(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Новейшая история

Из-под обломков

ПОЛИТПРОСВЕТ

За нашу историю сейчас идут ожесточённые идеологические сражения, в ходе которых подвергаются сомнению и «разоблачению» все скрепы, пока удерживающие народ России от полной потери национального самосознания и исчезновения с исторической сцены. Наш корреспондент встретился с известным санкт-петербургским историком Игорем ФРОЯНОВЫМ.

– На наших глазах развёрнута самая настоящая информационная атака на Русскую православную церковь, патриарха Кирилла в частности. Причём накал её не спадает, изыскиваются всё новые и новые поводы… Что происходит?

– Русская православная церковь в последние годы переживала определённый подъём. Но с другой стороны, достаточно явственно обозначились сложности и трудности, даже угрозы, этому подъёму сопутствующие. В прессе, на телевидении весьма пристрастно обсуждается вопрос об отношении Церкви и государства, Церкви и современного российского общества. Мне кажется, что здесь мы сталкиваемся с завуалированной – когда по недомыслию и простоте, когда по расчётливому умыслу – подменой понятий. Если внимательно присмотреться, нетрудно заметить, что дело не в отношении Церкви с обществом в целом, а в отношении Церкви с идеологически организованной группой лиц, претендующими на общественную, так сказать, репрезентативность. Под этим углом зрения очевидными предстают направление и цели атаки, которую ведут эти идеологически организованные силы против Русской православной церкви.

Почему начались противоцерковные выступления, нередко наглые и беззастенчивые? Не потому, что Церковь стала приходить в себя после богоборческого большевистского режима, и не потому, что она начала укрепляться посредством расширения своей паствы, строительства новых храмов и умножения приходов. Дело вовсе не в этом. Вся нынешняя антицерковная кампания представляет собой злобную реакцию на ту историческую роль, которую  играла Церковь в старой России и какую она играет в России современной.

После крушения Советского Союза и уничтожения КПСС единственной скрепой, соединяющей наше  государство в единое целое, является именно Русская православная церковь. Не стало партии, скреплявшей национальные окраины нашей страны, распалась и наша историческая Россия. Всё просто: есть сила, скрепляющая государство, оно живёт и развивается, нет такой силы – начинается процесс его распада.

Поэтому повторяю ещё раз: Церковь в исторических условиях дня сегодняшнего – последняя скрепа, соединяющая Российское государство. Это и является основной причиной наблюдаемого ныне нами наступления на неё.

И неслучайно ярый русофоб и враг России Бжезинский говорил, что «после крушения  коммунизма в СССР врагом нашим № 1 является православие», а значит, и Православная церковь. Почему так?  Потому что православная вера и Церковь, её исповедующая, являются последней преградой на пути разрушения пока ещё цельного ядра расчленённой исторической России, именуемого Российской Федерацией. Именно этим, по моему убеждению, объясняются остервенелость нападок на церковь, глумление и надругательства над православной верой, выражающихся в убийствах священнослужителей, осквернении икон и церковных святынь, «творческие» выходки «гельманоидов», бесовские пляски разнузданных девок в храме и, конечно же, шельмование патриарха Кирилла.

Этот сатанинский наезд объясняется также тем, что в последнее время наметилась тенденция сближения Церкви и государства. Данный процесс медленно, но идёт. И это очень важно, поскольку единение Церкви и государства, являющееся для России традиционным, восходящим к далёким временам нашей отечественной истории, – основа силы, могущества Российской державы, основа её непобедимости.

– А как быть с тем, что нынешняя Россия – государство многоконфессиональное? Я даже предвижу, что ваши слова могут быть при желании истолкованы как попытка разжигания религиозной розни….

– Я думаю, не надо бояться спекулятивных обвинений, ибо подобные осторожность и боязнь,  обусловленные сиюминутными соображениями, уводят в сторону от истины и правды. Необходимо вести разговор о существе проблемы, а не о том, кому и что покажется или пригрезится. Россия – страна, объединяющая многие народы. Среди множества народов, населяющих Россию, есть народ государствообразующий и в количественном отношении решительно преобладающий над остальными (80,90% по последней переписи). Он, этот народ, на протяжении многих веков объединял вокруг себя иные народы, собирал и осваивал земли, составившие великую державу, Российскую империю, впоследствии СССР, а сейчас РФ. Я говорю о русском народе. И сказанное мной отрицать невозможно. Это нужно признать, причём на официальном уровне.

Но не подумайте, что я хочу поставить русских в особое положение, ущемляющее другие национальности. Существует исторически выработанная формула: первый среди равных. Эта формула воздаёт должное одной стороне, не умаляя другую. Русский народ, по моему убеждению, и есть первый среди равных. Православие является прежде всего религией русского народа, и если мы исходя из существа дела утверждаем, что Русская православная церковь является первенствующей в России, то мы опираемся на исторически неоспоримые факты и основания.

– А наше нынешнее государство разве не является той самой скрепой народа? Или сейчас, когда право любой несогласной с мнением большинства личности возводится в абсолют, государство эту функцию утратило?

– Наше государство сейчас довольно слабое. Оно само нуждается в поддержке. Эту поддержку может оказать Церковь, как то бывало не раз в русской истории. Но вы затронули одну важнейшую проблему, проблему взаимоотношения отдельного индивида и коллектива. Мы сейчас находимся под влиянием, я бы сказал, искажённых представлений о жизни рода человеческого. Мы находимся в плену  либеральных ценностей, которые выдвигают личность, отдельную человеческую особь, на первое место. Но если посмотреть шире, в плане развития человечества на протяжении многих и многих столетий, придётся согласиться с тем, что людям изначально присущи два свойства, заложенные в них, можно сказать, самой природой – индивидуальное и коллективное, интересы и начала личные и  общественные.

При этом надо понимать, что коллектив – тоже живой организм, развивающийся по своим законам. У него есть свои права, более, быть может, важные, нежели права отдельной личности, права, которые требуют законодательного оформления и защиты. И нельзя угнетать это его качество, ставя во главу угла другое. Только гармоническое соединение индивидуальных интересов и коллективных обеспечивает нормальное развитие людской популяции. В противном случае возникает угроза всему роду человеческому.

Вот почему в настоящее время, когда мы наблюдаем приоритет личного над общественным, создаётся опасность распада социума и, следовательно, страны. Но, как мне кажется, этот перекос будет  преодолён, но не исключительно по чьему-то велению или хотению, а в значительной мере естественным путём. Хотя и не без драматического сопровождения или принуждения. Так было всегда во все времена.

Конечно, в истории не раз случалось так, что коллективные интересы подавляли интересы личные, как это имело место в недавний период советской истории, что отнюдь не способствовало общественной гармонии. Но сейчас всё-таки пришло время подумать об интересах коллектива. А это означает, что личность должна быть поставлена в рамки, сдерживающие её неумеренные аппетиты.

– Значит, опять насилие государства? Но это у нас уже было. Потому и говорят, что демократия – вот панацея.

– Мы сейчас часто слышим разговоры о том, что западная цивилизация находится в тупике. Верно это или нет? Мне кажется, что верно. И причина именно в разнузданности интересов отдельной личности. Западная либеральная цивилизация устроена таким образом, что она вдохновляет и создаёт самые благоприятные условия для реализации интересов индивиду ума, не заботясь должным образом об интересах коллектива, народа. Но если речь идёт об истории, то надо смотреть на эти вещи в плоскости исторического времени.
Давайте обратимся к временам, казалось бы, очень далёким, опыт которых очень много значит для  человечества. Римская цивилизация погибла прежде всего потому, что, по сути, стала цивилизацией одиночек, подорвавших общественную мораль и нравственность. В результате она не устояла перед варварским миром, крепко связанным коллективными узами.

– А Византия?

– И Византия в известном смысле – тоже.

Византийское общество к моменту крушения было заметно атомизировано. Кто разработал механику крушения Византии? Я думаю, что это сделал Запад. К тому же Византия была одинаково враждебна и католическому Западу, и мусульманскому Востоку.

– Всё кончилось банальным грабежом поверженной империи, на котором и расцвела западная цивилизация. Что-то до боли знакомое из совсем недавних времён разгрома и разграбления СССР приходит на ум…

– Я бы в данном случае воспользовался иными словами: в сущности, был разгромлен не СССР, а Россия. Россия на протяжении очень длительного времени, исчисляемого веками, стояла преградой на пути устроения нового мирового порядка, о котором мечтали определённые группы людей на Западе. Задача расчленения колосса (Российской империи) в конце XIX – начале XX века являлась первостепенной задачей для тех, кто шёл путём установления нового мирового порядка. Для расчленения России и, стало быть, её уничтожения, собственно, и затевались как Первая, так и Вторая мировые войны.

Россию всегда хотели уничтожить не только как геополитического соперника и конкурента, но и как  страну, чуждую, неприемлемую по духу.

Ненавистникам России в начале ХХ века казалось, что с ней покончено навсегда. Откройте Версальский мирный договор, в частности, Отдел XIV соглашения, названный с циничной откровенностью, обнажающей замыслы держав-победительниц: «Россия и русские государства». Статья 116, помещённая в данном отделе, гласит: Германия признаёт и обязуется уважать как постоянную и неотчуждаемую (sic!) независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1 августа 1914 года…»

То есть хозяева западного мира приговорили Россию к расчленению и нисколько не сомневались в своей способности раздробить её на ряд независимых государств. Предполагалось отторгнуть не только Польшу и Финляндию, но и Прибалтику, Белоруссию, Украину, Закавказье, Среднюю Азию… Не напоминает ли это нынешний день?

К счастью, все планы по рассечению России остались тогда в пределах бумажных мечтаний. Запущенный масонским Временным правительством процесс расползания империи был остановлен, территориальное единство страны восстановлено. Более того, осуществив проект модернизации экономики и общественных отношений, Советская Россия вышла в мировые лидеры, став, наряду с США, мощной сверхдержавой. В результате уничтожение исторической России, перевоплотившейся в СССР, отодвинулось почти на целое столетие. Как показали события последних десятилетий, уничтожение это лишь отсрочили, вовсе не исключив его из замыслов установления «нового мирового порядка».

И в конце XX века живыми свидетелями гибели исторической России, произошедшей во многом благодаря предательскому пособничеству верхушки КПСС в лице Горбачёва и перерядившегося под либерал-демократа Ельцина. Но и это – не конец. За расчленением СССР должно последовать раздробление российского ядра (Российской Федерации) с целью ликвидации российского социума и России в качестве геополитического субъекта мировой политики. Об этом уже открыто говорят не только на Западе, но и у нас в стране. Ведутся разговоры и о так называемом мировом правительстве, откуда исходят соответствующие импульсы построения нового мирового порядка.

– Мировое правительство – это образ или реальность?

– Убеждён, что есть реальный мировой центр силы, который скрыт от посторонних глаз. Самые влиятельные и самые ответственные фигуры этого центра вообще нам не известны. И возник он не в последние десятилетия и даже не в последние столетия, а существует, по моему глубокому убеждению, с очень давних пор, видоизменяясь по ходу времени. А что есть всемирный центр силы или мировое правительство? Это – люди, которые стремятся к достижению мирового господства, которое на наших глазах всё более явно обозначается.

– И чего же им всё-таки от нас надо? Чем им так мешает Россия?

– Им надо, чтобы не было нас – России и русского народа как этнической общности и социума. Им нужны наши необъятные просторы, земля, воды, леса, недра. К тому же Российское государство было и остаётся преградой на пути образования нового мирового порядка, хотя и здесь сейчас не всё однозначно. Ведь государство – своего рода машина. Но машиной управляют те или иные люди. Если взять нынешнее Российское государство, то нетрудно заметить, что им управляют люди, имеющие разные установки. Одни нацелены на то, чтобы продолжить процесс разрушения исторической России, другие стремятся к тому, чтобы этот процесс остановить и возродить страну. В верхнем эшелоне власти, как мне представляется, единства нет.

– Есть изречение, предписываемое Черчиллю, смысл которого заключается в том, что демократия – ужасна, но никто ничего ещё лучше не придумал. А, может быть, было в истории и что-то получше демократии?

– Относительно демократии… Весь смысл заключается в том, какая это демократия. Она ведь бывает разная. Есть демократия непосредственная, прямая. А есть демократия представительная, опосредованная. Черчилль, конечно, имел в виду представительную, буржуазную демократию. Но власть, соответствующая представительной демократии, самая спекулятивная, самая лживая и самая гнусная. Демократия может быть подлинной только лишь в том случае, если она является демократией непосредственной. И примеры тому были, причём как в мировой, так и отечественной истории – полисная демократия Древней Греции и демократия городов-государств Руси XI–XII веков.

Разумеется, полного совершенства в людском общежитии быть не может, поскольку это будет означать остановку в развитии, конец истории. Мы же можем только приближаться к различным формам совершенства. Что касается власти, то наиболее действенной и в политическом и в моральном отношении является, на мой взгляд, власть, сочетающая личные и коллективные, автократические и демократические начала. Исторической иллюстрацией тут может служить эпоха Ивана Грозного, когда существовала сильная центральная власть, сочетающаяся с эффективным местным самоуправлением и практикой земских соборов.

Вот и нам, думается мне, следует к этому стремиться, сообразуясь, конечно, с иными историческими обстоятельствами и условиями. Почаще надо заглядывать в скрижали истории. Она нам многое подскажет.

– Устойчиво ли наше нынешнее государство?

– Ясной перспективы развития Российского государства сейчас нет. Не проделан серьёзный анализ нашего нынешнего состояния, да и вряд ли кто-нибудь имеет представления об обществе, в котором мы живём. Нам точно неизвестно, в каких координатах истории мы находимся и уж тем более не знаем, куда движемся. Вот почему все разговоры о восходящем развитии – пустая болтовня и не более того.

Вы спрашиваете, устойчиво ли наше нынешнее государство? Скажу так: есть показатель степени устойчивости государства – это характер связи государственной власти с народом. Последние три века наш народ и власть расходились друг с другом. Образовалась широкая полоса взаимного отчуждения и недоверия, резко усугублённых временем постсоветских реформ. Народ живёт сам по себе, а государство само по себе. Вот и сообразите, может ли быть устойчивым такое государство. Конечно, нет. Крушение Советского государства с полной очевидностью это показало – народ проявил полное равнодушие к его судьбе, заняв позицию стороннего наблюдателя. Не думаю, что он поведёт себя иначе, случись какая-либо беда с нынешней государственной властью.

– Но зато бесконечно повторяется утверждение, что власть всегда такая, какую заслуживает данный народ?

– Это неправда. Наш героический и многострадальный народ заслужил лучшей жизни. Он жаждет справедливости и ждёт вождя (такова наша ментальность!), который выведет его на светлую дорогу. В конце концов русский народ как живой организм, почувствовавший крайнюю степень угрозы своему бытию, выйдет из состояния оцепенения и выдвинет на авансцену людей, которые смогут изменить его жизнь к лучшему на иных, нежели сейчас, основаниях.

– Почему так получается, что кроме тех, кто, ухмыляясь, вещает, что у нас не жизнь, а какая-то вечная смена ужасов, а история наша не что иное, как череда бессмысленных кровопролитий и злодейств, никого особенно не слышно?

– Вот когда мы научимся не ходить на поводу у всяких краснобаев и демагогов, когда перестанем отмечаться в псевдолиберальных тусовках, а прислушаемся к дыханию своего народа и своей истории, тогда, быть может, что-нибудь и начнём слышать и понимать.

У нас была самодостаточная страна, у нас было всё для обеспеченной жизни. Мы не оценили это должным образом и позволили прохвостам развалить великую державу. А поскольку ныне перед человечеством замаячила весьма трагическая перспектива «войны всех против всех» за земли, за воды, за ресурсы жизнеобеспечения, то крайне необходимо усиливаться и усиливаться, чтобы было чем ответить на эти грядущие вызовы времени. Ближайшая политическая задача – всеми силами способствовать воссозданию прежнего единого государства Российского.


Беседу вёл
Владимир ШЕМШУЧЕНКО

Статья опубликована :

№31 (6379) (2012-08-01)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3,5
Проголосовало: 20 чел.
12345
Комментарии:
10.08.2012 09:03:03 - Àëåêñàíäð Èâàíîâè÷ ГђГ ГЄГЁГІГЁГ­ пишет:



"Вся нынешняя антицерковная кампания представляет собой злобную реакцию на ту историческую роль, которую играла Церковь в старой России и какую она играет в России современной." О том, что это за кампания, кто ее заказчик и какую в действительности роль играет сегодня церковь - читайте очень интересную статью: Александр Тарасов - Пусечки и левенькие: любовь зла http://scepsis.ru/library/id_3256.html

07.08.2012 17:55:03 - Борис Леонидович Соколов пишет:

Тихо шифером шурша....

Читаешь одну из самых трезвых и интеллектуальных современных газет – ЛГ, и оторопь берет: если уж сливки таковы… Пожилой историк Фроянов, получивший профессию и степень в СССР выступает против «богоборческого большевистского режима»! Если бы это писала какая-нибудь Чудакова в МК, все было бы «нормально», но профессор в ЛГ? Он что, не знает, что в СССР была свобода совести? В книге мемуаров генерала Тюленева фотография – встреча советских старших офицеров с духовенством, 1960 год; в середине 80-х я был на автобусной экскурсии по Москве «Религии мира» - посещали только действующие церкви! Врать, г-н профессор не надо! «единственной скрепой, соединяющей наше государство в единое целое, является Русская православная церковь» - если бы это писал какой-нибудь иерей в церковном вестнике все было бы «нормально», но профессор в ЛГ? Конституцию РФ профессор хотя бы читал? Или он верит, что освященная ракета «Булава» полетит дальше и точнее, чем не освященная? «Крушение Советского государства с полной очевидностью это показало – народ проявил полное равнодушие к его судьбе, заняв позицию стороннего наблюдателя» - а про референдум о сохранении СССР г-н профессор слыхал? Это все равно, что сказать про утонувших в Крымске «народ проявил полное равнодушие к его судьбе, заняв позицию стороннего наблюдателя». Да народ и в том и в другом случае просто не ожидал, что его ТАК «кинут»! «наиболее действенной и в политическом и в моральном отношении является… эпоха Ивана Грозного, когда существовала сильная центральная власть, сочетающаяся с эффективным местным самоуправлением и практикой земских соборов» - а про опричнину г-н профессор видимо лучше нас знает, и про смутное время – тоже! На мой взгляд, подобные статьи – не ПОЛИТПРОСВЕТ, а погружение в ПОЛНЫЙ МРАК, и если газета дает трибуну «ученым» с таким взглядами, надо хотя бы писать «редакция ответственности не несет»!

06.08.2012 15:56:13 - Антон Михайлович Малков пишет:



Согласен со многим из высказанного И.Я.Фрояновым, но места в комментарии хватит сказать только о том, в чем я не согласен с уважаемым историком. Прежде всего, я не приемлю теорию мирового масонского ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО заговора. Ведь для того, чтобы "много веков" (как пишет автор) планомерно проводить одну линию на "установление нового мирового порядка" эти "определенные группы ЛЮДЕЙ на западе" должны были бы обладать поистине НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ возможностями и силами. И православному человеку, как мне думается, этот "реальный мировой центр силы, скрытый от посторонних глаз" - очевиден - это силы ада, власти тьмы (а вовсе не сознательная многовековая воля отдельных тайных групп). Не соглашусь я и с преимущественно (как мне кажется) прагматически-утилитарным отношением к православию. Главной целью для данного историка является могущество российской державы (воссоздание сверхдержавы), а церковь имеет утилитарную в этом плане, вспомогательную функцию. Между тем, с точки зрения христианина, иерархия ценностей должна быть другой. Вообще же вопрос взаимоотношений религии и власти очень сложен и трагизм нашей российской ситуации состоит в том, что, признавая государствообразующую роль православия в создании русского государства, следует отметить почти полное подчинение земной церкви (по крайней мере с начала 16 века) этому самому государству в лице далеко не всегда и не во всем благочестивых государей (а со времен Петра и вообще превращение земной церкви просто в еще одно министерство)... Чего бы очень не хотелось сегодня. Что же касается «демократии», то истинная демократия, свобода, равенство, братство, были даны нам ни кем иным как Иисусом Христом, только мы, люди (недостойные христиане, "срань Господня" – как назвал нас, не испугавшись терминологии пресловутой панк-рок группы «девушек», о.Андрей Кураев) всегда от начала истории земной церкви искажали его (Христа) заветы (потому, что «…все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу», как писал апостол). Ну и рассуждая о «демократии», не будем забывать, что "подлинную демократию" (как называет ее автор) киево-новгородской руси как раз-таки измочалили и подавили именно творцы московского царства (и упомянутый в беседе Иоанн Грозный к тому «шибко руку приложил»)…

04.08.2012 21:56:53 - Римма Леонидовна Раевская пишет:



Дорогая Отчизна моя,/ Всё привычное, милое с детства,/ Равноправных народов семья,/ Государство наше советское,/ ------------------------------------/ Где вещалась слава труду,/ Хоть не всё сходилось с делами./ Но хватало на кров и еду./ Нищих не было между нами./ ------------------------------------/ Кто хотел, мог учёным стать,/ Кто желал, лез к чинам высоким./ Вор открыто не смел воровать,/ Опасаясь тюремных сроков./ ------------------------------------/ Так и жили мы до поры./ Мафиози не унывали,/ Только вылезти из норы/ Им советские нравы мешали./ ------------------------------------/ Август плутам шлюзы открыл,/ А октябрь довершил победу/ Всех разбойных, жестоких сил,/ Возвестил миллионам беды./ ------------------------------------/ Русь, опять твой народ в беде./ Безработица и бездомность,/ Прозябание в нищете,/ И бесправность, и угнетенность./ ------------------------------------/ И, возможно, ты станешь страной/ Чужеземцами покорённой./ Подло предан мой край родной/ Злою силой, алчной и тёмной./ ------------------------------------/ И опять тебе маета/ В беспощадном двадцатом веке./ Душу русскую, словно Христа,/ Распинают нечеловеки./ ------------------------------------/ Май 1994 года.

01.08.2012 18:15:33 - Александр Иванович Чехонин пишет:



"Вся нынешняя антицерковная кампания представляет собой злобную реакцию..." Реакцию на что? На какое такое "влияние"? Голоса Церкви не слышно ни по каким важным вопросам жизни страны–только жалобы на "атаки" и поиски ведьм и "влияний". В самые злые годы России–90-е–когда закрывались заводы, нищали люди, обогащались жулики и бандиты–где была наша Церковь? Им Лужков строил ХХС, и они умилённо сложили лапки. Так что "влияние" надо ещё заслужить. И в этом всё дело. В наше время большинство людей уяснило, что человек имеет право сомневаться, задавать вопросы и быть услышанным. А Церковь(и их паства) желает вернуться в прошлые века, где сомнение–уже преступление, задаёт неудобные вопросы–значит враг, да ещё под "влиянием Запада". Простой вопрос о часах Патриарха на самом деле–вопрос о честности, о сущности самого христианства. Ведь все видели жирных попов, стригущих "баксы" за любые "требы". Люди вопрошают : "Как же так! Разве так учил жить Спаситель?!" А им–ярлык "врагов"! И что за атаки, когда Первые лица к месту и не к месту(страна-то всё же многоконфессиональная) демонстрируют поддержку РПЦ? А вот когда пропагандисты типа Чаплина и Смирнова в открытую заявляют, что неверующий–то психбольной, то в принципе лишен нравственности, это вызывает стихийный протест и соротивление. И самое интересное, что верить-то никто никому давно уже не запрещает. А они(Церковь и буйная часть паствы) ведут себя как комиссары 20-х–недаром же многие из них были и в партии, и в комсомоле. Церковь всегда объявляла своей целью "собирание народа", а пока она на деле делает наоборот. Идёт деление на своих и чужих, а "враги" Церкви или люди, не приемлющие религию, объявляются, ни много ни мало, врагами России! В общем, я считаю, что Церкви надо как-то встраиваться в общество XXI века, а не тащить общество назад. Иначе будет только раздрай и драка. P.S.Что кто-то сознательно может нападать, этого нельзя исключать. И про Запад слова не пустые. Но корень проблемы, по моему, здесь, у нас.


Владимир ШЕМШУЧЕНКО


Выпуски:
(за этот год)