(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Библиосфера

Пятикнижие

ПРОЗА

Альберто Мендес. Слепые подсолнухи. – СПб.: Азбука-Аттикус, 2012. – 224 с. – 3000 экз.

Альберто Мендес написал «Слепые подсолнухи» и более ничего: он умер в тот же год, когда книга пришла к людям. Многозначительное совпадение: ведь эта книга – о смерти. В ней письма с того света, письма людей, потерпевших катастрофическое поражение. Никого не смутило, что об ужасах войны в Испании написал человек, родившийся уже после её окончания. Напротив, оказалось, что за фасадом респектабельности и позитива рана по-прежнему болит и гниёт, и Мендес, сумевший прокричать об этом страдании, получил испанскую Национальную премию по литературе. И вот какое совпадение ещё более знаменательно: Мендес после смерти восторжествовал как писатель, а его герои после своей душераздирающей кончины обретают высокое достоинство, право быть услышанными, обретают своим уходом из жизни (в той или иной степени – добровольным) право заявить о том, что братоубийственная война, жестокость и ложь донельзя искажают человеческую душу.

ПОЭЗИЯ

Сергей Телюк. Предчувствие Руси: Легенды и сказы. Иллюстрации Ирины Телюк. – М.: Октопус, 2012. – 128 с. – 2000 экз.

Предчувствие – потому что тогда ещё не было ничего того, что мы привыкли числить в своей истории: Киев ещё не основан, Чёрное море зовётся Понтом Эвксинским, а Днепр – Борисфеном. Однако уже тогда о праславянах пишет Геродот, затем, посреди Великого переселения народов, готский историк Иордан, затем – Нестор. Из этих-то сказаний, где былое смыкается с мифом и неотличимо от него, вырастает предчувствие Руси, которое не требует доказательств как воспоминание, в которое веришь. Поэзия Сергея Телюка словно вырезана из дерева – шероховатая, тяжеловесная, убедительно сделанная. Она рифмованная, но это даже заметно не сразу – настолько мало здесь значение рифмы как акцента, настолько велико значение рифмы как части общего гармонического рисунка. И, пожалуй, нельзя представить себе эти стихи без гравюр Ирины Телюк (её памяти посвящена книга): скупых гармоничных образов, выполненных в древнейшей цветовой гамме: белый мел, чёрный уголь, красная глина.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Иван Есаулов. Русская классика: новое понимание. – СПб.: Алетейя, 2012. – 448 с. – Тираж не указан.

Иван Андреевич Есаулов – доктор филологических наук, заведующий кафедрой теории и истории словесности Российского православного университета. Трудно утверждать, насколько его система суждений о христоцентризме в русской литературе, осмысление её доминирующей духовной, православной традиции являются «новым пониманием» в литературоведении – но такой подход, несомненно, найдёт со-чувствующего читателя. Не меньший, а возможно, и больший интерес представляет стремление автора избавиться от навязанного вековой культурологической традицией противопоставления «двух миров: дворянского и крестьянского». Эта мысль опять-таки не вполне нова и прежде проявлялась, например, в рассмотрении образов «Войны и мира» – фельдмаршала Кутузова, Наташи Ростовой. Однако Есаулов решает эту задачу не для частных случаев, а последовательно и в этом деле опираясь на те основы духовного прочтения, которые послужили главными вехами в его литературных изысканиях.

 ЭПИСТОЛЯРИЙ

А.П. Чехов и издательство «Посредник» / Сост. Е.Д. Михайлова. – СПб.: Нестор-История, 2012. – 152 с. – 300 экз.

Издательство «Посредник» создавалось в 1884 году  с целью массового распространения хорошей литературы, способствующей народному просвещению. Общедоступность книг «Посредника» предполагала коммерческую незаинтересованность его устроителей – В.Г. Черт­кова и И.И. Горбунова-Посадова – и скромную (если вообще существующую) выгоду его авторов. А.П. Чехов был одним из наиболее ценимых, и переписка его с издателями вполне откровенна. Она позволяет понять как устремления сторон, заинтересованных в самом широком распространении качественной литературы в России, так и механизм издательской работы конца XIX века, взгляды на оплату труда литераторов. Тщательно составленные комментарии дают возможность читателю XXI века приблизиться к пониманию личных обстоятельств и финансовых сложностей будущих классиков русской литературы.

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Татьяна Шишова. Однажды Сеня… или Много-много историй, рассказанных перед сном. – М.: Никея, 2012. – 208 с. – 4000 экз.

Нечасто удаётся встретить новую книгу, в которой демократичная цена сочетается с высоким качеством содержания. Книга Татьяны Шишовой – это собрание занятных и весёлых коротких историй о маленьком мальчике Сене (который, правда, подрастёт, а вместе с ним и рассказы). Истории эти очень добрые, довольно остроумные и всегда поучительные, куда бы ни попал энергичный озорник и фантазёр Сеня: на облако, в Африку, картину, телевизор, трамвай или в соседнюю булочную. Писательница не боится, что в ней увидят зануду-морализаторшу, – она просто делает назидание лёгким, разумным и забавным. В иных книгах случается наблюдать, как автор из кожи вон лезет, чтобы казаться современным, но Шишова почти и не пользуется новыми реалиями, а получается свежо. И очень легко представить, как эту книжку читает перед сном мама ребёнку-дошкольнику, а потом ребёнок маме, и оба они, довольные, радостно смеются.

Книги предоставлены магазином «Фаланстер»

Татьяна ШАБАЕВА

Статья опубликована :

№26 (6374) (2012-06-27)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 3 чел.
12345
Комментарии:

Татьяна ШАБАЕВА


Выпуски:
(за этот год)