(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

События и мнения

Где Ленин, где Христос?

Злоба дня

С неожиданным для многих заявлением выступил протоиерей Всеволод Чаплин, призвав к диалогу между левыми силами и Русской православной церковью для объективной оценки советского периода.
Естественен ли и продуктивен вообще диалог «Церковь–социалисты»? Что он может дать для развития страны и гражданского согласия?


Всеволод
ЧАПЛИН
отвечает
на вопросы «ЛГ»:


– Ранее вы довольно резко отзывались о большевизме, предлагали рассмотреть на предмет экстремизма произведения В.И. Ленина. Что же изменилось в вашем отношении к советской эпохе?
– Диалог между Церковью и левыми на самом деле ведётся много лет, и он будет продолжаться. Это диалог с политическими силами, такими как КПРФ и другими партиями левого спектра, а также с отдельными политическими мыслителями. Его можно развивать. При этом нужно одновременно понимать, что в левых идеях много христианского, как нельзя забывать, что в советский период были совершены преступления, которые не могут быть не осуждены. В этом смысле моя позиция не менялась.
Считаю, что будущее левых сил зависит от их способности осудить преступления, которые были совершены. Нам не нужно бояться честно говорить друг с другом. Именно поэтому предлагаемый диалог – это не попытка обойти острые углы, а предложение честно высказать позиции.
– Получается?
– Я уже сказал, диалог идёт. Думаю, сегодня уже могут быть обсуждены самые сложные вопросы.
– Какова же цель такого диалога?
– Важно восстановить в оценках истории советского времени мир и правду. Ведь мира без правды быть не может. Надо честно посмотреть друг другу в глаза, увидеть, что нас объединяет и что мы можем вместе сделать для вынесения правдивых оценок пережитого страной и оценок отдельных деятелей советского периода.
– Вы имеете в виду Сталина?
– Речь о многих деятелях советской эпохи.


Нужно единство патриотов
Вячеслав ТЕТЁКИН,
депутат Государственной Думы РФ (фракция КПРФ):

– КПРФ постоянно выступает за сотрудничество самого широкого круга общественных сил в борьбе против разрушения России, попытки которого исходят от Запада и друзей Запада внутри нашей страны. При всей разнице подходов к различным проблемам жизни страны мы считаем, что Русская православная церковь относится к числу весьма влиятельных общественных сил. Православие – традиционная для России религия. И поэтому, если говорить о широком общественном диалоге, мы готовы к разговору и с РПЦ.
Если заявление Всеволода Чаплина не является неким зондажным ходом, это может означать отход РПЦ от жёсткой антикоммунистической позиции, на которой, к сожалению, ряд руководителей Церкви находился в последние годы. Такой отход можно только приветствовать.
С другой стороны, мы понимаем, что подобное заявление – свидетельство не только перемены настроений в РПЦ. Оно отражает перемены в общественном мнении. Левые настроения в России всё более укрепляются. Многим становится совершенно ясно, что либеральный курс, который проводился в России в течение последних 20 лет, ведёт к разрушению страны, усилению прозападных сил.
Видимо, и Русская православная церковь стала лучше понимать, что если всё это будет продолжаться, неизбежным станет, в частности, укрепление влияния Ватикана, других не традиционных для нас религий и сект. Ещё раз подтверждаю, что с точки зрения КПРФ необходимо единство всех национально-патриотических сил в борьбе за спасение и возрождение России. Если поступит ясное предложение со стороны Русской православной церкви, мы готовы к диалогу.


Чувство страны великой
Леонтий БЫЗОВ,
политолог:

– Можно было бы только приветствовать изменение позиций и главы государства, и РПЦ. Война с советским прошлым не украшает нас как народ, как нацию, у которой за плечами история – и героическая, и трагическая, как бы к ней ни относились, но собственная и очень достойная.
Все попытки за последние 20 лет сделать из советского прошлого некое «чёрное пятно» провалились. Слишком через многое пришлось бы перешагивать, бросая в топку забвения судьбы нескольких старших поколений, и всё то, без чего не существует страна. Не удалась и сколь-нибудь массовая героизация досоветского прошлого и Белого движения. Не потому, что они были столь плохи, а потому, что это время от нас уже слишком далеко. Живая же память современных россиян чаще всего упирается в другое, например в полёт Гагарина или достижения советской науки.
Однако есть нечто в заявлении отца Всеволода, что заставляет насторожиться – его идеологическая составляющая. Она, скорее, раскалывает нацию, чем объединяет. Если РПЦ предполагает просто начать дружить с левыми и в пику правым меняет исторические оценки, то что это как не сознательный раскол общества по идеологическам швам? Не продолжение ли это памятных «антилиберальных молебнов» почти годичной давности?
Мы, как граждане, можем по-разному относиться к коммунистическим идеалам, Ленину, Сталину, это наше неотъемлемое право, но вне зависимости от убеждений нельзя спорить с тем, что было создано великое государство, которому честно служили наши родители и деды.
Да и можно ли всё советское прошлое свести к левым идеям? Можно, но только на самой начальной стадии. А то прошлое, которое помнят многие наши современники, скорее, связано с идеей служения отечеству, родной стране, чем каким-то конкретным идеям.
Связь истории, ощущение её единства и заложенного в ней смысла – это гораздо важнее, чем конъюнктурные споры и идеологические разногласия. Был ли Ленин своего рода «коммунистическим Христом», пророком? Для кого-то – да, для кого-то – нет, и вряд ли мы когда-нибудь придём к единой позиции. Но то, что без Ленина, фигуры исторического масштаба, не состоялся бы ХХ век, каким бы он ни был, это факт.


Не городить новые заборы
Инна ЗАГРЕБИНА,
председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву, главный редактор журнала «Юридическое религиоведение»:

– Инициатива Всеволода Чаплина, который не раз удивлял своими идеями, заслуживает внимания.
В советское время страна имела гражданскую тоталитарную «религию» с её каноническими атрибутами. Общая вера – вера в светлое коммунистическое будущее, живой бог – генеральный секретарь ЦК, «священное» писание – Программа КПСС, заповеди – моральный кодекс строителя коммунизма (перепев библейских заповедей – не убий, не укради, не возжелай жены ближнего своего). До сих пор есть и нечто сакральное в виде мощей в Кремлёвской стене и мавзолее, которые, на мой взгляд, стоит предать земле. Можно вспомнить другие места из Священного Писания: «трудящийся достоин пропитания», «вера без дел мертва», взятые на вооружение коммунистами, принцип десятины в виде партийных членских взносов.
Но ставить знак равенства между христианской верой и коммунистической идеологией, конечно же, неправильно. Несмотря на то, что коммунистическая идеология была придумана и воплощалась людьми, а что-то мистическое в ней трудно сыскать, надо отдать должное: эта доктрина вдохновляла и объединяла целые десятилетия огромную страну – СССР. Для многих людей старшего поколения коммунистические ценности незыблемы. Пожалуй, только Православной церкви, и то в отдельные времена удавалось так влиять на умы людей.
Несомненно, этот довольно продолжительный период нашей истории заслуживает гораздо более глубокого и объективного изучения, причём с целью заимствования целого ряда положительных для общества практик, использовавшихся тогда.
При этом не могу согласиться с мнением отца Всеволода, что Россия призвана не заимствовать идеи гражданского общества за рубежом, а реализовывать те, которые соответствуют самосознанию нашего народа. Отвергать опыт стран, которые ушли в гражданском строительстве далеко вперёд, по моему твёрдому убеждению, мысль не только неправильная, но и вредная. Можем стать тогда закрытой, отсталой страной с непомерной гордостью.
Также хотелось бы надеяться, что, отдавая должное советскому прошлому, мы удержимся от восприятия доктрины тоталитаризма в новом виде как положительной и объединяющей народ. Не стоит бросаться из огня да в полымя.

Сумма прописью
Нельзя не отметить, что своими оголтелыми «наездами» на Православную церковь, самой настоящей её травлей наши доморощенные либералы сами отрезали себе возможность нормального и продуктивного для страны диалога с ней.
Хочется надеяться, что в диалоге левых с Церковью главным будет не стремление к политическим выгодам, а искреннее желание соединить мир и правду. Многое тут может сделать Всемирный русский народный собор, который намерен призвать к объективному осмыслению советской эпохи.
И Христос, и Ленин были в нашем прошлом, есть в настоящем. Понимая это, и надо жить.

Статья опубликована :

№5 (6402) (2013-02-06)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3.5
Проголосовало: 15 чел.
12345
Комментарии:
12.02.2013 16:51:50 - Леонид Серафимович Татарин пишет:

БОГ - един! Но любая церковь - бизнес!

Нет никакой травли церкви!
Это ненормальная конкуренция бинесменов.
Бизнес церкви основан на эксплуатации искренне верующих в Бога людей.
Иисус Христос называл таких бизнесменов ЛУКАВЫМИ, КНИЖНИКАМИ и ФАРИСЕЯМИ
Иисус Христос был абсолютно прав, когда изгонял торговцев палкой и опрокидывал их столы.
Жаль, что сейчас Иисус не может зайти в Москве в здание, которое эти ЛУКАВЫЕ назвали "храм Христа Спасителя"
Ленин тоже был абсолютно прав, когда сказал: "Религия - опиум для народа"! Чаплин не заслуживает называться ОТЦОМ и ничего священного в нём нет.
ЛУКАВЫЙ и ФАРИСЕЙ!

09.02.2013 11:14:44 - Антон Михайлович Малков пишет:

В дополнение, комментарий к комментариям

В церковной жизни дивно то, что ответы на многие вопросы получаешь при более или менее внимательном отношении к жизни прямо здесь и сейчас, и за примерами далеко ходить не надо. Вот и сегодня - в церковном календаре день памяти Святителя Иоанна Златоуста. Вот уж "соглашатель" и "поддержант" властных инициатив и буржуазии. Обличавший в лицо лиц императорского дома за нечестие, богачей за сребролюбие, неоднократно подвергавшийся за это гонениям, ссылавшийся и окончивший свои дни в заточении. Но, как верно говорит С.В. Копылов - "народная память неизгладима". И вот - он святой и Учитель Церкви, а где его гонители? А для С.Иванова добавим, что - да, "учиться, учиться и учиться"! Вот и Святитель Иоанн Златоуст сначала получил блестящее по тем временам образование в Антиохии и Афинах (о, античность!) в тамошнем "ВУЗах", а потом начал сулившую ему немалые почести карьеру, по-нашему, адвоката, но осознанно избрал для себя совсем другой путь... Так что это нам только кажется (и неверующим и, увы, нам - верующим), что мы про Церковь Христову знаем все или хотя бы многое, а на деле... На деле правильно сказал (обращаясь к верующим) апостол: "Судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия." И приходится признать, что если что-то и знаем, то многое неправильно понимаем и толкуем и тд и тп. Если же рассуждать о материальном мире и земной части церкви Христовой, то, чтобы уважаемому мною С.В.Копылову было понятнее, позволю себе сравнить и сказать, что как в КПСС была своя партхозноменклатура (которую он вполне справедливо винит в крушении СССР на соседней странице), так и в земной (подчеркиваю, земной) церкви своя "партхозноменклатура" вполне возможна. Возможен (и был, есть и будет до скончания земной истории) и карьеризм, и соглашательство, и все то за что критикует современную земную церковь С.В.Копылов. И сами святые Православной Церкви об этом сплошь и рядом об этом говорили. Но это не отметает главного - необходимости для верующего нести СВОЙ крест (не косясь на чужие) и жить по велению СВОЕЙ совести. Если же говорить о высказывании о.Всеволода, приведенного другими комментаторами, то считаю, что при некоторой рискованности суждения (что порой свойственно любому миссионеру, выступающему и обращающемуся к разным аудиториям), по сути я с ним согласен. Он предлагает нам поставить себя на место "тех" верующих (верующих ли?) которые равнодушно взирали на кощунства и несправедливости, творимые на заре СССР большевиками. Да, и здесь прав С.В.Копылов и "партхозноменклатура" и клановость тогдашней земной церкви также были тому причиной. Но это также означает, что и среди большинства верующих (православных по форме) не было готовности следовать за Христом на Голгофу. И когда приходили арестовывать священника, закрывать храм, то большинство молчаливо расступалось (вчера, например, был день памяти Митрополита Киевского Владимира, растерзанного большевиками в 1918 году - так вот из 600 человек тогдашней братии Киево-Печерской Лавры никто не попытался защитить своего начальника, арестованного всего-то 6-стью красноармейцами - все отсиживались по своим кельям!). Ну а кто-то делал свой выбор, и не сгибался, даже понимая бесплодность сопротивления в масштабе страны. Поступал по велению чести и совести. Вот именно об этом и сказал о.Всеволод когда говорил о сопротивлении большевикам - о теплохладности большинства "христианского" населения тогдашней России. Так вот именно их (не прогнувшихся) и будем мы завтра поминать по всей России - в День Новомучеников и Исповедников Российских.

07.02.2013 17:01:54 - Сергей Иванов пишет:



Не нужно забывать что религия есть низменный инстинкт народной массы. Лучше бы вернуться к ленинскому - учиться, учиться и учиться! Чем накачивать народ духовной сивухой..

07.02.2013 16:34:52 - сергей викторович копылов пишет:

Ничто не ново под луной.

Одной из важнейших особенностей политического маневрирования церкви является её умение интуитивно чувствовать изменение социального настроения масс и мимикрировать в нужную сторону. Естественно, поддерживая властные инициативы. __ Сегодня налицо усиление "левых" настроений, недовольство народом зарвавшейся олигархической властью, всё большее обращение к социалистическому прошлому. Народная память неизгладима.__ Но разве церковь может не отреагировать на эти изменения в умонастроениях масс? Вот она и реагирует!__ Что касается "преступлений по отношению к церковным служителям во время революции", то только очень ограниченные люди не понимают, что церковь настолько дискредитировала себя в глазах народа, настолько была выразителем эксплуататорских кругов, что иного и быть не могло. Всё это давно и хорошо известно. Но, чтобы поддержать современную буржуазную власть, церковь идёт и сегодня на поводу этой власти. Естественно, в своих интересах. Одним словом, история повторяется.

07.02.2013 11:37:42 - Валентин Иванович Колесов пишет:

Т.Анисимов опередил меня

Он привел цитату из Чаплина: "В Чаплин, протоиерей: Нравственное дело, достойное поведения христианина, - уничтожить как можно больше большевиков. АиФ 13-2012 ___Г.Малков высоко оценивает безупречные высказывания Чаплина. Очевидно, ему можно поручить нравственное дело по уничтожению меня и других большевиков. А после этого начать диалог. Теперь Чаплин задумал с помощью КПРФ уничтожить Сталина (у Сванидзе не получилось)___Диву даешься, не в палате ли номер 6 мы уже живем? ___Насчет Христа и Ленина: простое сопоставление Евангелия и советского морального кодекса показывает их идентичность. см "Атеист верующий" http://lit.lib.ru/k/kolesow_w_i/

07.02.2013 00:58:27 - Антон Михайлович Малков пишет:

И правда, где?

Многие люди (как тот же Проханов) и правда уже запутались, где у них ленин где Христос, им - все едино, лишь бы была "поэзия"... Газета задается вопросом "естественен ли диалог Церковь-социалисты", а дает слово коммунистам, хотя коммунизм (религия человекобожия) и социализм - разные вещи. О.Всеволод, умнейший человек, как всегда выражается очень корректно, практически безупречно. Воистину - человек на своем месте, дай ему Бог здоровья. Только вот "способности осудить преступления", желания покаяться от лица организации у этих товарищей из "левых сил" пока не наблюдается. Ну а мы все помним, и им напомним, и поэтому будем соборно молиться в предстоящее последнее воскресенье января (по старому стилю) - в день Новомучеников и Исповедников Российских на Левашовской пустыни в СПб, Бутовском полигоне в М-ве, далее - везде (несть числа таким местам по земле Российской). Высказывания давно прирученной олигархами КПРФ в лице ее представителя оставим за скобками, с Л.Бызовым и его опасениями в основном согласен, с И.Загребиной, с некоторыми оговорками - тоже. Но ставить Христа и ленина почти на одну полку (даже в заголовке) - для православного человека, по-моему, должно быть кощунственно. Ведь великий инквизитор Достоевского - это по сути ленин, рядящийся в одежды Христа...

07.02.2013 00:38:03 - Евгений Викторович Анисимов пишет:



Что и говорить, вопрос об "объективной оценке советского периода" уже давно назрел и перезрел. Большинство народа никогда не принимало того радикального антисоветизма, который стал основой неолиберальной идеологии приватизации и разгосударствления 90-х годов. В том числе и по этой причине многие с надеждой восприняли правление нового президента, вернувшего в идеологическое поле государства отдельные элементы былой державности и патриотизма. Но и не более! Как сущность режима не поменялась с заменой Путина на Ельцина, так и общий антисоветский курс власти остался в силе. В этих условиях "примиряющая" инициатива господина Чаплина, призвавшего к диалогу "между левыми силами и Русской православной церковью" по вопросу оценки советской истории может кому-то показаться более чем своевременной и необходимой... если, конечно, не знать кто такой этот самый протоиерей Чаплин и какую роль он играет в РПЦ. Не стану здесь цитировать многочисленные скандальные высказывания этого высокопоставленного священника, но одно из них, имеющее прямое отношение к теме не могу не привести: "Я на самом деле считаю, что наши верующие в 1920-е годы, когда Ленин инициировал репрессии против них, должны были отвечать иначе, чем они отвечали. Они должны были отвечать всей силой оружия и силой народного сопротивления против большевиков. НРАВСТВЕННОЕ ДЕЛО, ДОСТОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЯ ХРИСТИАНИНА, - УНИЧТОЖИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ БОЛЬШЕВИКОВ, чтобы отстоять вещи, которые для христианина являются святыми, и свергнуть большевистскую власть (на встрече со студентами МГУ)". Думаю, приведенная цитата, имеющая не только демонстративно антисоветский, но и что очень важно глубоко АНТИХРИСТИАНСКИЙ смысл, лучше всего прочего характеризует господина Чаплина и как человека, и как сторонника "диалога" с левыми силами. Очень печально, если депутат Тетекин, причисляющий себя к левым, этого не видит.

06.02.2013 18:44:38 - Алексей Фёдорович Буряк пишет:



Депутат, политолог и председатель правления гильдии экспертов по религии куда разумней и логичней отвечали, чем зацикленный на своих убеждениях священник


__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов