(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Новейшая история

В шаге от края

ПОЛИТПРОСВЕТ

За нашу историю сейчас идут ожесточённые идеологические сражения, в ходе которых подвергаются сомнению и «разоблачению» все скрепы, пока удерживающие народ России от полной потери национального самосознания и исчезновения с исторической сцены. Наш корреспондент встретился с известным санкт-петербургским историком Игорем ФРОЯНОВЫМ.

– На наших глазах развёрнута самая настоящая информационная атака на Русскую православную церковь, патриарха Кирилла в частности. Причём накал её не спадает, изыскиваются всё новые и новые поводы… Что происходит?

– Русская православная церковь в последние годы переживала определённый подъём. Но с другой стороны, достаточно явственно  обозначились сложности и трудности, даже угрозы, этому подъёму сопутствующие. В прессе, на телевидении весьма пристрастно обсуждается вопрос об отношении Церкви и государства, Церкви и современного российского общества. Мне кажется, что здесь мы сталкиваемся с завуалированной – когда по недомыслию и простоте, когда по расчётливому умыслу – подменой понятий. Если внимательно присмотреться, нетрудно заметить, что дело не в отношении Церкви с обществом в целом, а в отношении Церкви с идеологически организованной группой лиц, претендующими на общественную, так сказать, репрезентативность. Под этим углом зрения очевидными предстают направление и цели атаки, которую ведут эти идеологически организованные силы против Русской православной церкви.

Почему начались противоцерковные выступления, нередко наглые и беззастенчивые? Не потому, что Церковь стала приходить в себя после богоборческого большевистского режима, и не потому, что она начала укрепляться посредством расширения своей паствы, строительства новых храмов и умножения приходов. Дело вовсе не в этом.

Вся нынешняя антицерковная кампания представляет собой злобную реакцию на ту историческую роль, которую играла Церковь в старой России и какую она играет в России современной.

После крушения Советского Союза и уничтожения КПСС единственной скрепой, соединяющей наше государство в единое целое, является именно Русская православная церковь. Не стало партии, скреплявшей национальные окраины нашей страны, распалась и наша историческая Россия. Всё просто: есть сила, скрепляющая государство, оно  живёт и развивается, нет такой силы – начинается процесс его распада.

Поэтому повторяю ещё раз: Церковь в исторических условиях дня сегодняшнего – последняя скрепа, соединяющая Российское государство. Это и является основной причиной наблюдаемого ныне нами наступления на неё. И неслучайно ярый русофоб и враг России Бжезинский говорил, что «после крушения коммунизма в СССР врагом нашим № 1 является православие», а значит, и Православная церковь. Почему так? Потому что православная вера и Церковь, её исповедующая, являются последней преградой на пути разрушения пока ещё цельного ядра расчленённой исторической России, именуемого Российской Федерацией. Именно этим, по моему убеждению, объясняются остервенелость нападок на церковь, глумление и надругательства над православной верой, выражающихся в убийствах священнослужителей, осквернении икон и церковных святынь, «творческие» выходки «гельманоидов», бесовские пляски разнузданных девок в храме и, конечно же, шельмование патриарха Кирилла.

Этот сатанинский наезд объясняется также тем, что в последнее время наметилась тенденция сближения Церкви и государства. Данный процесс медленно, но идёт. И это  очень важно, поскольку единение Церкви и государства, являющееся для России традиционным, восходящим к далёким временам нашей отечественной истории, – основа силы, могущества Российской державы, основа её непобедимости.

– А как быть с тем, что нынешняя Россия – государство многоконфессиональное? Я даже предвижу, что ваши слова могут быть при желании истолкованы как попытка разжигания религиозной розни…

– Я думаю, не надо бояться спекулятивных обвинений, ибо подобные осторожность и боязнь, обусловленные сиюминутными соображениями, уводят в сторону от истины и правды. Необходимо вести разговор о существе проблемы, а не о том, кому и что покажется или пригрезится.

Россия – страна, объединяющая многие народы. Среди множества народов, населяющих Россию, есть народ государствообразующий и в количественном отношении решительно преобладающий над остальными (80,90% по последней переписи). Он, этот народ, на протяжении многих веков объединял вокруг себя иные народы, собирал и осваивал земли, составившие великую державу, Российскую империю, впоследствии СССР, а сейчас РФ.

Я говорю о русском народе. И сказанное мной отрицать невозможно. Это нужно признать, причём на официальном уровне. Но не подумайте, что я хочу поставить русских в особое положение, ущемляющее другие национально сти. Существует исторически выработанная формула: первый среди равных. Эта формула воздаёт должное одной стороне, не умаляя другую. Русский народ, по моему убеждению, и есть первый среди равных.

Православие является прежде всего религией русского народа, и если мы исходя из существа дела утверждаем, что Русская православная церковь является первенствующей в России, то мы опираемся на исторически неоспоримые факты и основания.

– А наше нынешнее государство разве не является той самой скрепой народа? Или сейчас, когда право любой несогласной с мнением большинства личности возводится в абсолют, государство эту функцию утратило?

– Наше государство сейчас довольно слабое. Оно само нуждается в поддержке. Эту поддержку может оказать Церковь, как то бывало не раз в русской истории. Но вы затронули одну важнейшую проблему, проблему взаимно отношения отдельного индивида и коллектива. Мы сейчас находимся под влиянием, я бы сказал, искажённых представлений о жизни рода человеческого. Мы находимся в плену либеральных ценностей, которые выдвигают личность, отдельную человеческую особь, на первое место. Но если посмотреть шире, в плане развития человечества на протяжении многих и многих столетий, придётся согласиться с тем, что людям изначально присущи два свойства, заложенные в них, можно сказать, самой природой – индивидуально е и коллективное, интересы и начала личные и общественные.

При этом надо понимать, что коллектив – тоже живой организм, развивающийся по своим законам. У него есть свои права, более, быть может, важные, нежели права отдельной личности, права, которые требуют законодательного оформления и защиты. И нельзя угнетать это его качество, ставя во главу угла другое. Только гармоническое соединение индивидуальных интересов и коллективных обеспечивает нормальное развитие людской популяции. В противном случае возникает угроза всему роду человеческому.

Вот почему в настоящее время, когда мы наблюдаем приоритет личного над общественным, создаётся опасность распада социума и, следовательно, страны. Но, как мне кажется, этот перекос будет преодолён, но не исключительно по чьему-то велению или хотению, а в значительной мере естественным путём. Хотя и не без драматического сопровождения или принуждения. Так было всегда во все времена.

Конечно, в истории не раз случалось так, что коллективные интересы подавляли интересы личные, как это имело место в недавний период советской истории, что отнюдь не способствовало общественной гармонии. Но сейчас всё-таки пришло время подумать об интересах коллектива. А это означает, что личность должна быть поставлена в рамки, сдерживающие её неумеренные аппетиты.

– Значит, опять насилие государства? Но это у нас уже было. Потому и говорят, что демократия – вот панацея.

– Мы сейчас часто слышим разговоры о том, что западная цивилизация находится в тупике. Верно это или нет? Мне кажется, что верно. И причина именно в разнузданности интересов отдельной личности. Западная либеральная цивилизация устроена таким образом, что она вдохновляет и создаёт самые благоприятные условия для реализации интересов индивиду  ума, не заботясь должным образом об интересах коллектива, народа.

Но если речь идёт об истории, то надо смотреть на эти вещи в плоскости исторического времени. Давайте обратимся к временам, казалось бы, очень далёким, опыт которых очень много значит для человечества. Римская цивилизация погибла прежде всего потому, что, по сути, стала цивилизацией одиночек, подорвавших общественную мораль и нравственность. В результате она не устояла передварварским миром, крепко связанным коллективными узами.

– А Византия?

– И Византия в известном смысле – тоже. Византийское общество к моменту крушения было заметно атомизировано. Кто разработал механику крушения Византии? Я думаю, что это сделал Запад. К тому же Византия была одинаково враждебна и католическому Западу, и мусульманскому Востоку.

– Всё кончилось банальным грабежом поверженной империи, на котором и расцвела западная цивилизация. Что-то до боли знакомое из совсем недавних времён разгрома и разграбления СССР приходит на ум…


– Я бы в данном случае воспользовался иными словами: в сущности, был разгромлен не СССР, а Россия. Россия на протяжении очень длительного времени, исчисляемого веками, стояла преградой на пути устроения нового мирового порядка, о котором мечтали определённые группы людей на Западе. Задача расчленения колосса (Российской империи) в конце XIX – начале XX века являлась первостепенной задачей для тех, кто шёл путём установления нового мирового порядка. Для расчленения России и, стало быть, её уничтожения, собственно, и затевались как Первая, так и Вторая мировые войны.

Россию всегда хотели уничтожить не только как геополитического соперника и конкурента, но и как страну, чуждую, неприемлемую по духу.Ненавистникам России в начале ХХ века казалось, что с ней покончено навсегда. Откройте Версальский мирный договор, в частности, Отдел XIV соглашения, названный с циничной откровенностью, обнажающей замыслы держав-победительниц: «Россия и русские государства». Статья 116, помещённая в данном отделе, гласит: Германия признаёт и обязуется уважать как постоянную и неотчуждаемую (sic!) независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1 августа 1914 года…»

То есть хозяева западного мира приговорили Россию к расчленению и нисколько не сомневались в своей способности раздробить её на ряд независимых государств. Предполагалось отторгнуть не только Польшу и Финляндию, но и Прибалтику, Белоруссию, Украину, Закавказье, Среднюю Азию… Не напоминает ли это нынешний день? К счастью, все планы по рассечению России остались тогда в пределах бумажных мечтаний. Запущенный масонским Временным правительством процесс расползания империи был остановлен, территориальное единство страны восстановлено. Более того, осуществив проект модернизации экономики и общественных отношений, Советская Россия вышла в мировые лидеры, став, наряду с США, мощной сверхдержавой. В результате уничтожение исторической России, перевоплотившейся в СССР, отодвинулось почти на целое столетие. Как показали события последних десятилетий, уничтожение это лишь отсрочили, вовсе не исключив его из замыслов установления «нового мирового порядка».

И в конце XX века живыми свидетелями гибели исторической России, произошедшей во многом благодаря предательскому пособничеству верхушки КПСС в лице Горбачёва и перерядившегося под либерал-демократа Ельцина.

Но и это – не конец. За расчленением СССР должно последовать раздробление российского ядра (Российской Федерации) с целью ликвидации российского социума и России в качестве геополитического субъекта мировой политики. Об этом уже открыто говорят не только на Западе, но и у нас в стране. Ведутся разговоры и о так называемом мировом правительстве, откуда исходят соответствующие импульсы построения нового мирового порядка.

– Мировое правительство – это образ или реальность?

– Убеждён, что есть реальный мировой центр силы, который скрыт от посторонних глаз. Самые влиятельные и самые ответственные фигуры этого центра вообще нам не известны. И возник он не в последние десятилетия и даже не в последние столетия, а существует, по моему глубокому убеждению, с очень давних пор, видоизменяясь по ходу времени. А что есть всемирный центр силы или мировое правительство? Это – люди, которые стремятся к достижению мирового господства, которое на наших глазах всё более явно обозначается.

– И чего же им всё-таки от нас надо? Чем им так мешает Россия?

– Им надо, чтобы не было нас – России и русского нар ода как этнической общности и социума. Им нужны наши необъятные просторы, земля, воды, леса, недра. К тому же Российское государство было и остаётся преградой на пути образования нового мирового порядка, хотя и здесь сейчас не всё однозначно. Ведь государство – своего рода машина.

Но машиной управляют те или иные люди. Если взять нынешнее Российское государство, то нетрудно заметить, что им управляют люди, имеющие разные установки. Одни нацелены на то, чтобы продолжить процесс разрушения исторической России, другие стремятся к тому, чтобы этот процесс остановить и возродить страну. В верхнем эшелоне власти, как мне представляется, единства нет.

– Есть изречение, предписываемое Черчиллю, смысл которого заключается в том, что демократия – ужасна, но никто ничего ещё лучше не придумал. А, может быть, было в истории и что-то получше демократии?

– Относительно демократии… Весь смысл заключается в том, какая это демократия. Она ведь бывает разная. Есть демократия непосредственная, прямая. А есть демократия представительная, опосредованная. Черчилль, конечно, имел в виду представительную, буржуазную демократию. Но власть, соответствующая представительной демократии, самая спекулятивная, самая лживая и самая гнусная. Демократия может быть подлинной только лишь в том случае, если она является демократией непосредственной. И примеры тому были, причём как в мировой,  так и отечественной истории – полисная демократия Древней Греции и демократия городов-государств Руси XI–XII веков.
Разумеется, полного совершенства в людском общежитии быть не может, поскольку это будет означать остановку в развитии, конец истории. Мы же можем только приближаться к различным формам совершенства.

Что касается власти, то наиболее действенной  и в политическом и в моральном отношении является, на мой взгляд, власть, сочетающая личные и коллективные, автократические и демократические начала. Исторической иллюстрацией тут может служить эпоха Ивана Грозного, когда существовала сильная центральная власть, сочетающаяся с эффективным местным самоуправлением и практикой земских соборов.

Вот и нам, думается мне, следует к этому стремиться, со образуясь, конечно, с иными историческими обстоятельствами и условиями. Почаще надо заглядывать в скрижали истории. Она нам многое подскажет.

– Устойчиво ли наше нынешнее государство?

– Ясной перспективы развития Российского государства сейчас нет. Не проделан серьёзный анализ нашего нынешнего состояния, да и вряд ли кто-нибудь имеет представления об обществе, в котором мы живём. Нам точно неизвестно, в каких координатах истории мы находимся и уж тем более не знаем, куда движемся. Вот почему все разговоры о восходящем развитии – пустая болтовня и не более того.

Вы спрашиваете, устойчиво ли наше нынешнее государство? Скажу так: есть показатель степени устойчивости государства - это характер связи государственной власти с народом. Последние три века наш народ и  власть расходились друг с другом. Обр азовалась широкая полоса взаимного отчуждения  и недоверия, резко усугублённых временем постсоветских реформ. Народ живёт сам по  себе, а государство само по себе. Вот и сообразите, может ли быть устойчивым такое  государ ство. Конечно, нет. Крушение Советского государства с полной очевидностью это  показ ало – народ проявил полное равнодушие к его судьбе, заняв позицию стороннего  наблюдателя. Не думаю, что он поведёт себяиначе, случись какая-либо беда с нынешней государственной властью.

– Но зато бесконечно повторяется утверждение, что власть всегда такая, какую заслуживает данный народ?

– Это неправда. Наш героический и многострадальный народ заслужил лучшей жизни. Он жаждет справедливости и ждёт вождя (такова наша ментальность!), который выведет его на светлую дорогу. В конце концов русский народ как живой организм, почувствовавший крайнюю степень угрозы своему бытию, выйдет из состояния оцепенения и выдвинет на авансцену людей, которые смогут изменить его жизнь к лучшему на иных, нежели сейчас, основаниях.

– Почему так получается, что кроме тех, кто, ухмыляясь, вещает, что у нас не жизнь, а какая-то вечная смена ужасов, а история наша не что иное, как череда бессмысленных кровопролитий и злодейств, никого особенно не слышно?

– Вот когда мы научимся не ходить на поводу у всяких краснобаев и демагогов, когда перестанем отмечаться в псевдолиберальных тусовках, а прислушаемся к дыханию своего народа и своей истории, тогда, быть может, что-нибудь и начнём слышать и понимать.

У нас была самодостаточная страна, у нас было всё для обеспеченной жизни. Мы не оценили это должным образом и позволили прохвостам развалить великую державу. А поскольку ныне перед человечеством замаячила весьма трагическая перспектива «войны всех против всех» за земли, за воды, за ресурсы жизнеобеспечения, то крайне необходимо усиливаться и усиливаться, чтобы было чем ответить на эти грядущие вызовы времени.

Ближайшая политическая задача – всеми силами способствовать воссозданию прежнего единого государства Российского.


Беседу вёл

Владимир ШЕМШУЧЕНКО

 

Статья опубликована :

№31 (6379) (2012-08-01)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3.5
Проголосовало: 11 чел.
12345
Комментарии:
06.08.2012 17:20:48 - Антон Михайлович Малков пишет:

Со многим согласен, но скажу не об этом...

Согласен со многим из высказанного И.Я.Фрояновым, но места в комментарии хватит сказать только о том, в чем я не согласен с уважаемым историком. Прежде всего, я не приемлю теорию мирового масонского ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО заговора. Ведь для того, чтобы "много веков" (как пишет автор) планомерно проводить одну линию на "установление нового мирового порядка" эти "определенные группы ЛЮДЕЙ на западе" должны были бы обладать поистине НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ возможностями и силами. И православному человеку, как мне думается, этот "реальный мировой центр силы, скрытый от посторонних глаз" - очевиден - это силы ада, власти тьмы (а вовсе не сознательная многовековая воля отдельных тайных групп). Не соглашусь я и с преимущественно (как мне кажется) прагматически-утилитарным отношением к православию. Главной целью для данного историка является могущество российской державы (воссоздание сверхдержавы), а церковь имеет утилитарную в этом плане, вспомогательную функцию. Между тем, с точки зрения христианина, иерархия ценностей должна быть другой. Вообще же вопрос взаимоотношений религии и власти очень сложен и трагизм нашей российской ситуации состоит в том, что, признавая государствообразующую роль православия в создании русского государства, следует отметить почти полное подчинение земной церкви (по крайней мере с начала 16 века) этому самому государству в лице далеко не всегда и не во всем благочестивых государей (а со времен Петра и вообще превращение земной церкви просто в еще одно министерство)... Чего бы очень не хотелось сегодня. Что же касается «демократии», то истинная демократия, свобода, равенство, братство, были даны нам ни кем иным как Иисусом Христом, только мы, люди (недостойные христиане, "срань Господня" – как назвал нас, не испугавшись терминологии пресловутой панк-рок группы «девушек», о.Андрей Кураев) всегда от начала истории земной церкви искажали его (Христа) заветы (потому, что «…все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу», как писал апостол). Также, рассуждая о «демократии», не будем забывать, что "подлинную демократию" (как называет ее автор) киево-новгородской руси как раз-таки измочалили и подавили именно творцы московского царства (и упомянутый в беседе Иоанн Грозный к тому «шибко руку приложил»)… Что же касается комментариев к статье, то приходится констатировать, что и в ЛГЗ порой хватает "остервенелых нападок", "глумления и надругательства над православной верой", «творческих выходок» своего рода «гельманоидов»...

05.08.2012 14:34:08 - сергей викторович копылов пишет:

Историческая наука, политика, церковь.

Историческая наука, политика и церковь. Любая общественная наука насквозь политизирована и, следовательно, идеологизирована. Когда речь идёт об исследованиях общественных отношений, невозможно не затрагивать интересы больших групп людей, взаимодействие которых и составляет реальную политику.__ История не является исключением, а, напротив, все эти качества проявляются в ней в максимальной степени. Любая власть стремилась и стремится к нужной для неё интерпретации исторических событий, подтверждающей необходимость и верность её политической деятельности. В этом мы особенно могли убедиться на примере последних 25 лет развития России. Коренные изменения общественных отношений (буржуазный политический переворот, возникновение частной собственности на средства производства), произошедшие за эти годы, потребовали должного идеологического обоснования. Истории при этом отводится огромное значение, подбираются необходимые исторические события и факты, подвергаются нужной интерпретации и внедряются в сознание простого обывателя. Героизм великих событий всегда находит положительный отклик в душах людей, независимо от их идеологической окраски. Происходящее на наших глазах возникновение и укрепление буржуазного общества потребовало дать соответствующую, адекватную новым общественным отношениям (капиталистическим, кардинально противоположным тем, которые господствовали ещё недавно) интерпретацию исторических событий. Всё, соответствующее взглядам социалистическим, должно быть отвергнуто, опорочено, и, напротив, всё, что способствует доказательству прогрессивности буржуазной собственности , должно быть поднято на щит, оправдано и поддержано. Это касается буквально всех направлений исторических изысканий, событий и фактов. Современная власть поменяла местами (плюс на минус) интерпретацию исторических событий, предельно опорочив всё то, что ещё недавно считалось правильным и оправданным. __Перед нами выступление историка, который, по известным ему причинам, отстаивает ненаучные, идеалистические, субъективистские взгляды на историческое развитие, поддерживает современную буржуазную власть и религиозное мировоззрение, желая его дальнейшего укрепления в сознании народа. Поэтому ни с одной мыслью и выводом этого интервью согласиться нельзя. Именно религиозная идеология оказалась сегодня наиболее близка власти, ибо ей приходится открещиваться от идеологии буржуазно-либеральной (хотя власть неуклонно проводит её в жизнь), как полностью себя дискредитировавшей в глазах народа, и используемой определённой частью либеральной буржуазии, борющейся за власть. Марксистская же идеология объявляется фактически официально враждебной. Акцент на религиозном мировоззрении есть попытка власти найти ту точку идеологического единства, способную объединить большинство народа.__ Но не только это буквально заставляет циничную и сугубо прагматичную власть сотрудничать с церковью. Налицо как минимум две важнейших функции, которые выполняют сегодня религия и церковь, в которых заинтересована власть. Первая, это, как уже было сказано - идеологическая, идейное оправдание всего того, что происходит в России с антикоммунистических (прежде всего) позиций. А также идейная борьба с противниками режима, в каких бы то ни было идеологических формах они не выступали. Аморфность идеологических религиозных представлений, умение повернуть их в нужную сторону, позволяет власти использовать их в любом направлении, в том числе и против своих буржуазно-либеральных противников.__ Вторая функция не менее важна. Это функция пропагандистская, организационная. Каждый храм, каждую церковь (к какой бы конфессии они не принадлежали) "превращают" в пункт по агитации за провластных лидеров и их политику, чем обеспечивается высокий уровень политической поддержки. Но, как известно, при капитализме всё превращается в товар и "за всё надо платить". Идеология и агитационная поддержка товар великолепный, и им вполне успешно торгуют. А кто у нас сегодня имеет монополию на эту торговлю? Конечно РПЦ, которая с первых же шагов капитализма в России направила всю свою энергию на освоение новых частнокапиталистических отношений (все мы прекрасно помним активную деятельность РПЦ на ниве беспошлинной торговли спиртом и сигаретами в 90-е годы). Впоследствии экономическая экспансия церкви достигла просто огромного размаха, превратив её, без преувеличения, в очередного олигарха. Каждая церковь превратилась в торговую точку, по всей территории России РПЦ "отвоёвывает" земли, недвижимость, действуя при этом как заправский бизнесмен, не брезгуя даже рейдерством (большая подборка такого рода деятельности представлена на сайте Проза.ру: автор Любовь Шифнер 2 "Аскеза РПЦ набирает обороты"). Естественно, вся эта деятельность происходит с санкции властей, с их поддержкой. Об этом прекрасно сказано в комментарии Александра 53.__ Идеологическая экспансия РПЦ не отстаёт от экономической. Главным направлением тут является постепенное проникновение в образовательную деятельность. Сегодня сверхзадача церкви есть её закрепление в образовательных программах средней и высшей школах. Под видом изучения истории православия обществу навязывается религиозное (а по существу ненаучное, достойное лишь исторического исследования) мировоззрение. Доказательства того, что религиозное мировоззрение сегодня не является научным и поэтому не просто не способствует научному прогрессу в обществе, а, напротив, ведёт к его деградации, не требуются для людей образованных. И это важнейшая причина, по которой надо давать отпор любой пропаганде религиозных представлений. Так любимый многими антисоветчиками философ-логик Зиновьев считал деятельность церкви реакционной, а её "расцвет" недопустимым для общества обращением к маразму средневековья.__ Хочу обратить внимание на серьёзное противоречие в высказываниях Фроянова. Вот где допускается действительная подмена понятий. С одной стороны он называет церковь "последней скрепой государства российского", абсолютно неправомерно приписывает ей заслуги идеологического фундамента прошлого. При этом речь идёт именно о церкви, а не о православии. Фроянов подменяет понятие "православие", как систему духовных, идеальных представлений о бытии, понятием "церковь". А это громадная разница, ибо церковь есть всего лишь организационная общественная структура, несмотря на её монопольное положение в сфере истолкования религиозных догматов. Православие как система идей, обрядов и т.п. действительно играет до сих пор большое значение в жизни россиян, но не видеть противоречия между идеальным представлением о православной религии и реальной деятельностью РПЦ невозможно. И это опять-таки прекрасно описано во многих комментариях к статьям на религиозную тему. Как в своё время партия превратила марксизм в догму, так сегодня РПЦ превращает православие в посмешище. __ Религия вообще, а православие в частности, есть не "скрепа" общества, а его оковы, ибо любая религия мешает прогрессивному развитию, мешает усвоению научного мировоззрения. Ни о какой модернизации не приходится и думать при условии сохранения и укрепления религиозной идеологии. Китай является одной из наиболее атеистических стран (60% населения - атеисты), но он никогда не добился бы своих успехов, если бы в нём до сих пор господствовало религиозное мировоззрение. __ Интересен такой пассаж Фроянова, в котором он, вдруг, резко отступает от своих антисоветских взглядов: "осуществив проект модернизации экономики и общественных отношений, Советская Россия вышла в мировые лидеры, став, наряду с США, мощной сверхдержавой. В результате уничтожение исторической России, перевоплотившейся в СССР, отодвинулось почти на целое столетие". Фроянов видит положительное в создании СССР? И это единственная фраза с которой можно согласиться. То есть Фроянов волей-неволей вынужден признать успехи советского общества, отдать им должное. Но при чём тут церковь? Да и несколькими абзацами выше он говорил о "богоборческом режиме", после которого церковь была вынуждена "приходить в себя". Таким образом Фроянов приписывает церкви совершенно незаслуженные ею успехи в деле общественного развития, подменяет реальные идеологические и политические условия, действовавшие в СССР (социалистическая идеология, основанная на представлениях об общественной собственности на средства производства, общенародная власть), на мифическую церковную "силу, скрепляющую государство". __ Характеризуя современное российское государство, Фроянов заявляет: "... вряд ли кто-нибудь имеет представление об обществе, в котором мы живём. Нам точно неизвестно, в каких координатах истории мы находимся и уж тем более не знаем, куда движемся". Этой фразой Фроянов выдаёт себя с головой, как историка, далёкого от науки, и интерпретирующего прошлое "как бог на душу положит". Ошибаетесь, господин Фроянов, это только Вам неизвестен сегодняшний курс российского правительства. Это только Вы не представляете общество, в котором живёте. Большинству здравомыслящих людей давно ясна капиталистическая сущность современной России, давно понятен либерально-буржуазный курс, которым ведёт нас наша власть. И развал России, который Вы так предрекаете, если православная "скрепь" её не объединит, произойдёт совсем по другой причине, о которой, судя по всему, Вы даже не догадываетесь. А причина эта проста - это безудержное провозглашение частной собственности на всё и вся (на средства производства и на землю прежде всего), это оголтелое движение по капиталистическому пути, не взирая на положительный опыт прошлого. Благодаря уже состоявшейся и будущей приватизациям власть окончательно передаст в руки буржуазии экономическую мощь России. И не надо будет никаких специальных заговоров (о которых Вы так красочно говорите) для уничтожения России, достаточно будет просто скупить землю и собственность, чтобы её не стало. Но Вас почему-то это никак не волнует, видимо Вы и сами плохо "прислушиваетесь к дыханию своего народа и своей истории". Приписывая церкви незаслуженные ей успехи Фроянов

05.08.2012 14:32:12 - сергей викторович копылов пишет:

Историческая наука, политика, церковь.



02.08.2012 10:16:54 - александр 53 пишет:

"Христос изгнал торгующих из храма. Торгующие поумнели и облачились в ризы"... Хораций Сафрин.

Солидарен со многими мыслями и выводами историка Фроянова. С обязательным дополнением и мыслями А.И.Чехонина. В начале беседы Фроянов говорит о подмене понятий и "идеологически организованной группе лиц", которая борется с РПЦ. Затем, рассуждая о КПСС и ее переродившихся вождях, он вроде бы отделяет одно от другого. Так вот в этом и проблема! Меня смешат попытки иерархов РПЦ, которых, что называется, поймали за руку, прятаться за спину всего православия и даже всего христианства! Точно так же вел себя и Горбачев с его словами и призывами о социализме с "человеческим лицом", "...возврату к Ленину!..." и т.д. и т.п. Потом, когда слова разошлись с делом, честно признался, что именно этого развала он и хотел! Гундяев со Смирновым, Чаплиным и Кураевым это еще далеко не вся РПЦ, как и Горбачев с хмЕльциным были не всей КПСС. Верхушка КПСС и РПЦ и есть "идеологически организованная группа лиц". Церковь вроде как не в бревнах, а в ребрах и в голове! Именно гундяевы превратили РПЦ в ЗАО "РПЦ" и все их поведение доказывает старую истину, что такая церковь - единственный вид бизнеса, который в плохие времена переживает пик конъюнктуры. Ну, не считая кладбищ! Зачем они превращают храмы а бизнес-центры, лукаво отдавая помещения и территории в аренду каким-то аффилированным фондам и центрам, зачем они торгуют свечками и "услугами" по прайс-листам? Иерархи, наподобие Гундяева или Смирнова уже не раз отличались подстрекательскими призывами вроде Отечественной войны, как Божьего наказания за богоборчество или необходимости сжигания тела Ленина и развеивания пепла по ветру. Вот такие слова и дела не знающих сомнений иерархов только отвращают от веры сомневающихся. Но главный грех клира - слияние в экстазе с режимом! Скажите, честная, легитимная власть, действующая и национальных и народных интересах, нуждается в такой подпорке, как церковь, которая, вроде как бы отделена от государства? Спрошу наоборот. А вера, истинная и дающая силу, очищающая и дарующая надежду, нуждается в подпитке вороватой власти и разного рода спонсорского жулья? Нет, тогда почему они вместе? Подитоживая, скажу, что абсолютно прав А.И.Чехонин, сказавший, что РПЦ, как под влиянием внутренних, так и внешних угроз, должна сплачивать общество, давать ему веру и надежду, а не внедрять мракобесие и тащить людей в средневековье. Но этот клир на такое соединение человеческого с божественным неспособен! Так и будут тупо убеждать людей верить в переселение на небеса вместо того, чтобы поселить небеса в себе! И уж тем более не надо небеса приватизировать! У нас ведь как? Покритикуй городового, так вся губерния обидится. Критикуют не православие, а конкретных иерархов и им бы надо не на зеркало пенять и прятаться за православие, а перестать заниматься дискредитацией веры. Вызвался служить - служи, живи, как народ, подай пример чести и бессеребреничества, не плюй на веру других! Да, есть люди, которых будет бесить православие независимо от клира. Тем более, глупо так подставляться и вооружать противников необдуманными высказываниями или неблаговидными делами!...Можно подумать, что это завещал им Христос! Или они в более высоком ранге, чем он? Или требовать от них благочестия так же глупо, как требовать от врача, исцеляющего раны, самому быть здоровым? Нет, не тот пример....

01.08.2012 18:27:16 - Александр Иванович Чехонин пишет:



"Вся нынешняя антицерковная кампания представляет собой злобную реакцию..." Реакцию на что? На какое такое "влияние"? Голоса Церкви не слышно ни по каким важным вопросам жизни страны–только жалобы на "атаки" и поиски ведьм и "влияний". В самые злые годы России–90-е–когда закрывались заводы, нищали люди, обогащались жулики и бандиты–где была наша Церковь? Им Лужков строил ХХС, и они умилённо сложили лапки. Так что "влияние" надо ещё заслужить. И в этом всё дело. В наше время большинство людей уяснило, что человек имеет право сомневаться, задавать вопросы и быть услышанным. А Церковь(и их паства) желает вернуться в прошлые века, где сомнение–уже преступление, задаёт неудобные вопросы–значит враг, да ещё под "влиянием Запада". Простой вопрос о часах Патриарха на самом деле–вопрос о честности, о сущности самого христианства. Ведь все видели жирных попов, стригущих "баксы" за любые "требы". Люди вопрошают : "Как же так! Разве так учил жить Спаситель?!" А им–ярлык "врагов"! И что за атаки, когда Первые лица к месту и не к месту(страна-то всё же многоконфессиональная) демонстрируют поддержку РПЦ? А вот когда пропагандисты типа Чаплина и Смирнова в открытую заявляют, что неверующий–то психбольной, то в принципе лишен нравственности, это вызывает стихийный протест и соротивление. И самое интересное, что верить-то никто никому давно уже не запрещает. А они(Церковь и буйная часть паствы) ведут себя как комиссары 20-х–недаром же многие из них были и в партии, и в комсомоле. Церковь всегда объявляла своей целью "собирание народа", а пока она на деле делает наоборот. Идёт деление на своих и чужих, а "враги" Церкви или люди, не приемлющие религию, объявляются, ни много ни мало, врагами России! В общем, я считаю, что Церкви надо как-то встраиваться в общество XXI века, а не тащить общество назад. Иначе будет только раздрай и драка. P.S.Что кто-то сознательно может нападать, этого нельзя исключать. И про Запад слова не пустые. Но корень проблемы, по моему, здесь, у нас.


Владимир ШЕМШУЧЕНКО


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов