(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Совместный проект ЛАД

Цена вопроса

ЭКОНОМИКА

Белорусский сельхозэкспорт в РФ: перспективы в рамках свободной торговли

Недавно между РФ и Беларусью согласованы основные параметры взаимопоставок продовольствия и сельхозсырья. Как и в предыдущие годы, белорусские поставки многократно больше российских. Между тем в готовящемся к ратификации Соглашении о зоне свободной торговли в СНГ будут сохранены временные изъятия и ограничения из свободной торговли ряда товаров и услуг. Но производители Беларуси выступают за максимально быструю отмену изъятий и ограничений в рамках этой зоны. Прежде всего эти требования касаются поставок сельхозсырья и готового продовольствия.

Однако к прежним «то­варным» вопросам до­бав­ля­ются новые. Так, ди­рек­тор Института конъюнктуры аграрных рынков России Дмит­рий Рылько в начале фев­раля отметил, что «за ко­рот­кое время Беларусь стала весьма значимым экспортёром мяса домашней птицы на российский рынок». По его мнению, эта тенденция «может быть небезопасной для российских производителей аналогичной продукции».

Схожие вопросы возникают и по другой белорусской сельхозпродукции. Известно, что объёмы поставок белорусских мясных продуктов в РФ в рамках межгосударственного баланса взаимопоставок сельхозпродукции многократно больше встречных поставок из России. То же и по молочным изделиям. Растущая же востребованность белорусских товаров в РФ обусловлена их низкими ценами и высоким качеством. Для производителей сельхозсырья и готового продовольствия, снижающих себестоимость, в Беларуси создаются «премиальные» условия для работы, в том числе для их экспортной деятельности (например, налоговые послабления, стимулирование частных и госинвестиций в эти предприятия, пониженные транспортные, энерготарифы и другие стимулирующие меры).

По данным многих белорусских и российских экспертов, в Беларуси в отличие от России предприятия АПК (да и других отраслей) сориентированы не на «списывание» растущей себестоимости на кошельки потребителей, а на снижение себестоимости и, стало быть, конечных цен на свою продукцию (по крайней мере на их сдерживание или стабилизацию). А в качестве главного критерия/измерения эффективности, в том числе профильными госорганами, используется показатель объёмного, то есть товарного, а не стоимостного сбыта продукции (затем детально исследуется динамика пропорций этих показателей). Поэтому в контексте взаимоотношений с российскими производителями «корень» вопроса – не преднамеренный демпинг или фактический («непроизвольный») демпинг, а разные условия хозяйствования в обеих странах.

Между тем в рамках ТС пока не отрегулированы усло­вия конкуренции на взаимных рынках, в том числе ещё нет согласованной квалификации категории «демпинг» (включая «преднамеренный демпинг»). Из-за чего периодически возникают «антидемпинговые» запросы российских производителей сельхозсырья и готового продовольствия. На эти причины товарных споров в регионе ТС не единожды обращал внимание Сергей Глазьев, секретарь Комиссии Таможенного союза.

По данным Центра стратегического развития Республики Беларусь (25 января 2012 г.), «…несмотря на то, что наши продукты питания отличаются приемлемым качеством и ценой, большинство продуктов питания поставляется как сырьевые ресурсы – это касается сыров, мяса, сухого молока и так далее. Поставки эти в основном идут через оптовиков.

На сегодняшний день в об­лас­тях РФ успешно сфор­ми­рованы соб­ственные то­ва­ро­проводящие структуры: в РФ мя­со-мо­лочные предприятия Гродненской области представляет ТД «Гродненский», а Минской области – ООО «Минскоблпродукт». Их работа сводится только к распределению товара по оптовым организациям с функциями возврата НДС. Белорусские продукты питания «достойны большего», и их имидж необходимо повышать, развивая при этом вопросы логистики, бренда, работы с региональными сетями и так далее».

Словом, присутствие белорусской сельхозпродукции в РФ наверняка будет расти. Но смогут ли «успеть» за ростом этого присутствия решения, регламентирующие дееспособную и равноправную зону свободной торговли?..

Алексей ЧИЧКИН

Статья опубликована :

№18 (6368) (2012-05-03)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 2 чел.
12345
Комментарии:

Алексей ЧИЧКИН


Выпуски:
(за этот год)