(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Общество

Любовь или Великая Пустота?

СОКРОВЕННОЕ

Способно ли православие объяснить мир

Ольга БУГОСЛАВСКАЯ, кандидат филологических наук

«Бог есть любовь» – в эту формулу очень хочется верить. Ведь она означает, что нет отчаяния, нет одиночества, жизнь справедлива. Мы хотели бы видеть мир таким, но, как ни горько, он далеко не идеален, и чем выше роль православной Церкви в нашем обществе, тем, как ни странно, больше людей относится к этому со скепсисом.

Очевидно, что для православных христиан православие – это истина. Как известно, у католиков своя истина, у протестантов – своя, у мусульман – своя, у буддистов – своя… Но если между представителями монотеистических религий возможен хотя бы какой-то диалог, а что делать с китайцами, индийцами, японцами, общая численность которых превышает 2,5 млрд. человек и которые живут в совершенно другой системе координат? Если христианство – это объективная истина, то из этого следует, что Китай несколько тысячелетий существует в непроглядном мраке заблуждений. Не слишком ли смелое допущение? И не получается ли, что православие – это не объективная истина, а наша традиция, определяющая национальный характер и менталитет?

Когда заходит речь о многообразии религий, возникает вопрос о том, можно ли их сравнивать, чтобы выявить, какая из них, плоско и грубо выражаясь, лучше. Такую попытку делает Андрей Кураев в своей книге «Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир?», где он, по его словам, оценочно сопоставляет религии, исходя из представления о религии идеальной. Что такое идеальная религия? Это религия, которую можно признать «более высокой, более человечной, более гуманной», воплощение мечты об устройстве мироздания. Но мечта и истина не одно и то же.

В ходе рассуждений А. Кураев приходит к выводу, что идеальной религии более всего соответствует христианская «формула «Бог есть любовь» – высочайшая из всех возможных человеческих представлений о Божестве».

После разрушительного цунами 2004 года в Юго-Восточной Азии в теленовостях была показана случайно уцелевшая видеозапись с места события. Песчаный пляж, много отдыхающих, на переднем плане – несколько малышей с совочками и ведёрками для песка. На заднем плане – обнажившееся в результате сильного отлива морское дно и приближающаяся белая полоса во весь горизонт. Комментарий за кадром: никто не чувствует угрозу, никто не спешит покинуть пляж. С чем согласуется эта видеозапись? С тем что «Бог есть любовь»? Чтобы с этим согласиться, надо долго себя уговаривать. Здесь больше соответствий с другим описанием: «…безличностное Дао – «Великая Пустота» – не мыслит, не ставит цели, не даёт нравственные заповеди… и не любит мир, которым правит». Или с таким: «языческие боги суть олицетворения стихий природы. Природные же силы и процессы в принципе аморальны. В их осуществлении нет категории цели… Они просто действуют – и всё». Это не призыв к даосизму или к язычеству, а констатация факта: существуют обстоятельства и явления, которые, увы, невозможно, объяснить с позиции «Бог есть любовь».

Фёдор ЕВГЕНЬЕВНа фоне катастроф, унёсших бессчётное число человеческих жизней, рассказы о локальных чудесах вызывают, откровенно говоря, смешанные чувства.

Христианская Церковь проповедует, что Бог никому не посылает непосильных испытаний. Всеволод Чаплин провозглашает: «Болезни укрепляют нас духовно. Страдания побуждают к живоносному покаянию и исправлению. Социальные катаклизмы заставляют задуматься о смысле бытия и переменить свою жизнь. … Господь ничего не посылает нам не для нашей же пользы, и если мы веруем в Него и идём за Ним, он любое внешнее зло обратит нам во благо». Звучит красиво. Теперь перескажу ещё один телевизионный сюжет: мать и бабушка воспитывают ребёнка. Позднего и очень долгожданного. В четырёхлетнем возрасте ребёнок заболевает раком. Его интенсивно лечат. Но в больнице ребёнку в кровь заносят инфекцию, и он впадает в кому… Заключительные кадры: мать и бабушка, внешне они выглядят как ровесницы, на кладбище обнимают памятник и рыдают… Это посильное испытание? Для чьей-то пользы? Каким образом оно может обратиться во благо? Как болезнь может укреплять духовно, если речь идёт о ребёнке?

В связи с посильными и непосильными испытаниями возникает ещё одна тема. Церковь считает самым страшным грехом самоубийство. Прибегну ещё раз к публичному источнику – документальному фильму, показанному по ТВ. Один известный актёр покончил с собой. Что этому предшествовало? Сначала у него от неизлечимой болезни умерла жена, затем в автокатастрофе погибла старшая дочь, а потом умер и сын, унаследовавший болезнь матери. Этот человек не заслуживает ничего, кроме осуждения? Можно ли счесть посильным испытанием то, что с ним случилось?

Если же всё-таки уверовать в то, что Бог есть любовь, тогда становится невозможно себе представить, чтобы испытания подобного рода исходили от Него. Когда говорится о том, что стихийные бедствия и неизлечимые болезни посылает людям Бог, который их любит, это, откровенно говоря, не укладывается в голове. К тому же на тему божьего гнева возникает особенно много спекуляций. Все помнят, как Никита Михалков после стихийных бедствий в Японии заявил, что они являются наказанием за безбожие. Из чего следует, что безбожники компактно проживают в сейсмоопасных регионах. Владимир Хотиненко на телеканале «Культура» поделился мыслью о том, что Вторая мировая война была послана нам в наказание за 17-й год и вероотступничество. Чем провинились ревностные католики – итальянцы, французы, поляки, – режиссёр не уточнил.

Особенно озадачивают случаи, когда виноват один, а наказывают ему в назидание кого-то совершенно другого. Если допустить, что землетрясения и цунами должны послужить уроком всему человечеству, а не только самим пострадавшим, то это именно такой случай.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) в книге «Несвятые святые» вспоминает эпизод о том, как однажды он без благословения покинул Печерский монастырь: «Настроение было скверное. …И ещё, конечно, совесть обличала, что я взял да и уехал с Погребения Плащаницы. И благословение на дорогу так и не взял… Мы миновали поворот на Печоры, когда на шоссе прямо под моим окном наш автобус начал обгонять красный жигулёнок. …Жигулёнок вдруг резко вывернул вправо и оказался под колёсами нашего «Икаруса». Раздался пронзительный скрежет металла… Все закричали… А громче всех закричал я, мгновенно потрясённый страшной догадкой: – Это из-за меня!»

Похожую историю я слышала от своей знакомой. Она была сильно обижена на одного человека и, как говорится, от всей души пожелала ему зла. В этот момент её ребёнок у неё на глазах неудачно упал и сломал ногу. По её словам, она сразу почувствовала, что это её наказали за чёрные мысли. Может быть, мои представления о справедливости и личной ответственности примитивны и слишком прямолинейны, но я искренне не понимаю, при чём здесь её ребёнок, так же как и пассажиры жигулёнка из предыдущей истории? Можно допустить, что ответственность человека за свои поступки простирается гораздо дальше, чем он может помыслить. Что наши злые намерения могут иметь последствия, о которых мы даже и не догадываемся. Что в случае с ребёнком мать воочию увидела, как материализуется тот вред, который она причиняет ему своими дурными помыслами… Однако в любом случае получается, что пострадавшие – лишь инструмент воспитания. Что-то вроде наглядного пособия или демонстрационного материала. Возможно ли это?

Существует убеждение, что приверженность христианству делает человека нравственным. Я знаю одну пожилую женщину, у которой постоянно вымогает деньги её бывший муж. То он заболел, то его обокрали, то у него взяли в долг и не вернули… Она знает, что он ей врёт, но деньги даёт. Ситуация, увы, довольно заурядная. Но есть одно обстоятельство, которое придаёт ей краски: одна из комнат в квартире бывшего мужа превращена в подобие домовой церкви. Целая стена от пола до потолка увешана иконами. Каждый день этот человек помногу молится, каждый день беседует с батюшкой в церкви. Всё это совершенно не препятствует ему продолжать вымогательства.

Женщина работала бухгалтером. При этом тоже отличалась набожностью, посещала церковь и почти все отпуска проводила в паломнических поездках. В один прекрасный день она оформила бухгалтерский документ, по которому сняла в кассе крупную сумму денег, после чего благополучно скрылась. Кассира, выдавшего деньги, уволили.

Примеры можно приводить и дальше. В то же время вокруг много людей, которые церковь не посещают и вообще не очень тверды в своей вере, но при этом почему-то пожилых женщин не обворовывают и кассы не грабят. Это наводит на мысль о том, что религиозность и нравственность между собой никак не связаны. По крайней мере не стоит абсолютизировать зависимость одного от другого.

Более того. Архимандрит Тихон в той же книге «Несвятые святые» рассказывает детективную историю об уголовнике, который выдавал себя за монаха-отшельника. Под влиянием православной среды этот человек раскаялся, явился с повинной, отбыл срок, а впоследствии даже сделался священником. Однако финал истории трагичен: «В 2001 году мы прочитали в газетах, что иеромонах Владимир… был тесно связан с местной преступной, разгульной, совершенно невозможной для монаха компанией, найден зверски убитым в своём доме». Не говорит ли это о том, что исправить человека, лишённого нравственного чувства, вообще невозможно?

Андрей Кураев пишет: «Да, массовое сознание любит простые ответы. А православие нельзя вместить в простенький рецепт». Однако, как показывает практика, с тех пор как православие вышло в массы, оно стало адаптироваться к массовому сознанию, генерируя именно «простенькие рецепты» – запреты и разрешения. Православные люди не раз убеждали меня в том, что вредно читать раннего Гоголя, позднего Толстого, всего Набокова, «Мастера…» Булгакова, не говоря уже об арабской, японской, китайской литературе в целом. Следует избегать театр. Не рекомендуется посещать нехристианские страны. В христианских же следует игнорировать памятники античности. К чему эта закрытость и враждебное отношение ко всему, что не может быть с полной уверенностью названо православным? Ведь они демонстрируют слабость.

Некоторые прихожане вовлекают своего духовника в решение всех без исключения проблем: какого цвета рубашку купить, что съесть на завтрак и т.д. Возникает болезненная зависимость, полностью лишающая человека самостоятельности и чувства личной ответственности даже за элементарные действия. Это, как говорили раньше, перегибы на местах или это именно то, к чему Церковь и стремится? На этот вопрос вроде бы отвечает Всеволод Чаплин: «Да, есть люди совершенно «несмысленные», которые действительно не могут сами и шага ступить. Но попытаться воспитать не раба и не вечное «чадо», а свободного и взрослого человека – всегда стоит». Проблема в том, что эти люди стали «несмысленными» именно после того, как начали вести церковную жизнь.

Как известно, православные люди стараются и детей воспитывать в христианском духе. Но результат иной раз бывает совершенно противоположным ожидаемому.

Мама настойчиво водит в церковь своего сына. Буквально заставляет его молиться, исповедоваться, причащаться, посещать воскресную школу. По достижении 18-летнего возраста сын убегает из дома и становится стриптизёром.

У маленькой дочери очень религиозная мама. Девочка сообразительна и, несмотря на свой очень ранний возраст, прекрасно понимает, как именно мамой манипулировать. Она через каждые два слова повторяет «Господи, помилуй» и «Господи, прости», а также рассказывает о том, как к ней прилетали ангелы, как с ней разговаривала Богородица, как ей приснилось, что вся их семья попала в рай, как небесная покровительница, святая Татьяна, приходит по вечерам читать ей сказки… Все, кто это слышит, испытывают неловкость. Все, кроме мамы. Мама в восторге. Девочка маленькая, но уже очень лукавая и привыкшая к вранью – лучшему способу управления доверчивыми людьми.

Каждый день в парке гуляет девочка лет восьми, одетая в длинное чёрное платье и чёрный платок. Её сопровождает отец или, может быть, молодой дедушка в рубахе а-ля рюс. Он всегда вышагивает впереди и излучает уверенность, что бывает свойственно людям, «по­знавшим истину». Затравленная девочка плетётся сзади. Опустив голову, она проходит мимо мороженого, игрушек и воздушных шариков, которые ей, конечно, никогда не покупают и которые так контрастируют с её чёрным одеянием. После «весёлой» прогулки пара направляется в сторону местной церкви.

Отношения Церкви и государства – тема больная. Копий сломано уже много, поэтому коснусь лишь одного вопроса: что имеется в виду сегодня под симфонией Церкви и власти? Всеволод Чаплин поясняет: «Симфония Церкви и власти – идеал, от которого наша Церковь не отказывается», «Почтение Церкви к властителю – это почтение к его особому служению и особой его ответственности, благоговение перед тайной Божия решения, которым этот человек во власть поставлен». Означает ли это, что мы должны перейти к престолонаследию? Каким образом «благоговение перед тайной Божия решения» соотносится с выборностью власти?

Буду очень рада, если на все эти вопросы существуют очевидные ответы.

Статья опубликована :

№27 (6375) (2012-06-27)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,3
Проголосовало: 15 чел.
12345
Комментарии:
21.01.2013 13:10:13 - Юрий Михайлович Жуков пишет:

ВЕРА

Прекрасная статья! И автор не пытается очернить Православие. Речь идёт о фундаментальных вопросах, на которые нет ответа. Проблема существования Зла - вот загадка. Она волнует всех, и более всего верующих! Зачем удар наносится по невинным? А негодяи живут и нагло усмехаясь, ставят под сомнение догматы Веры!

16.07.2012 10:37:02 - Родамiр пишет:

Объяснение, но не Ответ.

ЦИТАТА: "Архимандрит Тихон (Шевкунов) в книге «Несвятые святые» вспоминает эпизод о том, как однажды он без благословения покинул Печерский монастырь: «Настроение было скверное. …И ещё, конечно, совесть обличала, что я взял да и уехал с Погребения Плащаницы. И благословение на дорогу так и не взял… Мы миновали поворот на Печоры, когда на шоссе прямо под моим окном наш автобус начал обгонять красный жигулёнок. …Жигулёнок вдруг резко вывернул вправо и оказался под колёсами нашего «Икаруса». Раздался пронзительный скрежет металла… Все закричали… А громче всех закричал я, мгновенно потрясённый страшной догадкой: – Это из-за меня!»_______ Архимандрит вполне достин уважения. Но ведь вполне понятно, что его суждение, "догадка", продиктованы не столько реаьным знанием, сколько эгоцентризмом (оющим дл янас всех - потому и не слышим друг Друга), и незнанием.

16.07.2012 10:21:53 - Родамiр пишет:

Всё, что мы сердцем полюбили,

"Всё, что мы сердцем полюбили, Для нас и странно, и умно…» _______ ЦИТАТА: "Дао – «Великая Пустота» – не мыслит, не ставит цели, не даёт нравственные заповеди… и не любит мир, которым правит». Или с таким: «языческие боги суть олицетворения стихий природы. Природные же силы и процессы в принципе аморальны. В их осуществлении нет категории цели… Они просто действуют – и всё». _________ Словарь Ожегова.___ АМОРАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Противоречащий морали, безнравственный. А. поступок. Аморальное поведение. А. человек. II сущ. аморальность, -и, ж._________ Судя по словарю Ожегова, «природные силы, процессы» не могут быть аморальны. Но вот слово такое почему-то употреблено. В контексте статьи, цитаты правильно было бы сказать «внеморальны». Но и это будет ошибкой.________ В даосской культуре не существует логической связки «или». Существует лишь связка «и». И узнаётся она, эта «логическая» связка буквально вживанием в череду жизненных событий. Такое вживание называется Медитацией, с помощью которой достигается состояние Недвойственности: небо, звёзды, лес, дерево, листва, листва дерева, озеро, Солнце – всё это существует как самоценность, автономность, так и как относительность. Небо – это небо, и одновременно и звёзды, и лес, и дерево, и листва, и листва дерева, озеро, Солнце._______ Поэтому Стихия, Бог – это и Любовь, и Великая Пустота одновременно (это волшебное слово «одновременно»). Любовь как субъективное, личностное начало; и Великая Пустота как отражение человеческого стремления к Объективности. Человек, как видно, и сам двуедин. Систему, состоящую из Субъективности и Объективности, можно назвать Субъектностью, можно назвать Человеком: активное, действующее начало, стремящееся к Правде, единой для всех и потому имеющей черты объективности (субъективное стремление к объективности). Боги, как и люди (что подтверждает ещё пока сохранившаяся мифология) также двуедины: и Любовь, и Дао._______ Слово. Что, какая реальность прячется за словом, например, «дерево»? Если убрать знак-этикетку, то что нам в сущности известно о самом Дереве? Что известно о стихиях «дерево», «вода», «воздух», «огонь»? А… ничего. Себя в общем-то и не знаем. Знание, то есть ведание, предполагает – объективно говоря – установление Отношения. Категория отношения – это уже субъективный план субъектного (единого субъективно-объективного) всегда очеловеченного Бытия. ________ Театр. Актёры играли сутками напролёт. То есть играли для богов. Зрители приходили, смотрели, уходили, приходили вновь. Они, зрители, играли, в этом жизненном спектакле, роли зрителей-богов. И не понятно, где заканчивается игра, и где начинается Жизнь? И не понятно, где главный ГЕРОЙ (сразу вспоминается действительно замечательно и полушутливое, или полусерьёзное, «письмо счастья» Льва Пирогова), - толи на сцене, толи в зрительном зале. У сцены очень размытая граница. То есть у Бога, как у зрителя, есть не только стихийное, но и личностное начало. И они не существуют разновременно._________ Люди везде, в общем и целом, одинаковы, потому вышесказанное относится и к славянам, к русским людям. Есть Богиня любви Лада, существует Богиня судьбы Макошь. Лада больше склонна, как видно, к эмоционально-субъективному отношению, а Макошь, с помощью своих детей Богинь Доли и Недоли, стремится к высшей справедливости, хотя тоже может простить. Ярила-Солнце – это и Свет явный, и Свет Прави, т.е. Свет духовный. Это нравственность. – Наши предки умели мыслить образами. не были лишены совести._______ Поскольку мы на протяжении не одной сотни лет отворачиваемся от своей сути, выраженной в образах Русских Богов, - постольку лишены силы своей сути. Поэтому возникают ситуации, когда дети на пляже… а уже вдали видно цунами. То есть видно было бы, если бы взрослые были более внимательны, ответственны, заботились о своих детях и о своей культуре, своей Сути._______ Человек изначально поставлен в условия полной, полноценной свободы. От того, как он САМ распорядится своей свободой будет зависеть судьба его, и человечества в целом. ________ Цитата: «…в их существовании нет категории цели. Они просто действуют – и всё». ________ Мир существует как отражение человека (человек это вообще система отражений: небо и звёзды, и лес, и дерево, и листва, и листва дерева, озеро, Солнце). Поскольку мы не видим ни цели своей жизни, ни смысла своего существования, то и приписываем всему вокруг – самой Природе – именно эту бессмысленную беспощадность. И это приписывание со временем стало действительностью. Это бунтарство: экологическая ситуация аховая, планете мы надоели. Нет?_______ И у нас совсем нет вопросов к своей самобытной культуре. Способно ли славяно-русское мировоззрение объяснить мир? Любопытно, что русские об этом даже и не думают. И какая бы поднялась буча кипуча, если бы такие вопросы прозвучали, - в бумажной версии ЛГ уже разворачивается «охота»: часть людей ЛГ (бумажный вариант) грязно ругается._________ А вообще статья нужная, в уме не откажешь. И неожиданная.

09.07.2012 18:24:56 - Антон Михайлович Малков пишет:

Уважаемому автору

Уважаемый автор статьи, поймите, есть вы и Бог. И отвечать за дверью гроба вы будете за себя и за свои поступки, а не за тех младенцев или за тех 18 человек, погребенных под развалинами башни Силоамской (Лк., 13, 4), о которых говорит Господь. Отвечать будете ВЫ за то, чем лично вы помогли, например, этой женщине которую обманывает "православный" муж. Или вы просто «прошли мимо», положив в копилку сердца еще один материал для обличения «этих православных лицемеров»? Кстати, при этом уместно вспомнить евангельский рассказ о добром самаритянине (читай: язычнике), который мимо не прошел (в отличие от "правоверного" (читай: православного)). Неисповедимы пути Господни, а вы (да и мы все, очень часто) ставите себя на место Бога подобно Ивану Карамазову. Мы не можем знать посмертной участи упомянутых вами погибших (детей, народов и тп), в Евангелии нигде не сказано, что упомянутые вами китайцы будут гореть в геенне огненной. Отнюдь, там сказано, что "…когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон..." (Римл., 2, 14). Мне кажется, что вы также не понимаете, что истинное православие - это не членство в некоей партии, где почет растет пропорционально стажу. «Не всякий глаголющий Господи, Господи спасется (читай: не всякий ходящий в православный храм и обвешивающийся иконами), но исполняющий волю пославшего меня отца» (что гораздо сложнее). А в приведенных вами высказываниях о.Всеволода, о.Андрея все сказано точно, плюс есть много великолепных книг с ответами на ваши вопросы (например игумен Евмений "Аномалии родительской любви" - прямо в точку об упомянутой вами теме «православного» псевдо-воспитания), но я бы советовал вам, прежде чем ломать голову над прОклятыми вопросами: разберитесь в себе и ответьте на основные (вопросы): верите ли вы в то, что у жизни есть высший смысл, превосходящий все наши житейские треволнения, или его нет (и нет ничего истинного кроме этих треволнений), верите ли вы в вечную жизнь или в вечную смерть? И если ответите себе утвердительно и высший смысл жизни вас интересует, то как его вам лучше искать - в рамках традиции на которой созидалась Россия, или вам лучше изобретать велосипед (стать например буддистом в преимущественно северной стране)? А разобравшись с этими вопросами, уж потом копайте дальше... И еще: вы пишете "православие вошло в массы". Нет, уважаемый автор, это массы вошли в православие, со всеми их советскими атеистическими комплексами. Поймите, профанное всегда стремится подчинить себе сакральное, что мы и наблюдаем в нашей земной церкви на рубеже ХХI века. Но земная наша церковь, со всеми ее несовершенствами, проявляющимися в человеческом естестве, это только часть Церкви Христовой…

08.07.2012 23:46:12 - Борис Иванович Сотников пишет:

Каждый выбирает по себе.

Когда Чарльз Дарвин открыл механизм происхождения видов, это была гениальная догадка. Но после расшифровки ДНК механизм происхождения видов стал для биологов открытой книгой. Наверное, происхождение ОДНОКЛЕТОЧНОГО организма еще может восприниматься дуалистически: то ли «посев» из космоса, то ли образование земного происхождения. Но развитие от простейших организмов до разумного существа не имеет никакой другой альтернативы. ___________ Бабка из «Вороньей слободки» не верила в электричество. Для некоторых ДНК как иллюстрация происхождения видов ничего не говорит. Для них строение нашей Галактики с ее центром, строение Метагалактики и то, что уже известно о глубинах Вселенной – тоже пустой звук. Для них центр Вселенной – Мекка или Иерусалим. Что ж, они имеют на это право.

08.07.2012 23:45:19 - Борис Владимирович Потапов пишет:

Очернение

Хотелось бы обратить внимание О. Бугославскаой, для которой страшнее смерти ничего нет, что у христианства совсем другое отношение к смерти. Христиане называют смерть третьим днем рождения – рождением в вечность. «Любомудрие состоит в том, чтобы бояться грехов, а не смерти», - говорил Иоанн Златоуст. Согласитесь, что с этих позиций многочисленные «смертельные» примеры автора выглядят несколько по-другому. Хотелось ещё дать много возражений, но я вовремя сообразил, что всё это Бугословская знает, наверное, лучше меня. Она не ищет истину. У ней другая цель – очернить православие: «Хотя у меня была только чёрная краска – я затеяла разговор о православии». Вот как она рисует православие: Бог «не даёт нравственные заповеди и не любит мир, которым правит»; Он посылает людям невыносимые страдания и запрещает им самоубиваться; чтобы наказать одного человека, Бог может уничтожить полмира; верующие люди - жулики, они безнравственны; православные запрещают читать художественную литературу, «игнорируют памятники античности», театр; как только человек начинает церковную жизнь, он попадает в полную зависимость своего духовника, без его указаний не наденет рубашки; христианское воспитание развращает детей. Столько гадостей о церкви не говорил даже господин Невзоров, хотя применял более крепкие слова. Бедная, бедная наша церковь, кто её только не пинает! Но за что на неё так ополчилась О. Бугославская? Неужели за то, что церковь не стоит в оппозиции к власти и не организовала крестный ход с Болотной площади на Сахарова?

08.07.2012 19:05:03 - Артемий Беспальчиков пишет:

Объяснение мира.

Хорошая статья. Давно пора нашей интеллигенции начать развеивать окутавший в последние годы страну религиозный дурман, этот фиговый листок, которым пытаются прикрыть все несуразности и преступления нашей жизни.

07.07.2012 21:23:01 - сергей викторович копылов пишет:

Ответы очевидны, но оболганы и сокрыты.

Какая умная, точная, талантливая статья! Сегодняшнему тотальному наступлению православного фундаментализма трудно противопоставить что-то иное. "Очевидные ответы" , естественно, даются самой жизненной практикой, но не каждому дано их распознать и прочувствовать. Особенно, если этому всячески мешают ... Политика буржуазной власти, помноженная на коммерческие интересы церкви, и далее будет губительно сказываться на мировоззрении людей.

07.07.2012 16:50:14 - Ирина Анатольевна Грачикова-Гришаева пишет:



Об этом же писал, между прочим, и Достоевский. Поэтому иногда кажется, что и в Бога он не верил.

07.07.2012 12:51:14 - Борис Иванович Сотников пишет:

Статья нормальная, поставил 5

Статья нормальная. И, несмотря на некоторые спорные моменты, по которым не хочется возражать, поставил 5.


Ольга БУГОСЛАВСКАЯ


Выпуски:
(за этот год)