времени, так же часто – примитивное суеверие. Образ жизни, который предписывает Церковь верующим и который необходим для того, чтобы быть христианином, не ведёт и один процент наших «православных» соотечественников. Их «образ жизни» – это современная повседневность с господством в ней не просто светских начал, но прямо антихристианских и ещё шире – антирелигиозных.

Нельзя забывать и о судьбе Церкви. И она сама, состоящая из живых людей, понесла немало духовных потерь. Не замечать сегодня тяжёлого положения в церковной организации, молчать о её внутренних проблемах могут только пропагандисты «казённого» православия.

Всё это очень большой негативный груз, который отдаляет перспективы возрождения, потому что нет твёрдых основ, на которые оно могло бы опереться. Причём корни нашей этнокультурной катастрофы гораздо древнее и глубже, чем принято обычно себе представлять.

В российской истории правительство несколько раз объявляло беспощадную войну собственному народу и с успехом её выигрывало. Правда, в официальной историографии эти войны носят деликатное название «реформ» или «преобразований». Однако как ни назови, но в результате проведённых военных действий было уничтожено всё самобытное, что некогда отличало русский народ от всех прочих. Последствия этого для страны вполне сравнимы с последствиями иноземного завоевания: полная потеря всяких живых примет национальной индивидуальности, разрушение традиционных социальных институтов.

С непостижимым легкомыслием принято относиться к тому, например, что в России на протяжении двух столетий крестьяне находились в самом настоящем рабстве, а в Петербурге и Москве работали одни из крупнейших рабовладельческих рынков XIX столетия, где православных русских людей продавали как скотину, оптом и в розницу.

Как на полезную в хозяйстве вещь смотрели на русских крестьян великие поэты и государственные деятели, храбрые генералы – герои победоносных войн.

Без осознания этого обстоятельства невозможно ничего понять в русской истории периода империи.

О страшном положении народа Константин Аксаков писал в обращении к императору Александру II в 1855 году: «Русская земля стала как бы завоёванною… Народ получил значение раба-невольника в своей земле». Объективное исследование эпохи крепостного права приводит к выводу о том, что крепостные не были даже гражданами государства. Лишённые права на собственность, на личную жизнь, наконец, потеряв право жаловаться на господ и приносить присягу правительству, они были поставлены во внешние отношения к государству, должны были работать и воевать, защищать и обслуживать режим, который ровно ничего не давал им взамен.

Произошло самое страшное, что только может быть в жизни национального государства: не только социальное, но и духовное отчуждение элиты и народа. Русскому дворянству была правительством поставлена удивительная цель – стать иностранцами в своём отечестве. Образ такого «благородного» отщепенца метко обрисовал В.О. Ключевский: «Усвоенные им манеры, привычки, понятия, чувства, самый язык, на котором он мыслил, – всё было чужое… а дома у него не было никаких органических связей».

В последующие периоды, когда ряды образованных людей в России пополнились выходцами из других сословий, им не оставалось ничего другого, как подражать дерусифицированному дворянству – все общественные нормы, система и направленность образования принуждали к этому и не оставляли другого выбора.

Самые одарённые представители этого круга могли только ценить следы народной русской культуры, но всегда оставались по отношению к ней сторонними наблюдателями. А многие вовсе побаивались и недолюбливали её. Знаменитый историк С. Соловьёв не затруднился однажды вынести приговор без малого целой тысяче лет самобытной жизни русского племени – «вредная старина»! Так он оправдывал реформы Петра Первого.

Мы и сегодня несём на себе груз заблуждений той эпохи, того рокового отчуждения от своих корней, когда не только проявление традиционализма в быту, но сама искренняя религиозность казалась свидетельством невежества, как тогда говорили ещё – «китайского застоя».

Исконный русский цивилизационный тип всегда представлял собой религиозный аскетизм и жертвенность ради духовных принципов. Это было единственное в мировой истории явление христианского фундаментализма как непримиримой духовной оппозиции всему тому, что привело к формированию современной цивилизации. В кощунствах же петровского «всешутейшего собора» утверждалась модель принципиально иного общества, ценностями которого стали погоня за удовольствиями и потребление материальных благ, очень скоро сменившиеся просто деградацией нравственности и секуляризацией сознания.

На месте православного царства возникла псевдоправославная деспотия, в которой сама Церковь получила утилитарную функцию идеологического помощника власти. То, что называется «реформами Петра», означало в действительности разгром русской православной цивилизации. А упорное сопротивление новшествам в народе вполне оправданно назвать настоящей борьбой за веру. Все крестьянские войны в Российской империи имели в своей основе не только социальный, но и религиозный протест против политики правительства.

Это был настоящий внутренний раскол, основанный на геноциде русского народа.

По свидетельству известного писателя П. Мельникова (Печерского), этот раскол увеличивался тем сильнее, чем больше правительство «уклонялось от русской народности».

Уникальное и величественное явление старообрядчества в российской истории, его упорство в отстаивании благочестивых заветов предков, доходящее часто до мученичества, являются свидетельством свободы и независимости народного характера. Это и есть проявление истинной сути народного духа. Сегодня историками и публицистами, особенно из числа «консерваторов-имперцев», совершенно игнорируется то обстоятельство, что в российской империи миллионы русских людей, староверов (к началу ХХ века – их было по разным оценкам до 20 миллионов!), считали правителя государства, того самого «царя-батюшку» из патриотических мифов, орудием антихриста или прямо самим антихристом. А синодскую церковь красноречиво именовали «казённой», единственное назначение которой – помощь правительству в подавлении социальной и религиозной свободы в государстве, искоренении всяких следов традиционной национальной культуры.

При этом перерождение и кризисное состояние официальной Церкви в империи признавалось всеми, кто имел смелость посмотреть на проблему объективно. Философ С. Булгаков не без удивления и горечи писал: «Церковь находилась в эпоху татарского ига и находится теперь под турецким игом в лучшем положении, чем под рукою «православного» правительства в России».

О давнем порабощённом положении Церкви и многих проистекающих из него грехах архиереев и священников часто забывают те, кто представляет так называемое сергианство уникальным явлением церковной истории ХХ века. Оно – естественный этап на том пути официальной Церкви, на который она встала со времён Петра и даже ещё раньше, с церковных реформ конца XVII века, когда новообрядческий патриарх Иоаким приговаривал, не стыдясь: «Не знаю ни «старой» веры, ни «новой», но как велят начальники, так и творю…»

Христианская вера покинула накуренные и раздушенные салоны вельмож и затаилась в крестьянских избах, по лесным староверским скитам Волги и Керженца, устремилась к Белому морю и ещё дальше – за Каменный пояс, в Сибирь. Либерал П. Милюков признавал: «Всё, что было в России религиозного, – всё это или перешло на сторону народной веры, или втайне ей сочувствовало. На стороне господствующей Церкви остались или равнодушные к вере, или способные пожертвовать ею для житейских выгод…»

Вопреки предательству национальной «элиты» народная Русь сохраняла в почти неповреждённом виде обычаи и духовные заветы предков в течение всего так называемого имперского периода. Длительное успешное сопротивление государственному социальному и духовному насилию было возможно потому, что, несмотря на репрессии и «реформы», хозяйственный уклад во многом оставался прежним. Русский крестьянин, трудившийся на земле, вёл такой же образ жизни, как его пращуры; мало изменился быт купцов и мещан, занятых традиционными промыслами. Это была чрезвычайно консервативная среда, почти не затронутая новшествами.

Большевистский режим истребил основные социальные слои, на которых держалась народная Русь, и в первую очередь – крестьянство. Земледельцы, согнанные с земли, превратились в городских «лимитчиков». Участь оставшихся в колхозах оказалась ещё тяжелее и беспросветнее. Таким образом была безжалостно уничтожена вся прежняя основа жизни, питавшая и поддерживавшая самобытную культуру и строгую религиозность.

Реформами Петра и политикой его преемников были дерусифицированы и развращены высшие слои общества, а большевики дерусифицировали и обезбожили сам народ.

В результате за спорами почвенников и западников, консерваторов-имперцев и либералов, длящимися два столетия и с новой силой вспыхнувшими в постсоветской России, как-то осталось незамеченным, что русского народа больше не существует, по крайней мере как единой духовной и культурной общности. Есть только русскоговорящее население, разбросанное на значительном пространстве и почти не имеющее между собой никаких внутренних связей, кроме административно-фискальных.

Забыв своё, мы превратились в нацию подражателей в быту, культуре, политике у нас всё заимствованное у других. И даже наш современный «русский» национализм является идеологическим плагиатом из чужой политической практики. Все российские партии и движения, от крайне «правых» до ультра«левых», пытаются вести свою нацию путями чужой цивилизации, только через разные «двери».

Их программы – от неонацизма до либерализма – это рецепты, рассчитанные на потребление именно «русскоговорящим населением», лишённым собственных духовных и национальных ориентиров. На эту же аморфную человеческую массу рассчитана и всеядная идеология казённого патриотизма, мешающего в одну кучу без разбора, под вывеской «исторической преемственности», и белых и красных, и святых князей и комиссаров. Вне зависимости от того, какая из современных политических программ возобладает, она не приведёт к возрождению русского народа, а только продлит агонию постсоветского общества на территории РФ.

Мы оказались едва ли не единственным народом во всём мире, лишённым своего национального духа. «Земля Русская» и «правоверная вера християнская» были неразрывны в сознании наших предков. В основе русской цивилизации лежит два краеугольных камня: великорусская народность и православие. Великороссы создали государственность, а христианство стало смыслом его существования. Причём христианство не в гуманистическом понимании современных интеллектуалов как набор абстрактных благопожеланий, не в бюрократическом толковании правителей и придворных архиереев как соглашательство со всеми преступлениями власти, а в самом строгом и чистом виде – как бескомпромиссное следование Божьим заповедям и борьба с врагами Божьими.

Русский народ был всегда воином Христовым, а за последние три столетия живой идеал веры подменили мертвечиной общественно-политических учений, обмирщили и выхолостили душу народа, придавили социальной несправедливостью.

Но хотя здание нашей цивилизации разрушено – фундамент остался. Этнически, несмотря на перенесённые потери, жесточайший геноцид, утрату самобытности, русские сохранились. Отчаянные попытки найти смысл своего существования, неудовлетворённость жалкими «идеалами» сытости и перспективой нравственной комы свидетельствуют о том, что жив и русский дух. Соединение этих изначальных основ может положить начало новому национальному возрождению.

Но русское возрождение никогда не состоится как очередной политический «проект». Оно может быть только частным делом независимых, духовно свободных людей, способных к самоорганизации и к объединению между собой на основе общих целей и ценностей, по примеру старообрядческих общин.

И если хотя бы малая часть из нас найдёт силы признать роковые измены и отступления со своего исторического пути, если посмеет быть наконец самой собой, вернуть себе свой настоящий духовный образ – у нас появится надежда снова стать Народом.

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Как стать народом?

Вот уже скоро год под рубрикой «Неразрешённый вопрос» мы ведём дискуссию о судьбе русских в России.

КОД ССЫЛКИ:

Статья опубликована :

№18 (6368) (2012-05-03)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
2,6
Проголосовало: 21 чел.
12345
Комментарии:
21.05.2012 21:01:27 - Родамiр пишет:

Ядро русского культурного кода:

http://old.lgz.ru/article/18939/________ Ратоборцы._________ Дневник артиллериста.________ ЦИТАТА: "27 март. Мы своими силами пытаемся наступать на гор. Ратибор. Два дня вели бои за город, и 31 марта Ратибор был полностью очищен от немцев. 7 апр. Находимся в обороне вблизи границы с Чехословакией. 16 апр. наши войска заняли чешский город Траппау". ---------- Польский город РАТИБОР (означает "избранный воин" по книге-именослову А. Баженовой)... Где-то в Югославии есть город с древним именем "ВЕЛЕС" (Славянский Бог мудрости). А в России ярко светит ЯРОСЛАВЛЬ - город, славящий ЯРИЛУ!

21.05.2012 20:50:26 - Родамiр пишет:



ЦИТАТА: Взгляды на пути решения Русского вопроса есть разные. Приведём два весьма характерных. В резолюции, принятой в ходе слушаний Всемирного русского народного собора, говорится, что «необходимо формирование целостной концепции государственной поддержки русского народа внутри РФ и за её пределами». Участники слушаний отметили, что русский народ переживает кризис: сокращается его численность, сужается ареал его распространения, сокращается число владеющих русским языком. «Поскольку русский народ является основой российской государственности, этот кризис неминуемо сказывается на прочности государственного устройства и политической стабильности». Для того чтобы преодолеть кризисные тенденции, нужны решительные меры в интересах не только русских людей, но и всех граждан Российского государства, «единство и процветание которого напрямую зависит от национального самочувствия русского народа». Было предложено рассмотреть вопрос об официальном закреплении за русским народом статуса государствообразующего. Свою позицию провозгласил и избранный президентом России Владимир Путин. Историческая Россия – не этническое государство и не американский «плавильный котёл», где все являются мигрантами. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство, в котором постоянно шёл процесс взаимного привыкания и смешивания народов на семейном, дружеском или служебном уровне. «Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура». «Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скреплённая русским культурным ядром». Путин категорически против того, чтобы прописывать в Конституции особый статус русского народа: «Часть нашего общества будет людьми первого сорта, а часть – второго. А этого нельзя делать». ------------ Да, осторожность В. Путина понятна. Но нельзя и замалчивать собственно славяно-русскую культуру, её истоки. Необходимо проговаривать, без навязывания, о том, что у нас есть и свои культурные наработки. К примеру должна быть введена в школьную программу книга М. Семёновой "Мы - славяне!". Это воплне безопасно, хотя бы потому, что это снизит порог напряжения у родноверов, которые видят в сложившейся ситуации угрозу культуры страны. В этом видится предательство своей страны, России. И не могу сказать, что я с этим не согласен. А то ведь уже, например, Шабаева пишет, что такие имена, как "Дима, Лариса" (как можно узнать из аннотации А. Татаринова) и т.д. являются русскими (текст по книге "Немцы", в котором Шабаева их прямо и не называет). Они русские в том смысле, что являются обрусевшими. И на них также распространяктся русский культурный код. Но ядро кода - это собственно славяно-русские имена. О них можно узнать* (мы ведь своего не знаем) в словаре-именослове Баженовой "Славян родные имена". Литгазета публиковала анноттацию к этой нужной книге.

10.05.2012 21:16:06 - александр 53 пишет:

Пойду перечитаю Чехова!...

Борис Иванович, Ваши мысли и сомнения понятны. Проголосовав за Путина с Медведевым, население "счастливо" избежало национализации. Вы же слышали, что рабочие Уралвагонзавода перед выборами выступили в поддержку "нацлидера" и священное право абрамовичей тратить деньги по своему усмотрению, будь это хоть английский футбольный, хоть американский баскетбольный клуб, хоть американская школа! Кто может объяснить, почему церкви или бывшим дореволюционным собственникам можно и нужно возвращать собственность, национализированную 90 лет назад, даже если там размещен какой-нибудь музей, а вот бывший государственный завод, преступно приватизированный 15 лет назад и полностью разграбленный - национализировать нельзя? В том, что "полет нормальный" показала еще одна катастрофа с SSJ-100 в Индонезии. Помимо человеческих трагедий, по стране и еле живому авиакомплексу нанесен страшнейший репутационный удар. И это не просто стечение трагических обстоятельств. Фирма Сухого специализируется на разработке и производстве военных самолетов. В стране давно разработан и испытан новый туполевский самолет ТУ-334, всего лишь на 5% зависимый от иностранных комплектующих, но предпочтение отдали SSJ-100, который на 80% является иностранным и ни на грамм не превосходит полностью отечественный ТУ-334. В авиации, являющейся самой технологичной и наукоемкой отраслью, нет мелочей. Мало вместе с иностранцами создать новый самолет. Для его производства и эксплуатации нужны современные заводы, подготовленные кадры, инфраструктура в виде аэродромов и аэропортов, всего не перечислить. Дело еще и в том, что страну с согласия ее руководителей просто заставили "сидеть на трубе"! Такова воля мирового правительства - РФ приговорили к статусу и месту сырьевой колонии, которое вступление в ВТО закрепляет политически, дипломатически и юридически. Это ведь, СССР, по словам Путина, только галоши на экспорт выпускал и то только для Африки! Сейчас мы в китайских галошах ходим! Зачем галоши такой "технологичной" стране, как РФ? Значительная часть суверенитета страной потеряны вывозом капиталов на Запад, в том числе и личных капиталов высшего руководства и сегодня страну можно легко перевести в "пике", играя ценой на углеводороды, что Запад уже не раз и проделывал. Но, как Вы слышали, откладывать вступление в ВТО нельзя! Не для этого они почти 20 лет на брюхе перед Западом ползали! Но и сегодня электорат "удачно" проголосовал за самую дорогую в мире э/энергию, топливо, включая бензин и газ среди нефте- и газодобывающих стран, за новые цены и тарифы, новые налоги и новую пенсионную реформу! Что касается Победы, то нельзя не видеть, что режим "приватизировал" этот праздник вынужденно, но от духа этого праздника ничего не осталось. Какой-то неведомый народ победил какое-то вселенское зло! Как старательно они избегают идеологически неприемлимых для них слов! Путин, как Наполеон, въезжал в пустую Москву, правда, на этот раз она не горела, как после предпоследних выборов, когда тандем шел по Красной площади на фоне горящего Манежа! Поэтому, всем "оптимистам" хочется напомнить, что надежда это хороший завтрак, но плохой ужин! Впереди новые проблемы для населения, впереди кризис! Если не экономический, то геополитический, связанный с предстоящей предпродажной подготовкой оставшейся госсобственности, в результате которой страна под руководством "двух русских националистов, любящих свою Родину", окончательно перейдет под иностранный контроль....Лично мне это внушает мало оптимизма. Может, Чехова перечитать?

09.05.2012 07:16:32 - Борис Иванович Сотников пишет:

Хорошо, когда рассчитываешь на лучшее.

Данная статья предельно инфантильная. Ну и что ее комментировать?. Значительно интереснее комментарии читателей ЛГ. Мне, например, понравился комментарий Д,Д, Гурова к статье:«Кто выживет – бессмертен будет» в этом номере. Дмитрий Дмитриевич полностью дезавуировал безликий тезис, что «вторая мировая война была борьбой антигитлеровской коалиции против фашистской Германии и ее сателлитов». Вполне убедительно. Но, вот окончание комментария звучит настолько оптимистично, что хочется с радостью к нему присоединиться. Хочется, но «не можется». Основание, что А.П. Чехов, говорил, правда, по другому поводу: «Выдержим, и не такое выдерживали» не может являться убедительным доводом. __________ В самом деле, мы сегодня находимся в «пикирующей» ситуации. Но наши инаугурирующие руководители убеждают нас в том, что «полет нормальный». _____________ Но, ведь, это же СОВСЕМ, СОВСЕМ НЕПРАВДА!!! ________________ Наша огромная страна ничего не производит. Все держится на заоблачной цене на углеводороды. Но не может же так продолжаться вечно. Даже при этих ценах мы не можем «свести концы с концами»: мы продолжаем займы на Западе (это, естественно, не афишируется), наши «владельцы домов, пароходов», вообще, имеют огромные долги Западу под гарантии государства. Неужели мы не видим, что происходит? За счет чего будут отдаваться долги, когда снизится цена на эти самые углеводороды? ---------------------- Предложения Зюганова объявлены популистскими. Но «ленивым мозгам» даже не «пришло в голову» задаться вопросом: «А в чем, собственно, популизм-то?». Последняя надежда на то, что, может быть, удастся поднять нашу промышленность и сельское хозяйство, раздавлена вступлением в ВТО. _______________ Я не знаю истинных причин, почему все решения принимаются, именно так, а не иначе. Неужели, расчет звучит так: «Главное – продержаться пару лет, а там, что Бог даст».

08.05.2012 08:53:14 - александр 53 пишет:

Не в силе Бог, а в правде!...

Спасибо всем, кто откликнулся! Как всегда, на высоте С.В.Копылов! Что бы не говорили и не писали перерожденцы, у Победы красный цвет! Это цвет пролитой крови и цвет победившего Красного Знамени! Хочу напомнить, что "воинов христовых" благословил нынешний Патриарх, который однажды назвал Великую Отечественную войну божьей карой для страны за безбожную власть и за народ, отказавшийся от Бога! Другими словами, исходя из высказанной мысли, Гитлер действовал по божьему замыслу и промыслу. В этой же плоскости лежит и лобызание-объединение с РПЦЗ, которая полностью поддержала агрессию Гитлера! Не говорю уже про предателя Власова, который отличался показной религиозностью и насаждал религию в РОА, воюя с "безбожниками". Так что тесный союз иерархов РПЦ с властью - духовной наследницей Власова, - абсолютно естественен и закономерен. Тем не менее, в войне одни христиане убивали других! Что-то православие не очень помогло России, проигравшей несколько войн подряд - Крымскую, русско-японскую и Первую мировую! Как не помогло и самодержавию, где религия была государственной во главе с государем-императором! Но на "безбожной" стране Гитлер, представляющий всех четырех всадников Апокалипсиса сразу, обломал зубы! Потому что противостоял ему НАРОД, сплоченный и организованный в ОБЩЕСТВО не партией жуликов и воров, а бессребреников и патриотов, свято веривший в новые идеалы и возглавляемый признанным не только у себя в стране, но и во всем мире Верховным Главнокомандующим! И этот сплав веры, мужества, стойкости, организованности, преданности и убежденности в правоте своего дела, таланта и знаний и решил исход дела! Вот это была ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ! Сегодня это стало "вредной стариной". Вот это "забыв свое", мы и превратились в атомизированную массу, "заимствовав" весь плагиат, включая православие и поставив его на службу компрадорскому капиталу и такой "верующей" власти, как нынешняя. Почему же она, преступно зачатая кровью и расстрелами законной власти, четверть века насаждая свой новый социал-дарвинизм, но так сильно веруя в своего Бога, остается чужой для большинства своего народа? Почему все завоеватели и оккупанты, начиная с монголо-татар (Чингиз-хан в свое время издал специальный приказ, запрещающий разорять церкви и монастыри. Половина русских монастырей возникла во времена татарского ига!) и заканчивая Гитлером, начинают с поддержки религиозного мракобесия? Почему нищают люди, но жиреет Церковь? А еще кладбища! Я не против веры и православия, я против подмены понятий и слияния в "экстазе" олигархов от веры и власти! Этот союз, взаимовыгодный для них, крайне враждебен тому осколку РФ, который образовался после гибели тысячелетней России, которой и являлся Советский Союз! Это все было "наше" и вершиной этого "нашего" был СОВЕТСКИЙ НАРОД, сплоченный в СОВЕТСКОЕ общество. Продолжать вырывать это с мясом - значит продолжать работать на НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, на разделение и дальнейшую деградацию. А "всего-то" надо для прекращения ненависти и проклятий сменить нынешний курс и прекратить раскол взаимным примирением. Прочитал, что был готов такой памятник: перед Родиной-матерью на коленях в смирении стоят два воина - красный и белый, а над ними женщина простерла свои прощающие, любящие руки! Но Путин на это не способен! Несколько лет назад он публично называл себя либералом, а сегодня стал их врагом. Это лишний раз доказывает, что либералы - это люди без роду и племени, это "общечеловеки", способные лишь на временный союз-стаю в борьбе за кормушку. Путин использовал ПЖиВ для достижения своих целей, а потом кинул ее и передоверил младщему по тандему. Как в свое время горбачевы-ельцины, предавшие КПСС. Будет новый, настоящий, народный лидер, будут и единение, и сплоченность, и духовность!..

08.05.2012 07:45:50 - Валентин Иванович Колесов пишет:

Какой отдел ЛГ пропустил в номер такой детский лепет?

Поползал по газете, так и не понял, кого "благодарить". Поэтому и не хотелось дискутировать. ______Александру 53 огромное спасибо!!! Сказал то, чем живет душа: это моя страна, в которой я вырос, пережил вместе с ней горести и радости, поражения и победы. За Великую Победу отдал жизнь мой отец, мои родные. А мне повезло - выжил в блокаду. И не повезло - жил в одно время с Горбачевым и Ельциным.

08.05.2012 03:15:31 - сергей викторович копылов пишет:

За что воюют воины Христовы?

Опять - «православие, народность» (с самодержавием, правда, на этот раз, неувязочка вышла), опять - «большевистский режим истребил…». Да разве о русском народе заботится автор? Его идеи – это ничто иное, как продолжающаяся идеологическая экспансия РПЦ, пытающейся заполнить духовный вакуум, порождённый буржуазными реформами. А что может быть лучше для укрепления веры, чем «религиозный аскетизм и жертвенность ради духовных принципов»? Каковы же эти принципы? Ведь на них и надо, по мнению автора, созидать «новое национальное возрождение». И вот здесь-то нам и преподносится весь тот воинственный настрой, с которым новые религиозные воители пытаются (и будут делать это и далее) насаждать свои представления о подлинном национальном духе русского народа. __ Это прежде всего «бескомпромиссное следование Божьим заповедям и борьба с врагами Божьими». Цель – превратить русский народ в «воина Христова», а «христианский фундаментализм» сделать «смыслом его существования». Но ведь автор утверждает, что «неверные предпосылки ведут к неправильным выводам». И сам попадает в эту ловушку. Его неверные предпосылки заключаются в следующем. Во-первых, российская государственность далеко не является «одной из древнейших в Европе и в мире». К моменту её появления, как это не прискорбно для автора, цивилизация на планете дала уже довольно развитые образцы государственности во многих странах Востока и Запада. Во времена империи Карла Великого никакой Руси не существовало. Россия в этом смысле «отстала на века». И поэтому, во-вторых, не надо выводить отсюда особую роль России в судьбе христианства. Раскол церквей Рима и Византии превратил российское христианство в православие, которое было буквально насаждено властью в приказном порядке. Ибо это было выгодно власти, которая уже тогда увидела в православии ту идеологическую силу, способную обуздать, подчинить и закрепостить бесправный народ, обещая ему воздаяние на том свете за его страдания и беспросветный труд на власть и церковь. И сегодня, как и в те времена, РПЦ продолжает свою проповедь лояльности к властям, смирению перед ними. Создавая при этом «дымовую завесу» из обличений богатства, стяжательства и т.п. Богачом, мол, быть плохо, в Царствие Небесное попадёшь только через угольное ушко. Живи, поэтому, бедно, побольше трудись да молись, да на храм жертвуй. А с кем же нас призывают бороться, кто они, «враги Божьи»? Может быть кто-то подумал, что это олигархи, захватившие основные средства производства, ранее принадлежавшие народу? Или тот, кто «несколько раз объявлял беспощадную войну собственному народу» под видом «реформ или преобразований»? Или установившийся буржуазный строй, «последствия которого для страны вполне сравнимы с последствиями иноземного завоевания»? Нет, автор прямо их не называет, но намекает, что это «большевистский режим», а также различные партии и движения от крайне левых, до крайне правых («от неонацизма до либерализма»). «Мертвечиной политических учений» русский дух не возродить. Что остаётся? Только «христианский фундаментализм»! Поэтому, РПЦ требует осуждения митингующих, и в ответ организует «молитвенное стояние». А что власти? Власти платят тем же, передавая РПЦ недвижимость, предоставляя ей всякого рода преференции, послабления и льготы. И вот уже церковная экспансия настигает нас на ТВ, в СМИ. Церковь активно и со знанием дела ведёт свою агитацию и пропаганду, требуя от властей расширения своего влияния, проникновения в общественные институты. Особенно в образовательные учреждения. Прошлое, в угоду властям, оплёвывается, интернациональный опыт социализма очерняется. Одним словом, история повторяется. Как только буржуазия приходит к власти, религия тотчас становится её подручным, верным и надёжным спутником и помощником в деле делания денег на людской доверчивости и страхах. __ Для меня, также как и для Ал.53, «советский опыт является проверенным и надёжным для такой многонациональной страны, как Россия». Многонациональная общность «единый советский народ» была реальностью, но она была возможна только в условиях социализма, разрушение экономических основ которого привело и к её разрушению. Клановые интересы различных национальных отрядов буржуазии привели к распаду единства народа. И только восстановление справедливости способно восстановить и русскую духовность и многонациональное единство.__ Поздравляю всех с Праздником Великой Победы. Здоровья и благополучия. Так победим!

08.05.2012 00:44:40 - Юрий Алексеевич Кузнецов пишет:

С Днём Победы!

Во- первых, поздравляю всех с наступающим Днём Победы! Это- наш праздник! Во- вторых,позволю себе не согласиться с автором обсуждаемой статьи в том, что память о Победе живёт.."благодаря титаническим усилиям официальной пропаганды". По- моему, эта память впечатана в нас на генетическом уровне, навечно, и не зря именно Сталин был всенародно избран "Лицом России" - вопреки всем усилиям официальной пропаганды. Так, что настоящий народ России,коего автор в упор не видит - помнит Победу.________ Александру 53 - спасибо, что помните Вашего покорного слугу. Перезимовали хорошо - в отличие от бурной политической зимы зима климатическая прошла на удивление спокойно. А по поводу вопроса из Вашего последнего комментария :"..отказ от социал дарвинизма или продолжение гниения и грабежа?" - ответ по-моему, очевиден. Естественно, второе, без вариантов. Бурной политической зимой всех в очередной раз развели посредством классической трёхходовки, показав, для начала, либероидную страшилку в виде Болотной площади. Повёлся, по-моему ,даже такой умнейший человек,как Кургинян. Правда, он же отмеряет этому режиму отсилы 3-4 года в случае продолжения прежней политики. Посмотрим, сбудется ли прогноз..._______ Бэле Сардионовне Плиевой - приветствую Вас! Всегда с удовольствием читаю Ваши комментарии- всё коротко,ясно и по делу.Соглашусь и с этим комментарием - в Твери то же самое, и далее, и далее...

07.05.2012 18:39:50 - Бэла Сардионовна Плиева пишет:



Всех с Днем Победы! Генерал армии Плиев нам не родственник, но в Осетии есть понятие рода или фамилии, т.е. все Плиевы - родня, братья и сестры. Приятно, что Вы интересуетесь, Александр. И я согласна с тем, что все люди, болеющие душой за Россию, всех национальностей, являются ее опорой. А то, что ввозят иммигрантов... Вот мне непонятно, они сознательно гробят страну, или это само собой получается при их капитализме - дешевая рабсила и огромная прибыль? Смотрю на франц. ТВ передачи, фильмы - такой критической ситуации в СССР не было никогда, хотя острых углов и у нас предостаточно. Арабские кварталы живут своей жизнью. Например, подросток ссорится со своей сестрой из-за того, что она встречается с французом, и вопрошает: "Что же это моего племянника будут звать Роже или Себастьен?" Ну, и там насчет гигиены тоже. Или вот в одном бельгийском городке съемочная группа бельгийского же ТВ направляется в такой же квартал, их сопровождает парень-араб, он работает, довольно успешен. Уверяет, что проблемы преувеличены, но к ним никто не подходит - напротив, начинают швырять бутылки неизвестно откуда. Проводник, нервничая, командует отступление. Это люди разных культур, противопоставлены друг другу. То же самое,боюсь, ожидает и нас, и не только в Москве. Во Мценске , точно знаю, аналогично. И т.д., и т.п.

07.05.2012 15:26:15 - александр 53 пишет:

От "инаугуревшего"...

Посмотрел инаугурацию! Помпезно, выспренно, но почему так пусты улицы? У нас ведь как - то пальба, то гульба! Пальба была, а гульбы не было...Где толпы ликующего народа, шарики и народные гуляния? Не на шутку встревожился, надо же так зачистить Москву. Ан нет, все в порядке! Вот и три предбанника русских людей, допущенных до коронации. Из них трое в шляпах - Зорькин, Боярский и Берл Лазар! Вот где ликование и единение, сколько желающих подержаться за державную десницу! Краткий спич о том, что будем жить еще лучше! Потом залпы, кони, люди! Небольшое совещание с женой, поцелуй Наине Иосифовне... Красиво! С новым, старым ГУРУ вас, инаугуревшие и не очень! Вероятно, завтра рокировочка закончится - будут показывать, как старый президент уезжает из Дома правительства. Также под пальбу и без гульбы? Уходит один из самых слабых руководителей государства в российской истории? Нет, не уходит, перемещается на второй ответственнный пост в государстве. Это награда за 4 потерянных года? Очевидно, впереди кадровая революция, отказ от социал-дарвинисткого либерализма или продолжение гниения и грабежа? Экономия на государстве или его развитие? Ведь рокировка в шахматах предназначена для усиления позиций! Только вот чьих? Не буду обольщаться, для большинства это будет очередная загогулина! Уже первые назначения и отставки скажут все...

06.05.2012 09:39:42 - александр 53 пишет:

Моим друзьям!

Эх, давно я не писал, как выразился один из здешних господ, писем! Юрий Алексеевич, давно хотел к Вам обратиться. Все смотрю, нет боевого товарища. Как Вы там суровую зиму перезимовали? Все-таки бизнес Ваш чувствителен к погоде. Рад Вашему появлению! И Борис Иванович редко стал появляться с комментами. Спасибо, друзья, за поддержку и взаимопонимание! Я уж было тоже совсем ушел с этих страниц, надоели пачкуны малковы-ивановы, но, к счастью, появились вместе с Вами и новые имена! Да еще Б.С.Плиева написала коммент в поддержку, спасибо ей еще раз! Все хотел спросить, не имеет ли ее родословная отношение к дважды Герою Советского Союза генералу И.А.Плиеву? Сердечно приветствую всех Вас и поздравляю с наступающим Праздником Победы СОВЕТСКОГО народа в Великой Отечественной войне над фашисткой Германией! "...Ранено Красное Знамя, нет победившей страны, но остаются с нами честные песни войны!...". И память, и правда, и благодарность победителям! Сто грамм за Победу, за победителей и за Вас, мои друзья! Берегите себя и своих близких!

06.05.2012 00:41:08 - Юрий Алексеевич Кузнецов пишет:

Зачем же так упрощать?

На мой взгляд, в данной статье Б. Тарасов грешит изрядным упрощением действительно судьбоносного вопроса, причём упрощением либерального (скорее, даже либераст...ческого) толка. Даже кандидатская степень исторических наук не помогает. Вот как, оказывается, всё просто - была старая вера - и было всё на Руси чинно и благолепно, а Пётр пришёл и всё нарушил,а после Петра - так доломали окончательно. Истинная Русь ушла в лесные сибирские и поморские скиты. Вопросик один есть к автору каверзный. А скажите-ка, уважаемый - а после Петра три века целых кто же эту самую Русь обустраивал, кто её просвещал ? Кто побеждал в тяжелейших войнах и восстанавливал разрушенное ? Исключительно "рабы - невольники" и дворяне - "иностранцы в своём отечестве" ? Да ладно ! Из- под какой же палки всё это делалось -то? Чай не три века существовал столь нелюбимый, кстати, автором сталинский режим с пресловутыми заградотрядами и ГуЛагом - времена - то разные были, а Русь неизменно, как птица Феникс, возрождалась из пепла.___________ Автор проводит в жизнь ещё одну, на мой взгляд, зловреднейшую идею - отделить, так сказать, "чистых от нечистых". "Белые и красные, святые князья и комиссары", смешанные "в одну кучу" под маской "исторической преемственности" - круто, вроде бы , сказано. А по сути - это призыв к продолжению гражданской войны. Америка, на мой взгляд,потому и стала сильнейшей страной, что не стала довоёвывать свою гражданскую и поставила памятники героям и той и другой стороны. Они прекрасно поняли, что продолжать натравливать одну часть народа на другую - это тупик. А нас упорно зовут на те же грабли. А, впрочем, что уж там церемониться - русского народа- то, по утверждению автора, уже не существует. Так и слышится навязшее за последнее время в зубах "анчоусы", "генетическое отребье" и прочие либероидные эпитеты. Хочется спросить г-на Тарасова - а что же такой просвещённый и продвинутый господин тут делает среди всего этого "генетически ущербного " народа- тьфу, населения? Места, что ли , не нашлось в странах "свободы и демократии" ? ___________ И ещё вопрос к автору статьи - а вот что делать лично мне и таким, как я, коих большинство в России ? У меня ведь в предках были и дворяне, и крестьяне, и купцы. Были белоэмигранты и убеждённые коммунисты - я достаточно хорошо знаю семейную историю. Один дед погиб подо Ржевом, второй вернулся с войны инвалидом. Так что же мне теперь - разложить их всех по разным "кучам" и самому с собой воевать, или спорить,хотя бы ? Шизофрения какая-то получается, не находите? А, впрочем, о чём я? Они же все были не народ уже, а так- "население", за что от них от всех г-ну Тарасову,конечно же, душевное спасибо. ____________ Кстати, ещё одно замечание по поводу сложности рассматриваемого вопроса, так сказать, информация к размышлению. А не кажется ли вам, что столь ненавидимые автором "комиссары" в своей фанатичной убеждённости являются никем иным,как духовными наследниками столь любимых автором проповедников старой веры типа протопопа Аввакума или боярыни Морозовой? И не свидетельствует ли это как раз неразрывности и сложности российской истории? _________ Приветствую Александра - старого боевого товарища! Сильно написано - в особенности касаемо Советских времён - я с Вами, друг! А господа Малков и Иванов,понятно, в своём репертуаре. Особенно Сергей Иванович(или Ивановна?) - случай клинический, комментарии излишни.

05.05.2012 22:40:24 - Борис Иванович Сотников пишет:

Александру 53

Полностью согласен. Все, именно, так

05.05.2012 13:27:53 - александр 53 пишет:

Не претендуя на истину...

Мне думается, что понятия народ и население все-таки не тождественны. Население в нынешней "демократической" России есть, а народа нет. В том числе и русского! Сводить все только к вере в Бога с ее вариантами есть не что иное, как дальнейшее разделение людей и возвращение к религиозному мракобесию. Любой образованный человек скажет, что нынешняя Церковь всего лишь дополнительная смирительная рубашка для властвующего кагала и такой она была всегда с момента крещения, за исключением немногих подвижников и духовников! К тому же народ старше этой заимствованной религии. Разве Христос-русский Бог? Были и до него разные божества. Но сегодня и ему нашли замену - есть новый Бог - Деньги! Вот ему и поклоняются иерархи, как церковные, так и светские. Где Серафимы Саровские и ему подобные схимники? Нет! Есть только Малков с его рассуждениями о потерянной России и Патриарх с клиром, разъезжающими на "мерседесах". А что делать с атеистами? Вот это разделение на верных-неверных и есть одно из главных препятствий для сплочения и солидарности! Население будет таким, каким будет общество на данный исторический момент, а общество власть делает "под себя"! Именно власть определяет правила игры, социальную структуру, политическую систему и производственные отношения! Она и выбирает веру, как это сделали князь Владимир или Ленин со Сталиным! На нас кто напал в 41 - немецкий народ или фашисткое общество? А нашествию кто противостоял - русский народ или все советское общество? Власть на высоте - общество сплочено и организовано, власть "проваливается" - общество атомизируется и начинается война всех с каждым, и, как следствие, начинается затяжное общественное падение! Сплотить может и беда, но организовать - только народная власть! Война и 9 мая 1945 года! 12 апреля 1961 года! Вот тогда был НАРОД! Советский! Для меня социализм был моим личным общественным социальным строем, а я себя ощущал частью великого народа - советского! Я родился и вырос в стране, которую сегодня поносят и обвиняют во всех смертных грехах! Не случайно, идеологи перестройки начали с главного, составляющего дух народа - разрушения былой организации людей в едином коллективе, разрушения коллективного самосознания, психологии, поведения через свою политику разделения! Я помню это дробление на группы и истошные крики:"Нас обманывали!" Эти доходящие до драк споры о прошлом и будущем. Потом станет ясно, что обманывали для сохранения "доверия" и для лова рыбки в мутной воде. Сегодня это манипулирование приобрело новые формы и технические возможности. Это разрушение коллективного - примерно то же самое, как выбросить на берег рыбу для для ее же собственного здоровья. Тысячу раз был прав А.Зиновьев, который написал об этом образно и точно:" Вы задыхаетесь? Вам невыносим "совок"? Вот вам освобождение от коммунистической воды! Наслаждайтесь демократической сушей!" И это разрушение коллективистких начал и духа коммуны освободило человека от самого главного контроля - контроля ближайшего окружения, насадило дух делячества, стяжательства и рвачества! Население делает народом не только общая территория, язык или культура. Население становится народом, когда имеет общее, признаваемое большинством славное прошлое, когда оно солидарно в планах и целях на будущее! Надо ли говорить, что этого нет. Но главное, население делается народом, когда ощущает свою близость и общность с властью, исповедующей национальные интересы, а не интересы глобального рынка! Для народа важна легитимная власть, исповедующая Справедливость, Законность, Свободу, Совесть, Нравственность, Равенство, Братство, если хотите! И этого сегодня нет. Да,советское общество было не идеальным, но власть начала с заботы о детях и молодежи, с образования и подготовки высококвалифицированных специалистов, со здравоохранения, санитарии и гигиены, с трудовой занятости и приобщения к культуре. Даже сама идеология несла в себе элементы просвещения, в отличие от тупого религиозного мракобесия. В СССР была признанная во всем мире и лучшая в мире вертикальная динамика, когда человек мог очень быстро подняться из низших слоев в верхние! И результаты не замедлили сказаться! Они общеизвестны! А что сегодня? Знают ли уважаемые читатели, что власть в ближайший год-два собирается потратить около 90 млрд. рублей на завоз и закрепление мигрантов и гастарбайтеров? Очевидно, это и будут заявленные 25 млн. новых рабочих мест! Не на ПТУ и техникумы, не на просвещение и профессиональную подготовку своего населения, это наооборот, сокращается, а на вытеснение собственного из всех сфер общественной и производственной жизни! Поэтому, не христиане новые или старообрядцы, не религиозный клир, не либералы или националисты, не олигархи и не их "эффективные менеджеры" от власти, не "гражданское общество" в лице всяких общественных палат и других суррогатов, а именно политический проект в виде нового социализма, когда абсолютное большинство арифметическое "найдет в себе силы признать роковые измены и отступления со своего исторического пути", когда оно потребует стать большинством политическим и выдвинет во власть соответствующего лидера (тут уж как повезет! Обожглись на горбачевых -ельциных!) - вот только тогда мы сможем вернуть себе свой духовный образ и у нас появится надежда стать народом! Но пока этого ничего не предвещает...Тем не менее, считаю советский опыт проверенным и надежным для такой многонациональной страны, как Россия! Для меня свои, наши люди - это мои единомышленники на наше прошлое и возможное будущее, независимо от их крови или происхождения и национальность тут не играет никакой роли...

04.05.2012 13:58:49 - Галина Александровна Рейзина пишет:

Существует ли русский народ?

Взгляд Бориса Тарасова на русскую историю и русский народ, которого вроде бы уже и нет, характерен для либеральной интеллигенции. Хочется обрадовать автора: русский народ жил, жив и жить будет. Потому что это великий народ, сыгравший уникальную роль в мировой истории. Это народ первопроходец и без него невозможно движение вперёд мировой истории. Вся мировая история, а не только русская, полна крови, трагедий, уничтожения собственного народа. Таковы законы природы и общества, или промысел Божий. («Жить вообще вредно» , - как нынче любят шутить.) Однако история русских отличается от европейской тем, что хотя у русских и были такие же падения, как и у западных народов, но вот в своих взлётах они недосягаемы: русские внесли огромный, решающий вклад в мировую науку и культуру, они первыми попытались построить социальное общество, они создали огромное уникальное государство сотен разных народов, которое просуществовало тысячелетия, они первыми вышли в космос, подарив человечеству бессмертие. Я уж не говорю о том, что нет страны в мире, кому бы русские бескорыстно не пришли на помощь в тяжёлые для тех времена. Конечно, русские менялись, изменялся их менталитет, их пассионарность, их облик, как меняется всё в этом мире. Историку ли не знать об этом? Но это не значит, что русские исчезли. Они ещё сыграют свою мессианскую роль, когда рухнет либеральный капитализм, потому что это один из немногих народов, которых не прельстила современная воинствующая либеральная идеология. Именно поэтому все силы либеральной элиты направлены на унижение нашего прошлого. Ведь оценка национальной истории, деятельности наших предков - это главное для мироощущения народа, для укрепления его идентичности, чувства самоуважения и уверенности в себе.

04.05.2012 13:43:05 - Антон Михайлович Малков пишет:

Надо исходить из реалий сегодняшнего дня.

Объем газетной статьи не может быть большим, а почти каждый вопрос, затронутый в ней «потянет» на целые тома всевозможных исследований. До сих пор вспоминаю объемистый «круглый стол», прошедший под этой рубрикой в газете примерно год назад, и сожалею, что идея не получила (по крайней мере газетного) продолжения… Что же касается данной статьи, то в ней высказано много правильных, порой горьких для нас слов (про едва скрепляющие ныне нас 1 янв и 9 мая, про «музейный экспонат традиций», про «казенный патриотизм», мешающий в одну кучу и белых и красных, про то, что в основе русской цивилизации лежит православие (человек, не проявляющий к нему хотя бы уважения, уже не может называться в моих глазах русским)). При этом я абсолютно согласен с оценкой автором «православности» нашего современного общества. Основная проблема нашей современной земной (подчеркиваю это слово) церкви состоит, с моей точки зрения, в том, что судя по всему пока не удалось учесть ошибки предыдущего синодального и более ранних периодов – а именно сращивания церковных и государственных институтов. Земная церковь и ныне поддается на заигрывания с ней мирских владык. А по мне – так пусть лучше золота на куполах будет поменьше, убранство победнее, но зато современная земная церковь будет действительно независима в принятии решений от власти светской. В этом контексте не соглашусь с автором в его оценке старообрядчества. Для меня оно, как это ни парадоксально, - своеобразный вариант русского протестантизма (ну скажите, чем старообрядцы-беспоповцы не те же пуритане?). И хозяйства они они создавали крепкие и прибыльные (рассмотрите хотя бы Выговскую общину во времена ее рассвета). Для меня они олицетворяют (в высших своих проявлениях) борьбу свободной личности с деспотизмом (и, в частности, вмешательством в дела церкви царской власти) . Кстати, я не заметил, чтобы автор говорил какие же времена он может назвать «золотым веком» русской цивилизации, но судя по всему… Уж не времена ли Алексея Михайловича, автора того самого раскола? Или, может быть, времена Иоанна IV? А вот лично для меня истоки лучших черт русской цивилизации лежат в Руси Киево-Новгородской, с их зачатками народной (вечевой) демократии, а отнюдь не в московском азиатском царстве, принявшем ярлык на великое княжение из рук завоевателей. Вглядитесь внимательно хотя бы в имперский герб, он ведь говорящий (справа казанское ханство, слева – астраханское, а по центру – московское… ханство). И поэтому (и не только) лично я не буду вести «отсчет отступничества» со времен Петра, а присоединюсь к мнению известного историка, философа Г.П.Федотова, писавшего, что «…Трижды отреклась Русь от своего древнего идеала святости, каждый раз обедняя и уродуя свою христианскую личность. Первое отступничество - с поколением Филофея, второе - с Петром, третье - с Лениным. И все же она сохраняла подспудно свою верность - тому Христу, в которого она крестилась вместе с Борисом и Глебом - страстотерпцами, которому она молилась с кротким Сергием…». Я также считаю, что автор не называет самую главную проблему (приведшую и к большевистскому режиму, и к окончательной (?) потере великорусской идентичности) – а именно: царившие в московском царстве абсолютизм и холопство (деспотизм царской власти). В стране практически не успела просуществовать и утвердиться конституция на заре ХХ века (десяток лет – слишком малый срок), она была принята уже слишком поздно. И далее весь комплекс монархических чувств, воспитанных в народе колониальной политикой московских царей, он (народ) перенес уже на красных вождей (да и сейчас, похоже, все еще переносит)… И только в конце ХХ века у России наконец появился шанс на строительство свободного, правового, уважающего (наконец!) всех своих граждан национального государства. Но «независимые, духовно свободные люди», творцы «русского возрождения» (терминология автора), не могут появиться в холопски зависимом от верховной власти, несвободном обществе. «Рабы, влачащие оковы, высоких песней не поют». А потому все усилия надо сконцентрировать на созидании правового свободного общества, где все граждане равны перед установленными этим обществом законами, где им удобно жить, где простые люди будут видеть, что верховная власть на деле, а не ради ТВ показухи, борется с коррупцией (не взирая на лица) и служит народу и отечеству, а не своему семейному прибытку. А национальная идея (буде она нужна) – приложится…

03.05.2012 22:35:23 - Артемий Беспальчиков пишет:

Как русские стали народом.

А как называть людей живущих на огромном географическом пространстве, имеющих великолепную науку,культуру, искусство и объединенных могучим и великим русским русским языком (Тургенев)? Украина, Белоруссия и Россия не фантомы,а реально существующие русские государства,вобравшие в себя десятки народов и народностей. Русские никогда не были "воинством христовым" и идея мессианизма не была им присуща при освоении новых территорий. Считать идеалом допетровскую эпоху ре имеет смысла, это было время централизации народов вокруг Московского княжества и православие действительно сыграло огромную роль. Последующие годы- это годы формирования Российской империи и русской цивилизации. Здесь религия выполняла подчиненную роль.Вобрав в себя все достижения европейской цивилизации страна пошла на кардинальное изменение обшественного строя. И не благодаря козням большевиков, а следуя логики развития общества церковь утратила свое значение в его духовном развитии. Сформировалась советская цивилизация в которую вошли и русская интеллигенция и русское крестьянство. Напоминаю, в 30-ые годы 20 миллионов крестьян переселились в города, став частью рабочего класса и "рабоче-крестьнской интеллигенции" (В,И,Ленин). После разгрома советской цивилизации задача русской интеллигенции, если она еще есть, построение социального государства. Дай бог и церковь поможет. Другого пути у нас нет. Но пример Белоруссии обнадеживает.

03.05.2012 17:27:01 - Сергей Иванов пишет:



Спасибо автору за оценку истории России не с официозной точки зрения (Наполеона разбили!) а с точки зрения простого бедного человека. И получается сплошная мерзопакостность. Думаю сейчас как-то лучше стало чем в те времена когда крестьянами торговали бессовестные типы вроде усердно впариваемого Пушкина... Он штаны-то мог сам надеть? Сейчас народ в России осваивает опыт жизни передовой части человечества. Причем надо подчеркнуть - не подражает какому-то одному народу а всей совокупности передовых государств. Поэтому ничего унизительного и зазорного в этом для русских нет. И вот не надо опять накручивать этот патриотизм и православие - без этого вполне можно обойтись!

03.05.2012 16:15:40 - Игорь Николаевич Ладыгин пишет:

Как стать народом

Великорусский дух безнадежно утрачен, и не может быть сохранен даже в общинах типа старообрядческих. Либо удастся модернизировать сознание нации, инкорпорировав в него хотя бы часть русской культуры 19-20 веков, либо народ сам рассеется как песок. Попытки возрождения национального величия на старой основе пахнут большой кровью.


Борис ТАРАСОВ


Выпуски:
(за этот год)