(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Первая полоса

«Народ, не знающий свою историю, будет изучать историю чужую»

ГОД ИСТОРИИ

Фёдор ЕВГЕНЬЕВГод истории приближается к своей кульминации. Грядут  бородинские и новгородские торжества. История сегодня – не просто академическая наука, а поле боя, на котором решается и судьба русской культуры, и судьба государства Российского.  Наш собеседник – десятый председатель Международного русского исторического общества Пётр Петрович АЛЕКСАНДРОВ-ДЕРКАЧЕНКО.

У Русского исторического общества, несомненно, есть своя летопись. Откуда  пошла сия организация? 

– Наша организация была зарегистрирована в 2004 году, однако история нашего общества куда дольше. История, надо сказать, удивительная! Впервые Русское историческое общество было основано почти полтора века назад, 23 мая 1866 года (по старому стилю, конечно) в Санкт-Петербурге. Первым председателем общества был избран ближайший друг А.С. Пушкина, академик и поэт, сенатор, член Государственного совета князь П.А. Вяземский, прошедший к тому времени свой путь от антимонархиста-либерала до консерватора-монархиста. 

Да, судьба Вяземского поучительна. Он ведь сперва защищал Отечество в 1812-м, а потом буквально пытался «бить по рукам» Пушкина за каждое проявление патриотизма. Князь язвительно нарёк патриотизм «квасным», а его стихотворение «Русский бог» вполне  можно назвать гимном русофобов. Он смеялся над «географическими фанфарониадами», но в зрелые годы стать охранителем традиций… Чего он ждал от Русского исторического общества?

– Ответ здесь может быть только один: в те годы во главу угла Вяземский поставил просвещение. Князь, очевидно, понял, что любые протесты, любые изменения в непросвещённом обществе никогда не будут направлены на благо России. А о благе России он не забывал! Помимо Вяземского основателями общества стали академик К.Н. Бестужев-Рюмин, военный стратег и историк М.И. Богданович, директор Императорской публичной библиотеки А.Ф. Бычков, посол России в Швейцарии А.Ф. Гамбургер, советник Министерства иностранных дел барон А.Г. Жомини, директор Государственного архива К.К. Злобин, главноуправляющий Вторым отделением канцелярии граф М.А. Корф, генерал-адъютант граф Б.А. Перовский, миллионер и сенатор А.А. Половцов, министр народного просвещения граф Д.А. Толстой, министр по делам печати Е.М. Феоктистов...

Какие имена! Причём больше – просвещённые консерваторы…

– Русское историческое общество того времени – уникальное явление. Поначалу общество  было негосударственным, хотя и получило своеобразное одобрение свыше: император Александр II «командировал» на должность почётного председателя общества своего сына – великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III. Спустя восемь лет – 24 ноября 1874 года –  для придания большего общественного веса обществу было даже присвоено звание императорского.

–  В чём же члены общества видели свою миссию? Чего удалось достичь?

– Основная уставная цель Императорского русского исторического общества была сформулирована с присущей для того времени изящной краткостью – «…собирать, обрабатывать и распространять в России, материалы и документы, до российской истории относящиеся».

Такая реалистически сформулированная суть просветительской деятельности общества позволила его членам ввести в научный оборот многочисленные материалы по русской истории. С 1867 по 1916 год вышло сто сорок восемь томов «Сборника русского исторического общества. И это – впервые (!) публикуемые редкие и неизвестные ранее документальные свидетельства русской истории. По три тома за год – многие ли институты могут сегодня похвастаться таким масштабом?!

Помимо этого было издано ещё и двадцать пять томов «Русского биографического словаря» – двадцать пять томов впервые собранных воедино биографий русских деятелей науки, политики и культуры. Можно вспомнить ещё и о поддержке губернских архивных комиссий, и о проведении публичных чтений, и о поощрительных премиях... И всё равно многое останется за пределами нашего внимания. Общество объединяло людей трудолюбивых и целеустремлённых, они не почивали на академических лаврах, а работали.

Заседание Русского исторического общества в Ново-Михайловском дворце. 1900 годВероятно, оно стало центром притяжения для многих историков и литераторов?

– Общество – и это тоже принципиально – было организацией не научной (на это существовали академии и университеты). По составу общество являлось объединением историков по профессии (С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский и другие) и историков по призванию (в основном государственных служащих,  дипломатических работников – А.П. Извольский, граф М.Н. Муравьёв и другие). Они безвозмездно вкладывали свой труд и свои средства в благородное дело развития русского исторического просвещения. Выбранная форма организации – объединение на основе не строго научных исследовательских интересов, а на основе радения в русском историческом просвещении – стала своеобразным примером: повсюду стали возникать новые исторические общества.

Помимо уже существовавшего Московского общества истории и древностей российских возникли Одесское общество истории, Киевское общество летописца Нестора, Петровское общество исследователей Астраханского края, Исторические общества при Московском и Санкт-Петербургском университетах, Харьковское историко-филологическое общество. И это только крупные, а были и другие…

Трудно представить, как уживались в одной организации вольнодумец Ключевский и самые консервативные министры того времени!

– Их объединяла высокая миссия: просвещение, радение за родную историю… Так продолжалось почти пятьдесят лет. В 1916 году общество торжественно отпраздновало своё пятидесятилетие, был даже выпущен специальный том «Императорское Русское Историческое Общество за пятьдесят лет». К сожалению, это было последнее мероприятие...

Революции и захлестнувший Россию вслед за ними террор не пощадили ни Русское историческое общество, ни его членов. Сначала правительство Керенского запретило использовать наименование «Императорское», а затем Петросовет запретил и само общество. Его помещение в Санкт-Петербурге было попросту разграблено. В январе 1919 года в Петрограде «в порядке красного террора», несмотря на многочисленнейшие ходатайства, был расстрелян третий председатель общества великий князь Николай Михайлович. Известна резолюция, наложенная на ходатайство о его помиловании Владимиром Лениным, – «Такие историки революции не нужны».

Печальна была дальнейшая судьба и большинства остальных членов  Русского исторического общества,  даже тех, кто смог пережить кровавую русскую революцию... Нельзя забывать об этих трагических страницах истории страны, истории науки.

То есть деятельность общества фактически прервалась в 1917-м…

– Не совсем так. Его история продолжалась в изгнании. Новый период начался 7 апреля 1925 года, когда группа русских учёных и общественных деятелей, находившихся в Чехословакии, организовала работу Русского исторического общества в Праге.

Однако, после того как в 1939 году нацистские войска вошли в Прагу, над обществом стали сгущаться тучи. В 1940 году деятельность общества была окончательно остановлена немецкими властями, а седьмой председатель общества богослов А.В. Флоровский был арестован...

На Родине возродить общество удалось только в последние годы?

– Ушёл в небытие Советский Союз, ушли в прошлое те идеологические и государственные границы между историками в России и в зарубежье и появилась возможность говорить о том, что, собственно, всех нас объединяет, – о Русской Истории.

Идея возвращения в Россию Русского исторического общества сформировалась у нас практически одновременно: я имею в виду группу историков, к которой принадлежит ваш покорный слуга, и наших братьев по духу исторического просвещения в русском зарубежье. Понимаете, Русское историческое общество прошло нелёгкий путь. От триумфа в императорской России через изгнание и до примирения и признания с Россией нынешней. Мы осознали, что в самом названии «Русское историческое общество»  его основателями заложен принцип: это общество тех, кто занимается русской историей. Понимаете меня? Не общество тех, кто занимается историей в России (тогда бы оно называлось «Российское историческое общество» или «Российское общество истории»), а именно тех, кто вне зависимости от места проживания занимается именно русской историей. Это очень важно для нас.

В последние годы мы стали свидетелями многих споров о «русском» и «российском». Ведь у нас не решились на формулировку «год русской истории», хотя она гораздо логичнее: ведь тысячу лет назад не было никакой России... Впрочем, и к определению «российский» нельзя относиться высокомерно: скажем, Ломоносов  любил это гордое, звучное слово из трёх слогов.

– Мы считаем исчерпывающим по точности название общества – Русское историческое. В ситуации, когда русские историки, как и все русские, оказались разделены между Россией и её ближним и дальним зарубежьем, Русское историческое общество связывает и объединяет на основе русского исторического просвещения. Общество – Русское и потому – международное. А связует всех нас – русская история. Именно русская история, как и русский язык, и русское православие,  даёт нам ощущение единства. Между прочим, даже дата учреждения в 2004 году была выбрана неслучайно – 4 ноября, День народного единства.

С радостью замечаю, что сегодня у русских людей есть обострённое ощущение великой истории. Александр Невский, Суворов, Пушкин остаются в нашей стране всенародными героями. Во многих  странах Голливуд уже окончательно победил национальную культуру, заслонил историческую героику. А Россия держится за своё великое прошлое, чтобы не утонуть…

–  А как без этого жить? У меня хранятся документы и материалы, переданные мне потомками тех, кто поддерживал слабый и тлеющий огонёк русского исторического просвещения в эмиграции. Это – бесценный дар, который мы бережно храним и постепенно пополняем. Наши предшественники берегли эти материалы в непростых условиях гонения именно для того, чтобы когда-нибудь пришёл день и все эти материалы вернулись на Родину. Кроме того, нам удалось собрать воедино полный журнал всех действительных, почётных, членов-корреспондентов и членов общества, а также объединённый каталог изданий общества за все периоды. Это заслуга нашего главного специалиста по древностям историка Михаила Смирнова.

Таким образом, 4 ноября 2004 года Русское историческое общество было учреждено в Москве, а ваш покорный слуга избран его десятым председателем. Наши убеждения – это просвещение, единение и созидание. Мы – не воюем с историей, мы её защищаем.  Первым проектом нашего общества было издание неизвестных в России богословских трудов нашего великого авиаконструктора Игоря Сикорского, написанных им в конце жизни и переданных мне его сыном Сергеем Игоревичем. Мы были первыми, кто их перевёл с английского и издал в России.

Замечательные сочинения, сравнимые с богословскими трудами другого выдающегося учёного и конструктора, не имевшего гуманитарного диплома, Бориса Раушенбаха.

– Последним на сегодняшний день текущим проектом, которым мы вплотную занимаемся, является увековечивание памяти наших военнопленных Первой мировой войны. Война эта несправедливо называлась в советской историографии «империалистической», а судьба наших соотечественников, сгинувших тогда в плену,  вообще никого не интересовала. Так вот, на месте бывшего лагеря наших пленных солдат в Австро-Венгрии, теперь оказавшегося на территории Италии, мы обнаружили братские могилы наших ребят. Нашли в австрийских архивах фотографии, записи. И знаете, что самое поразительное?! Находясь в плену, на чужой земле, первым делом русские солдаты возвели часовню Сергия Радонежского. Вот у кого нам следует поучиться и вере, и патриотизму! Лишённые всего и вся, люди первым делом доказали самим себе, что они русские. Сейчас Фонд сохранения духовного наследия преподобного Сергия Радонежского в лице Андрея Молчанова (между прочим – почётного члена Русского исторического общества) по результатам наших исследований уже планирует возродить эту часовню к 2014 году – году столетия Первой мировой войны и семисотлетия преподобного Сергия Радонежского. Есть и  другие проекты.

С развитием информационных и агитационных технологий история стала полем боя. Вопрос государственного престижа, внешняя политика, вопрос народного самосознания, идеология, без которой невозможно выжить и не оскотиниться, – всё это связано с концепцией отечественной истории.

– Главная проблема русской истории сегодня, на мой взгляд, – это проблема осознания единства русской истории.

Единства в смысле объединения истории дореволюционной и истории СССР?

– Единства во времени и пространстве. Я говорю о том единстве, при котором история Древнерусского государства (мы его привычно зовём Киевской Русью), история Руси, история русских княжеств вообще и Московского царства в частности, история Российской империи, история СССР, история русского зарубежья (русской эмиграции), история Российской Федерации и история стран СНГ – это всё одна общая русская история. И все исторические деятели, все события и процессы необходимо изучать внутри – я подчёркиваю – внутри русской истории, а не снаружи и не чужими глазами. Народ, не изучающий родную историю, будет вынужден изучать чужую. Жить чужим умом, молиться чужим богам.

Политические режимы меняются, идеологии тоже, но история русского народа – это постоянная величина?

– Вот вам самый идеологически острый пример. Скажем, история СССР – это ведь тоже русская история. И никакая другая. И несмотря на то, что мы все такие разные, мы все – русские. И так же как у нас у всех общий русский язык, так и история – общая, русская.

Иногда нас призывают покаяться за родную историю…

– На открытии Русского центра в Мерано у меня был интереснейший разговор на эту тему с архиепископом Женевским и Западноевропейским Михаилом. Долго мы с ним дискутировали о том, кто и за что должен каяться, а потом он вдруг сказал мне: «Пётр, институт покаяния основан на преамбуле покаяния личного, в противном случае – это софистика, и не более…» И всё стало на свои места. Только тот, кто раскаялся сам в своих грехах, имеет моральное право призывать покаяться других. Поэтому когда вы видите бывших инструкторов ЦК КПСС или отпрысков элитных советских семей, призывающих рассчитаться с «проклятым» советским прошлым, предложите им начать с себя. И всё сразу станет на свои места.

На мой взгляд, все эти разговоры о покаянии – только способ загнать Россию  под лавку. Идейно поработить, сломать хребет. Жаль, что некоторые наши мыслители поддались этой интеллектуальной моде. Можно вспомнить, например, Александра Солженицына.  Одна его статья так и называлась – «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни».

– Эта статья была написана в 1973 году человеком, который знал, о чём пишет, – он прошёл свою переоценку ценностей от окопов Великой Отечественной через тюрьмы и лагеря, через болезни и лишения – он точно знал, о чём пишет. Когда в конце 90-х я решил переопубликовать эту статью, Александр Исаевич мне сказал дословно: «Видите ли, Пётр Петрович, вы, конечно, можете опубликовать её, если захотите, но со времени её написания русский народ помимо его воли уже столько раз «раскаяли» и «самоограничили», что надобности в этом сейчас уж точно нет».

Того же Сталина вдруг снова начали усиленно демонизировать, хотя он умер почти шестьдесят лет назад. Даже заговорили о новой десталинизации в государственных масштабах! 

– Ну как обойти эту тему? Никак невозможно. У нас сегодня нет более актуальных тем! Недавно один из лидеров нашей эмиграции спросил меня: «А что у вас там происходит со Сталиным? Почему такой ажиотаж, откуда столько страстей и ненависти?» «Не любят его у нас очень», – ответил я ему. И тогда он мне улыбнулся: «Видите ли, я, например, его тоже не люблю, но не до такой же степени!» И сказал это мне, между прочим, член Высшего монархического совета России.

Но у нас чаще приходится наблюдать разжигание страстей, бесконечные провокации вокруг истории…

– Неудивительно. И эта тенденция будет усугубляться, потому что история стала мощным  политическим ресурсом. Разрушится русская история – разрушатся русские. Я не оговорился, не просто Россия – русские. Весь Русский Мир разрушится.

Только из-за искажения истории? 

– Не только. Повторюсь – без русского языка, без русского православия русские перестанут быть. Предвосхищая ваш вопрос, добавлю: дух охранительства по отношению и к другим языкам, и вероисповедованиям, заложенный в русском языке и русской вере, – ключ к спокойствию и выживанию всех. Ситуация на Украине – прекрасный пример тому.

Получается,  идеологические интервенции в пространство истории действеннее любого десанта?

– Именно. Причём я говорю о политике и внутренней, и внешней. Скажем, во внутренней политике мы имеем дело с двумя радикальными лагерями – западниками и славянофилами, если угодно, только на новый лад. Первые ненавидят всё, что было в Советском Союзе, и особенно то обстоятельство, что мы выиграли Вторую мировую войну. Для них, этих людей, их же Родина – агрессор, а цена Победы во Второй мировой  безмерна. Для вторых – всё, что было при Сталине,  безусловно прекрасно, невзирая ни на что. На мой взгляд, и те и другие так называемые историки – разрушители по своей сути, поскольку в основе их идеологии лежит ненависть. Они не умеют любить и не способны переживать. Сохранение и созидание – это не к ним.

Антисталинизм  стал сектантским учением, требующим исступлённого фанатизма. Приверженцы этого учения постоянно готовятся к позапрошлой войне. Борясь со Сталиным, мы не получаем оружия против диктатора образца ХХI века...  

– Антисталинизм как религию создал Лев Троцкий. Основанием для этого служили личные мотивы – зависть и обида по отношению к Сталину и желание угодить политическому руководству ведущих капиталистических стран, разрешившему Троцкому пребывание на Западе. Большинство современных антисталинистов – троцкисты в душе.

Восхвалять безумные репрессии Сталина так же дико, как осуждать обмен большевистским правительством запасов Алмазного фонда на продовольствие для борьбы с голодом. Оправдывать решение Николая II об отречении так же нелепо, как считать, что Россия в отличие от других стран вступила в войну неподготовленной. Понимаете, в этом и есть простая сложность всех исторических процессов. Для меня неприемлемы позиции тех, кто по поводу моей истории говорит – «позор для нашего народа», но я близок к тем, кто может сказать – «боль моего народа». Не надо ненавидеть, надо любить и беречь русскую историю. Если этим пренебречь – историю мы потеряем. И окажемся в зависимости от чужих мифов…

Историю нельзя исчерпывать пропагандой. Но отмахиваться от вопросов пропаганды и идеологии, размышляя об истории, нельзя.  Встаёт вопрос о политике, о государственной доктрине.

– Вы знаете, это – очень большая проблема сегодня. Ключевая! Я уже говорил, что история стала политическим ресурсом, и добавлю: существуют организации, которые этот ресурс вовсю используют.  Например, Институт национальной памяти в Польше. За этим красивым и благородным названием стоит абсолютно ангажированная идеологическая структура, которая находится на государственном обеспечении, владеет всеми секретными архивами Польской Народной Республики и обладает правом их использования, предоставления доступа к ним или наоборот – запрета. Таким образом, создан механизм для частичной или полной фальсификации.
Ведь правда только тогда становится правдой, когда она полная. Частичная правда – это демагогия. Есть аналогичные органы и в других странах.

А что у нас?

– У нас, к сожалению, ничего. Была, правда, создана Комиссия при Президенте по борьбе с фальсификациями, на которую мы все возлагали надежды... Но комиссия – это не постоянно работающий орган, полномочий у неё было немного, к тому же её недавно ликвидировали. Остаётся только надеяться, что ликвидация комиссии не отобьёт желание у её бывшего руководителя Сергея Нарышкина продолжить деятельность по борьбе с фальсификациями. В России сейчас, как и прежде, очень многое зависит от личности.

В условиях политического использования русской истории нам жизненно необходим государственный орган, который мог бы её защищать. И наше Русское историческое общество, да и другие общественные организации, занимающиеся историческим просвещением, поддержали бы его в этом нелёгком, но благородном деле. У нас ведь сегодня гораздо меньше возможностей влиять на общественное мнение в разных странах мира, чем это было в советские годы. Тогда было немало людей, искренне сочувствующих строительству социализма, к тому же Советский Союз подкармливал левые партии, левую прессу…

Увы, сегодня международный имидж России – даже не государства, а исторического, культурного феномена –  низок как никогда. Нас теснят повсюду.  Вычёркивают, очерняют… Даже в странах, которые считаются ближайшими союзниками России! А у русского человека, если он теряет ощущение великой державы, как правило, опускаются руки…

– Есть силы и вовне, и внутри нашей страны, которые стремятся к тому, чтобы ощущение великой истории, великой державы мы потеряли безвозвратно. И просто так  мириться с этим нельзя. Стоит кому-то почувствовать  слабость России – тут же начинается атака, начинаются фальсификации, цель которых – подорвать историческое самосознание людей в нашей стране. Ну например. Все мы знаем историю с установкой мемориала расстрелянным польским офицерам в Катыни. Россия официально признала факт преступления и увековечила скорбным памятником место расстрела. Так почему же нашим официальным властям не потребовать от польской стороны такого же шага в отношении сотни тысяч заморённых Пилсудским наших красноармейцев? Памятник Пилсудскому стоит в центре Варшавы, а на местах гибели наших солдат, которых изуверски замучили за двадцать лет до событий в Катыни, нет ничего. Нет даже официального признания с польской стороны этого преступления. Память об этой трагедии поляки отказываются признавать вообще, демонстрируя тем самым, что русские жертвы для них – жертвы второго сорта.

Они утверждают, что расстрелов не было, красноармейцы просто умерли...

– Да не просто умерли, их заморили голодом. Было массовое уничтожение!.. И  это не единственный пример. Моих друзей из фонда «Историческая память» Александра Дюкова и Владимира Симиндея латышские власти фактически лишили права въезда в шенгенскую зону, после того как они попытались провести в Московском доме в Риге выставку, иллюстрирующую зверства эсэсовцев на территории Латвии во время Второй мировой войны.

Задумайтесь только: на официальной территории Российской Федерации (к которой относится упомянутый дом) в Риге не разрешают провести выставку, посвящённую преступлениям нацизма, официально осуждённого международным трибуналом в Нюрнберге! И никаких выводов со стороны наших органов государственной власти в отношении поступка латышского руководства, перечеркнувшего нашим историкам въезд в Европу, не следует. Куда дальше? По-моему, это был красноречивый жест, обращённый ко всем остальным русским историкам, защищающим отечественную историю, я бы даже сказал, предупреждение: «Знайте своё место!». Мне только не ясно, почему российская власть здесь властью быть не захотела.

У нас нет системного отношения к таким провокациям. И провокаторам-русофобам нечего опасаться: неотвратимого возмездия не будет.

– Вот в том числе и поэтому нам необходима настоящая, полновластная государственная организация, призванная сохранять и защищать русскую историю повсюду –  и в России, и за её пределами. Организация влиятельная, наделённая широкими правами, с прямым выходом во все архивы, с прямым контактом со всеми ветвями власти. Назрела жизненная необходимость в такой организации. Таково требование истории.

Что такое история – сумма знаний, искусство или наука? – никто не даст точного определения. Но есть в каждом из нас потребность в историческом знании, в ощущении себя частью Истории с большой буквы. 

– Минуты, когда испытываешь это ощущение,  незабываемы. Несколько лет назад я в числе очень немногочисленной группы единомышленников присутствовал на открытии надвратных икон Московского Кремля...

Наконец-то наполнились смыслом строки Фёдора Глинки: «Шляпы кто, гордец, не снимет у святых в Кремле ворот?». Хорошо бы, вернулась эта традиция – входя в Спасские, Троицкие, Боровицкие ворота, обнажать голову, как при входе в храм. Ведь Кремль – это наша святыня из святынь!

– Я верю, традиция вернётся.  Надвратные иконы  пришли к нам из нашего прошлого. Собственно, они всегда были там, на Спасской и на Никольской башнях, но для нас они были долгое время незримы... Стоя там, на их открытии,  я думал о своих дедах, сложивших головы задолго до моего рождения на фронтах Великой Отечественной, – Иване Александрове и Иване Деркаченко. Их могил не существует, их могилой стал фронт. Думал о герое Цусимского сражения Иване Осиповиче Деркаченко, прах которого закатан под асфальт большевиками где-то в Кронштадте. И вот, думая о своих предках, которые отдали свои жизни за то, чтобы я сейчас наблюдал, как открываются лики святых на кремлёвских воротах, я органически почувствовал, что являюсь маленьким звеном в длинной цепи русской истории. Понял и не забываю этого...

Беседу вёл Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№23-24 (6372) (2012-06-06)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,0
Проголосовало: 18 чел.
12345
Комментарии:
19.06.2012 21:47:35 - Леонид Серафимович Татарин пишет:

ЛУКАВЫЕ

Очень ловко П.П. Александров-Деркаченко передёргивает исторические факты:
"...без русского языка, без русского православия русские перестают быть".
Ему подпевает комментатор Ярослав Домбровский: "...когда появилась ОБЩАЯ Вера - Православик, тогда и почувствовали себя Русичи под ЕДИНЫМ руководством Церкви... ...Русскими".
Без русского языка, ДА! Русские перестанут быть русскими! Это - факт, не требующий доказательств!
Но приклеивать сюда православие - лукавство!
Почитайте внимательно БИБЛИЮ, господа любители правды!
Ведь там 100% история еврейского народа!
Там нет ни слова о русской истории!
Заглавие этой статьи "Народ, не знающий свою историю, будет изучать чужую" - вот нас и заставляют изучать историю еврейского народа!
Вы отводите глаза от факта, что христианство пришло на Русь "огнём и мечом".
Ведь РУССКИЕ, это не ТОЛЬКО православные!
Не надо лукавить, господа!
Не путайте искреннюю веру в Бога и поповский бизнес на этой вере!

17.06.2012 05:04:35 - Влад Мир пишет:

Про футбол.

Вот зачем эхо москвы публикует такие вот посты? Это же называется разжигание национальной розни! Все новости Версия для печати Содержаниекомментарии (6) Поляки на улицах Варшавы приветствовали болельщиков греческой сборной, которая выбила Россию из европейского футбольного чемпионата. 17 июня 2012 | 04:04 Немногочисленные греческие болельщики с песнями и флагами прошли группами от стадиона через центральную улицу Новы-Свят в направлении Старого города. Польские болельщики встречали их аплодисментами, жали руки и поздравляли с победой над сборной России. "Поздравляем! Добро пожаловать в Польшу", - говорили прохожие. Посетители уличных кафе вставали из-за столов, чтобы поаплодировать грекам. Российские болельщики покинули стадион в подавленном настроении. В целом обстановка в городе спокойная и мирная. Футбольных хулиганов на улицах не видно. Болельщики расходятся по гостиницам и трактирам Варшавы. Полиция продолжает дежурить на улицах, - передает РИА-Новости. Напомню, матч Греция-Россия закончился со счетом 1-0 и с таким же счетом Чехия одержала победу над сборной Польши. Таким образом. Чехия и Греция проходят в четвертьфинал Евро-2012.

16.06.2012 12:03:10 - Родамiр пишет:



ЦИТАТА: "нам необходима настоящая, полновластная государственная организация, призванная сохранять и защищать русскую историю повсюду – и в России, и за её пределами. Организация влиятельная, наделённая широкими правами, с прямым выходом во все архивы, с прямым контактом со всеми ветвями власти. Назрела жизненная необходимость в такой организации. Таково требование истории". -------- Совершенно верно.

16.06.2012 12:00:04 - Родамiр пишет:



Хорошая статья. Мне не хватило всего в полной мере. Но статья дельная!

15.06.2012 10:42:48 - варя тарасова пишет:

извиняюсь

Ой, ну, простите, оговорилась. Конечно, Ольга была бабушкой Владимира. Я только хотела обратить внимание на то, что на фоне "раскрученного" Новгорода постоянно уходит в тень не менее важная и интересная история Псковской вечевой республики. По крайней мере, в публикациях не узко-специальных, а для широкой общественности, как, например, статьи в "ЛГ". И про государственность я так и написала - "с сомнением". Тем более, Медведев совсем недавно на голубом глазу утверждал, что Россия - страна молодая, ей всего-то 20 лет. А теперь мы собираемся отмечать 1150-летие своей государственности. Дивно ли, что мозги начинают заплетаться на ровном месте. А, кстати, что же сказал Путин на встрече с женщинами накануне 8 марта? Заинтриговали....

15.06.2012 04:14:26 - Влад Мир пишет:

Недавняя, совершенно история!

А слабо вам опубликовать интервью Путина с женщинами-кореспондентами 7марта, накануне 8марта. Сего года! Ведь это Путин уже был выбран снова президентом нашей страны! Почему же НИГДЕ невозможно найти то что он сказал в самом конце этой прессконферениции??!!

13.06.2012 01:44:38 - Ярослав Домбровский пишет:

Вареньке Тарасовой про крестителя Руси равноапостольном князе Владимире.

Дорогая уважаемая Варя Ну кто вас научил, что княгиня Ольга родила будущего крестителя Руси? Она его БАБУШКА.. Вообще то Медведев совершил некоторый подлог - установив рождение Руси от Варягов. Руси как ГОСУДАРСТВА - они не создали. Хотя самоназваниек РУСЬ - пошло от них. Государство на територии Руси создал Великий Князь Владимир (тот самый), после крещения руссского народа. Вот когда появилась ОБЩАЯ Вера - Православие, тогда и почуствовали себя Русичи под ЕДИНЫМ руководством Церкви и Великого князя. Не только киевляне (поляне) - но и Вятичи и Северцы и Радимичи и Кривичи ... Русскими. А ДО того, у каждого племени были СВОИ боги и божки и свои князья, которые платили дань но не были обязаны Великому князю ничем. А после крещения - Центр Веры стал в Киеве, а Великий князь стал не просто сборщик дани - ЕДИНОВЕРЕЦ. Но решение Медведева - произвол, о котором дипломатично умалчивает Автор и участник обсуждаемого интервью.

10.06.2012 17:56:53 - варя тарасова пишет:

об истоках

Вопросов по прочтени статьи возникает много, но не буду углубляться в комментарии. Отмечу лишь один "забавный" момент. В начале статьи говорится о приближающихся бородинском и новгородском торжествах. Если я ничего не путаю ( а ныне приходится сомневаться во всём), то годом истории Медведев объявил ( как он сам признавался - "после долгих сомнений") именно 2012 г. потому, что 1150 лет назад наши предки-славяне призвали варягов для наведения "порядка" в "великой и обильной" земле. И сели те варяги: Рюрик - в Ладоге, Синеус - в Белозерске, а Трувор - в Изборске. А Изборск - один из городов-крепостей земли Псковской, ставший со временем порубежной крепостью на подступах к Пскову, в котором, кстати, жила будущая княгиня Ольга, и где она родила Владимира, крестителя Руси. И при чём тут, спрашивается, Новгород? На Изборск просыпался золотой дождь из федерального бюджета, позволивший закатать чудный городок в асфальт, понастроить "новодела", благоустроить его так, что жители не знают, куда деваться - от благодарности, конечно. И все эти муки - зря? Даже упоминания в статьях на историческую тему не дождаться? Обидно, право...

08.06.2012 22:11:11 - александр 53 пишет:

Копылову С.В.

Спасибо, Сергей Викторович! Всегда соглашаюсь с Вашими обстоятельными мыслями, укрепляюсь в своем видении ситуации! Общаясь - учимся! ! Культура в переводе с латинского означает земледелие, воспитание, почитание! Вот такое у нас сегодня земледелие и такое почитание, такое у нас бескультурье! Здоровья и творческих успехов!

08.06.2012 18:09:58 - Антон Михайлович Малков пишет:

И в дополнение немного о грустном

А теперь, при общей положительной оценке беседы, немного о грустном. Мы здесь, в подвале, в отличие от авторов статей, можем позволить себе говорить прямо, то, что думаем, не раздумывая о том какую правду читателю знать полезно, а какую – нет. Давайте же откровенно признаемся – чем, как не фальсификациями (полуправдой) будет заниматься эта всевластная историческая организация, к созданию которой нам предлагают приступить? Подтверждение тому находим в самом тексте беседы (если ее внимательно читать), где собеседники сначала говорят о существовании в Польше «ангажированной политической структуры» (как раз-таки и занимающейся фальсификациями – это подразумевает логика статьи), а потом сетуют, что «..у нас, к сожалению, ничего…» подобного нет. Т.е. по сути призывают к созданию «министерства лжи». Потому, что «во всех странах так делают». Так и представляешь себе эдакого «великого инквизитора», скорбно несущего по жизни крест своего «всезнания», сидящего где-то там наверху и решающего, что народу знать полезно, а какой исторический факт лучше «потерять» (пусть он и факт). Предположим, я знаю, что еще в ХVIII веке в России людей сжигали на кострах, сажали на кол (а такие факты, увы, есть). И я решаю, что такие исторические детали в историческом исследовании народу знать «неполезно», а то вдруг «…русский человек потеряет ощущение великой державы» и у него «опустятся руки»? Чем не благая цель? Вот только ведь факт от его сокрытия не перестанет быть фактом, а правда (что не только в Европах инквизиция жгла людей, но и у нас тоже такое бывало) – правдой. В общем – грустно от таких предложений. Вот только когда предлагают подобное, то забывают, что сейчас все кругом такие же «наполеоны» и «великие инквизиторы», «отягощенные знанием», как и они. Человек не стал умнее, но он стал во много раз информированнее. И слава Богу, пока имеет доступ к совершенно РАЗНЫМ источникам исторической информации. Впрочем, можно быть спокойным. Эффективное действие подобной контролирующей структуры в современном информационном обществе попросту невозможно (в силу вышеупомянутых причин) и попытки ее навязать ни к чему хорошему (для власти) кроме еще очередной цветной революции в данной стране приведет. В общем скажу от себя: популяризация истории России – да!, развитие и поддержка государством российских исторических клубов и обществ – да!, тотальный контроль за историей – нет!

07.06.2012 22:30:29 - сергей викторович копылов пишет:

"Русская земля - основа и фундамент жизни народа"

Присоединяюсь к мнению Тамары С. Александр 53 – блестящий публицист, статьи которого достойны быть на страницах самой ЛГ. В этом комментарии мне особенно больно было читать о русской земле и её недрах. Как верно всё написано. Земля – это действительно «основа и фундамент жизни любого народа и государства». __ Однако реально частная собственность на землю уже существует. Это означает окончательную и бесповоротную победу капитализма в его худшей интерпретации – как грабительского, наглого, циничного, безответственного. __ Вы только вдумайтесь, одна из природных стихий (наряду с водой, воздухом), не созданных человеком, имеющих реально ограниченный ресурс, будет принадлежать ограниченному числу лиц. Земля очень быстро будет скуплена за бесценок у нищих крестьян, также как были скуплены ваучеры, акции, паи. В отряде новых русских прибудет – появятся латифундисты, загребающие земельную ренту вместо государства и эксплуатирующие крестьянский труд.__ Обратите внимание, необходимость частной собственности на землю опять-таки оправдывается нуждами уже сельскохозяйственного производства, поиском эффективного собственника уже для работы на земле и т.п. Якобы все делается для блага народа, крестьянина. Но если вы так печетесь о благе народном, кто мешает вам брать землю в долгосрочную аренду и работать на ней?__ Давайте разработаем законодательную базу, позволяющую получать под арендованную землю кредиты. Давайте сдавать землю в долгосрочную аренду всем желающим. Давайте создадим законодательную базу, стимулирующую крестьянский труд. Кто мешает? Почему ответы на эти вопросы остаются в тени, а на первый план выходят только требования – даешь частную собственность на землю и всё тут.__ Да не для блага народа нужна эта собственность на землю. Она нужна для окончательного закрепления своего господства на 1/6 части суши. Да и не о земле, в конце концов, идет речь. Речь идет, прежде всего, о территории. Земля – это жизненное пространство, это невосполнимый ресурс, не созданный руками человека. Это как воздух, как океан, как космос. Потеря земли в качестве общенародной собственности окончательно сделает миллионы людей бесправными, окончательно превратит их в бомжей, скитальцев, не помнящих родства, в рабов, вынужденных работать на новых собственников только за пребывание на их земле. Моментально начнется огораживание, ограничение доступа в те или иные районы, невозможно будет проехать бесплатно по большинству дорог, зайти погулять в лес.__ Скупаются заповедники и самые красивые места. Чиновники же, как всегда извлекут из этого максимальную пользу. Приведу маленький пример уже имеющейся реальности. Отдыхая на Балтийском море, я обнаружил, как на одном из спусков к морю была сооружена лестница, занявшая, естественно, весь этот спуск. Лестница была закрыта решеткой с замком, и на ней было написано: «частная собственность, вход запрещен, охраняется собаками». То есть спуск к морю уже стал недоступен простым смертным. Завтра, я полагаю, и на пляж уже не попадешь, его территория тоже станет чьей-то собственностью. И ведь это так и будет, если захотят чиновники. А они обязательно захотят. Рыбу бесплатно ловить уже запретили. Во множестве мест началось огораживание, недопущение людей к колодцам, к воде. __ Особенно ценной является не только пахотная земля, а именно - городская, о которой сторонники частной собственности на землю говорят как о чем-то малозначительном. Мол, не беспокойтесь, речь идет только о собственности на землю в городах, а это очень маленький процент. Общество таким образом успокаивают. На самом деле городские земли являются самыми дорогими, ибо на них максимально развита инфраструктура, в них в огромном количестве овеществлен человеческий труд. Во всех развитых капиталистических странах городская земля является самой дорогой. Именно в городах и не следовало бы разрешать частную собственность на землю, ибо количество людей, пользующихся этой землей, намного превышает сельское население. Принятие земельного кодекса, разрешающего продажу городских земель в собственность, есть громадная ошибка. Но для нашей буржуазии это не ошибка, а огромный успех. __ Нет ничего более унизительного, чем знать, что земной шар под твоими ногами принадлежит какому-то наглецу с растопыренными пальцами, да еще неизвестно, по какому праву. А что, если завтра сбудутся предсказания фантастов и появятся продавцы воздуха? Мы будем и его у них покупать? __ Неужели не понятно, что через сотни лет, когда народонаселение Земли многократно увеличится, вопрос о частной собственности на землю станет проблемой номер один, конфликтом, который породит невиданные доселе кризисы. Проблема жизненного пространства уже сегодня стоит очень остро в некоторых странах. Так зачем же осложнять жизнь нашим потомкам? Нельзя жить только сегодняшним днем. Какая уж там история? С исчезновением пространства исчезнет и народ!

07.06.2012 22:28:24 - александр 53 пишет:

Тамаре Ивановне...

Тамара Ивановна, спасибо за внимание и доброе слово! Мне достаточно Вашего согласия с изложенными мыслями. Это как-то поддерживает в такое сложное время! И я, в свою очередь, стараюсь прежде всего найти мысли своих единоверцев и поддержать их! А в остальном.смущаюсь! Публицистом никогда не был, но пришлось быть спорщиком на рубеже 80-90 г.г. К несчастью, я оказался прав, но это совсем не радует! Берегите себя и близких!

07.06.2012 22:03:08 - Артемий Беспальчиков пишет:

По каким книгам изучать историю.

Нам постоянно твердят, что мы не знаем своей истории и предлогают для чтения откровенную ложь и фальсификацию. Перечислять не буду-противно. Возьмите "Курс лекций по русской истории" В. Ключевского в 3-х томах плюс 3-х томную "Историю России" под редакцией академика В.Милова и даже этого будет достаточно для адекватного понимания истории русского государства. Но я хочу поставить вопрос о книге покойного профессора А.И.Уткина "Русские во второй мировой войне".Замечательная книга, мне кажется. что все в ней изложенное правда. А.И.Уткин прекрасный ученый и русский патриот. Книга издана в 2008году тиражем 5000 экземпляров. Для сравнения тиражи "Ледокола" В.Суворова не менее 10 миллионов экз. Считаю, что историческое общество просто обязано добиться издания книги А.И.Уткина миллионным тиражом, а каждому учителю истории выдать ее бесплатно.

07.06.2012 19:56:16 - Тамара С. пишет:

Александру 53

Вы блестящий даете всегда анализ. Читаю с большим интересом. Ваши комментарии не только интересны, но и полезны. Вы настоящий публицист. Ваши точки зрения по многим темам понятны, близки и тоже вызывают боль за несчастную нашу страну. И нет ответа, когда же остановится эта вакханалия. Видимо, надо клонировать Сталина. С уважением - Тамара Ив.

07.06.2012 16:06:14 - александр 53 пишет:

"Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение" Беккендорф-шеф корпуса жандармов.

Есть много мыслей, в которыми трудно не согласиться. И о единстве и неразрывности русской истории, и о проституировании на принуждении к покаянию, и о антисталинизме, как религии и фальсификациях советского периода! Неплохо про бывших работников ЦК КПСС. Вот слова бывшего главного идеолога ЦК КПСС А.Н.Яковлева: "... Большевизму не уйти от ответственности перед народом за насильственный и незаконный переворот 17 года!". Как это вам? Дело не в том, что, а кто это сказал! Умер, не покаявшись, но комплекс вины и неполноценности многим навязать успел! Так, что многие уже и покаялись! Например, перед поляками! А чего им каяться за уморенных красноармейцев - наследников незаконного переворота? Взгляды историка достаточно взвешенные, были у него в роду и за белых и за красных, но золотая середина ему дается с трудом. Его симпатии на стороне все-таки досоветского периода, и, похоже, нынешнего. Как минимум, он достаточно толерантен к нынешнему режиму. В начале приведу две цитаты , одна принадлежит русофобу З.Бжезинскому, другая автору этого интервью. "...Россия - побежденная держава. Она проиграла титаническую борьбу. И говорить о том, что это была не Россия, а СССР - значит бежать от реальности! Это БЫЛА Россия, названная Советским Союзом!..." То есть, поражение в холодной войне для русофоба З.Б. есть не что иное, как акт капитуляции и все дальнейшее - акты войны против побежденного народа уже на его оккупированной территории! Русские история, земля, культура, образование - поле боя! Русский историк в этом интервью говорит:"...Ушел в небытие Советский Союз (на самом деле - убили!), ушли в прошлое те идеологические и государственные границы между историками в России и зарубежье и появилась возможность говорить о том, что нас объединяет - о Русской Истории!..." Замечательно! Вот теперь можно и поговорить! Ну ничего же не мешает, Советский Союз, т.е. тысячелетняя Россия, "ушел" побежденным и теперь на освободившихся развалинах и пепелище можно и цветы поливать да чаи заваривать с зарубежными историками, сидя на заднице! Ну почему у нас все делается через нее? Сидим на ней, ищем приключения на нее, посылаем туда, делаем все через это место, она же у нас "задний ум"! От Вяземского до Солженицына! Сначала борьба с "квасным патриотизмом", потом защита консервативных ценностей! Сначала чудовищная ложь про "Архипелаг Гулаг" и невиданное предательство, затем благосклонность и совет не каяться. Уже, мол, перебор! Столько ран расковыряли, что началось всеобщее заражение, некрозы и гангрены! Теперь давайте обсудим! Не поздновато? В стране не осталось ничего святого, кроме "священной и неприкосновенной частной собственности". Где ныне русская земля и ее недра - основа и фундамент жизни любого народа и государства? А ведь Толстой, например, называл продажу земли свинством, Достоевский не раз высказывался о необходимости общественной собственности на землю. Революция это узаконила! Впоследствии, даже совсем не русские люди, а 4 лауреата Нобелевской премии по экономике, профессора Колумбийского, Калифорнийского, Мичиганского и Стенфордского университетов обратились с открытым письмом к горбачевым-ельциным с призывом сохранить общественную собственность на землю в России! Да куда там! Где сегодня русский язык и русская литература? Если она и есть, кто ее продвигает? Англицизмы, галлицизмы, германизмы в языке и блатная феня с матом! В печати, кино, ТВ! Абсолютно нерусский лексический словарь, искаженные интонации сузили национальный горизонт до предела! Иностранные вывески, иностранные песни! Почему "здоровый русский националист" Медведев встречается со Шварцнегером, Дип Перпл, а не с русскими людьми? Почему мы, выпускники советских школ и вузов, знали Пушкина и Тургенева, Гоголя и Некрасова, Толстого и...., почему сегодня русский язык и литература являются не обязательными? Где русский социальный романс, революционная, военная, вообще русская песня, где Блок, Маяковский, Фадеев, Шолохов и другие? Взамен предложено изучение холокоста и Солженицына! Где вообще русская культура и духовность? Надвратные иконы и новые храмы это хорошо. Но где музеи, библиотеки и другая культурная инфраструктура? Как они живут-поживают? И что, богоборчество народа возникло только в 17 году, а не раньше? Разве для Христа главной целью было обращение к наживе и культу денег, уничтожение социальной справедливости, а не иудейская власть золотого тельца и не власть 30 сребреников? Какое отношение к храму ХС имеют размещенные на его территории шиномонтаж и платная автомойка, автостоянка, химчистка, торговые ларьки и павильоны, корпоративы и банкеты? Это храм или бизнес-центр? Зато объединились с РПЦЗ! Ведь и здесь "границы исчезли". Так во что они верят и чему поклоняются? Христу или новому Богу - деньгам? Но активно русофобствуют, предавая анафеме советский строй! И что, вот без такого православия и такого клира нам дальше никак? Про саму историю уже и говорить не хочется! Оклеветать и похоронить все светлое в советской эпохе и в узаконеном порядке объявить преступным без малого век русской истории - что может быть подлее и циничнее? Кто-нибудь верит, что вот эти крокодиловы слезы по "невинным" жертвам, голодоморам и репрессиям искренни? И что за ними не стоит чудовищный по замыслу план уничтожения не просто истории, а и самого народа. Не только по подсказкам ПАСЕ или под руководством Вашингтонского обкома, а прежде всего внутренних пятиколонников, которыми рулит сама власть! Не случайно, комиссию по противодействию фальсификациям истории распустили, а "антисталинизатора" Федотова оставили. Видно, объединили, там одни и теже люди! Что, нет такого плана, а все горазло проще? Государство и национальный интерес "разменяли" на выгоду и частный интерес? Да, это не так масштабно, но не менее подло и чудовищно! Вот так вот все обдумаешь и понимаешь, что не в 17 году прервалась связь времен, а сегодня сознательно и умышленно рвут историческую цепь , превращая ее в оковы и шоры для современников. И что, вот эти абрамовичи и дерипаски и есть наследники тысячелетней России? Смешно! Выбор у нас здесь небольшой - или дальнейший национальный распад и смерть, либо новый синтез! В.Шукшин написал однажды:" Русский народ за свою историю обустроил, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания - не отдавай всего этого за понюх табака..." К сожалению, много утратили, много отдали... За табак, стеклянные бусы, подержанную иномарку, ипотеку и билет в Турцию... А нужны ли вот такие историки? Если они умеет любить и сопереживать, как заявлено и не являются ангажированной идеологической структурой, пусть встречаются, обсуждают, создают структуры! Главное, чтобы видеть и чувствовать не только прошлые, часто боли фантомные, но и нынешние! И видеть истинных могильщиков Русского и Российского мира! А ключ к возрождению и новому синтезу - в нашем недавнем прошлом. Не разбудим в русском советского человека, который все превозмог и привел страну на ее вершину - все пустые слова!...Не приведем к власти национально-государственную власть, которая сможет дать большинству ясную цель и надежду, сплотить и организовать народ, все пустая болтовня! Так что сидите, встречайтесь, общайтесь! Без границ-то это легко! А уж без государства еще проще будет! Правда, вон немцы в свое время общество запрещали...А пока 13% выпускников школ ЕГЭ 2012 года по истории просто завалили...Все идет к тому, чтобы изучать историю чужую, ну того же Солженицына, тот же холокост! Вот у кого не забалуешь! Вот их бы энергию, упорство, да настойчивость, умение отстаивать свои интересы, да увязывать личное с национальным, нам бы в голову, а потом - в руки!...Жаль, что все через эту, ну как ее?...И как, кстати, общество заступилось за русских историков Вдовина и Барсеноква? А, они же не про русских писали...

07.06.2012 11:47:54 - Антон Михайлович Малков пишет:

Одна поправка

В целом подобную беседу можно только приветствовать. Как и взвешенный (в меру сил) подход данного исследователя к истории отечества. Вот только поправочка: и свою историю надо знать, и чужую изучать. И извлекать из нее полезные для себя (своей страны) уроки.

06.06.2012 16:54:44 - Тамара С. пишет:



Замечательная статья. Спасибо автору за поднятую тему, а П.П.Александрову-Деркаченко за такое трепетное отношение к нашей истории, за правду, которую давно пора восстановить. Армия фальсификаторов обрушивает потоки грязи и лжи на историю страны, забивая головы молодых откровенным презрением к тому, как раньше жила страна, наш многонациональный Советский Союз. Теряем поколение, которое не видит ничего положительного в нашем прошлом. Это беда. Вырастают манкурты. Будет ли будущее у страны, если дети не будут ценить то, что создано их родителями, их предками? За правдивую и великую историю нашей Родины надо бороться. А главное еще, чтобы у власти было желание отстаивать национальные интересы страны. И не позволять внешним или внутренним врагам (а их в России многовато) оскорблять народ и его историю.


Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ


Выпуски:
(за этот год)