(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Человек

Этическое ядро

Дискуссия: «Способна ли религия объяснить мир?»

Внимательно слежу за дискуссией «способна ли религия объяснить мир». Но не ради любопытства (в лицеях сегодня изучают почти все теории происхождения человека: и божественную, и дарвиновскую, даже космическую), а потому, что мир переживает глубочайший нравственный кризис – на грани краха всего и вся.
Я бы, однако, уточнил, что, говоря о религии, имею в виду веру, атеистическую, кстати, тоже, но в данном случае – веру в Божественное: религия, точнее, религии, выступающие придатком к политике, в реальности, на практике разделяют по существу Единого Бога иудейского, христианского, исламского, буддийского (и там Он есть!) с негласным торжеством формулы разделения: У вас – свой Бог, а у нас – свой.
При этом каждое религиозное учреждение, формально признавая другие, пытается установить некую иерархию, доказать, что именно его религия лучше и совершеннее, что в конечном итоге ведёт к противостоянию. Оно многократно ужесточается тем, что все религии, как правило, жёстко разделены на ответвления, порой не просто полемизирующие, но и враждующие друг с другом, как, к примеру, суннизм и шиизм в исламе. Так что говорить о спасении мира религией не приходится.
А вот вера – да, спасти может, если иметь в виду, что основу всех верований – при существенном их различии на уровне превалирующего над всем ритуала – составляют мораль, нравственность, концептуально их этическое ядро или заповеди, которых условно, метафорически – десять (цифра – символ множества), совпадают.
Хотел бы сосредоточиться тезисно, в свете дискуссии, на рассмотрении Корана, его преемственной связи с Библией, его включённости, вписанности в неё. Скажу определённее: Коран выступает органической частью Библии.
Вот цитаты в подтверждение такого взгляда: «…Старайтесь же опередить друг друга в праведных делах. К Богу – конечный ваш возврат… Скажи: «О люди Писания! Вы не добьётесь ничего, если не будете держать перед собою прямо Тору или Евангелие, и то, что вам низведено от вашего Бога [Коран]» (5/48, 68).
Примечательна в этом плане позиция покойного Папы Иоанна Павла II, который впервые в истории христианства принёс извинения и покаяние от лица Церкви иудеям. Тут проявилась высочайшая степень его свободы и мужества. Но замечу: найдут ли в себе смелость идеологи, вожди ислама, который, как известно, появился в недрах обеих вер, признать себя – в русле высказанного – младшими братьями христиан, тем самым подчеркнув и родство с иудеями тоже?..
Так вот: способен ли Коран своими идеями спасти мир? Отвечу сразу: да, но с существенной оговоркой – если без предвзятости придерживаться текста, прочитывать его в контексте Библии. И тут же отвечу: нет – если следовать интерпретации, искажающей текст Корана, противопоставляющей его не только Библии, но и всему «неверному» человечеству.
Как известно, нынешний терроризм во многом творится от имени ислама, но вопреки духу и букве Корана, из-за чего одно преступное невежество рождает не менее опасное другое, когда находятся даже священники, которые жгут Коран. На устах стали привычными слова «шахид», «джихад», самоубийства якобы во имя Бога, а по существу – убийства, совершаемые смертниками, обманутыми теоретиками и практиками боевых группировок.
Да, есть в исламе понятие – джихад, или, как переводится с арабского, усердие, прилагаемое в любом деле, но он ошибочно трактуется как война против неверных, то есть немусульман. При этом истинная общечеловеческая суть джихада сознательно или по недомыслию умалчивается как самими мусульманами, так и – надо признать – недругами ислама.
Есть три вида джихада. Малый – это не наступательная, а оборонительная война, война в защиту! Если напали, изгоняют из дома! Тут война нужна, каждый сражается с захватчиком, жертвуя жизнью, и шахиды – лишь те, кто погиб, защищаясь от захватчика на поле битвы, с войском, а не с мирными людьми! Это – кодекс войны, примеров – тьма! «Вам повеление сражаться на пути Бога, но с теми, кто напал, чтобы сражаться с вами, но никогда не преступайте, – воистину Бог не любит тех, кто преступает! И убивайте, где встретите, изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали, но соблазн – хуже убиения!» (2/190). Средний джихад, с которым связано чувство справедливости, личное мужество человека, его одержимость, никого и ничего не страшась, говорить верховному правителю, как бы он ни назывался, правду, а она, как правило, неугодна ни верхам, ни толпе. И есть большой джихад, наиважнейший в Коране, – не прекращающаяся ни на миг великая война, заявленная во всех верованиях, внутри каждого человека между дьявольским и божественным в нём.

В данном случае ненависть к иудаизму, неприятие христианства в корне противоречат идеям Корана, чужды ему. Великое есть слово в арабском языке, относящееся к вере, но, к сожалению, забытое многими, – ниййет, или намерение. Это первично: каковы твои намерения? Хочешь диалога или ругани? Мира или войны? Противостоять другим религиям, считая их все, кроме ислама, ошибочными, ненужными, ложными, «кяфирскими», отбрасывая в том числе и буддизм, хотя и он существует с дозволения Бога? Или желаешь непредвзято, руководствуясь текстом Корана, приоткрыть всему миру двери реального Корана, показав этическую его глубину и весомость, эстетическую красоту стиля, образов, метафор?
Наиглавнейший источник кардинальных разногласий, помех на пути взаимодействия авраамических вер – отношение к образу Исы-Иисуса: каким видится в Коране и как это соотносится с библейской трактовкой? В Коране признаётся необычность рождения Иисуса, зачастую упоминаемого как Иса ибн Марйам, или Иисус сын Марии. То есть женское имя употреблено как отчество, что по восточной и всякой иной традиции алогично и странно, если, разумеется, тут не содержится некий Божественный знак. Существующая интерпретация, ответ на вопрос, почему женское имя употреблено как отцовское, по крайней мере наивно: дескать, в исламе велико уважительное отношение к женщине, и её имя выступает как отчество.
Хотелось бы ещё обратить внимание на такую цитату: «Воистину Иисус для Бога сродни Адаму, из праха созданному» (3/59). Это трактуется как категорическое опровержение божественного происхождения Иисуса: мол-де, он рождён подобно Адаму, возникшему без отца и матери, лишь по повелению: «Будь!» Так же на сей раз сотворён Иисус. Представляется, однако, что уподобление Иисуса (и никого другого из названных в Коране посланцев Бога) Адаму предполагает, очевидно, что лишь они оба имеют отличное от всех иных людей рождение: в «первого Адама» вдунут Его дух, и «второй Адам» рождён посредством Духа Его. «Мессия Иисус сын Марии – посланник Бога, Слово Его, Дух Его, чем одарил Он Марию…»(4/171). Не отсылает ли нас Бог к явленному ранее Новому Завету, в котором Иисус назван «вторым Адамом»?
…Думаю, что понимаемое в контексте всего вышесказанного концептуальное этическое единство всех верований бесспорно. И может помочь нам в условиях диалога объяснить, изменить и спасти мир. Все иные подходы… – но читайте сначала!

Чингиз ГУСЕЙНОВ,
доктор филологии, профессор

Статья опубликована :

№38 (6385) (2012-09-26)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3,0
Проголосовало: 8 чел.
12345
Комментарии:
12.10.2012 15:51:18 - Родамiр пишет:

БУДДИЗМ назван лишь для приличия.

По сути в тексте говорится об триединой иудейской религии. БУДДИЗМ назван лишь для приличия: аврамизм его пытается сжить со свету, уничтожить так же, как и славяно-русское мировоззрение. _____ Да и действенное объединение ислама с иудо-христианством вере Магомета только повредит: христианство в силу своей захватнической политики ислам подомнёт.

28.09.2012 17:19:05 - Олег Дмитриевич Ермаков пишет:



"Все эти богословские размышления автора сегодня мало кого интересуют, " - правильно Сергей Викторович! Зачем заниматься такой ерундой, раз истина уже открыта в 26 томе на 236 странице. Автору Чингизу Гусейнову большое спасибо - прекрасная статья!

27.09.2012 01:53:23 - сергей викторович копылов пишет:

Иллюзии экуменизма. Или...

Или чего испугался проф. Гусейнов. Вступая в дискуссию, автор объясняет, что делает это не из любопытства ради, а «потому что мир переживает глубочайший нравственный кризис – на грани краха всего и вся». __ Сразу же представляешь себе автора человеком, способным хоть как-то объяснить этот нравственный кризис, показать его корни, объяснить, что надо сделать, чтобы его хотя бы, если не избежать, то смягчить. __ Но тут же буквально натыкаешься на нечто такое, что больше смахивает на религиозную пропаганду, чем на объяснение мира. __ Первое, что просто бросается в глаза, это непонимание автором сути понятия «вера». Оказывается для него атеизм тоже «вера». Это один из излюбленных аргументов церковников: мол, все мы во что-то верим, атеизм тоже вера. Ошибаетесь, г-н Гусейнов, атеизм есть не вера, а сознательное, основанное на знании понимание того, что никакого бога не существует, что мир материален и социум есть часть этого мира. Вера же в Божественное, о которой пишет автор, есть созданная человеком вера в сверхъестественное, вера в потусторонний мир, никем и никогда не виденный, иллюзорный и мистический. __ Сетуя на «глубочайший нравственный кризис всего и вся», автор, видимо, подспудно (а может быть и явно) понимает, что одной из причин этого кризиса является сама религия, раздираемая противоречиями между различными конфессиями. Хотя эти противоречия есть не что иное как отражение реальных материальных экономических противоречий между буржуазными странами, борющимися за рынки сбыта и ресурсы. Однако как и прежде в современных войнах, революциях и т.п. пертурбациях играет именно религия, под флагом которой всё это и происходит.__ История в очередной раз преподносит нам правоту марксизма, утверждающего, что «все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа» (В.И.Ленин, т. 26, стр. 236). __ Сегодня же эти функции как никогда востребованы в России, ибо пришедшая к власти буржуазия стремиться обрести устойчивость и готова ради этого пожертвовать даже культурой и образованностью народа, насаждая религиозное, идеалистическое мировоззрение.__ Но не это напугало нашего автора. Его встревожило, что бы вы думали? Разделение Бога, «негласное торжество формулы разделения: у вас – свой Бог, а у нас – свой». Казалось бы, молитесь каждый своему богу, почитайте его – что вам мешает? Почему это, вдруг, понадобилась такая богословская статья, объясняющая нам всем, какому богу молиться? __ Причина мне видится в следующем. Сегодня в России налицо воинствующий клерикальный экспансионизм православной церкви. РПЦ если и не ставит себя выше государства, то, по крайней мере, наравне уж точно. РПЦ требует первенствующего и господствующего положения в идеологической сфере, претендует на роль духовного лидера. Требования РПЦ сегодня многообразны и простираются от требований экономических преференций, возврата бывшей церковной недвижимости, снижения или отмены налогов до требований внедрения в общеобразовательный процесс религиозного мировоззрения. __ Обратите внимание, автор сам признаёт, что речь идёт о «религиях, выступающих придатком к политике». То есть для него несомненен политический аспект церковной деятельности. __Ясно, что конкуренты РПЦ в лице прежде всего крупных религиозных объединений не могут наблюдать за этим спокойно, оставаясь в стороне от таких выгодных возможностей.__ Кроме того, сегодня явно существует тенденция негативистской критики в адрес ислама со стороны определённых кругов прежде всего Запада. Однако и в России имеют место эти тенденции, в силу известных причин. __ Вот почему автору, вдруг захотелось объяснить нам, что суть любых верований одна и та же, а читать религиозные книги надо умело, с пониманием. __ Но как и любой человек, опирающийся не на знания, а на слепую веру, он впадает в противоречия. Вот он пишет: «так что говорить о спасении мира религией не приходится». И тут же : «а вот вера – спасти может». Но как же так, значит для автора вера и религия не одно и то же? __ Далее автор, уже забыв, что писал выше, утверждает, что Коран способен спасти мир, но только если его рассматривать «в контексте Библии». В таком случае, как Коран и Библия соотносятся с верой и религией? __ А чего стоят эти путаные объяснения того, что называется «джихад». Пытаясь доказать, что это абсолютно мирное понятие, автор тут же пишет : «малый джихад … это война в защиту… Это кодекс войны…. Большой джихад, наиважнейший в Коране, - … великая война, заявленная во всех верованиях…». __ Автор, правда оговаривается, что это, якобы, война лишь с теми, кто напал, война божественного и дьявольского. Но в том-то и дело, что определяют, что такое дьявольское или божественное иерархи церкви, которые (и только они) имеют на это право. Вот вам и реальная политика, без всяких там выборов или демократии. __ Не правда ли, интересно, в ХХI веке вдруг опять стали появляться категории людей (церковники различных мастей), которые хотят определять нашу судьбу и решать, карать нас или миловать.__ Убеждён, что современные религиозные выступления на Ближнем Востоке и есть как раз выражение всех этих, заявленных автором, идей. __ Следует отметить, что как раз именно атеисты, используя свои знания, никакой ненависти или неприязни к религии не испытывают, а относятся к ней с пониманием. С пониманием того, что на Земле ещё очень много невежества, необразованности, наивности и просто глупости, которые и питают религию, наряду с нелёгкой жизнью с её невзгодами и проблемами. __ А вражда существует как раз между представителями различных религиозных направлений, о чём пишет сам автор. И причиной этой вражды являются прежде всего проблемы экономические, борьба за место «под солнцем», за карманы потребителей, наивно доверяющих свои души церковникам. В России эти проблемы нарастают, как снежный ком. И экуменические идеи здесь вряд ли помогут. Все эти богословские размышления автора сегодня мало кого интересуют. А попытка «пригладить» ислам, сблизить его с православием ни к чему не приведёт. __ К сожалению, различного рода богоискатели, богостроители и вообще апологеты богословия получили сегодня широкую трибуну для проповеди своих взглядов. Религиозное мировоззрение путаются любыми способами навязать обществу. Способно ли общество противостоять этому?


Чингиз ГУСЕЙНОВ


Выпуски:
(за этот год)