(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Искусство

Неудачи неджентльменов

КИНОМЕХАНИКА

Накануне новогодних праздников на 1500 киноэкранах страны вышла российская комедия «Джентльмены, удачи!», очередной ремейк ещё одного советского шедевра. На пресс-конференции основной удар журналистов отважно приняли на себя исполнители главных ролей Сергей Безруков и Гоша Куценко, и от их искреннего желания доказать, что кино получилось хорошее, в конце концов стало неловко им самим...

Есть старые фильмы, которым не нужна «вторая молодость», их не надо перелицовывать, поскольку они, слава создателям, всё ещё «носибельны». В эксплуатирующем советские сюжеты конъюнктурном заигрывании с публикой современных деятелей нашего кино невооружённым глазом видна катастрофическая беспомощность. Если голливудские или европейские ремейки принципиально стараются использовать сюжеты давно забытых картин, то у нас в оборот взяли именно «любимцев публики», надеясь сорвать куш на эмоциональной инерции зрителей – ностальгии. Однако угодить в этом смысле старшему поколению российской аудитории ещё никому не удалось. И не только потому, что сейчас в кинотеатры в основном ходит молодёжь. Эти фильмы всё равно потом идут по ТВ, и разочарованных зрителей куда больше, чем могут себе представить производители. От перевода любого советского блокбастера в современную доступную (читай, «примитивную») форму на выходе получается никому не нужный фильм-однодневка. Почему? Да потому что его с таким прицелом и варганят.

ПОКАЖИ МНЕ,
КАКОЕ КИНО ТЫ ДЕЛАЕШЬ,
И Я СКАЖУ, КТО ТЫ

Свои жалкие потуги на данном поприще активно демонстрируют откровенные профаны. Они даже не стесняются во всеуслышание в этом признаваться. Это глупость или наглость? – даже не вопрос, да без разницы! На упомянутой пресс-конференции один из авторов сценария новых «джентльменов», выписанный аж из-за границы, всего-навсего блогер Слава Сэ на голубом глазу в микрофон заявил, что вообще ничего не понимает в кино, как его делать, как писать сценарий, всё это для него (даже в день премьеры снятого по его сценарию фильма!) – тёмный лес... Актёры наперебой рассказывали журналистам байки со съёмочной площадки – как они между дублями придумывали решение той или иной сцены, реплики, гэги. Поначалу отказавшийся от участия в проекте С. Безруков, всё же согласившись, задался проблемой: как можно тех «джентльменов» перенести в наши дни, какой надо сделать фильм, чтобы не повторить буквально оригинал, не оскорбить чувства поклонников, сделать любимую (в том числе и им) историю свежей, актуальной... – то есть создать концепцию. Ещё до съёмок, в подготовительном периоде, актёрам надо было самостоятельно искать свои образы, кто же такие их персонажи: история жизни, семейные связи, внутренняя мотивация и внешний облик… Иными словами, ни в подготовительном периоде, ни в разгар съёмок сценарий (двух сценаристов!) Владимира Нагорного и Славы Сэ не был готов; его не утвердили к производству продюсеры Ива Стромилова, Александра Ремизова, Михаил Зубко (поскольку утверждённый сценарий менять на площадке запрещено); художники по костюмам и по гриму просто непонятно, чем занимались (довольно было бы костюмера и гримёра, ведь актёры сами себе придумали образ); два (!) режиссёра-постановщика Александр Баранов и Дмитрий Киселёв «режиссировали» актёрские импровизации... Самое смешное: за весь этот самодеятельный капустник с бюджетом в $4 млн. ответственность несёт кинокомпания Bazelevs Distribution, возглавляемая многоуважаемым Тимуром Бекмамбетовым. Эта компания входит в элитную группу отечественных кинопроизводителей, получающих деньги на подобные проекты из государственной казны, т.е. деньги российских налогоплательщиков.
Никакой комедии из этого бардака, конечно, получиться не могло. Ещё «смешнее»: если б актёрские гэги сыграли «в яблочко», никто б тогда и не заметил профанации. В общем, актёры подвели, не дотянули, не заслужили свои звёздные гонорары.Это же они – «лицо фильма»! Зритель их начинает винить, к ним растёт недоверие. Но актёр каждый раз рискует, входя в новый проект. Ошибочно думать, что «звёзды» стремятся потерять своего зрителя. От блогера облома можно было ждать, он свой гонорар как смог, так и отработал, какие могут быть претензии к блогеру за киносценарий? Тем более он честно говорит, что ничего не знает. Милый такой парень. Безруков тоже честно (тоже милый парень!) заметил – непонятно, что такое юмор вообще: что такое «смешно» и что такое «не смешно»? Для него эталонный юмор – от М. Жванецкого, но он же не всем нравится, таких – меньшинство. Не поспоришь.

«ТУДА НЕ ХОДЫ,
ТЫ СУДА ХОДЫ!»

«Девушка, а девушка, а можно с вами познакомиться? – Можно. Оля. – А я Федя! – Ну и дура!» (Косой); «Все побежали – и я побежал!», «Дарагой, ты туда не ходы, ты суда ходы, снэг башка попадёот, совсем мёортвый будэшь!» (расхититель социалистической собственности из Средней Азии Василий Алибабаевич); «Обрили уже!» (Хмырь), «Сидячий? – Кто? – Ну, мужик тот – сидит? – ...О! Во даёт! Да кто ж его посадит?! Он же – памятник!» – это, как вы помните, о «мужике в пиджаке», памятнике М.Ю. Лермонтову. Почему этот юмор ушёл в народ и до сих пор (вот уже сорок лет!) там ходит? Может, просто авторы тогда были образованнее, талантливее, профессиональнее? Может, они просто любили своё дело, своих героев, уважали своего зрителя и свою страну? Сейчас это звучит высокопарно, но с такими чувствами естественно жили, как воздухом дышали. Кинорежиссёр Александр Серый и авторы сценария Георгий Данелия, Виктория Токарева и Валентин Ежов – их «Джентльмены удачи» 1971 года выпуска с бюджетом в 400 тысяч рублей в прокате собрали 30 млн. рублей, став в 1972 году лидером советского кинопроката: фильм посмотрело свыше 65 млн. зрителей! С этими цифрами тоже не поспоришь.
Авторы новых «джентльменов» всячески стараются предотвратить сравнение их новодела с оригиналом. Так не надо было вторгаться в пространство, где будут остро и ярко выражаться современная некомпетентность и бесталанность. Если вы неспособны сделать лучше – не утруждайте себя. Бекмамбетов, работая в Америке над фильмом «Линкольн: Охотник на вампиров», разным тамошним студиям предлагал этот проект. Все отказались. Уж чутьё у голливудских киношников развитое, они не станут вкладываться в заведомо провальное дело...

ПАГУБНАЯ НЕЛЮБОВЬ
К ЧТЕНИЮ

Продюсерское кино, отнявшее творческую власть у кино режиссёрского и воцарившееся за прошедшие двадцать лет в российском кинопроизводстве, в собственных провалах винит подчиняющиеся ему подразделения, но сам продюсер всегда прав и невиновен. Это абсурд в чистом виде! Если ты, будучи непрофессионалом, набираешь себе на проект или в компанию таких же непрофессионалов, чтобы на их фоне не выглядеть самозванцем, не чувствовать себя бездарем, не комплексовать, потому что ты ничего не знаешь и не умеешь, то почему же ты не виноват в провале всего предприятия? Постоянно без стыда и совести продюсеры обвиняют в проблемах российского кинематографа сценаристов: дескать, нет сейчас хороших сценариев и вообще – кризис идей! Ложь! Профессионалы годами сидят без работы, предлагая в многочисленные сомнительные кинокомпании замечательные сценарии, которые мёртвым грузом сотен тысяч идей лежат на электронной почте всех производителей. В той же Bazelevs и ей подобных эти сценарии и заявки просто не читают, они не нужны – априори неинтересны. Так откуда же знает, скажем, генеральный продюсер Bazelevs Ива Стромилова о том, что существует «кризис идей»? Ведь из-за него же, треклятого, все они беспомощно потянулись к нашему золотому запасу киноклассики!
Мифические «кризис идей» и «нет хороших сценаристов, вы посмотрите, что сейчас предлагают!» просто удобны. Ну, во-первых, что заказывают эти продюсеры, то и вынуждены писать сценаристы, так как они наёмные работники, целиком зависящие от воли работодателя. Во-вторых, не надо тратить время на чтение – огромный плюс! В-третьих, междусобойчик никто не отменял, «все свои» – это святое. Если привлекут какого-то случайного «модного» блогера в свою компашку, то лишь за тем, чтоб и на этом сделать рекламку – в Интернете: мы в теме, знаем, что там у вас в сетях творится! И всегда можно претензии покрыть: у нас доступ к дележу бюджета не только у ограниченного числа лиц, есть и «молодая кровь». И таких блогеров соответственно своему скудному вкусу направят, пользуясь их незнанием, как и незнанием любого дилетанта. И тот никогда не догадается, что продюсер сам дилетант. Профессионалы-то сразу его вычислят, поэтому их на порог студий не пускают, не давая возможности делать достойное нашей страны кино.

ЗАЙМЫ И ГАРАНТИИ
Эльдар Рязанов недавно высказался, что недоволен новыми версиями фильмов «Ирония судьбы» и «Служебный роман». Но ведь ещё была и провальная «Карнавальная ночь-2». Если ремейк выпускают в прокат под Новый год, устраивая шумную рекламную кампанию, его экономический успех гарантирован, при всей обречённости в другое время года любой из этих лент. «Служебный роман. Наше время» с бюджетом в $5 млн. собрал в российских кинотеатрах более $11 млн., а «Ирония судьбы. Продолжение» (один из продюсеров фильма – тот же Т. Бекмамбетов) при таком же бюджете заработала в России $50 млн.
Замечательный момент криминальной комедии «Джентльмены, удачи!»: один из первых титров – «6+» – обозначает возраст, начиная с которого зрителю рекомендуется данный фильм к просмотру. Казалось бы, законодательная деталь соблюдена. И вот начинается действие. И буквально вторая сцена фильма: ограбление музея, когда воры точными ударами вырубают охранников. Четвёртая сцена фильма: ночь, кладбище, зияет чернотой свежевырытая могила, из которой доносятся голоса… Наезд – в могиле стоят два бандита и обсуждают вероятность того, что сейчас придёт Смайлик, их главарь, и в этой могиле они останутся навсегда; приходит Смайлик и с глухим ударом оземь опрокидывает со своего плеча на край могилы труп в чёрном целлофане... Злободневный вопрос: а почему не «3+»? Какая значительная часть аудитории осталась вне доступа к заявленной создателями «семейной комедии», сколько «бабок» прошло мимо, как просчитались лучшие продюсеры страны! И поэтому заработали они всего-то около $8 млн. Посчитаем: 4 плюс 8, итого: $12 млн. потратил российский народ на это «кино»...
Ориентирование зрителя, а точнее, его сознания на хорошо знакомое и десятилетиями любимое кино, подаваемое в «новом свете», – не что иное, как дешёвая и пошлая спекуляция. Это исключительно коммерческое использование брендов не только советского кино, но и отечественной культуры в целом. Да, все авторские интересы соблюдены, права на использование этих брендов выкуплены, сделки юридически и финансово оформлены в самом лучшем виде. Зритель, проспонсировав своими налогами производство такого кино, охотно несёт свои кровные и в кассу ближайшего кинотеатра, но приманка каждый раз оказывается пустышкой. Человек выходит из зрительного зала с полной уверенностью, что его нагло надули и обобрали. Странно, что в суд с требованием компенсации морального ущерба на кинопродюсеров ещё никто не подавал. У нас народ – не дурак, просто всё ещё верит в то, что национальным продуктом можно гордиться. Опять-таки – эмоциональная инерция...
Неужели итоговое подчёркивание следовало провести двадцать лет назад? Всё, что мы любим в нашем прошлом, хочется защитить от дельцов, которые от придуманного ими кризиса, а точнее, отсутствия идей в их собственных головах пользуются ремейком, как спасательным кругом, строя свой авантюрный бизнес на чужом успехе. Раз за разом в этом тяготении псевдокинематографистов к ремейкам вырабатывается один-единственный плюс: зрителю оригинальные фильмы, подвергшиеся нападению неджентльменов, становятся ещё дороже…

Арина АБРОСИМОВА

 

Статья опубликована :

№4 (6401) (2013-01-30)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,6
Проголосовало: 19 чел.
12345
Комментарии:
02.02.2013 02:56:34 - Gennadi Petrovich Logunov пишет:

Друзья, глобализация, однако!

Всё верно пишут Арина АБРОСИМОВА, Владимир Колягин и Олег Ермаков. Но навскидку. Что происходит с российской «эстрадой»? На театральных подмостках? С литературой? На выставках? В журналистике? На федеральных ТВ каналах? С продуктами питания, наконец? Везде и всюду продакшн – «дешёвая и пошлая спекуляция». Автор восклицает: «Если вы неспособны сделать лучше – не утруждайте себя». Это с какого такого перепугу? А как же бабло? Может, таки, что-то в консерватории подправить???

31.01.2013 09:18:00 - Олег Дмитриевич Ермаков пишет:



Возможно, фильм "Джентльмены, удачи!" и не заслуживает рассмотрения в рубрике "Искусство". Но старых "джентльменов" в прокат уже не запустишь. Кино, телевидение, газеты - это бизнес. Может, иногда, с точки зрения искусства, лучше оставить пустую полосу в газете, пожалеть лес и не издавать книгу, транслировать сетку по телевидению вместо иных передач. Судя по приведённым в статье цифрам, фильм принёс вдвое больше, чем было на него затрачено, а ведь многие фильмы себя не окупают. Вот, к примеру, "Щелкунчик" с "Цитаделью" братьев Михалковых, дали вместе 100$ млн. убытков. Здесь уж точно государственные деньги=) И это цифра чистых убытков, а не странная арифметика Арины Абросимовой, когда к затратам прибавляется выручка. Тезис принципиальности заграничных ремейков, в отличие от наших, беспинципных, тоже лукавый. Да мировая киноиндустрия эксплуатирует идею пока есть в этом выгода, доход. Отсюда годами идущие сериалы, за время которых успевает умереть часть актёров, Джеймсы Бонды (какие уж по счёту?), "Резня бензопилой в Техасе -6" и т.д. и т.п.

30.01.2013 16:22:41 - Владимир Колягин пишет:

Эта компания входит в элитную группу отечественных кинопроизводителей, получающих деньги на подобные проекты из государственной казны, т.е. деньги российских налогоплательщиков.

Давайте вспомним словно бы "Утвержденный" кем-то список "деятелей" культуры, на протяжении уже никак не менее 10 лет постоянно получающих из державных рук правительственные награды. Это одни те же лица, активно играющие с правящей элитой в Утвержденной той же самой элитой постановке под условным названием "Новая Россия". Спектакль с явно притянутой за уши тематикой, со сценарием написанным с похмелья, но... заказчики больно уж щедрые на чаевые, при условии добровольного участия в мероприятии. И изрядная составляющая этой тусовки ничем иным, кроме солидных отступных не интересуется. Они давным давно перестали быть сеятелями доброго - это не для них. Сеятели перемещаются на общественном транспорте, а не на "Линкольнах". Потому у нас теперь в фаворе Колчаки - Хабенские и Безруковы - "Есенины". Очень мало Машковых, но многовато Михалковых."Земля, ты помнишь этот зуд!?.." и далее по тексту. Пивыкшим к "тусовочности" им похоже невдомёк, что пририсовывать усы "Моне Лизе" не одно и то же с созданием оригинала. Но они из линейки: Цыкало_Ургант_ и т.п., которой измеряется "прикольность", принимаемая в "тусовке" за талант. Ответственности с "гулькин нос", поскольку всё оплачено. Чтобы не вылезло на свет из-под их пера, оно обязательно выйдет на экран, и в самое нужное время, и под трескотню хвалебных рецензий. Все же там свои, все заняты общим делом. И побоку, что за "плату" обязателен спрос, спрос обязательно заставит лгать - главное, что всё оплачено. Забот никаких. Проблем с совестью тоже никаких. Когда-то на Западе никак не могли понять "этой русской души", определяемой Достоевским как едва ли не до самоуничижения самоедской. То была её природа, совладать с ней русский интелигент был не в силах. Теперь та загадочность с лика русской души по-видимому пала. И не в последнюю очередь такому вот отношению к ней самих с позволения сказать деятелей от искусства. Плаваем на противокарабельных минах всему миру на зависть, делаем из своих героев балаганных придурков и хихикаем на центральных каналах над самими собой до коликов. Каким циничным нужно быть душевным уродом, чтобы наперебой друг с дружкой, едва не расталкивая в очередь выстроившихся поиграть "в Сталина". И кого только среди них не засветилось - Суханов, Кваша (царство ему небесное), Хазанов (Боже ж ты мой!). Осталось младшему Райкину примерить на себя мундир генералисимуса, или же главному "имитатору", галчонку этому недоношенному. И что забавно - не нарушают при этом ничьих авторских прав. В настоящее время остается настоящим, со своим лицом, один лишь киноматограф - французский. Потому как охраняется соответствующим законом. Так же как и французский хлеб. Им не всё равно, чем кормить свой народ...


Арина АБРОСИМОВА


Выпуски:
(за этот год)