(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

ТелевЕдение

От литераторов к рестораторам…

ТЕЛЕДИСКУССИЯ

Беседа публициста Арсения Замостьянова с писательницей Татьяной Синцовой

– Литературное телевидение – это только ностальгия?
– Да уж, в прежние годы литература не исчезала с экранов. Осмелюсь утверждать: ею было пронизано всё советское телевидение, а экран нёс в жизнь не потоки крови, не мат и ненависть. Он учил среди нестроений мира выбирать добро и справедливость. Коренные русские ценности. Учил ежечасно «поправлять штакетник» по примеру Валентины из спектакля «Прошлым летом в Чулимске» (1975) по А. Вампилову.
Прозаики, поэты были желанными гостями концертной студии «Останкино», где проходили встречи со зрителями. Представляете Первый канал господина Эрнста, на котором в прайм-тайм читают стихи? Я – нет. В.П. Катаев, по примеру Маяковского, называл такие встречи «работой» (1978).
– Пожалуй, это лучшее, что было на телевидении. По сравнению с теми героями и зрителями все мы – роботы. Столько в них было живого, человечьего. Мысль рождалась у нас на глазах – ни сомнений они не стеснялись, ни морщин…
– Как хорошо, что сохранились те плёнки! Вглядываюсь в зрительный зал – и вижу другие лица. Серьёзные, вдумчивые, открытые. Но ведь это мы, Господи! Мы когда-то были такими. Не боялись духовной работы – тянулись к ней.
Ю.В. Бондарев, В.Г. Распутин, А.А. Алексин, Г.Н. Троепольский, В.С Розов, Ф. Абрамов, В. Катаев, Д.С. Лихачёв, Е.А. Евтушенко, В.П. Астафьев, Ф.А. Искандер – все были там. Специально приезжали на съёмки. Никогда не забуду взволнованного рассказа Виктора Петровича Астафьева о том, как он подъезжал на поезде к Москве, вглядывался в вечерние окна: «Кто за ними? Что за люди? Как им живётся, здоровы ли? Почему не спят?» В его голосе были забота и боль – и зал взорвался аплодисментами.
– И не по команде редактора!
– Я запомнила Астафьева таким – смущённым от искренней овации. Для меня нет Астафьева времён поцелуев с Ельциным и «Проклятых и убитых». «Кажется, я не знаю, о чём мы будем говорить», – с этими словами вышел на сцену Гавриил Николаевич Троепольский, а заговорил о главном: том, что Добро и Зло – вечные и самые важные в жизни темы. Размышлял, чем определяются истинные духовные ценности (тогда не сомневались в их существовании). Что включают в себя понятия «честь», «достоинство», «доброта», «порядочность», «социальная справедливость»? Какова роль писателя в деле нравственного совершенствования человека? Странные для нынешнего времени разговоры, не правда ли? Уже в разгар перестройки, помнится, зрителей «Останкина» «усыплял» Кашпировский.
– Почему же всем так захотелось гипноза, а потом – и более солёных зрелищ?
– Есть мнение, что нас перекормили «правильным». Вожжи опустили – мы и пошли вразнос. Значит, были плохими учениками. В конце концов это выбор каждого. Если литератор общается матом (вы представляете Д.С. Лихачёва, матерящимся в Интернете?), то не советская власть в том виновата. И не советское кино, единственный раз «ругнувшееся» с экрана устами Василия Макаровича Шукшина в момент наивысшего напряжения в фильме «Они сражались за Родину», – неслышно, одними губами.
Недавно пересмотрела «Заседание парткома» (1977) по пьесе А. Гельмана и была приятно удивлена. Спектакль не потерял свежести и остроты благодаря узнаваемым во все времена персонажам: правдолюбцу из низов и воину (бригадир Олега Ефремова служил в ВДВ), чиновнику-демагогу, перестраховщику, словно вынырнувшему из Салтыкова-Щедрина («Годить надо!»). Ничего не изменилось. Только теперешним рабочим наплевать на качество – нет у них с работодателями «общего дела». И вот прошли «те времена». Наступили «эти».
– «Не тот боржом», и Гельманы стали не те…
– Прошлись по живому. В. Познер, помнится, заканчивал своё ток-шоу на Первом канале лукавой усмешкой: «Такие нынче времена». Не нравятся – привыкайте или съезжайте… в Могилёвскую губернию. Вкусно выговаривая на английский манер словцо «ток», Познер всегда подчёркивал, что его передача – именно «шоу», а не какая-нибудь встреча со зрителями. Забавно, но его «ток» я всегда воспринимала как пляску глухарей на току. Токуют себе, распускают хвосты, никого не слушая.
Познер не ставил цели слушать. Он наводил мосты. Вы, конечно, помните популярные передачи с Филом Донахью в 1985–1987 годах в разгар перестройки.
– США там представлял не только Донахью, я недавно пересмотрел эфир, в котором на американской стороне орудовал Питер Дженнингс. И он переигрывал нашего ВВП, как Джеймс Бонд генерала Грубозабойщикова! Почему на столь ответственную роль партия и правительство выдвинули Познера – почти понятно. Политические обозреватели, много лет работавшие в кадре, ассоциировались с прошлыми временами, с Брежневым, а Познера публика не знала в лицо. К тому же он сам по себе слыл победой нашей пропаганды. Иностранец, выбравший СССР! Конечно, выбор за него сделал отец, но всё же… Тут даже нездешний говорок вроде бы «работал» на советскую власть. В восторге от такого эффекта наши идеологи не учли, что представлять Советский Союз в диалоге двух великих держав должен журналист масштаба Юрия Фокина – по убеждённости, по обаянию.
– Нового Фокина не нашли, всё-таки именно Познер плотно закрепился на «насесте» российского телевидения и вот уже четверть века – страшно подумать! – не слезает с него. Морочит людям головы, монтажом расставляя нужные акценты. То есть немножечко мошенничая. Я имею в виду его звёздный час: знаменитую передачу, из которой вырезали: «…у нас есть любовь!»
У кого как – у меня Владимир Познер прочно ассоциируется с… Политбюро ЦК КПСС.
– Неужели вы недооцениваете славных тружеников в фетровых шляпах?
– Я вспоминаю тогдашние ощущения: к 1985 году от политбюро устали. Его члены были стары, некрасивы, и нам захотелось румяных и свежих. Дорого же нам обошлась собственная разборчивость! К 2012-му – устали уже… от демократического. Демократическое политбюро не так явно структурировано, но свой идеологический концепт имеет. Афанасьев, Попов, птенцы гнезда Чубайсова, та же Пугачёва с эстрадной тусовкой, Венедиктов с тусовкой журналистской, Ясин, господа из ВШЭ и Познер – чем не демократическое политбюро? Давайте наконец скажем правду: не мосты они «наводили», а проводили идеологическую работу «среди населения». Как оккупанты на завоёванной территории. Мы устали от них больше, чем от Политбюро ЦК КПСС.
Мало того: поздним умом понимаем, что прежнее политбюро добрее относилось к стране и народу, чем нынешнее. Мыслимое ли дело, чтобы кто-нибудь из бывшего сказал:
«В России меня держит только моя работа. Я не русский человек, это не моя родина, я здесь не вырос, я не чувствую себя здесь полностью дома – и от этого очень страдаю. Я чувствую в России себя чужим» (В. Познер. Интервью «Московскому комсомольцу»)?
Члены демократического политбюро, надо признать, довольно откровенны в своей нелюбви к России и русским. Сами они не уйдут, продолжат тасовать замусоленную колоду, разбавляя её «родными человечками» и выхолащивая попутно советские формы буржуазным содержанием.
– Очень уж многим из нас хотелось свободы…
– Я вот думаю: какой свободы? Для чего? Где новые имена, книги, спектакли, фильмы? В последние годы что-то, безусловно, сдвинулось, но от «славных девяностых» остались лишь «бесприютная тоска» да «долгая бескайфовая дорога» (АукцЫон). Это провал. Толстые журналы, издательства, кинематограф, театр – поплыли по «морю рыночных реформ». Конечно, что-то писалось, в основном в жанрах детектива и чернухи, и даже снималось – в них же, но по-настоящему запомнились лишь «Дети чугунных богов» (1993) и «Окраина» (1998) сценаристов П. Луцика и А. Саморядова.
В 90-х изменилась оценочная шкала. Если раньше всё было плохим или хорошим, но – настоящим, то теперь – настоящего стало мало. В ту пору зародилась мода на «исторический глянец», которая пошла с засахаренной «Барышни-крестьянки» (1995). Неестественно приглаженные «кукольные» фильмы, вроде «Муму» (1998) А. Грымова, проторили дорогу на телеэкран, и с тех пор там прочно обосновались «Бедные Насти» (2003–2004). Подобными картинами затыкали и до сих пор затыкают дыры социального кинематографа, который, переболев, разразился потоком фильмов «про золушек» из провинции, вышедших замуж за олигархов.
– То есть свобода привела к торжеству примитивных штампов.
– У меня крамольная мысль: свобода нужна была для ресторанного бизнеса. Точнее, для бизнеса вообще. Не для творчества. Для открытия «собственных дел». Процитирую запись в фейсбуке одного приметного либерала:
«Господи, как же хорошо ЖРАТЬ. Единственное чувственное удовольствие, которое мне доступно в полной мере. И никакого чувства вины. И никаких тёмных страстей. И никакой ответственности».
И, правда: о ком ни прочтёшь – все рестораторы: Пархоменко, Познер, Ургант. Рестораторы «от идеологии» – театра, музыки, кинематографии, журналистики. И всё-таки их время проходит.
– Откуда такой оптимизм?
– Меня порадовала недавняя пресс-конференция Ренаты Литвиновой в Ростове-на-Дону. По-моему, это важные слова: «Как можно желать в мечтах и просить материального? Материальное – это всего лишь последствия твоей деятельности. Это не может быть целью».
И далее: «Когда ты что-то делаешь, ты не просчитываешь, ты делаешь как будто в стол». Мне понравился и недавний диалог героев нашего разговора – Владимира Познера и Ренаты Литвиновой. Познер начал его стариковским ворчанием на плохую погоду. «Я не метеозависима», – равнодушно ответила гостья.
Подобные беседы Владимир Познер проводит, в общем-то, по шаблону, ставя в тупик приглашённых надёрганными цитатами из старых интервью. Тут номер не вышел. Литвинова сказала, что «журналисты – собаки такие», всё перевирают и что она вообще бы не пришла, если бы не новый фильм «Сказка для Риты», которому «надо помогать». Мэтр растерялся. Видимо, он ожидал благодарностей за приглашение. Когда узнал, что фильм снят на собственные деньги, стал допытываться, какая сумма была вложена, и вообще «потерял лицо».
С ним последнее время случается. Он путает Гоголя с Салтыковым-Щедриным и, как плохой актёр, «оговаривается» домашними заготовками. Я имею в виду «Государственную Дуру» вместо «Государственной Думы».
– Так, значит, время рестораторов проходит?
– На наших глазах происходит «сеанс одновременной магии». Надо сказать, что в последние годы из столичных офисных хомячков, как их называют в Интернете, журналистской братии, пиарщиков, мелких бизнесменов и примкнувших к ним друзей-приятелей сложился так называемый креативный класс. Творцы, умеющие «творить» только митинги. Я их тоже называю рестораторами, ведь «мечта прекрасная» у них всё равно одна: открыть свой бизнес, преуспеть и затесаться в приличную компанию «на морском песочке». К тому же многие из них уже держат кафе, рюмочные и прочие питейные заведения.
Так вот начиналось всё «за здравие», а заканчивается... Модные одёжки слетают с них, как в булгаковском варьете. Под фантиком обнаруживаются пустота, непомерные амбиции, нечистоплотность, неумение и нежелание работать. Есть надежда, что будущее не за хипстерами. Недавно прошёл слух, будто руководители главных телеканалов ждут… новых назначений. Вот и славно. Мы тоже ждём. Кто вместо них? Вопрос, на который нет пока ответа.
«Креативных рестораторов» мне бы не хотелось.

 

Статья опубликована :

№4 (6401) (2013-01-30)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,8
Проголосовало: 38 чел.
12345
Комментарии:
04.02.2013 21:12:39 - Владислав Викторович Попов пишет:

... см. ниже ...

Простите ... "ее величество - Правда ..."

04.02.2013 21:09:38 - Владислав Викторович Попов пишет:

О правде ...

Не знаю, кто и как, судить о других не берусь, но для меня приоритетом во всем и над всем, было, есть и будет его величество - Правда. Я могу не принимать человека и его философию, его идеалы, его убеждения, его склонности, но я всегда выслушаю его до конца, если он говорит правду и сделаю выводы, исходя из правды, а не лжи. Отдельное спасибо Александру 53 ...

04.02.2013 19:42:31 - александр 53 пишет:

Иным комментаторам ума бы занять!;-))). НЕ скажу кому, хотя это Малкову!

Я, в отличие от православнутого Малкова, ТВ смотрю и его комментарии читаю. Он мои нет, но иногда нет-нет, да и вырвется у него... .По существу темы он, как всегда, мало чего понял, но свои пять копеек вставил. И это несмотря на то, что времени у него не хватает, о чем он всем и поведал на смеси ломаного русского с английским. Действительно, что нам могут сказать писательница Т.Синцова и ее интервьюер? Они же телевизор с обратной стороны смотрят, да к тому же забывают его в розетку включить. Сам-то он ТВ не смотрит и не знает его сути ни изнутри, ни снаружи, но в оценках категоричен. То есть судит, вспоминая его английские изыски, о песнях "Битлз", как тот Абрам, которому Рабинович вечером напел тройку песенок по телефону:-))). Но понаслышке знает, что намедни Проханова показывали. Как он всех уверил на запевке, 10 лет уже живьем ТВ не видел, но одна ..."недавняя эпопея про Проханова чего стОит...". Видите, эмоционально и с ударением! Про эпопею! А не про факт ее показа. Откуда-то и про содержание знает? Так смотрел или нет? Мнение свое складывает из "обзоров "ЛГ". Видите, статью прочитал, ничего не понял, но мнение "сложил". А далее привел целый список либералов, говоря, кого на ТВ только не бывает! Затем списком и убедил, что никого, кроме них и не бывает. С большим знанием дела Малков сделал углубленный и утонченный экскурс в производство советского ТВ. Понимаете, времени у советских было до хрена, ведь каждый кадр по 10 раз переснимали, денег не жалели. Да и каналов-то было раз-два и обчелся. Начнут, бывало со слов "..твою мать!", раз 10 переснимут и вот на выходе в эфире:"Спасибо, моя золотая!" Вот так мата и избегали. Нет-нет, не все так плохо. Малков весьма самокритичен, говоря о креативном классе. Вот лично он "...вообще не стал бы возноситься...", хотя имеет на это полное право! Ну, с его-то активной жизненной позицией... .Это вам не "хомячки" и не "офисный планктон". Это убежденный борец с "совком" и "советским тоталитаризмом". Ну очень ему не нравятся статьи, где говорится о каком-то советском опыте, каких-то советских ценностях и какой-то социалистической человечности. Понимаете, советские ценности не могут быть для него русскими. Вот тут он уколол одного из комментаторов, который считает полезной для себя критику Познером режима. А сам учится у Подрабинека, еще более русофобской твари, чем познеры... . Ху из ху... . Видите, и я английский теперь знаю, спасибо Малкову! Если что, переводчиком могу... .А вы, уважаемые авторы говорите... .Какой там гуманизм, какое литературное ТВ, если там не было попов и их проповедей... В общем, он тут постоянно воюет с "ошмётками" советских духовников и с людьми коммунистических взглядов, в то время как "...людям и дальше надо терпеть глумящуюся роскошь жулья в нашей небогатой стране...". И жирующих попов, поддерживающих эту глямящуюся роскошь жулья и не отстающих от них ни на шаг в стремлении обладать этой роскошью...

04.02.2013 15:08:15 - александр 53 пишет:

Язык твой - враг мой!...

Видел-видел Познера "на морском песочке" в компании АбрамОвича и Юмашевых. Лысая голова и полосатые "СЕМЕЙНЫЕ" трусы Познера в центре снимка сказали больше, чем он сам наговорил за всю свою жизнь. Не случайно депутатов, обидевшихся на "ГОСДУРУ" и пожелавших запретить журналистам с двойным-тройным гражданством работать на федеральных ТВ-каналах, так быстро поставили на место. "Семейные" хоть и расслабились на личном пляже Ромы, но дело свое знают и нетерпеливых быстро осаживают! Этот господин всего лишь шеф-повар с богатым набором слов, что позволяет ему одно и тоже "блюдо" каждый день называть по-разному. Но он хоть и "шеф", но только своего ресторана и своей передачи. Настоящие шефы были в кадре и остались за ним. Ресторатор и шеф-повар Познер всего лишь политический официант на телевидении и его ресторан, всего лишь плата истинных его хозяев за подвешенный и хорошо "приготовленный" язык. Здесь все просто: приготовил языком нужное "блюдо" и за стол, за другие блюда. Завтрак он съедает сам, обедает в "Семье" или с "Семьёй", а ужин отдаёт своему "врагу" - собственному языку. Вот так "языкастый" Познер всегда при деле...:-))). А интервью и мысли в нем мне понравились. Спасибо Арсению и Т.Синцовой. Мы говорим на одном языке. Можно объясняться и с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл и при любом зигзаге власти "языком" прокладывают и расчищают путь к кормушке. А то и не отходят от нее....

03.02.2013 18:20:48 - Stanislav Alexandrovich Krechet пишет:

Уже и ежу...

Уже и ежу, и каждому телезрителю, а так же его кошке и дворовой собаке в России многое понятно и известно про наше телевидение. Этот старичок давно уж понятен и надоел, его анализы по любому поводу заранее известны, неглубоки, его гримасы и ужимки вызывают устойчивую реакцию, как и на "анализы" его. Чем же он заякорился там? Какой цепью? От Эрнста, конечно, мы не узнаем, может Попцов подскажет? А не открыть ли отдельный телеканал для журналистов с двойным-тройным-четверным гражданством!?

02.02.2013 11:06:31 - Антон Михайлович Малков пишет:

А с теми ли воюют?

Не совсем понятно какое отношение имеет писательница Т.Синцова к телевидению, насколько она знает его изнутри но не суть... Познера я не видел и не слышал уже лет 10, да и современное наше тв знаю только понаслышке и из обзоров (в той же ЛГЗ), (no time to waste, как говорят у них в USA, sorry). И все же, не только же Познер и "проклятые либералы" в телевизоре. Соловьев, Пушков, Щипков, Ципко и кого только там не бывает. Одна недавняя эпопея про Проханова чего стОит. Ну запретите, закройте, опечатайте "всякие Эхо, Дожди и тд и тп" - они же станут героями и народу на Болотной сильно прибавиться. Вам этого хочется? Лучше создайте какой-нибудь "Снег" (можно на голову) (как альтернативу Дождю), сделайте лучше, интереснее. Что (или кто) мешает-то? А то получается как у А.Ципко на соседних страницах этого номера: "...У их (либералов) оппонентов нет ни чувства локтя, ни пламенной страсти, ни порой культуры ума и здравого смысла, необходимых для защиты национальных чувств и интересов." Если же говорить о качестве тв продукции, то в СССР было три канала (у нас), сейчас их - за сотню, поэтому уровень внимания и качество и фильмов и передач и тв спектаклей было другое. Сейчас 10 раз переснимать одну и ту же сцену никто не даст (бюджет, время) и уровня отточенности многих фильмов советских времен уже не достичь, увы. Цена и слова и видеоряда сильно упала (спасибо (или "спасибо"?) интернету), новым средствам коммуникации и информации. Писателей (и прочих медийных творцов) стало в сотни (и то и тысячи) раз больше, и условная цена этого творчества, к сожалению, падает... Но я бы не стал на месте собеседников возноситься над головами поминаемого ими "креативного класса" (выдумали же название), ведь и писатели в сети креативят и делятся с нами своими креатурами на проза.ру, и хомячками многим из "творцов" в офисах приходится работать ради хлеба насущного... Если под креативным классом понимать тех, кто что-то создает и занимает активную жизненную позицию - то я - за такой креативный класс... А то воюют с ошметками либерально мыслящих людей на тв, критикующих власть, а тем временем (переверните страницу лгз на статью "Страшная тайна") сверху осуществляются "...некие "высшие" политические интересы, ради которых людям и дальше надо терпеть глумящуюся роскошь жулья в нашей небогатой стране...".

02.02.2013 10:11:26 - Антон Михайлович Малков пишет:

Иным комментаторам - скромности не занимать.

Вот и В.В.Попов пишет: "Умный человек и из плохого извлечет хорошее. Так и я из Познера..." Сразу видно ху из ху...

02.02.2013 03:18:26 - Ann Key пишет:



Меня давно уже интересует понятие "креативный класс". Что они там такого накреативили и в каком количестве? И если у нас есть креативный класс, почему так мало или нет почти хороший писателей, художников, режисеров, актеров..?

30.01.2013 21:00:51 - Владислав Викторович Попов пишет:

О Познере ...

Умный человек и из плохого извлечет хорошее. Так и я из Познера беру для себя только полезное, в плане довольно грамотного раскрытия им многих негативных сторон жизни. Человек, не любящий Россию, поможет нам понять, что делать, как изменить страну, чтобы ее любить не только душой, но полюбить и разумом.

30.01.2013 20:51:53 - Владислав Викторович Попов пишет:

Для Л. П. Голуб

Все есть про настоящих людей, но в столах ... Капитал пропускает наверх только своих ... пустышек и болтунов ... в красивой обертке ...

30.01.2013 14:55:23 - Борис Иванович Сотников пишет:

Почему Познер?

Возникает устойчивое подозрение, что Познер попал в совет при президенте, именно, потому, что не любит Россию, по его собственному признанию. Интересно, а что он там делает с такой любопытной особенностью?

30.01.2013 14:38:46 - Любовь Павловна Голуб пишет:

По теме

Да ну их всех, они уж осточертели, бумагу марать.. Хочется про настоящих людей труда и любви вообще и к детям, детских произведений, чтобы до слез, но с оптимизмом! А публицистам тем хватает..

30.01.2013 14:02:46 - Владислав Викторович Попов пишет:



Хороший материал для классического романа в стиле "нового Булгакова" о вечной человеческой слабости к материальному благополучию, на примере медийных лиц российского телевидения нынешнего времени, можно собрать из прилюдных фактов их публичной жизни.


Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ


Выпуски:
(за этот год)