(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

ТелевЕдение

На экране – князь Рюрик!

ГОД ИСТОРИИ

Самый почтенный юбилей в истории русского народа: 1150 лет государственности! Более почтенные юбилеи – впереди. Писатель Михаил Задорнов к празднику подготовился основательно. На канале РЕН выходит авторский фильм Михаила Задорнова «Откуда есть пошла Земля Русская».

– Михаил Николаевич, 1150-летие Русского государства вы отметили документальным фильмом о нашей изначальной эпохе. Снова бои за историю?
– Пора закончить надуманный спор, затянувшийся на несколько столетий, который начался при первых преемниках Петра, когда Байер – агент влияния Швеции, их человек, заявил, что Рюрик и варяги были скандинавами. Просто придумал версию и стал её пропагандировать. Он без году неделя был в России, никогда не занимался историей славян, но вот его осенило… Кстати, Байер в нашей стране проживёт больше десяти лет, но не удосужится выучить русский язык. Как можно исследовать историю, не зная языка, верований, традиций? Другой видный норманоид, Шлёцер – был невежественным человеком. На родине он не сумел себя проявить – а приехал в Россию и стал академиком.

– Есть такой исторический анекдот. В Париже на бенефисе бездарного актёра среди шиканья один-единственный человек аплодирует и кричит «Браво!». Это русский граф Фёдор Ростопчин. «Ваше сиятельство, неужели вам понравился этот актёр?» – «Играет омерзительно. Но если здесь провалится – приедет в Петербург, учить нас будет».
– Вот-вот, так и было. Правда, был среди заезжих историков один действительно профессиональный учёный – Миллер. Вот он изучил русский язык, объездил всю Россию и кое-что понял. Хотя немало сил положил на пропаганду норманнской теории, в которой, впрочем, со временем разочаровался…

– Всех норманнистов Ломоносов считал врагами…
– В те времена, при Елизавете и Екатерине, спор уже был в разгаре: не все поверили в скандинавское происхождение основателей Руси. Но версия Байера оказалась живучей: ведь для многих она выгодна политически. Одни выслуживаются перед Западом, другие на Западе живут и открыто представляют чьи-то интересы… Так вот, для меня после нашего фильма этот спор перестал существовать. Этой норманнской теории нет, она рассыпалась. Все их доводы и доказательства уничтожены. К такому выводу я пришёл после поездки по местам боевой славы Рюрика и его предков, после знакомства с исследованиями не только русских учёных, но и немецких, шведских… Всё это есть в фильме!

– Фильм опровергает аргументы норманнистов?
– Ну посудите сами. Единого учебника истории у нас сегодня нет. В некоторых современных российских учебниках пишут: Рюрик был шведом. Не варягом – а надо сказать, что варяги были славянами и прямыми нашими предками. Даже не свеем, а шведом, хотя никакой Швеции в те времена не было. Карамзин, который был последователем норманнской теории, писал, что Рюрик пришёл из местности, которая называется Рослаген, – это южный берег Швеции. Карамзин знал те места, но он жил на рубеже XVIII и XIX веков. Мы со съёмочной группой съездили в Швецию. И шведские учёные, историки рассказали нам, что в те времена никакого Рослагена не было. Это место появилось из-под воды только два столетия спустя. Это неопровержимый географический факт. То есть в любом случае русские были раньше Рослагена и слово «Русь» не могло от него произойти… Я об этом давно знал из работ русской шведки, замечательной учёной Лидии Грот, которая помогла нам в работе над фильмом. Она-то и познакомила нас со шведскими историками, которые подтвердили истину уже, как говорится, с того берега. Они рассказали нам, между прочим, что ни в одной саге, ни в одной скандинавской хронике не описан поход скандинавов (или при участии скандинавов) в Византию.

– А ведь если верить норманнской теории, то скандинавскими нужно считать и поход Аскольда, и поход Олега, и поход Игоря…
– Конечно, они бы не отказывались от подвигов, к которым причастны. Путь из варяг в греки существовал, но скандинавы не имели никакого отношения ни к варягам, ни к походам славян на Царьград.
Мы взяли интервью у Андрея Васильевича Лукошкова – подводного археолога, океанолога, исследователя, который занимается поиском затонувших кораблей в русских реках. Волхов, Волга, Днепр, Дон… Там немало остатков судов того времени. И вот теперь готовьтесь: ни одного скандинавского судна. А ведь технологии судостроительства отличались, там есть очевидные различия.
Ещё шведофилы приводят в качестве доказательства свидетельство Константина Багрянородного – византийского императора, который описал днепровские пороги и, как считается, привёл их скандинавские названия. Но он был греком, никакого скандинавского языка не знал. Писал, как слышал, по рассказам тех греков, которые бывали в тех краях или встречали людей, которые там бывали. Представляете, какой испорченный телефон там работал? И на этот источник опираются уже много лет!
Интересно, что наш историк Иловайский точно так же объяснял, что эти названия славянского происхождения. Думаю, что француз легко доказал бы, что эти слова – французского происхождения, а финн уж точно приписал бы их финскому. И что это доказывает? Только существование единого языкового корня. А Константин Багрянородный просто привёл слова уродливого звучания…
Ещё наши шведолюбы держатся за историю из франкской хроники. Византийский император направил к французскому королю Луи Благочестивому (сыну Карла Великого) посольство – сплошь крупные, высокие люди. Французскому королю они представились как россы. А потом оказалось, что они – скандинавы. Так трактуют перевод этой хроники (написанной, конечно, по-латыни) наши шведофилы. А теперь давайте переведём правильно. Пришло посольство, король насторожился, стал их допрашивать лично. Они назвались россами, а король дознался, что они – скандинавы. Совсем другие акценты! У франков к тому времени уже были заключены договоры со славянами-россами, которые помогали Карлу в том числе и побеждать германцев.

– То есть новый перевод хроники подтверждает, что франки не считали россов за скандинавов…
– А викинги просто выдавали себя за славян-россов. Дело в том, что скандинавы в то время разбойничали по всей Европе и засылали разведку. Им было выгодно назваться именно россами: «Мы – мирный, дружественный вам народ». Но король Луи если кому и доверял, то обязательно проверял. Далее об этом посольстве нет никаких сведений – предполагаю, что их казнили. Короли любили сообщать о том, что ели на ужин, – и в хрониках немало такой информации, а насчёт казней деликатно умалчивали.

– Хроники, подводная археология, а что с археологией традиционной?
– В Германии, на бывших бодричских землях, получены уникальные результаты. Я видел множество артефактов, они вошли в наш фильм.
Кстати, об археологии. Как сегодня определяют, к какому народу принадлежат раскопки? В основном по посуде. По-моему, одного слагаемого недостаточно, чтобы воссоздать историю. Если через тысячу лет кого-нибудь заинтересует наш культурный слой, по посуде он сможет установить, что на территории современной России жили китайцы. Я это называю «теорией гранёного стакана». Только при составлении шести слагаемых можно сделать верный вывод: посуда, оружие, одежда, боги, которым поклонялись, язык, легенды… Если к этому списку добавить другие слагаемые – будет ещё лучше. И в городе Рёрике все слагаемые совпадают: перед нами славянский город. Отсюда шло управление Бодричским союзом. Отсюда и ушли три брата на острова, которые к тому времени уже контролировали славяне-варяги. Всё это я видел собственными глазами и заснял в фильме, который будет называться: «1150-летию Руси посвящается». Сенсация: варяги не были скандинавами! Авторский фильм Михаила Задорнова «Откуда есть пошла Земля Русская».

– Вы не первый исследователь, побывавший в тех краях?
– Русские историки туда не приезжают. Им это, к сожалению, неинтересно. Зато в тех краях побывал в XIX веке французский путешественник и писатель Ксавье Мармье. И он записал рассказ мекленбургских крестьян о трёх братьях, сыновьях князя Готслава, которые пошли на Восток и стали княжить в русских городах. Ему об этом рассказали простые немцы, которые забыли своё славянское происхождение. Я верю легендам больше, чем официальной истории, которую пишут по заказу. Трёх братьев, о которых рассказали Мармье, звали Рюрик, Трувор и Сивар.
Ребята, неужели Мармье или его мекленбургские собеседники читали Нестора? На это шведофилы ответили достойно: Мармье жил в России и мог знать летописи! Правильно, молодцы. Но в России он побывал через десять лет после путешествия по Германии. Даже этот довод рассыпается!
Старград, в котором я побывал, – это Ольденбург. Между прочим, Екатерина Вторая была из Ольденбурга – из того же бодричского рода, что и Рюрик.

– Она об этом знала?
– По меньшей мере чувствовала, хотя думаю, что знала. Потому она и написала и пьесу о Рюрике, и целый исторический труд о величии древнего славянства.

– Что же вы увидели в современной Германии, пройдя по следам Ксавье-Мармье и Рюрика?
– Увидел местность, которая называется Варин. Там протекает Ильмень. Варин – значит, там варили соль. Отсюда и слово «варяги». Германцев там не было. Шустов, Седов, Буков, Раков, Костин, Кустов – такие там городки. Я сфотографировался в деревне, которая называется Руссов. И самое забавное, что эта деревня очень нашенская. Какое-то колесо валяется в канаве, качели детские на верёвке с доской: одна верёвка длиннее… Вроде бы всё, как в Западной Германии, но с небольшим русским уклоном. Родовая память в этих людях существует. Но в Руссове одна старушка поинтересовалась, откуда я и зачем фотографируюсь возле названия деревни. «Так я же русский и ваша деревня – русская!». «А мы никогда не задумывались об этом!» – ахнула жительница Руссова.
Но самый интересный город, который мне удалось посетить во время съёмок фильма, – это город Рёрик, который назывался Старградом. Я в Рёрике почувствовал себя дома. У нас в Латвии есть посёлок Саулкрасты – солнечный берег, там солнечных дней значительно больше, чем в окрестностях. Я расспросил немцев – в Рёрике то же самое. Он неслучайно был выбран как город, где молятся солнечным богам. А рядом – островок Вустроф. Датчане-завоеватели высадились со стороны гавани, прошли близлежащие посёлки и атаковали со стороны валов. И этот посёлок, сожжённый датчанами, называется Пепелин. Память истории живёт в языке, в топонимике.

– И там действительно изучают и пропагандируют славянское наследие?
– Я восхищён современными исследователями из Германии. Благодаря немецким археологам мы – русские люди – можем узнать своё прошлое. Недавно наш патриарх произнёс слова, непозволительные для столь великого человека. Он сказал, что «славяне до Крещения были дикими». Неправда! Немцы откопали более 500 славянских деревень VII–VIII веков и три из них очень дотошно восстановили как музей под открытым небом. Ладьи, валы, капища, боги, инструменты, одежда… Там проходят славянские праздники. Немцы поют наши песни… Немки, одетые по-славянски, сидят за прялками… В восстановленной немцами деревне – и шерсть, и лодки, и украшения, избушки потрясающие, деревянные тротуарчики. Дом мудреца. Какая высокая культура!

– Насколько достоверна эта реконструкция?
– Немцы реконструируют всё очень тщательно, всё подтверждается артефактами и легендами. И нам открывается высочайшая культура древних славян. Если бы наши предки были звероподобными – разве смогли бы они создать в лесах, среди непроходимых болот такие поселения! Славяне вообще-то всегда любили прятаться, уходить в леса. И умели создавать цивилизацию в лесу.

– И не на берегу моря, а возле реки. Причём лучше, если река скромная – как Москва. Врагу сложнее перебросить войска под стены такого города.
– Славяне умели создавать практически неприступные города, вписывали их в природу. И одолеть наших предков можно было только через предателей. Предательство – наш бич во все времена.
Кстати, бóльшая часть ободритской территории – это бывшая ГДР. Там остановились наши войска в 1945-м, заняли славянские земли и чётко остановились. Неужели наша Ставка знала об этом? Вообще-то Сталин верил легендам, в этом его сила. Илья Глазунов в нашем фильме рассказывает, как ещё во времена ГДР немецкие археологи ему признавались: «Там до магмы всё славянское!». И случалось так: откопают ладью, а в СССР она никому не нужна. Ну её и закапывали обратно…

– И немцев не смущает, что прошлое этих обширных территорий связано со славянами?
– Нет, они не стесняются славянской истории и глубоко её изучают, за что мы должны быть им благодарны. Они нам открывают наше прошлое. Немцы (и за это им – честь и хвала!) официально объявили: на территории Германии найдена тысяча славянских посёлков и городов. Это больше миллиона жителей – по тем временам огромное население. Себе в утешение немцы придумали теорию: якобы славяне жили здесь с VII по XII век. А до VII века на этой территории жили руги – и немецкая наука убеждена, что они были германцами. В этом они опираются на авторитет древнего учёного Саксона Грамматика. Но Саксон Грамматик был германцем, как и даны, датчане, завоевавшие земли ободритов в XII веке. Неудивительно, что он стремился представить завоевательный поход как «возвращение» на свои законные земли. Встаёт вопрос: почему же руги ушли отсюда в VII веке? Ответ заготовлен: из-за плохого климата. Значит, немцы из-за плохого климата ушли, а несмышлёные славяне в этот плохой климат пришли. При этом археологи не находят там ничего германского. Попадается скандинавское оружие – оно ценилось. Много всего славянского, а германского нет. На острове Рюгене-Руане-Буяне я брал интервью у немецкого учёного. Он утверждал: славяне жили здесь после VII века, а до этого – руги, и они не славяне… Спрашиваю: каким богам здесь молились руги? Во времена ругов здесь стоял Свентовит, но это бог славянский! Немец вывернулся: «Языческие боги – это скользкая тема. На эту тему у нас было много спекуляций во времена Гитлера, и сейчас мы не любим об этом вспоминать». Он вывернулся, и я его не пытал.
Не было там германских богов – ни до VII века, ни после! И для меня понятно, что руги, которые воздвигли Свентовита там, где сейчас стоит маяк, были славянами. Да это и пьяному ёжику в тумане ясно: руги были славянами.
А что касается версии со славянским заселением в VII веке – здесь есть отзвуки истины. Очень мощная волна славян заселила Рюген как раз в VII веке – они отступали под давлением германцев, которые тогда завоёвывали славянские земли. Но это не значит, что новые славяне-переселенцы вытесняли ругов! Они были с ними, как говорится, одной крови и продолжали жить вместе. Но прилив славян с VII века зафиксирован – и это дало повод немцам отделить ругов от славян.
При этом немцы, к сожалению, не подозревают, что мы с ними одного корня. Вот простая история: славянские поселения назывались градами. Град – это ограждение от зверей, от ветра и непогоды, чтобы скотина не уходила. Градами назывались славянские поселения. Но пришла война с германцами – и начали строить валы и стены, мощные укрепления – обереги. Иначе говоря – берги и бурги.

– Вы сейчас доказали, что Санкт-Петербург – не столь чуждое для русского языка слово.
– Оберег! Святой оберег! Наше слово, хотя и вернувшееся в немецкой оболочке.

– А Рюрик собственной персоной в фильме присутствует?
– Мы не стали вносить в документалистику элементы инсценировки. Рюрик в фильме присутствует за кадром. Он – тот, кто понял великую идею своего деда Гостомысла о том, что надо объединиться, иначе мы себя потеряем. Ослабеем – германцы и хазары будут нас теснить, онемечивать. Он сделал гениальный геополитический ход, создал замкнутое пространство, со всех сторон защищённое от врагов. Он замкнул вход на Волгу, откуда могли прибыть захватчики. Изборск прикрывал Западную Двину. Ладога – преграждала речной путь воинственным грабителям, викингам. Он создал треугольник, в котором возник Новгород. А ведь речь в то время шла о свободе и выживании славянских племён. Викинги с севера и хазары с юга. Хазары ведь посягали и на новгородскую Русь, но были разбиты. И Олег (а до него, возможно, Аскольд) из Новгорода пошёл на Киев, чтобы освободить полян от хазарской власти и создать ещё более великое славянское государство.
Но начинается всё с Рюрикова мощного треугольника. Связи между Новгородом и Рёриком, Старградом, были настолько тесными, что они даже одевались одинаково. Князья все переженились… И Рюрику удалось создать на основе этого единства мощную военизированную державу. Начинается политическая история Руси, а мирные славянские племена – крестьяне, рыбаки, охотники – стали получать воинские навыки, без которых нельзя было выжить. Ведь славяне-варяги были более воинственны, чем ладожские славяне.

– Вспоминается былина о князе Вольге и Микуле Селяниновиче. Воин и крестьянин, меч и плуг…
– Рюрику удалось объединить эти две силы. Рюрик для нас главный герой, потому что он 1150 лет назад объединил страну, а сегодня напоминает нам о том, что нужно объединиться, что нельзя потерять страну. И ещё очень важно, что история Рюрика напоминает нам: русские и немцы – во многом одного корня. И наша последняя война была братоубийственной.

– Даже две войны!
– Я бы сказал, это были гражданские войны… Во время съёмок в Германии, в русской деревне, я разговорился с местным крестьянином, немцем. Сошлись на том, что мы мало чем отличаемся. Просто предки немца раньше осатанели от Рима и решили ему врезать… Когда я сказал ему, что война была братоубийственной, в его глазах показались слёзы. Всегда чувствовал, что у нас одинаковая душа, сказал мне немец в восстановленной русской деревне. Возможно, потомок славян-бодричей, а может быть, и нет.

– Один корень – и столько веков разобщённости?
– Британская энциклопедия пишет, что латинский язык больше всего слов позаимствовал из кельтского и этрусского, меньше – из греческого. Греки не различали венедов и кельтов. Юлий Цезарь пишет: кельты и германцы трудно различимы. Полибий пишет: все эти племена говорили примерно на одном языке и поклонялись одним и тем же богам солнца. Вот он пазл где составляется. Это единый крестьянский корень Европы – он был таковым, пока его не исковеркали торговые цивилизации. Надеюсь, зрители фильма убедятся в этом! Когда я рассказал об этом немцу, он удивился. Германец, ярый мужик, он не мог понять, как могут племена не враждовать, не посягать на чужое добро…

– А вы пробовали темы фильма на публике, во время концертов?
– Пробовал. Интерес к далёкому прошлому у нас в народе необычайный. Я о Рюрике рассказываю 25 минут в начале второго отделения концерта. В масштабах концерта это много! И слушают очень внимательно: люди стремятся узнать свои корни. Для них мы и снимали фильм.

Вёл беседу
 Арсений АЛЕКСАНДРОВ

Благодарим за фотографии
Елену Бомбину и Дениса Курицына

Статья опубликована :

№40 (6387) (2012-10-10)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,0
Проголосовало: 10 чел.
12345
Комментарии:
18.10.2012 15:20:03 - Родамiр пишет:

До сих пор нет систематического диалога!!!



18.10.2012 15:18:57 - Родамiр пишет:



Чтобы не плодить полузнайство в отношении своей собственной культуры, нужен диалог системного характера. А то ведь, как правило, печатаются именно те, кто в общем-то совершенно, судя по текстам, равнодушен к исконной, самобытной славянской культуре. Пусть, не страшно. Однако, странность в том, что на «площадку» Литгазеты почти не приглашаются как раз те, кто НЕ равнодушен к славяно-русской культуре. По счастью, уже дали возможность высказаться М.СЕМЁНОВОЙ (она говорила и про троечников-полузнаек, замалчивающих самобытную сторону нашей Светлой культуры), интересно ведёт свою рубрику действительно уважаемый А.Замостьянов, порой приглашается М.Задорнов. Но ведь это всё эпизоды. Эпизоды! Отсутствует систематический диалог в режиме «вопрос-ответ» в виде полноценных статей. А то порой, честное слово, возникает впечатление беспредела. И тогда уже не будет возможности для демагогических, поверхностных утверждений, которые нередко возникают, чего уж греха таить. _________ Например, в качестве одного из постоянных собеседников, может быть приглашён В.А. ЧУДИНОВ (доктор философии, его труд «Славяне: письмо и имя» (М., 2000г.) стал победителем Всероссийского конкурса проектов по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук 1997 года Министерства образования РФ (Исследовательский проект «Слоговое письмо средневековой Руси»). ________ По данной проблематике В.А. Чудиновым опубликованы следующие книги: ___ 1. Славянская мифология и очень древние надписи. М., 1998; _____ 2. Реабилитация славянских надписей. М., 1999;_____ 3. "Русские руны" (легко найти в интернете).

18.10.2012 15:17:49 - Родамiр пишет:



Тема культурных корней славянского народа крайне важна. Требует очень пристального внимания и просто человеческого, доброжелательного подхода (чего не хватает ЛГ: всё нехристианское ЛГ считают антихристианским). Замечательно, что Михаил Николаевич не боится браться за такую нужную тему. А иначе мы будет словно бабочки-однодневки - жить только сегодняшним днём, мало зная (и мало желая знать) своё прошлое. Кстати говоря, Борис Гребенщиков так и относится к своим песням: их тематика - культура прошедших тысячелетий; в его песнях возрождаеся и славяно-русская эстетика.

18.10.2012 15:03:22 - Родамiр пишет:



ВОПРОС: " А вы пробовали темы фильма на публике, во время концертов? ОТВЕТ: Пробовал. Интерес к далёкому прошлому у нас в народе необычайный. Я о Рюрике рассказываю 25 минут в начале второго отделения концерта. В масштабах концерта это много! И слушают очень внимательно: люди стремятся узнать свои корни. Для них мы и снимали фильм"._____________ И НА КОНЦЕРТАХ. И В ЛитГазете.


Арсений АЛЕКСАНДРОВ


Выпуски:
(за этот год)