(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Настоящее прошлое

Суровая, завидная судьба

"Историческое обозрение «Настоящее прошлое» теперь будет регулярно выходить на наших полосах. История, как наука и искусство, была в сфере внимания ещё авторов первой, Пушкина и Дельвига, «Литературной газеты». Такие традиции забывать негоже.
Чему же будут посвящены полосы нашего нового обозрения? Разумеется, не только датам славных свершений русской истории и её бесчисленным героям. Попробуем разобраться в чащобе последних книг по истории, новых и старых трактовок, версий, исследований, дискуссий. Ведь пока продолжаются споры – продолжается летопись.
И ещё мы рассчитываем, что этот проект окажет необходимую помощь школьникам и учителям, преподавателям и студентам, библиотекарям и журналистам, всем, кому важен компетентный и порядочный взгляд на наше прошлое."

Ведущий проекта Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ


Без стереотипов
Сегодня Россия страстно спорит об истории и всё внимательнее всматривается в легенды. Французы уже и Бонапартия подзабывают, не говоря уж о Генрихе Четвёртом или Ришелье. А в России всё ещё есть всенародные герои, отцы Отечества, есть потребность в героях из прошлого – не интернационального, а нашенского, свойского.
Это не пустая похвальба. Тем более что многие воспринимают эти российские ухватки как свидетельство отсталости. Нас критикуют за «культ прошлого», из-за которого Россия якобы постоянно движется по кругу, «наступая на одни и те же грабли». Россия, Русь со времён татаро-монгольского ига – замордованная страна рабов, в которой заслуживает уважения только «тонкая прослойка» европейцев, к которым наши страдальцы резонно относят себя.
Знакомый стереотип? Чего только не придумают добрые люди, чтобы обосновать своё презрение к «родным осинам». Самые совестливые из нас воспринимают историю России как повод для стыда, покаяния или жалости. Они усердно, штришок за штришком, создают картину «свинцовых мерзостей», а всенародную идею Победы, которая сформировала Россию, стремятся заменить идеей эмиграции – внутренней или явной. Многовековое самоутверждение великой державы в этой логике обесценивается. Между тем именно великодержавные амбиции придавали блеск и масштаб русскому просвещению – сперва церковному, а с XVIII века и светскому. И всё это нам предлагают бросить на ветер – во имя голливудских ролей третьего плана.
 Оказывается, главная доблесть – перевод кремлёвских курантов на среднеевропейское время, главная мечта – переселение куда-нибудь на тёплые острова, если не в Лондон щепетильный. Пространство России для них враждебно, а русская летопись – «история несчастной страны». Нытьё и паника создали влиятельную антисистему, стилистически соблазнительную для мятущегося сознания.
Но дело не только в соблазнах снобизма! Расчленение истории Отечества – идеологическая подготовка нового распада страны. Никакой конспирологии, стряпают на чистом сливочном масле барыша.
Огромная страна с неравномерно разбросанными богатствами – это сокровище и гордость для народа и для государства, но обуза для предпринимателя. Роль частного капитала возросла – и некоторые хозяева жизни хотели бы освободиться от государственного надзора и «володети» всем, что приносит прибыль, в условиях распада и политической смуты. Управлять огромной страной нелегко: тут и транспортные, и погодные проблемы, тут и дотационные регионы… Сверхдержава для них – обуза, ведь есть надежда получить под контроль нефтеносный клочок земли без среднерусского «балласта».
То есть у нытья есть заказчик. Плач получается на редкость искренний. Вот и 1150-летняя история государства для них – клочки по закоулочкам. Мартиролог, кошмарная уголовная хроника, за которую нам следует каяться.
Раньше мне трудно было согласиться с Горьким, что «жалость унижает», но проект «плачевная история России» заставляет согласиться с буревестником. У них ведь и покаяние особого покроя. Покаяние, которым тешат самолюбие. Потому что они предлагают каяться за Россию, к которой себя не причисляют. А страна – не котёнок на морозе, чтобы её жалеть. Ни к чему это не приведёт, кроме грызни и комплекса неполноценности со вспышками агрессии.
Дух русской истории – это дух воинский, победный. Помните, как обращался к Родине Михаил Исаковский?

Желанья твои и надежды
Связал я навеки с тобой –
С твоею суровой и ясной,
С твоею завидной судьбой.


В какой ещё культуре одно из самых почтительных и нежных определений Родины – «суровая»? Не «милая», как Франция в «Песне о Роланде», а суровая – и тем прекрасная.
Тому, кто не способен разглядеть – и полюбить! – в русской истории волевой, воинственный дух, пожалуй, вечно придётся слоняться по столбовым дорогам Руси с декадентской миной чужака. Не каждому открывается красота русской истории – истории народа-победителя. Изнеженные души с нашей историей вряд ли уживутся. Вдумаемся в смысл пословицы: «Москва слезам не верит». Насколько здравый, настолько и забытый принцип!
Унылые разговоры об «исторической обречённости» и «загубленном генофонде» – бесплодная истерика, именно бесплодная. Стыдно быть слабонервным. Стыдно жаловаться на историю. А она у нас – блистательная…
Всё это не означает, что разговор об истории исчерпывается вариациями на тему «Наши деды – славные победы». Прав Белинский: патриотизм «обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве». Не следует превращать историю Отечества в идиллический третий том «Мёртвых душ». Противоречия, сложности, полярные оценки – всё это мы собираем, обдумываем и сохраняем. Находим пользу. Во взвинченных спорах истина не рождается, но грамотное изложение противоположных позиций создаёт панорамную картину в умах. Под куполом истории должны уживаться все эпохи – даже те, что на первый взгляд несовместимы. Как пресна история однородная, сплошь состоящая из единомышленников. Даже, если это твои единомышленники.
Россиеведение
История, как и любое знание, не будет уничтожена, покуда жива массовая школа. Самое важное, чтобы школа была всеобщей, бесплатной и обязательной. Увы, по одному из сценариев, которые нынче в ходу, наша система народного образования постепенно должна превратиться в клуб любителей моцареллы. А настоящая учёба – за углом, для избранных, за большие деньги. Контрпросвещение занимает наши бастионы. И платные оазисы не радуют, потому что в условиях ХХI века элитарность смерти подобна. Ситуация, когда на двадцать миллионов крепостных приходится один диковинный Царскосельский лицей для аристократов, в наше время обернётся катастрофой.
Есть у нас одно важное предложение – как раз для массовой школы. Более того – для школы начальной. Ведь к историческому знанию следует приобщать с первого класса. О каком патриотическом воспитании можно говорить, когда у нас второклассники с горем пополам изучают экономику, а о прошлом родной страны с ними никто не разговаривает? Выходит, что мы воспитываем патриотов корпораций, а не Отечества. Да, есть уроки «окружающего мира» – там и про животных расскажут, и про звёзды, и про «защитников Отечества» – про последних, кажется, толкуют в четвёртом классе. Получается, как у Корнея Чуковского, – перепутаница. А ведь можно и первоклассникам рассказывать об истории еженедельно, системно, а уж как занимательно! Нам просто необходим основательный исторический букварь, азбука россиеведения.
Разумеется, для начальной школы не подойдёт наукообразие. Но рассказы, стихи, былины, связанные с историей Отечества, следует выстроить в продуманном порядке, чтобы историческая арифметика оседала в головах. Ведь поколение Гугла потеряло ощущение исторической периодизации.
Не призываю к зубрёжке: умение пользоваться справочниками куда важнее лихорадочно заученных цифр. Но даже абитуриенты гуманитарных вузов нынче нетвёрдо знают, кто был раньше – Пушкин или Сталин? Ломоносов или Менделеев? Суворов или Скобелев? И как после этого рассуждать о причинах и следствиях, о том, кто у кого учился, кто на кого повлиял.
Если бы основательное знакомство с историей начиналось в первом классе – нам легче было бы выстроить линию основных событий «в картинках». Скажешь: «Взятие Измаила!» – и перед глазами возникнет крепость на берегу Дуная, полководец на донском жеребце, чудо-богатыри со штыками. И никто не усомнится, что этот штурм случился значительно позже освободительного похода ополченцев князя Пожарского, но несколько раньше Отечественной войны 1812 года. Это уровень первых арифметических знаний: каждый первоклассник, даже, если он ещё не стал заядлым картёжником, знает, что десятка больше семёрки. А элементарного исторического фундамента мы лишены – и пропагандисты – те самые упразднители русского исторического пространства – легко нашего брата обвешивают.

Исторический букварь
«Литературная газета» готова помочь Министерству образования в разработке нового школьного курса, в издании учебников и хрестоматий. У нас же пропадают алмазные россыпи – десятки писателей и историков умели талантливо, заразительно рассказывать детям о прошлом Отечества. Почти все они отсутствуют в школьной программе по чтению.
Александра Осиповна Ишимова родилась в 1804 году, умерла в 1881-м, но её книги не устарели. Она писала об истории сентиментально и назидательно, с патриотическим пафосом, который пленяет ребёнка. В своей «Истории России в рассказах для детей» Ишимова разработала каноны жанра. Детским чтением могли бы стать и некоторые исторические сочинения Николая Полевого – толком не переиздававшиеся. Кислород русского литературного языка пушкинских времён не повредит школьникам.
Жанр не умирал и в позднейшие времена. Александр Красницкий написал книгу «Русский чудо-вождь», которую дарили гимназистам в начале ХХ века. В советское время популярных детских книг по истории было немало – и не только на героико-революционную тему. Напомню лишь несколько образцов.
В послевоенные годы Наталья Кончаловская написала поэму об истории Москвы – «Наша древняя столица». Как известно, Москва, подобно Риму, – это название не только города, но и страны. В школьную программу эта книга не вошла – разве что небольшие отрывки случайно попали в какую-нибудь хрестоматию. Переложить историю на стихи для детей – уму непостижимая задача. Кончаловскую хочется дочитать до конца: она расставляет ловушки со знанием детской психологии:

Как мне закончить быль мою
О поле Куликовом?
Кому я славу пропою?
Кого прославлю словом?
Руси достойных сыновей –
Отчизны честь и силу,
И наших предков – москвичей
Меж ними много было.
А князя Дмитрия – Донским
С тех пор прозвал народ.
И слава добрая за ним
До наших дней живёт.


И кто решил, что мы должны измерять вёрсты русской истории европейской скорняцкой меркой? Россия – не захолустье, наш идеологический суверенитет незыблем. Да и не европейская это мерка, а англо-американская. Историческая судьба Руси продолжалась и до, и во время расцвета Западной Европы – продолжится и после него.
А ещё в историческом букваре будет немало стихов…
Александр Воейков писал когда-то: «Благочестие и любовь к Отечеству общи всем отечественным поэтам и делают им величайшую честь… Нет ни одного из них, который бы равнодушно услышал о победах своих соотчичей и не ударил бы в струны лиры. Пока в поэзии нашей будет это направление, Русь будет могуча, цветуща и велика. Песнь поэта есть выражение народного чувства».
В этих горделивых словах есть доля преувеличения, но в главном они соответствуют действительности.
Едва ли не каждый из нас начинает знакомство с поэзией с исторических баллад, с героики. Тут и «Песнь о вещем Олеге», и «Бородино». И «Сказание о 1812 годе», и «Кто он?» Аполлона Майкова. «Илья Муромец», «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» Алексея Толстого. «Александр Невский» и «Суворов» Константина Симонова.
Или такие стихи:

Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный
под матушкой-Москвой.
Ковшами золотыми столов
блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.
С вечерни льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,
Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.


Это нужно попробовать на вкус в семь, в восемь лет! Мне повезло: я с малолетства вертел в руках книгу Евгения Осетрова «Твой Кремль» – замечательный курс истории для детей! С тех пор не терял ощущение радости от того, что родился и живу в России – с её Кремлём, с Парадом Победы, с нарядным метро. Не променяю ни одного года истории Отечества на всю летопись любой страны. Переубедить меня невозможно! А ведь Роспатриотцентра в те годы не существовало. Но в сердцах читателей Осетрова навсегда построена Тайницкая башня. Когда в городе куражатся захватчики, мы заходим в эту башню, спускаемся в подземелье, а там – родниковая вода и тропинка, по которой можно выйти из окружения.
А Сергей Алексеев? Не было в библиотеке более зачитанных книжек, чем его «Рассказы о Суворове и русских солдатах» или «История крепостного мальчика». А Михаил Брагин? Ему удалось превратить историю 1812 года в детскую патриотическую эпопею с детективной интригой.
Вот из этих книг и должен сложиться курс истории Отечества для начальной школы. Помогут и другие дисциплины – чтение, музыка. Если у школьника проявится ощущение родной истории, ощущение единства со всеми поколениями соотечественников – лучшего и не надо. Конечно, в этом не заинтересованы те, кто спит и видит самых изысканных наших детей гражданами мира, кто видит перспективу в демонтаже и перерождении. Так что оваций ждать не приходится, будем трудиться в тишине.


Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ

Статья опубликована :

№7 (6404) (2013-02-20)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 12 чел.
12345
Комментарии:
27.02.2013 18:58:32 - Наталья Юрьевна Политова пишет:

Поддерживаю.

Поддерживаю от всей души! Читала когда-то, как Л. Толстой вёл урок истории в Яснополянской школе - о войне 12-го года. ""Отступление наших войск мучило слушателей... Как пришёл Наполеон в Москву и ждал ключей и поклонов, - всё загрохотало от сознания непокоримости. Пожар Москвы, разумеется, одобрен. Наконец наступило торжество - отступление. ...вся комната застонала от гордого восторга... - Так-то лучше! Вот те и ключи..." Находящийся при этом товарищ Толстого, немец, сказал: "Вы совершенно по-русски рассказывали. Вы бы послушали, как у нас совершенно иначе рассказывают эту историю" Толстой ответил ему, что его рассказ - не история, а "сказка, возбуждающая народное чувство" Я думаю, в этом всё дело: говоря с малышами, надо прежде всего обращаться к их чувствам, а что пробудит чувства лучше, чем поэзия и высокохудожественная проза? Такой учебник надо просто читать вслух на уроках и обсуждать - без оценок, просто давая детям высказать свои мысли и чувства. В молодости мне очень хотелось создать для своих детей подобный сборник, я даже начала подбирать материалы - ну, это, конечно, дело долгое и сложное. так и не вышло... Начиналось бы со знаменитого "О светло светлая и красно украшенная Русская земля!" Были бы отрывки из "Слова о полку Игореве" - на древнерусском и в переводе Заболоцкого:"С Дона, с оря с криками и воем валит враг, но, полон ратных сил, русский стан сокнулся перед боем щит к щиту - и степь загородил". О борьбе с татаро-монголами - из "Авдотьи Рязаночки" Б. Шергина: "И Русь с Ордой соступились, и были великие сечи. Увы тебе, стольный Киев! Увы, Москва со Рязанью", или отрывок из "Батыя" В. Яна о последнем бое Евпатия Коловрата - помню, какое впечатление это произвело на меня в детстве... И, конечно, упомянутые автором статьи А. Толстой, Н. Кончаловская, С. Алексеев... В общем, идея великолепная, но дело за исполнением.

23.02.2013 17:52:48 - александр 53 пишет:

Наша истинная национальность - человек!

Моя признательность автору зо отличный слог, мудрые мысли и верные выводы! Такой подход и такой взгляд на историю полностью разделяю. Никто в мире не расчёсывает свои исторические раны и не кается бесконечно в каких-то грехах прошлого. Наоборот, умные люди следуют принципу героизации своей истории, что способствует сплочению народа и воспитанию патриотизма больше, чем бесконечное топтание на костях. Мёртвых не надо не лечить, не судить, это бесполезно и бессмысленно. Уроки извлекать, выводы делать, да молодняк растить на достойных примерах прошлого - вот достойное занятие любого гражданина! С комментарием Л.П.Голуб согласен, ничего бы не имел против и комментария господина Васильева, если бы взгляд не споткнулся об ничем не спровоцированный апломб его текста без всякого первоначального положительного смысла этого слова. Видимо он считает, что только ему позволено испытывать неприязнь к носителям других взглядов и только его постулаты являются неущербными. Я за единство русской истории. Одинаково почтительно отношусь к великим полководцам и просветителям прошлого, как и к тому, что Октябрьская революция и последующий взлёт русского духа есть не что иное, как следствие предшествующих исторических событий. Любой антисоветизм и антикоммунизм есть откровенная русофобия! Русские, как народ, могут выживать только в условиях централизованного государства под управлением государственников с национально выраженной государственной волей. При нашем климате и наших просторах по другому нельзя! И приоритет нужно отдавать патриотизму, где все народы составляют единственную сверхнацию, сплоченную со своей властью и своим государством, как общим взглядом на прошлое, так и общими планами на будущее, а не национализму, разделяющему людей и уничтожающему государство. Великими людей и времена делают не кровь и не происхождение, а их знания, убеждения и великие дела. А национализм, сударь, может быть только огромным, а вот великим - НИКОГДА!

22.02.2013 11:59:28 - Любовь Павловна Голуб пишет:

По теме.

Понятно, я ведь не царям-дипломатам "песню пою", а выдающимся полководцам, снискавшим не только славу великих, но и любовь простых солдат, которых они берегли в боях и опекали в полной испытаний жизни. Недаром солдаты с горькими слезами провожали их в последний путь. Наверное, их след ярче в нашей жизни.

21.02.2013 23:11:16 - Владимир Павлович22 Ромов пишет:



Верно!

21.02.2013 19:24:39 - Николай Владимирович Васильев пишет:

К Л.П.Голуб

Сударыня, могу только приветствовать вашу совершенно справедливую гордость за исторические свершения нашего народа в т.ч. и воинские. Однако, усматриваю в системе вашего выбора выдающихся личностей тенденцию восхваления только успешных и победоносных её представителей, да ещё и увязывания их успешности с их личным отношением к рядовому составу армии. Полагаю, что данный классовый подход не конструктивен. В истории России существует блестящая плеяда полководцев чья деятельность абсолютно позитивна для страны, даже вне контекста их отношения к нижними чинам и вне контекста результатов войн с их участием. Не стану их перечислять, чтобы не обидеть память случайно не перечисленных. Они тоже - славные представители нашей истории. Кроме того, классовый подход, незаслуженно отодвигает главных действующих лиц - руководителей государства, монархов. Без непреклонной позиции Александра I не было бы не бессмертной Отечественной, ни парижского триумфа 1814г. Не звенела бы и русская слава в того же Скобелева на берегах Босфора без принявшего нелёгкое решение о начале освободительной войны на Балканах Александра II. Я уже не говорю о вашей отчётливо ощущаемой классовой неприязни КО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ПМВ. Полагаю, что вы и многие другие в нашей стране до сих пор рассматриваете эту войну сквозь постулаты усвоенной в молодости марксистско-ленинской идеологии. Этот ущербный подход не позволяет вам увидеть незаслуженно забытых героев и талантливых военачальников той на самом деле Великой войны, проявлявших отвагу и храбрость на поле боя и преданность воинскому долгу. Надеюсь, что грядущая столетняя годовщина начала той "забытой" у нас войны, позволит в государственных масштабах освежить народную память и воздать должное её незаслуженно забытым участникам.

20.02.2013 17:26:38 - Любовь Павловна Голуб пишет:

По теме

Да, Вы правы,важно в жизни "нужные книжки" читать. Только одной школы мало, необходимо, чтобы дома книжки читали, а уж пример "заразителен". Опять вернусь в советское время, так не любимое здесь присутствующими, видимо, тоже. У нас практиковалось чтение вслух, да еще так необходимой маминой интонацией, которая особенно понятна ребенку. И затем в саду ребенку есть, что рассказать другим, увлекая этими рассказами. Мы старались вместе с детьми многое не только повторять, но и заново узнавать, чтобы передать было что, находили время, теперь это редкость в семьях. А тема военная, вообще нам была близка, ведь рядом еще были фронтовики, было замечательное кино без фальши. Не зря я обращалась в своих скромных статьях в производственной газете, не только к успехам и победам в освоении наших строек, километрам линий и количеству подстанций, но к теме воспитания детей, обращала внимание иной раз на издержки нашего бытия, особенно в оторванном от семьи нахождении на объектах строек, где злоупотребление пития горячительного случалось. Это только кажется, что все проходит без следа и не отражается на наших детях, посмотрите на эмоции детей и все понятно станет, как они реагируют на то или иное событие. И как важно ваше постоянное участие в их жизни. А самый яркий пример в истории, жизни поистине выдающихся людей, военных, деятелей науки и культуры. Детям как и родителям необходимо гордиться своими близкими. Вот у Суворова А.В. был пример его отец, военный человек от денщика прошел до генерала, собрал большую библиотеку, в ней нашел Александр Васильевич примеры и великих Македонского, Ганнибала, Цезаря. Поставил себе цель и, несмотря на слабое здоровье, добился ее закаливая себя с детства. Так пришлось ему пройти и войну с Пруссией, и две войны с турками, и В Польше подавлять восстание, и Пугачева усмирять. И славу себе стяжать необыкновенную. хоть и обижен был под конец. Каким он был отцом заботливым, воспитав дочку, званую им "суворочка", в тяжких испытаниях не сломленную, таким он был отцом и солдатам своим, ну уж известно о его опеке солдат. А вот его его последователь, генерал Скобелев Михаил Дмитриевич, тоже имел пример деда, прошедшего от солдата до генерала, вошедшего в Париж в окончательном разгроме Наполеона, адъютант Кутузова, потерявший руку в боях, но стал сочинителем и писал военные рассказы, горячо благодарный солдатам, кои не раз его жизнь спасали.Вот только Пушкина и декабристов не жаловавший. А внук его, генерал Скобелев М.Д. перенял ту же любовь к солдатам, был их защитник и даже кормилец. Известен в истории походом против турок в войне на Балканах, герой Шипки. Следуя опыту ведения войны Суворовым в горных условиях, обеспечил солдат теплыми полушубками, взятыми у отца, генерала-интенданта, на собственные деньги. И ведь дошел до Константинополя, если б не трусость и пресмыкательство Александра-миротворца перед англичанами, как бы теперь сложилось положение в акватории Средиземного моря относительно присутствия флотов? Не зря его опасались немцы, в предстоящей войне 1914 года быть ему главнокомандующем, не чета ни Николай Николаевичам, ни его бездарному племяннику, положившему цвет русских офицеров, прошедших японскую войну и чудом там уцелевших, но сложивших головы в августовских лесах. Жаль, скоро погиб 39ти лет в 1882 году, долго сердце его надрывалось в тяжких испытаниях, в сопротивлению бездарному руководству в царской армии. А ведь принес Среднюю Азию царской России в дар.. А сколько примеров в Советской Армии, подвиг генерала Дмитрия Карбышева, подвиги летчиков Гастелло, Маресьева, многих и многих солдат, чьих имен не знают даже старшие школьники. Приходилось беседовать на остановках, в транспорте, спрашивают, а кто такой Матросов? О Зое Космодемьянской вообще такое слышишь, что стыдно за их родителей, где они росли, что дали им, кроме физиопотребностей. Собственность затмила глаза?

20.02.2013 13:06:05 - Владимир Колягин пишет:

Б-Р-А-В-О !!!

"... я была всегда с моим народом, там где мой народ к несчастью был..." Жив значит-ся ещё народ россейский, не помре курилка и далее...


Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ


Выпуски:
(за этот год)