(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Человек

Русские приехали!

В пятом классе учительница географии затеяла игру: расскажи о местах, в которых мечтаешь побывать – может, не сейчас, а в будущем, когда вырастешь. Я, помнится, сказала: в Афинах, в Риме и на озере Байкал. Мама, когда узнала о моих мечтах, отнеслась к ним довольно скептически: «На Байкале, – сказала она, – ты наверняка побываешь, а вот в Афинах и в Риме – ну, если очень повезёт». Оно и понятно: в нашем окружении никто ни по каким заграницам не ездил. Отец вообще был семь лет невыездным только потому, что посетил однажды по работе Байконур.

«И всё сбылось и не сбылось», как пелось в песенке моего самого раннего детства: я несколько раз была в Риме и в Афинах тоже была, а вот на Байкал так и не попала. Как-то не собралась.

Бывшие советские люди, когда открылась такая возможность, жадно ринулись за границу. Огромное желание туда ездить было всегда. Меня, по правде сказать, оно даже удивляло своей бескомпромиссностью. «Из заграниц не вылазит» – восхищённо-завистливая похвала удачливому карьеристу советской эпохи. Впрочем, возможность путешествовать привлекательна для всех народов. Недаром ценима работа, связанная с интересными поездками. А некоторые компании даже устраивают премиальные путешествия для отличившихся сотрудников. Поэтому ничего удивительного в том, что, когда границы открылись, все, кто мог, ринулись за кордон.

В одночасье выросли турагентства, а там подтянулись и умельцы, которые грамотно оформляют «портфолио» туриста: фотографии и сувениры с роскошных экзотических курортов, чтоб предъявить родне и сослуживцам. Вопрос «быть или казаться» современный человек однозначно решает в пользу «казаться».
И теперь в какую страну ни приедешь – повсюду встречаешь соотечественников.

В английских летних языковых школах квота на русских – 20%. Не будь её – заполонили бы всё, а у них полагается, чтобы «дети разных народов» говорили меж собой по-английски.

В Европе, в любом крупном торговом центре, – русская речь. В загородных «аутлетах», центрах по продаже марочных товаров по сниженным ценам, много русских продавщиц – их специально берут для обслуживания русских покупателей.

Мы, по нашему народному обычаю, всё ноем и жалуемся, а за границей меж тем за русскими закрепилась репутация богатых и платёжеспособных. И праздных. Как-то приехали мы во Франкфурт-на-Майне. Садимся в такси. «Баден-Баден? Отдыхать?» – светски осведомляется таксист. «Работать. На выставку», – отвечает мой коллега. «Да разве ж русские работают?» – вполушутку спрашивает таксист. Что тут скажешь? Иногда простые люди улавливают больше, чем тьма высоколобых аналитиков.

Чему нас научили заграничные поездки? Опыт в первую очередь. Недаром в высших кругах в старину молодой человек, окончив учение, нередко отправлялся за границу – посмотреть, как люди живут. И дело тут не в каких-то конкретных заимствованиях, хотя и они есть. Лично я многое там заимствовала для своей жизни. Камин в моём доме подсмотрен в Швеции, а садовые дорожки – в Турции. Сама идея постоянного проживания в пригороде пришла к нам из-за границы. До этого была либо дача, либо деревенская изба. А жили нормальные люди в квартирах. Теперь вот появился новый формат жилья – коттедж. Есть и таунхаусы. Многие проекты, если не большинство, срисованы с заграничных: это видно, например, по отсутствию навеса над входными ступенями (отчего их заметает снегом), по чересчур низкому цоколю. Вроде наших телепрограмм: с виду русское, а поскребёшь – американское.
Полезны путешествия, потому что они заставляют удивляться, будят собственную мысль.

Главное удивление – это западная повсеместная чистота. Когда-то она поразила Петра I, а потом те же чувства испытали тысячи наших путешественников. Мне до сих пор помнится россыпь пушистых, снежно-белых махровых полотенец в номере заурядной, трёхзвёздочной гостиницы в провинциальной итальянской Падуе. Может, и ничего в них не было, но уж больно не похожи они на наше вечно застиранное, посеревшее от равнодушия гостиничное бельё.

В 90-х нам очень захотелось позаимствовать европейскую чистоту. Тогда родилось слово «евроремонт», и не только слово, но и соответствующее явление. Я же придумала и коммерчески раскрутила словцо «евроуборка», которое сыграло свою роль. Теперь то и другое в словарях должно идти с пометкой устар., потому что все ремонты сейчас – это евроремонты. И это, мне кажется, достижение: мы сделали хотя бы шаг к чистоте и порядку.

Ведь научиться чистоте – можно. Западноевропейцы в прежние времена тоже жили в грязи – будь здоров. Русские хоть в бане мылись, а те – нигде. Так что не надо нам посыпать голову пеплом и поминать «немытую Россию» как некую природную константу. Немцы по природе вовсе не такие чистюли, как нам мнится. Говорят, научил их этому искусству Фридрих Великий, учение происходило из-под палки; потом привыкли.

А вообще есть cтраны твои и не твои. Мне кажется «нашей» вся Северная Европа. Когда там находишься, то ощущаешь, что вокруг тебя некая усовершенствованная модель твоей родины. Как могло бы быть у нас, да, собственно, почему «могло бы» – оно и сейчас может. Конечно, климат и ландшафт способствуют такому восприятию.

В Северной Европе много домов с башенками. В Амстердаме вообще огромное количество домов разных веков, напоминающих наш Исторический музей. Видимо, на наш северный вкус это – красиво. В коллективном бессознательном сидит идея терема, а терем – он, понятно, какой: вытянутый вверх и с башенками. Лужков в начале своего правления поощрял такие дома, даже термин возник – «лужковский стиль». Потом этот стиль был объявлен выдающейся пошлостью и чуть не национальным позором, и в историческую застройку там и сям принялись суетливо втыкать нечто нео­конструктивистское, чтоб, не дай бог, не отстать от сегодняшних трендов западной архитектурной мысли. Вот это-то как раз и есть позор – копеечное, убогое низкопоклонство и нервное стремление чему-то там соответствовать.

Кто-то из велемудрых немцев сказал, что Германия – это восток запада, а Россия – запад востока. Такая вот вполне немецкая диалектическая формула. Англосакс Киплинг, вряд ли владевший диалектикой, но изрядно потолкавшийся среди разных народов, убеждённо считал русских самым западным из восточных народов. Скорее всего, так и есть: в душевной глубине у нас больше Востока, чем Запада.

Поэтому побывать на настоящем Востоке русскому очень поучительно. В континентальном Китае я была лишь раз, на знаменитой международной выставке, плюс пару раз в Гонконге, на наших отраслевых выставках.

Первое, что бросилось в глаза, – дети в пионерской форме (белый верх, тёмный низ) и с красными галстуками. Здесь никакой десталинизации, вернее сказать, «демаоизации» не происходило. Имеется официальная точка зрения, что у Мао было 70% правильного, а 30 – ошибочного, а вообще он – великий человек. А народу предписано жить дальше и решать текущие задачи.

Успехи – впечатляющие. В Шанхае реализована, и даже с превышением, мечта Лужкова: Сити из небоскрёбов. Небоскрёбы тут вырастают целыми рощицами.

Воздух в Шанхае тяжёлый, загрязнённый. По-моему, впрочем, не более чем в Москве, а может, слегка поболее.

Дымят фабрики и фабричонки «мастерской мира». В городе не грязно, метут, вывозят мусор. Самое главное, что есть в китайцах и чего нет в нас, – это готовность и способность трудиться. Мы трудиться отвыкли, хотя воображаем себя великими тружениками и любим при случае аттестовать себя трудоголиками. Мы ориентированы на отдых, а китайцы – на труд, на заработок малой копеечки. Они себя не жалеют. «Социалки» у них фактически нет, за всё надо платить, и они зарабатывают чем могут и как могут. Работать на заводе, от чего мы как народ фактически отвыкли, для них – вполне желанный и нормальный образ жизни. Оттого и результаты впечатляющие. А мы хотим, чтоб трудились условные «таджики», а драгоценные МЫ сидели по офисам «Вконтакте».

Народ, готовый работать, освоит и нано-, и всякие другие технологии. А не готовый – забудет и то, что умел поколение назад, как это произошло с нами.

Мне кажется, причина тут в том, что народом нужно руководить. Направлять его в конструктивную, производительную сторону. Указывать, подавать пример, как надо действовать, и строго разъяснять, как не надо.
В Китае так и делают, сколь я понимаю. В Пекине у нас в гостинице был подключён китайский канал, вещающий по-русски. Так вот там передавали, среди прочего, сериал «Морские ворота» с субтитрами по-русски. Изумительная вещь. Это просто соцреализм чистой воды. Вроде «Председателя» или, может, «Битвы в пути» – в общем, китайская «Поднятая целина». Серий там 140 с чем-то, мы посмотрели 2–3 из начала.

Сюжет такой: в уезд приезжает новый секретарь райкома. Как раз в это время партия дала установку на строительство «товарной экономики» – то, что мы называем «рыночной». Коммунисты в некоторой растерянности, но потом все втягиваются в новое дело. Секретарь Ли самолично торгует апельсинами, чтобы показать народу, что культурно торговать – вполне партийное дело. Постепенно в уезде формируется своя деловая элита: фабрикантка пуговиц из отходов пластика, владелец теплицы. Трудностей много: кто-то завидует преуспевшим и стремится их подставить и оклеветать, чиновники пытаются вымогать взятки… Но секретарь Ли неуклонно идёт вперёд по начертанному партией пути, укрепляя свою связь с массами. Насколько это художественно – мне судить трудно, но уж наверняка не менее, чем наши современные слезливо-криминальные сериалы. Разница лишь в том, что наши – расслабляют, а этот – мобилизует. Задаёт направление движения и ясно учит, «что такое хорошо и что такое плохо».

Когда-то в перестройку и у нас можно было «вытолкнуть народ в труд». Году в 87–88-м, в эпоху кооперативов. Но для этого надо было народом руководить. Пресекать возможность любого нетрудового прибытка и поощрять прибыток трудовой. Пахать землю и растить свиней надо было учить народ, а не заниматься недостойным пронырством и финансовыми спекуляциями.

Но именно в ту эпоху российская власть в лице компартии и хозяйственного руководства умыла руки и тем самым разрешила воровать и бездельничать, сопровождая это дело разнузданной болтовнёй. Так что именно Китай – это наша несостоявшаяся реализация. Но любят наши люди больше Западную Европу.

Насладившись «картинкой» западной жизни, наши путешественники начали понемногу понимать тамошних людей. И открыли, что они – другие. Ключевский рассказывает, что Александр I взял с собой Сперанского на Венский конгресс. Спросил: «Как тебе Европа?», на что тот ответил: «У них учреждения лучше, а у нас люди лучше». Лучше, конечно, смотря для чего, а другие – точно. Я постоянно наблюдаю, как в Европе любовь к тебе окружающих возрастает с уровнем отеля, в котором ты останавливаешься. Если отель пятизвёздочный – то и говорить нечего: отменной души человек. Стоит тебе брякнуть что-нибудь на местном языке, как все шумно восхищаются твоим умом и произношением. А вот если у тебя дела не ахти, то и отношение соответствующее.

Мы всё-таки пока видим перед собой человека, а не функцию. Помню, наш ирландский поставщик изумлённо благодарил меня за то, что я продолжаю с ним дружить, несмотря на то, что он, попав под колесо кризиса, фактически потерял свой бизнес. А мне и в голову не приходило как-то изменить своё к нему отношение: ну не повезло человеку, сегодня тебе не повезло, а завтра мне, чего уж…

Мы гораздо свободнее западных людей и были всегда свободнее (точнее – расхлябаннее!), потому нам и требуются внешние ограничения. А у европейца они – внутри. Он не говорит – он думает, как велено от начальства.

Придёт ли время, когда мы заинтересуемся родной страной? Думаю, это дело следующего поколения. Пока все нацелены на заграницу. Моя тульская приятельница, надомная учительница английского, рассказывала: её ученица объехала cо своими буржуазными родителями многие страны, но ни разу не была… в Москве. Прямо из Тулы в аэропорт – и в Европы.

Нужно ли возрождать (как у нас принято говорить по любому поводу) и развивать внутренний туризм? Нужно-то нужно, но дело это колоссальной трудности. По причинам климата, огромных расстояний, неумения обслуживать ни за какие деньги люди будут предпочитать Турцию, Египет, Болгарию.

Конечно, нужно больше экскурсий по России. Начинать – с детей. Моя дочка целый год вспоминает, как она с воскресной школой ездила в монастырь в Павловском Посаде. Вот так просто: сели в электричку и поехали.
Это ведь совсем не трудно. Стоит только захотеть.

Татьяна ВОЕВОДИНА

Статья опубликована :

№31 (6379) (2012-08-01)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
2,5
Проголосовало: 10 чел.
12345
Комментарии:
07.08.2012 09:44:03 - Антон Михайлович Малков пишет:

Россия и Китай

Эх, господа-товарищи, ну о чем мы говорим, при 150 млн стареющего населения у нас и при количестве оного в 10 раз больше в Китае? Да там, по подсчетам статистиков, 150 млн – это только количество ИЗБЫТОЧНОГО работоспособного населения (из крестьянских районов запада и центра), готового сбежать оттуда на завод на любые условия труда по первому свистку (разрешению госорганов). Просто у Китая его индустриализация пришлась (и совпала) с ускоряющимся темпом глобализации (нравится нам этот процесс или нет), а Россия (СССР) использовала свой шанс (провела индустриализацию) и израсходовала людской потенциал (социальный капитал) для подобных рыков ко второй половине ХХ века. КПК сейчас лукаво НИКАК не называет свой строй («какая разница какого цвета кошка»), но на деле там уже сейчас огромно расслоения, есть кучи миллиардеров (и их сынков, не знающих куда девать деньги), допущенные КПК, да и индустриальный прорыв Китай смог совершить только с помощью западных денег и технологий, начав с открытых (для Запада) экономических зон (чего у нас до сих пор боятся как бес ладана г-да марксисты). А до этого было лишь убогое прозябание в рамках коммунистической догмы (вспомните хотя бы их попытку «большого скачка» (1958-60 гг), с треском провалившуюся))… Надо учится у других народов, уметь перенимать чужой ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ опыт (как Сунь Ятсен, впахивая в свое время на заводе Рено и тая мысль о «великом Китае»). Ну а что касается статей Т.Воеводиной, то автору хочется посоветовать Библейское «врачу: исцели себя сам». Что-то подсказывает, что «бревно в своем глазу она не видит», видя соринку в глазу чужом… (уж простите, может ошибаюсь…)

06.08.2012 22:11:46 - Борис Леонидович Соколов пишет:

Беллетристика или аналитика

Текст Татьяны Воеводиной лишний раз подтверждает – учение Маркса верно, бытие определяет сознание! И, видимо, большинство людей, обретших, фигурально выражаясь, «камин», начинают видеть мир сквозь мерцание его огоньков… Детальный анализ статьи прекрасно дал Сергей Викторович Копылов, хочу лишь обратить внимание на момент, характерный для современной публицистики «про правильную жизнь». Автор безоглядно говорит во множественном числе: «мы», «нам», не замечая, что в действительности выступает от имени небольшой социальной группы, к тому же не однородной! «Мы» стали ездить за границу! Какие - «мы»? По данным инфографики РИАН в 2011 году 7% опрошенных предполагали отдыхать на Черном море, 24% - на даче, 5% - в другом городе, селе, 18% - вообще не отдыхать (к вопросу о мнении Воеводиной о русской «тяге к отдыху»), и лишь 3% - за границами бывшего СССР! То же и с рассуждениями о «порядке в загранице». Автор, не сильно тревожась, делает самые широкие обобщения! «Мне до сих пор помнится россыпь пушистых, снежно-белых махровых полотенец в номере заурядной, трёхзвёздочной гостиницы в провинциальной итальянской Падуе. Может, и ничего в них не было, но уж больно не похожи они на наше вечно застиранное, посеревшее от равнодушия гостиничное бельё». А мне довелось отдыхать в трёхзвёздочной гостинице Венеции. Осталось в памяти большая лужа на полу номера, когда я, после массы впечатлений, не заметил, принимая душ, что слив совершенно не работает (бортиков не было), а сам душ, как на грех, находился выше (!) номера, как бы на ступеньке (и кто ж так строит!). Про чистоту на улицах итальянских городов тоже можно подискутировать… Но это все личные впечатления, ощущения… А когда человек пишет серьезную аналитическую статью, он должен опираться не только на них, но и на достоверную статистику. Иначе серьезная тема может быть освещена в совершенно искаженном виде и автор, сам впав в заблуждение, введет туда же читателей!

06.08.2012 13:49:18 - Родамiр пишет:



ЦИТАТА: "народом нужно руководить. Направлять его в конструктивную, производительную сторону. Указывать, подавать пример, как надо действовать, и строго разъяснять, как не надо." ---------- Здесь перед нами ещё один прмер западопоклонства. Кто-то из-тех же (велемудрых) немцев говорил, что Россиия непобедима только в том случае, если опирается на свои обычаи и традиции, когда ЧУВСТВУЕТ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ. А нам автор прдлагает социальную модель запдного фискального общества. Насамом деле, руководят лишь несмышлёными первоклашками. Цель? Чтобы они стали САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ. Нам же прелагают вековечную зависимость. А там и созависимость.. А потом...

06.08.2012 13:41:56 - Родамiр пишет:



ЦИТАТА: "все ремонты сейчас – это евроремонты. И это, мне кажется, достижение: мы сделали хотя бы шаг к чистоте и порядку." -------- От евроремонта веет холодом, безразличием безразличием "асфальта". А у чисто русского стиля чувствуется душевная глубина, тёплое отношение - мы к людям относимся как к людям, не как к функционерам. Так что по поводу евроремонта никакого достижения на самом деле нет.

06.08.2012 13:38:39 - Родамiр пишет:



ЦИТАТА: "Опыт в первую очередь. Недаром в высших кругах в старину молодой человек, окончив учение, нередко отправлялся за границу – посмотреть, как люди живут. " -------- А вот А.Дюма для продолжеия образования приехал в Россию. И удивлялся, насколько длинные русские слова! Он их записывал в своей французской траскрипции... А "наши" всё по загранкам.

04.08.2012 03:43:14 - Вячеслав Алексеевич Горшков пишет:

«Народом нужно руководить»

«Народом нужно руководить. Направлять его в конструктивную, производительную сторону. Указывать, подавать пример, как надо действовать, и строго разъяснять, как не надо.» - главный тезис статьи. В 91-92 работал в Китае, в г Ксиане (2,5 млн населения и 42 университета). Уехал из СССР, вернулся в СНГ, в Россию, в которой все надежды были связаны с тем, что «рынок все устроит». Видимо ума не хватало, чтобы «руководить». Проще было устраниться от всего и ждать, когда все «устроится», а тем временем заниматься своими проблемами. Это ПЕРВОЕ принципиальное отличие в подходах управления страной. Было все-таки много и общих черт России и Китая начала 90-х. Те же рынки, те же кооперативы, тот же некачественный товар с фальшивыми нашивками европейских и американских фирм и т.п. Но было одно кардинальное отличие. (Отличие, которое должно бы насторожить наших аналитиков. А может быть и не одно, но во всяком случае то, что мне бросалось в глаза). Это инвестиции в молодежь, в его образование. Именно этот вектор развития является ВТОРЫМ отличием от китайского подхода. Я не очень тогда понимал причину такой мотивации китайской молодежи к получению высшего образования. Китайским я не владел, и читал на английском (по моим оценкам тогда 80% студентов свободно владели английским). Так что газет, к сожалению, не читал. Но сейчас, мне кажется, я понимаю. Это связано именно с грамотным руководством страной. И дело не в том, что « дымят фабрики и фабричонки «мастерской мира»». У нас они тоже немного «чадят». Главное в том, что подготовлен мощный резерв для интеллектуального броска в 3-е тысячелетие. И этот рывок – безусловная заслуга китайского руководства! «Народом нужно руководить». В Китае я дружил и бывшими хунвейбинами, и с теми, кто от них пострадал (по их рассказам это был ужас), и участниками событий на Тянь-ань-Мине (с двух сторон). Но практически все отмечали нашу главную ошибку – слом системы управления страной. Часто китайцы приводили такой пример. По репарации мы взяли у Германии лайнер «Адольф Гитлер», бомбивший наши прибрежные города. Мы же не стали разваривать котлы, рвать шкоты (это так, образно, наверно, их на лайнере не было)… Сменили название («Россия»), команду, капитана, поставили новые цели и вплавь. Также и систему управления не надо было менять. Поменять команду, поставить новые цели. А мы сломали самое дорогостоящее. А о китайских трудоголиках - это миф. Если китайцев поставить в условия российских правил игры 90-х, а россиян - в китайские, то картина окажется зеркальной. Россияне будут осваивать китайские рынки, а китайцы без ресурсов будут прозябать. Опять же нужно «Народом нужно руководить» грамотно. История показывает, что битвы выигрывают не солдаты, а полководцы

01.08.2012 16:40:15 - сергей викторович копылов пишет:

"Ленивые русские", или

"Ленивые русские", или что увидела и чего не разглядела Татьяна Воеводина в своих путешествиях. Что значит сформировавшееся мнение! "Пишет, как дышит". На протяжении почти всех своих статей уважаемая Татьяна не перестаёт предоставлять нам примеры русской ментальности. И каждый раз в адрес русских одни и те же упрёки: ленивые мы, "хотим, чтоб трудились условные «таджики», а драгоценные МЫ сидели по офисам «Вконтакте»." Даже слова тамошнего таксиста ( «Да разве ж русские работают?» ) для убедительности привела. Мол, даже "простые люди" считают русских бездельниками.__ Но не просто бездельниками считают за границей русских, ещё за нами "закрепилась репутация богатых и платёжеспособных. И праздных". __ Вот так Татьяна в очередной раз "утёрла нос" всем недовольным "высоколобым аналитикам" и на примерах европейской чистоты и восточного трудолюбия показала, как должен вести себя ответственный народ. У русских отсутствует "готовность и способность трудиться", они "ориентированы на отдых", а не на труд. Особенно не нравится русским трудиться на заводе, совсем они отвыкли от "работы на заводе".__ В одной из своих прошлых статей Татьяна также упрекала русских крестьян в лени и безразличии, нежелании "заработать копеечку". Не понимала она, почему крестьяне, лишённые своих земельных наделов, живущие в брошенных посёлках и деревнях, до которых никому нет дела, не бегут создавать фермерские хозяйства. Теперь она решила на зарубежном примере поучить уму-разуму всех русских.__ Но есть некое противоречие в статье, которое свидетельствет о некорректности приведённых автором примеров и сравнений. Во-первых, если русские такие лентяи и бездельники, то откуда платёжеспособность, деньги на праздность? Кто это такой добрый, что завалил россиян деньгами? Почему это, вдруг, за русскими закрепилась такая репутация? За счёт кого и чего? __ Но не анализ этого есть цель статьи г-жи Воеводиной. Придётся нам в этом разбираться. На самом деле выезжает за рубеж не так много россиян, как нам пытаются доказать (около 10% в 2011 г.). Раньше было и того меньше. Поэтому утверждение автора о том, что "когда границы открылись, все, кто мог, ринулись за кордон", требует уточнения. Кто мог? И кто может сейчас? (при средней зарплате в стране менее 25 тысяч в месяц). А могли те, кто был в тот момент "у пирога", правдами и неправдами подхватил народную собственность, "вписался" (по большей часть по-бандитски) в зарождающуюся буржуазную действительность. Вот и наша Татьяна "коммерчески раскрутила словцо "евроуборка", сыгравшее свою роль" в дальнейшем обустройстве её быта шведским камином и турецкими садовыми дорожками (вместо того, что идти работать на завод). В "бандитские" 90-е репутацию за рубежом россиянам создавала совершенно определённая категория людей. До сих пор ходят легенды о русских, расплачивающихся только наличной валютой и носящих её чуть ли не в мешках, что естественно вызывало оторопь у европейцев. Это были "новые русские", облапошивавшие наивных "борцов" за справедливость и демократию, умело захватившие власть и собственность. Миллиарды, безнаказанно украденные у российского народа, и позволяли (и позволяют до сих пор) этим людям, дорвавшимся до заграничных радостей, кидать деньги направо и налево. Что им Россия? Хороший пример "ученицы со своими буржуазными родителями" приводит автор. Но при чём здесь русский народ, у которого отобрали всякую возможность трудиться на себя и получать справедливую зарплату? __ И до сих пор миллиарды, полученные за российское сырье (нефть, газ, металл, лес, полезные ископаемые) текут безудержной рекой за границу, обогащая узкий круг российских нуворишей, создающих там соответствующий имидж русскому народу. Кстати, и так любимый автором за свои архитектурные изыски Юрий Лужков, тоже проживает в Австрии с самой богатой женщиной России г-жой Батуриной, которые также внесли немалый вклад в этот имидж. __ Но вот автор приводит пример трудолюбия китайских рабочих. По мнению Татьяны, " причина тут в том, что народом нужно руководить. Направлять его в конструктивную, производительную сторону. Указывать, подавать пример, как надо действовать, и строго разъяснять, как не надо". Автор прямо-таки даёт нам руководство к действию. Особенно понравилось словечко "строго разъяснять". Это, по-видимому, относится как раз к тем законам, которые приняты в последнее время.__ Но не поняла Татьяна, в чём огромная разница между ситуацией в Китае и у нас. В Китае не было политической революции, не просходила смена власти с последующим захватом собственности на средства производства. Там до сих пор находится у власти партия, провозглашающая интересы трудящегося народа первичными, главными, основными. Там не провозглашён, как у нас, капиталистический строй, а лишь допущена частная собственность на средства производства в целях дальнейшего развития страны и инициативы народа.__ Это не просто огромная разница с Россией, а КАРДИНАЛЬНАЯ разница. Компартия Китая не отказалась от своих принципов, она просто изменила тактику и допустила частную собственность как необходимую на современном этапе, как сохраняющую свой стимулирующий потенциал. Но она не дала разграбить страну, поставила буржуазию и бюрократию в жёсткие рамки и заставила работать на свою политику. В Китае неукоснительно обеспечивается сменяемость руководства страной. Вот почему и фильмы в Китае соответствующие социалистическому реализму. Там в народе воспитывают по-прежнему идеи, заложенные, как пишет сам автор, в "Поднятой целине". Для китайцев это не пустой звук, не "проклятое коммунистическое прошлое", как у нас, а реальность и будущность. Вот почему "секретарь Ли неуклонно идёт вперёд по начертанному партией пути, укрепляя свою связь с массами ". А у нас? У нас, благодаря фальсификациям на выборах, всем руководит ПЖиВ, её секретари думают только о том, чтобы набить свои карманы. А фабрики и заводы отобраны у народа, который выгнан с них за ворота. Подрастающее же поколение уже твёрдо усвоило логику жизни - "не обманешь - не проживешь". Этому их научил опыт последних 25 лет. __ Китай же сохранил политическую и экономическую преемственность, сохранил свою идентичность. Любой китаец знает, что работает на себя, на свою страну, что любой бюрократ-взяточник будет расстрелян, и любой наркоторговец тоже. И всё это - благодаря грамотной линии КПК.__ Так что, Татьяна, несправедливы Вы, когда пишете так пренебрежительно о российском народе. Понятно, что Вы и сами принадлежите к кругу обеспеченных и избранных, сумевших и бизнесом заняться и по заграницам поездить. Это, конечно, сказывается на Вашем мировоззрении и отношении к людям, к которым Вы относитесь весьма утилитарно. Но, надеюсь, русский народ рано или поздно обретёт свою подлинную свободу и выберет себе достойную власть, способную раскрыть все его богатые возможности.


Татьяна ВОЕВОДИНА


Выпуски:
(за этот год)