(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Мир и мы

Орудия веры

ИДЕИ И ЛЮДИ

Жорж Корм.
Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодерна. – М.: Институт общегуманитарных
исследований,  2013. – 288 с. – 1000 экз.

Жорж Корм – философ, экономист, автор многих книг, посвящённых истории Западной Европы и стран Ближнего Востока. Он выходец из семьи ливанских маронитов, ближневосточных христиан, ещё во времена крестовых походов присоединившихся к католической церкви. Нынешний всплеск исламского фундаментализма принёс маронитам много бед, многие из них были вынуждены перебраться на Запад. Сам Корм учился и жил во Франции, потом вернулся в Ливан, стал преподавать в Бейрутском университете св. Иосифа.
Разумеется, обстоятельства личной жизни, гонения и преследования сказались на его взглядах на историю и философских воззрениях.
В представляемой книге Корм обращается к анализу подъёма религиозных настроений в последние десятилетия XX века и в начале века нынешнего. По его мнению, именно они становятся сегодня доминирующим фактором и – главное – самой острой из существующих проблем человечества в целом и каждой страны, каждого общества в отдельности. Терроризм, проблемы социальной и культурной интеграции, религиозная нетерпимость и войны, причиной которых стали религиозные противоречия, – всё это реалии сегодняшнего дня.
«Это раньше мы были либералами, социалистами, коммунистами, националистами… но теперь всё иначе – мы в первую очередь приверженцы «французской светскости» или «англосаксонского мультикультурализма» и, разумеется, иудеи, христиане, мусульмане, католики, протестанты, православные, сунниты, шииты, индуисты, буддисты…»
И далее: «Всё это кажется каким-то абсолютно вселенским переломом. Наиболее удивительной представляется не только радикальная природа этого изменения, но и та скрытность, с которой оно случилось – за нашими спинами, так что мы его даже не заметили. Всего тридцать лет назад нельзя было обнаружить ни одного из элементов этих новых декораций нашего мира. А сегодня мы окружены, зажаты, даже задушены их повсеместным присутствием. Но нам неизвестно, откуда они взялись, кто их нарисовал и столь удачно расставил вокруг нас».
Особое внимание автор уделяет тому обстоятельству, что религия в наше время стала средством политической борьбы. Она активно используется в интересах самых разных групп, вера людей становится инструментом давления, достижения весьма корыстных целей. Как пишет автор, многие политические протестные движения обращаются к религии не потому, что видят в ней моральные и духовные основы, а только для того, чтобы провести изменения в системе власти. В качестве примера такой «инструментализации» он приводит широкомасштабную мобилизацию Западом ваххабитского ислама, который отличается исключительным религиозным ригоризмом и агрессией. Эта мобилизация понадобилась для борьбы с распространением коммунистических идей в мусульманском мире. Кстати, и объявив «священную войну» СССР как «империи зла», американцы прибегли к арсеналу протестантского фундаментализма. По сути, по мнению Корма, США, апеллируя к религиозным чувствам и догмам прошлого, легитимизировали военное насилие в современном мире. Главная их цель при этом – установить новый глобальный порядок во всём мире, где господствуют идеалы экономической свободы, которые выгодны прежде всего США. Нынешний кризис, уверен автор, разъедает и разрушает международный порядок, в результате чего разъединённый мир вынужден опираться на мощь США, что вызывает ещё большую глобализацию, ещё больше американских интервенций, приводя к почти полному интеллектуальному и политическому подчинению ООН интересам США.
Итак, по мысли автора, Запад, и прежде всего США, сначала из страха перед «безбожным коммунизмом», а потом для насаждения «демократии» глобального толка стал поддерживать религиозных фундаменталистов. В условиях торжества либерализма с его бездуховностью и нежеланием разделять добро и зло религия легко подчинила сознание миллионов. На Востоке отчаявшийся народ пошёл на поводу у исламистов, которые, пользуясь лозунгами джихада, в свою очередь, обвинили во всех бедах исчадие ада – Запад. Радикальные проповедники призвали к террору против превосходящего технической и военной мощью противника. А ведь известно, что религиозные войны – самые свирепые. В них добиваются не победы, а уничтожения врага.
Что же делать? «Отказаться от лозунгов религиозной войны и перестать искусственно воскрешать прошлое. Напротив, развивать гуманистическое республиканское наследие», – предлагает Корм. И грустно добавляет: «Не скоро мир сможет выйти из этого порочного круга. Но мы, по крайней мере, можем работать над осознанием этой ситуации». Грустно, но честно.

Илья МИТИН

 

Статья опубликована :

№5 (6402) (2013-02-06)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3,8
Проголосовало: 5 чел.
12345
Комментарии:
08.02.2013 21:58:42 - Борис Иванович Сотников пишет:

Проблемы сосуществования религий

Профессор религиозной риторики исламского университета Аль-Азхара Махмуд Шаабана выпустил фетву — религиозное предписание по уничтожению эль Барадеи и Хамдина Саббахи. Вот Вам лицо религии. Охота на ведьм. Мусульмане не выступили против такого возвращения к Средневековью. ___________ Наши религиозные деятели православного христианства обычно возражают против напоминания им о Варфаламеевской ночи и кострах инквизиции: «Мы не при чем, это другая ветка христианства». _____________ Но, с другой стороны, они понимают, что главный противник православия не другие конфессии, а атеизм, поэтому они избегают критиковать другие религиозные направления, даже всячески их поддерживают и сотрудничают, прикрываясь формулой: «Бог един». Правда, не очень понятно, где граница для единства бога: в исламе, иудаизме, буддизме, зороастризме, шаманстве, язычестве? ____________ Наши деятели православной религии не могут не понимать, что попадают в трудное положение: из политических соображений и ситуации в России им пришлось откреститься от ваххабитов с доводом: «Это не «настоящий» ислам». И вот теперь новое испытание – средневековая фетва ислама, которую мусульмане поддерживают, и сказать, что эта фетва не «настоящая» не удастся. Как быть? Как поступит патриарх? ______________ Ситуация такая: любой шаг не дает дивидендов. Молчание – согласие с дискредитирующим средневековьем, возражение – противостояние с союзником. Может быть, патриарх найдет что-то среднее, чтобы «и волки…, и овцы…?».

07.02.2013 17:28:23 - Владислав Викторович Попов пишет:



Причиной войн стали религиозные противоречия? Не скажите, это просто повод, и автор не видит сути, а скользит по поверхности. Как же мы, Москва, с Казанью живем в мире и согласии? Суть войн в том, чтобы оттяпать себе жирный кусок от пирога планеты Земля!


Илья МИТИН


Выпуски:
(за этот год)