(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Искусство

Лучшее средство от всего

ПРЕМЬЕРА

В Московском театре сатиры громкая премьера – «Средства от наследства». Аншлаг, переполненный зал и счастливые зрители.

Пьеса «Средства от наследства» Юрия Ряшенцева и Галины Полиди написана по мотивам комедии Реньяра «Единственный наследник», самой известной пьесы позднего современника и наследника традиций Мольера. Философской глубине классика французской сцены Реньяр противопоставил безотчётное веселье, беспринципность и имморализм. Тем не менее в XVIII веке пьесы его пользовались популярностью, отголоски которой дошли до ХХ века.
Может быть, многословная пятиактная пьеса про ловцов наследства, желающих пожить за чужой счёт, актуальна и сегодня, но для постановки сюжет пьесы необходимо было перекроить, действие сделать более динамичным.
Именно эту работу проделали Ю. Ряшенцев и Г. Полиди, придав стихотворному тексту современное звучание. Основа сюжета – серия розыгрышей, которые устраивает Криспен, слуга богатого старикашки Жеронта, с простой целью – получить наследство. А наследство нужно Криспену, чтобы жениться на Изабелле. Они любят друг друга, но к красавице Изабелле многие сватаются, и у Криспена нет шансов, чтобы убедить сварливую мамашу своей возлюбленной. У старого Жеронта наследников много, и, приняв горячительного, он регулярно перечисляет этих многочисленных кузин и племянников, чтобы выбрать хоть кого-то, кто достоин получить его несметное состояние.
Кстати, у Криспена есть одна страсть – театр. Побывав однажды на спектакле Мольера, Криспен возмечтал о сцене. И когда появилась возможность разыграть своего хозяина, чтобы отвадить его от наследников, слуга устраивает представление.
Но если Реньяр писал о наследстве и наследниках, то спектакль Театра сатиры – о театре. Постановщик Александр Ширвиндт вместе с художником Акинфом Беловым восстанавливают забытый ныне стиль площадного театра, где страсти играются, бурно, весело, темпераментно. Здесь кривляние, буффонада, штамп – театральные приёмы, которыми вся четвёрка героев владеет виртуозно. Да и редко сегодня комедии играют с таким мастерством, со свободным обращением с залом, как это делают в Сатире.
Роль Криспена написана была специально для Фёдора Добронравова, который в этом спектакле впервые предстал как режиссёр. Известный придумщик, Добронравов умеет выгодно оттенить партнёра, что говорит о щедрости таланта этого актёра. В каре героев он Арлекин, виртуозный мастер закручивания интриги и мгновенных перевоплощений. Этому Криспену нужно буквально мгновение, чтобы предстать племянницей из Лилля, племянником из Бордо, кузеном из Страсбурга, кузиной из Нанси, дядюшкой из Москвы. Из нехитрых подручных средств – занавесок, корзины, вазочек, старого халата, табуретки, чулка – он создаёт себе костюмы и переодевается на глазах у зрителей. А Изабелла – Елена Подкаминская – всегда готова помочь – в качестве костюмера, суфлёра, партнёрши. Настоящая Коломбина комедии дель арте, в разноцветном платье Подкаминская в дуэте с Добронравовым не проигрывает, напротив, она играет с ним вровень, озорно, весело, отдаваясь стихии розыгрыша и помогая своему партнёру театрализовать действительность. Её нежные лирические сцены мгновенно сменяются карнавальными, она существует в нескольких проекциях – ветреной Коломбины, оскорблённой женщины, богатой наследницы.
Как и её возлюбленный Криспен-Добронравов, Изабелла-Подкаминская скора на перевоплощения. Завернувшись в занавеску, она предстаёт монашкой, коверкающей в нарочитой старательности неизвестную ей латынь. Она может пожертвовать свою юбку Криспену, выходящему к Жеронту очередной племянницей.
Втянутый в интригу Жеронт, блистательно сыгранный Юрием Нифонтовым, не отстаёт от своего слуги. Они существуют как клоунская пара – старый Пьеро и уже не юный Арлекин. В белом колпачке, длинной белой рубахе Жеронт смешон и жалок. Он ещё помнит былые страсти, но времена миновали, впереди маячит призрак иной, не столь прекрасной дамы. Утомлённый болезнями поклонник Бахуса, Жеронт-Нифонтов подыгрывает Криспену. Хоть какое-то, да развлечение. Насмотревшись на наследников, он готов оставить все деньги Криспену и Изабелле. Не хватило буквально секунды.
И вот тут-то и начинается новый виток страстей и ссор, уже настоящих, не карнавальных.
Только Криспен к ним отнёсся как-то по-другому. Появившаяся племянница оказалась той самой актрисой, что слала дяде Жеронту контрамарки, которыми и пользовался слуга в часы досуга.
Как и положено в классической комедии, здесь есть ещё Нотариус – Александр Чернявский, влюблённый в Изабеллу. Простак в сердечных делах, он хват в делах о наследстве. Только его бдительность помешала Криспену стать наследником.
Но не переживания, а только откровенную радость вызвал у нашего героя сей факт. И, как выяснилось под занавес, именно сцена стала его самой главной и большой любовью. За возможность встречи с Мольером он готов пожертвовать всем – и своим местом в придачу.
Так что финал таков – деньги у Жеронта, Криспен – в актёры, Изабелла – в гневе, Нотариус… Да что Нотариус, если спектакль про Театр, в любви к которому и поклялись под громкие аплодисменты.

О. НИКИТИН

 

Статья опубликована :

№51 (6397) (2012-12-19)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3,5
Проголосовало: 2 чел.
12345
Комментарии:
19.12.2012 12:37:50 - Stanislav Alexandrovich Krechet пишет:



Мне очень интересно, радостно - как растёт Фёдор Добронравов!


НИКИТИН О.


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
old.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru