(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

ТелевЕдение

От вымысла к домыслу

ТЕЛЕСЕРИАЛ

Показанный Первым каналом сериал «Анна Герман. Тайна белого ангела» оставил странное, противоречивое впечатление. Чтобы разобраться в чувствах, нужно понять, кем он снят и с какой целью.

Старая советская традиция предварять киносеанс агитационным фильмом нашла своё неожиданное продолжение. Создатели сериала «Анна Герман» по-новому интерпретировали пропагандистский метод. Первые три серии они посвятили идеологической работе с населением, которое собралось посмотреть кино о любимой певице, а вынуждено было три вечера кряду шуршать фантиками, ёрзать, шушукаться, пока его пичкали обязаловкой об ужасах тоталитаризма. Многие, притомившись, так и не досмотрели фильм до конца, а зря. Впереди было много всего любопытного и стоящего. Теперь, когда известен более чем внушительный рейтинг сериала, а эхом любви зазвучали многочисленные радиопрограммы, посвящённые Анне Герман, появились публикации в газетах и не утихают споры в Интернете, стоит порассуждать о феномене явления.
Странами-производителями фильма значатся: Россия, Украина, Польша, Хорватия. Последняя сыграла роль Италии, Россия делегировала артистов, а наибольший вклад, несомненно, внесён украинско-польской стороной (режиссёры, операторы, продюсеры). Отметим важного персонального соучастника проекта, сценаристку – Алину Семерякову, в резюме которой значатся и Херсонский лицей журналистики, и журфак Львовского университета, и повышение квалификации на Би-би-си, и курсы драматургии Александра Митты…
Когда речь идёт о домыслах с манипуляционными целями (которые пытаются преподнести как некий невинный художественный вымысел), возникает непреодолимое желание изучить творческую биографию автора. С помощью анкетных данных, возможно, удастся объяснить: слезливую хуторянскую сентиментальность; толоконную прочность антисоветских взглядов; расчётливую легковесность исторических интерпретаций, назойливый схематизм сюжетных построений. Прочёл анкету – и сразу понятно, откуда ноги растут.
Сценаристке оказалось мало настоящей (сложной, трагической, яркой) судьбы Анны Герман. Правда, судя по всему, виделась Алине Семеряковой недостаточно кинематографичной, и её понесло. Союз идеологической функции с профессиональным бессилием дал уродливый по меркам искусства драматургии плод – героя Марата Башарова, который всю жизнь преследует семью Анны.
Актёр справился с задачей блестяще, сделал из офицера НКВД настоящего маньяка. Неожиданно появляясь в разнообразных чёрных воронках (от «Эмки» до «Чайки»), он каждый раз заставляет героев сериала картинно вздрагивать, а зрителя вспоминать о кровавой природе советской власти. Башаров-энкавэдэшник нелепо передвигается из серии в серию на сценарных ходулях, однако это не единственный цирковой номер, придуманный создателями фильма.
Вот как можно охарактеризовать сценарий, если говорить о нём на языке автора: усэ так, тильки трошэчки нэ так. Этих «трошэчки» множество. Главной героине, например, присвоены воспоминания, которых у неё не могло быть. Настоящей Анне Герман, когда в Ташкенте арестовали её отца, не было и двух лет. Киношной – лет шесть-семь. Чего не придумаешь, чтобы сделать осознаннее антисоветские настроения, а заодно наполнить картину пошлым фрейдистским туманом.
Какие-то штампы заимствованы из западного кино, какие-то – местного происхождения, ошмётки подшивок, перестроечный информационный шум.
Эпизод из узбекского прошлого семьи Герман, девочка Аня на всю жизнь должна запомнить слова родителей. Но главный адресат, конечно, зритель, именно на него работают актёры, спасибо, хотя бы не глядя в объектив камеры. Заметим, что по фильму на дворе 38-й год, мама Анны высказывается следующим образом, видимо, намекая на будущую депортацию немцев: «Куда смотрел Господь, когда всех русских немцев, всех до единого, загнали как скот и вывезли сюда?..» А вот и папа заглядывает в будущее, как будто цитирует прессу конца 80-х: «Советский Союз – это большая клетка…».
Чтобы как-то повысить статус произведения, сценаристка населяет его авторитетными личностями. Так, в одном из надуманных эпизодов мама главной героини встречается сразу с парой таких: Раневской и Ахматовой (поэтесса – в исполнении Юлии Рутберг). Этот символический жест, обращённый к московской интеллигенции, выглядит комично, зато способствует лояльности. Глядишь, и не заметят грамматические ошибки, исторические нестыковки, издевательства над здравым смыслом в деталях киноповествования…
Вот мама с бабушкой наблюдают, как маленькая Аня спит в обнимку с братом, больным скарлатиной, взрослые как будто не знают об инфекционной природе заболевания. Вот герой Башарова инструктирует секретных агентов скопом, построив их во дворе своего провинциального НКВД, называет их стукачами, чтоб зрителю сразу стало понятно, какая публика в кадре…
Список нелепостей можно продолжать бесконечно, однако кроме них фильм обладает и несомненными достоинствами. Настоящей кинематографической удачей стал выбор исполнительницы главной роли. Польско-литовская актриса Йоанна Моро внешне на Анну Герман не похожа, однако этот факт никак не сказался на общем впечатлении от её работы. Актрисой изначально взят какой-то верный тон, найдена манера, которая точно согласуется с образом Анны Герман, сложившимися представлениями советских зрителей об этой выдающейся певице. Артистке и режиссёрам удалось сделать органичными даже самые опасные сцены – исполнение песен. А это была сложная задача – не оказаться в условности «Кабачка 13 стульев». Создатели фильма даже смогли решить проблему голоса в эпизодах с репетициями, где не могла спасти фонограмма, требовалось исполнение а капелла. Голос Анны Герман прекрасно сымитировала одесситка Владислава Вдовиченко.
Вообще окажись режиссёры достовернее в деталях (ретро­эс­тетика требует от создателей кино перфекционизма и связанного с ним внушительного бюджета), будь у режиссёров в руках нормальный сценарий (написанный изобретательным профессионалом для удовольствия, а не для политики) – и этот сериал вошёл бы в историю, его бы повторяли, крутили по всем каналам по поводу и без.
Ведь у фильма об Анне Герман есть самое главное – благодарная аудитория, уставшая от современного телевидения, и в частности его музыкальных форматов. Не стоит утверждать, что эта публика была поголовно увлечена творчеством Анны Герман, когда её слава гремела в СССР. Многим по молодости она казалась архаичной скромницей, излишне скованной в движениях, певицей для пенсионеров, лысеющих дядечек, полнеющих тётенек с вышедшими из моды начёсами, солдат Великой Отечественной, их жён – тружениц тыла. Тех, кто отправлял на радио письма с просьбой поздравить сослуживца или однополчанина песней любимой певицы.
Нынешний интерес к творчеству Анны Герман связан ещё и с тем, что, вспоминая старые песни, ты разбираешься в собственных предпочтениях, понимаешь, как менялись вкусы и твои, и поколения. Сегодня манера Анны Герман держаться на сцене уже воспринимается как проявление чувства собственного достоинства, не имеющая ничего общего с высокомерием. Её голос кажется экзотически благозвучным, с песнями Герман становится понятнее и масштаб эпохи, и повседневная жизнь народа, слушающего «Танцующих Эвридик» или «Надежду».
Но в этом и главная опасность её творчества для современных интерпретаторов советского прошлого. Не покажется ли «большая клетка» слишком комфортной и уютной под аккомпанемент её песен?

Олег ПУХНАВЦЕВ

Статья опубликована :

№37 (6384) (2012-09-19)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,8
Проголосовало: 15 чел.
12345
Комментарии:
24.09.2012 09:54:55 - Николай Павлович Егоров пишет:

Фильм об Анне Герман показывает нормальные человеческие отношения

Существенным достоинством фильма об Анне Герман является показ нормальных, глубоких личных человеческих отношений. Прежде всего это касается отношений Анны Герман и ее мужа. Здесь действительно присутствуют настоящая любовь и самопожертвование во имя близкого человека. И это не может оставить зрителя равнодушным. _______Подобная модель человеческих отношений всячески поддерживалась советским искусством, искусством эпохи социализма. Она находится в жестком контрасте с современной реальностью, где многие «продукты» массовой культуры пропагандируют пригламуренно-поверхностно-сериальные отношения, не признающие никаких серьезных жизненных трудностей. В соответствии с формулой: сошлись - разошлись, сбежались – разбежались. ________Так что авторы сериала в очередной раз попадают в ловушку: с одной стороны, создают неестественно-бредовые образы ужасных нквдэшников, с другой стороны, демонстрируют нормальную человеческую жизнь, высокие идеалы любви. Подобные противоречия ретро-сериалов дают хороший импульс для размышлений о прошлом и настоящем, для их сравнительного анализа. И выводы будут зачастую делаться не в пользу настоящего.

20.09.2012 02:03:07 - Михаил Михайлович Митяев пишет:

Было плохо? Стало - отвратительно!

Не знаю, возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что обязательные для всех фильмов и сериалов, посвященных советскому периоду истории России, показы "ужасов тоталитаризма" настолько приелись, что вызывают обратный эффект . Пресыщение приводит к отвращению! Работал в НКВД - монстр, отбывал срок - жертва репрессий, разумеется. А что, простите, шпионов, диверсантов, вредителей их вроде бы и не существовало?! Вот и получается, что собравшись смотреть фильм об Анне Герман я натыкаюсь на очередной культполитпросвет про "ужасное время". Но вот беда - у меня есть с чем сравнивать: современность. И сравнение (увы!!!) не в пользу времен становления (доколе же!) капитализма. Видимо, не только у меня одного.

20.09.2012 00:11:07 - Gennadi Petrovich Logunov пишет:

Дорога легче, когда встретится добрый попутчик

В который уж раз Олег ПУХНАВЦЕВ демонстрирует свой дар талантливого автора – публициста. И каждый раз, когда читаешь его статьи, они, словно меткие выстрелы снайпера, «точно ложатся в десятку» собственных суждений. Я, к сожалению, из тех телезрителей, кто так и не досмотрел фильм до конца. Но не от того, что «притомившись», а ровно от того, что меня три вечера кряду крайне непрофессионально и тупо «пичкали обязаловкой об ужасах тоталитаризма».


Олег ПУХНАВЦЕВ


Выпуски:
(за этот год)