(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Гуманитарий

Кого сослать на галёрку?

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ

За последние десять лет – так уж вышло! – мне пришлось поработать в школах разного типа. Сейчас на вопрос друзей: «Ты что, теперь работаешь в простой школе?» – я, как Порфирий Петрович на вопрос Раскольникова «На какой бумаге ему следует писать заявление», отвечаю: «Наипростейшей».
Это значит, что школа, в которой я работаю, не гимназия, не лицей, не с углублённым изучением чего-либо, не имени кого-либо – простая школа, где учатся дети из близлежащих домов: из семей – неполных, многодетных, «понаехавших»...
А ещё это, например, значит, что из двадцати пятиклассников в возрасте 11–12 лет – когда я решила сводить их в театр и попросила поднять руки тех, кто шёл впервые, – руки подняли пятнадцать.
Я, надо признаться, слегка опешила (и тут же начала судорожно вспоминать, когда впервые повела в театр своего сына – в два года или в два с половиной?), но взяла себя в руки и стала объяснять, что такое «амфитеатр», «капельдинер», «антракт», а также отвечать на вопросы: «Как одеваться», «Нужна ли сменная обувь», «Брать ли с собой еду».
Хочу добавить, что билеты я заказала не только своим, так сказать «государственным», ученикам, но и двум своим частным ученицам, которые учатся в, как принято нынче выражаться, крутых школах.
Но, подумалось мне, «Том Сойер» (а именно на этот спектакль я взяла билеты) – общечеловеческая ценность, он нужен всем – и бедным, и богатым.
Любое мероприятие (хоть я и не люблю это слово) – всегда хлопоты.
Я везла детей в переполненном метро (спектакль был вечерний, и мы попали в час пик), мои «частные» ученики стояли со своими водителями в пробках. Но вот наконец все добрались, встретились, расселись по своим местам. Билеты у нас были в амфитеатр, и разместились мы так: впереди мои «школьные» дети, за ними – я со своими «частными» ученицами, а за нами – чужие дети, очевидно, один класс.
Поднялся занавес – и началось.
Началось не только на сцене, но и в зале. Впереди шуршали шоколадками, пили, хихикали, сзади гоготали, били ногами в спинки кресел, матерились.
«Ну попали!» – подумала я, украдкой глядя на сидевших рядом со мной девочек.
Но они, к счастью, ничего не замечали: ни шуршания, ни мата (думаю, потому, что вообще не знают таких слов): недавно прочитанная нами книжка оживала перед их глазами.
А я, естественно, начала урезонивать «первых» и «последних», и мне вдруг стало скучно и грустно.
Впрочем, почему «вдруг»? В последние годы ходить в театр стало настоящей мукой. На взрослых спектаклях у кого-нибудь обязательно зазвонит мобильник, мало того – человек прямо в зале начнёт отвечать. Кто-то будет сильно подшофе. Какая-нибудь парочка начнёт обжиматься (а что – имеют право: они же купили билет!)
Трудно объяснить, что, кроме билета, в театре нужно иметь воспитание. Профессор Преображенский, приехавший на «Аиду», оказывается нынче рядом с Шариковым, пришедшим туда же со своей пассией.
На детских спектаклях и того хуже: нынешние юные зрители – дети тех, чьё становление пришлось на 90-е, то есть в большинстве своём тех, кто и сам-то не знает, как вести себя в театре. Дети во время спектакля едят, пьют, громко разговаривают. Могут, например, на весь зал спросить, указывая на сцену: «А кто это?» Родители (если знают – кто) могут так же громко ответить.
...С трудом дождавшись антракта, когда сидевшие за мной дети «ломанули» в буфет, я вычислила их педагога и спросила: «Что же это у вас дети такие...»
«Какие есть», – отрезала моя коллега.
Пришлось идти к дежурной и объяснять, что я не для того везла своих детей в театр, чтобы они учились мату (я живу не на облаке и понимаю, что в наши дни, когда все говорят на мате как некоем параязыке, ему трудно не научиться, но пусть это будет не в театре!)
В результате наших задних соседей куда-то «сослали».
Закончился спектакль. Все разъехались по домам. Мои «частные» ученицы на свою Рублёвку, мои «школьные» ученики – на свою Преображенку, наши соседи, как я выяснила, – в свой интернат.
А я подумала вот о чём.
Любой имеющий глаза видит: наше общество разделилось на страты: нищие, очень бедные, бедные, обеспеченные, богатые, очень богатые.
Каждая страта стремится сплотиться внутри себя и отделиться от остальных. Богатые живут в отдельных домах (и целых посёлках), ездят в отдельном транспорте (мои ученицы, к примеру, не знают, что такое метро), лечатся в отдельных поликлиниках и больницах, их дети ходят в отдельные школы, даже, чего греха таить, храмы и батюшки у них свои, отдельные.
Но вот вопрос: как быть с искусством? И в частности – с театром?
Строить разные театры? А как их маркировать? (Уже упомянутый мной Порфирий Петрович, помнится, всё боялся перепутать «тварей дрожащих» и «имеющих право»).
И что делать мне? Частных учеников – богатых и, кстати, воспитанных – водить только в Большой, «простых» детей – в ТЮЗ? А коллеге из интерната посоветовать своих водить только в цирк (помнится, это было любимое заведение Шарикова)?
Но ведь есть спектакли, через которые надо провести всех детей, если мы хотим, чтобы они ощущали себя одной нацией, – «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Ревизор».
Что делать с этим?
Рискнуть повести всех в один театр, но на разные места: одних посадить в ложе, других – в амфитеатре, третьих – на галёрке?
Впрочем, что я велосипеды изобретаю: так уже было. До революции.
Перед революцией.

Инна КАБЫШ

Статья опубликована :

№5 (6402) (2013-02-06)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,1
Проголосовало: 18 чел.
12345
Комментарии:
12.02.2013 00:02:48 - Татьяна Ивановна Литвинова пишет:

Важную проблему поднимает автор

Никого никуда ссылать не надо. И возвращаться в дореволюционное время тоже нерезонно, т.к. можно вновь оказаться в ситуации перед новой реальной революцией (И.Кабыш, по всей вероятности, последней фразой именно на это намекала). Если государство не хочет новых великих потрясений, то должно незамедлительно пересмотреть нормы образовательного процесса. Надо менять методы и приёмы воспитания молодёжи: наряду с коллективными смело вводить индивидуальные. Опытные учителя о них знают, они и раньше их использовали в сложных детских коллективах, но сегодняшняя новая экономическая и политическая жизнь страны требует уже нового системного подхода в разрешении данной проблемы. В первую очередь, этому надо учить студентов педагогических училищ, вузов и молодых учителей, тем более, последние два десятилетия делался упор в основном на учебный процесс и был почти полный отказ от воспитательной работы. Жизнь же показала несостоятельность такого подхода в деле образования – обучение и воспитание должны быть неразделимы, если мы хотим иметь образованную нацию и к тому же достойных граждан своей страны.

11.02.2013 19:05:47 - Алексей Фёдорович Буряк пишет:



Кабыш начинает жаловаться на свою жизнь педагога.., что вот дети все разные.. одни очент богатые, а другие бедноватые.. и трудно с ними такими... Надо пытаться находить общий язык с детьми.. Хоть люди и дети в частности все разгые. но во многом люди очень похожи друг на друга.. И стоит найти слова.. , а это не просто... и дети будут и богатые радоваться вмести с бедными.., да ещё быть довольными, что с хорошими бедными учатсяююю А нытьё... это переставание быть педагогом, учителем....

07.02.2013 23:18:26 - Владислав Викторович Попов пишет:



Хочу набраться смелости и предложить для детей Инны свой рассказ на злобу дня. Пусть он чуть наивен и прост, но душа в нем есть. Инна, откликнетесь?

07.02.2013 23:15:25 - Владислав Викторович Попов пишет:



Чтобы народ ощущал себя одной нацией, нужно, чтобы одни русские не грабили, не наживались на других русских.

07.02.2013 23:09:29 - Владислав Викторович Попов пишет:



Ох, и хитра, Инна Кабыш! За простенькой наивностью сравнений прячется стойкое неприятие ее души всего того, что подарила нам пошлая, пустая для человеческой мысли, олигархическая действительность, разделившая народ.

07.02.2013 22:02:11 - Бэла Сардионовна Плиева пишет:

Проня Прокоповна:

"Может, побежите туда, чтоб мужичье вам в глаза наплевало!" А слово "обжиматься" учительница употребляет в разговоре со своими ученицами или только с нами, серостью разночинной, и с теми, кто, впереди и позади (см. статью)?

07.02.2013 19:59:55 - Любовь Павловна Голуб пишет:

По теме.

Умница, Вы, наша! Но согласитесь, зря Дзержинского сняли с пьедестала, при нем дети были присмотрены, в хорошем смысле. Порой, из Шариковых получались Преображенские.. Школа учила и воспитывала, а порой и перевоспитывала. Теперь только услуги предоставляет. Да уж столько сказано, услышьте!


Инна КАБЫШ


Выпуски:
(за этот год)