(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

ТелевЕдение

Врёшь – не возьмёшь

ТЕЛЕСПОР

Ничего
нового…

Многодневная и шумная рекламная кампания, предварившая показ на Первом канале сериала «Страсти по Чапаю», сделала своё дело. Всё-таки захотелось посмотреть. Правда, несколько настораживала фамилия сценариста – после «Штрафбата» ожидать чего-либо реалистичного от Володарского было трудно.
Тем не менее первые серии вселили некоторый оптимизм – а вдруг и на самом деле творческий коллектив решил снять солидный полноценный сериал, честно показать обе стороны того грандиозного противостояния, участником которого стал Чапаев. Герои и персонажи фильма смело и политически грамотно отзывались не только о действующей власти, но и об общественно-экономической системе вообще. То, что разговоры эти (судя по сюжету) велись в конце нулевых годов ХХ века, когда можно было быстро договориться не только до столыпинского вагона, но и до столыпинского галстука, казалось художественным приёмом, вынужденным, незначительным отступлением от исторической правды.
Сюжет о первой чапаевской любви выглядит не то что неубедительным, а полностью выдуманным – что-то вроде тех жалостных песен, с которыми шарманщики бродили по базарам и ярмаркам. Впрочем, не обошлось и без более существенных проколов. Оказывается, Фурманов стрелял в Чапаева, Петька всё это видел, но никому не сказал – ну бред же. Троцкий – вдвое старше и втрое объёмнее реального исторического персонажа – показан ещё и «парнем с раёна», плюющим семечки на трибуну и чужую обувь. Да и боец, напевающий «По долинам и по взгорьям» летом 1919 года, достоверности фильму не добавляет…
Чем ближе к основным событиям, тем явственнее проявляется авторское (сценариста, режиссёра, продюсера) отношение к тому, что должно происходить на экране. В конце концов всё сводится к заезженной до дыр пластинке о сумасбродных комиссарах и чекистах-садистах, мешающих простому русскому народу во главе с простыми русскими самородками разгромить супостата.
У представителей этого самого народа главная задача – пожрать, напиться и покуролесить. В сериях, посвящённых Гражданской войне, сцен повального пьянства среди чапаевцев примерно столько же, сколько сцен боевых действий.
Другая сторона представлена исключительно царскими офицерами и диковатыми казаками. Они тоже особым благородством не отличаются – грабят, жгут, вешают. Пьют, правда, меньше. Хотя это можно объяснить тем, что показу быта «казары» в сериале места практически не отводится.
Ключевая фигура среди белых ротмистр Мальцев. В финале сериала он показан усталым, но с чувством выполненного долга, после того как только что расстрелял в спину раненого и беспомощного противника. Ранее он фактически бросил в бою отца и сестру. А потом откровенно заявил, что не желает помнить, как фельдфебель Чапаев спас ему жизнь, а страстно желает только его смерти. Это – герой?
Претенциозное название сериала предполагало, что не обойдётся и без духовной стороны вопроса. Возможно, авторы задались целью показать, как русский человек, одержимый бесами большевизма, из молодого парня, с риском для жизни водружающего крест на построенную церковь, превращается в кровожадного монстра, не жалеющего ни жизней своих соотечественников, ни храмов, ни икон. Видимо, для усиления эффекта богопротивности большевиков показан ещё один фантастический сюжет, когда Чапаев велит «попа не трогать», но подчинённые всё равно его убивают.
Положительных персонажей в сериале, кажется, только двое – Фрунзе и Татьяна Мальцева. Командарм активно противостоит беспределу комиссаров и чекистов, что поневоле позволяет предположить, что скоро мы увидим длинный и пресный ремейк «Повести непогашенной луны». А вот роль, сыгранная Кариной Андоленко, на мой взгляд, является единственной безусловной актёрской удачей во всём фильме. То ли силой актёрского дарования, то ли просто чистотой души и светом характера, она смогла показать, что русская женщина всегда может остаться русской женщиной, – независимо от социального происхождения, независимо от тягот и лишений и даже независимо от того, какой извилистый путь нарисуют ей создатели сериала. Во всех ситуациях она умеет жалеть – в широком смысле этого слова, в том, в котором оно всегда на Руси понималось. И ещё – она умеет смотреть – и на врагов, и на любимых так, что враги слабеют, а любимые становятся сильнее.
В последних сериях чувство меры авторам изменяет окончательно. Сцены становятся всё более затянутыми, диалоги – вымученными и искусственными. Не спасают даже откровенные реминисценции из фильма братьев Васильевых – от формы окна на чердаке, из которого отстреливается Чапаев, до знаменитой фразы «врёшь – не возьмёшь». Только у Бабочкина эта фраза звучала искренне и жизнеутверждающе, а у Стрельникова – жалко и обречённо.
Каково общее впечатление? Угнетающее. Вновь и вновь нас пытаются убедить, что народ наш убог, злобен, тёмен душой, что все войны и иные социальные катаклизмы – божья кара, что перспектив у него никаких, что пора наконец-то за всё покаяться… В общем, ничего нового.

Владимир ЗАХАРЬИН

 

Статья опубликована :

№8 (6405) (2013-02-27)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,7
Проголосовало: 25 чел.
12345
Комментарии:
04.03.2013 17:14:56 - Николай Алексеевич Барболин пишет:



Во многом согласен с Вами. уважаемая Любовь Павловна. Думаю все наветы и поношения в адрес Чапая - явление временное, потому что он по сути своей именно народный герой, ( даже уже нне зависимости от своего реального прототипа) потребность в которых существует всегда, пока жива душа народа. А в связи с фильмом, впрочем, как и со многими другими сегодняшними киноремейками у меня всегда возникает один вопрос: почему создатели полуторачасовых подлинников в свое время могли сказать гораздо больше, убедительней и с гораздо большей эмоциональной силой чем их сегодняшние последователи в 10-15 сериях?

03.03.2013 14:16:33 - Любовь Павловна Голуб пишет:

Николаю Алексеевичу

Простите, я согласна с Вами о роли Чапаева в жизни молодежи, мы-то с Вами давно признали его героем. А теперь возникло такое течение, что, мол, какие могут быть герои гражданской войны, когда гибли наши деды и отцы с двух сторон. Ну что ж, всегда есть две стороны в войне, иной раз и три.. Чапаеву приходилось, в числе Красной Армии идти против Колчака, в уме держать с юга Деникина, с севера интервентов, а тут еще у Колчака и чехи в тылах Чапаева крутились. Тогда спасать Советскую Россию надо было, или сдаться на милость всем им? Ну разве Чапаев по их понятиям "герой"? Малообразованный, партизанщиной промышлял, к анархистам склонялся ранее.. Так чтоб, развенчать этот "миф" и поставлен фильм. Нашли артиста смазливого с глуповатым лицом, для бабника походного такой сойдет(как это еще Балуева не задействовали, он на такие роли подходит, что Скобелева "осрамил", что Жукова..). Ему не до баб, он весь в думах о военных делах, даже семьей нет времени озаботиться, а ведь старики и дети на нем, хоть и отдал их вдове своего друга, после гибели того, опекал, как он говорил, по завету друга. Жалованье, что им отдавал, и то не вовремя получал, чем мог.. Не важно, что необразованный, командовал дивизией, не потому, что имея четыре Георгия, получил еще в царской Армии звание "унтера", потом его потерял поскольку повернул свой отряд против Керенского, стал солдатом, и не потому что храбрым был до безумия. А все же как, сам себя назвал, был "стратех", пусть малообразованный, но все же из первых книг о Македонском, Ганнибале, Гарибальди, смог вынести что-то. И быстро всему научиться, с ошибками, но все же бил Колчака, Капеля, и гнал до самой гибели. Да только ему благодаря, да таким как он, Сизову, Андреееву, и спасли Советскую Россию. И не зря за его голову Колчак чехам золото обещал. Боялись его, как огня. Только имя его вызывало страх у тех же казаков хваленных. "Простой мужик", да не прост. И ведь когда вступали в освобожденные села от Колчака, народ их торжественно встречал, с радостью, настрадались от жестокости белогвардейцев, командиров их, мало управляемых Колчаком. А Чапаев свои полки прекрасно знал и любил, сам в них воевал, тот же пугачевский, разинский.. И солдаты любили и подчинялись его любому приказу, что не мешало ему иной раз бунтовать против штабных приказов(весь его дух противления несправедливости связан с его жизненным опытом, и "в людях", и в прислужниках воровитым купцам, "не обманешь-не продашь", откуда сбежал, и на попов у него свои взгляды, хоть крест на шее носил..) . Но, видимо, было у него особое "чутье", если "удача" сопутствовала ему.. И вот как по логике не считать его Героем? Потому и надо мелким людишкам развенчать его образ, да из той же "колеи", а если нет "настоящих" в нашем кинематографе, то вот и "чего изволите"..

03.03.2013 13:32:56 - Николай Алексеевич Барболин пишет:

Ни убавить, ни прибавить.

«Страсти по Чапаю» до обидного инфантилен. Однако инфантилизм всё же лучше, чем цинизм. Сделан пусть робкий и неумелый, но верный шаг в сторону народного кино".- практически все, что можно сказато по поводу этого сериала- сказано в следующей статье А.Кондрашова.

28.02.2013 19:33:01 - Ярослав Домбровский пишет:

Каждый мнит себч стратегом видя бой издалека.

Удивительно - но я совершенно не согласен с оценкой Фильма автором статьи. Желчный панегерик талантливому фильму.. Во всех строках сквозит ОБИДА - ну чего они вытащили многкратно оболганого Чапаева на суд Божий, точнее на суд современной молодежи ... Пусть бы и оставался там ...в СССР ...в анекдотах.А раз вытащили - дадим по макушке - все плохо. И артисты не играют и музыка не та и Беляе диковаты и красные пьяноваты и Чапаев баб любит. Правда в постели побывал только с одной - Фурманосвской женой. Ну ...кто еще хочет комиссарскогг тела? Фиьм "Страсти по Чапаю" покзал молодежи ГЛАВНОЕ, чего она не знает - в те времена НАРОД завоевывал свое светлое будущее и такой народ победить было нельзя - ни казакам, ни белым офицерам, ни чекистам с Троцким во главе. Недаром народ сочинил песню-легенду - "Гулял по Уралу Чапаев герой - он соколом рвался с врагами на бой". Чапаев РУССКИЙ мужик - это и бесит автора статьи. Я ему поставил КОЛ,

28.02.2013 08:30:38 - Валентин Иванович Колесов пишет:

Прошу прощения, исправляю ошибку: "спародировать"

К сожалению, в отличие от других в ЛГ нет функции редактирования комментов.

27.02.2013 17:31:52 - Валентин Иванович Колесов пишет:

Давно я так не смеялся, прямо-таки хохотал.

На шедеврах «Страстей по Чапаю» Володарского. Представляете: Фурманов стрелял в Чапаева, скакал вслед за ним в атаке и прострелил висок! А в книге ничего не написал об этом. Жена Фурманова легла под Чапаева! Полез в источники, в том числе слухи и сплетни, не нашел такого. Всего два месяца побыл Фурманов у Чапая, а сколько Володарский наскреб. В Интернет-источниках мельнуло: заслуженный сценарист привлекал к работе своих студентов. Конечно, только они смогли спрародировать анекдот о самогоне: помните, в старом фильме Петька допытывается у Чапая, сможет ли он командовать армией, фронтом, всеми войсками, «да, смогу», отвечал Чапаев, застрял только на мировом уровне: «языков не знаю». А здесь Петька спрашивает, сможешь ли выпить полведра самогона, три четверти, и Чапай застрял на полном ведре: это, мол, может выпить только вождь мирового пролетариата товарищ Ленин. Честное слово, я сидел у ТВ, не выпив ни капли ни самогона, ни чего иного! И я это слышал! Как я похохотал! Шедевр автора советских сценариев! Даже в «Штрафбате» такого не было. Раззудись плечо, размахнись рука.

27.02.2013 11:36:20 - Stanislav Alexandrovich Krechet пишет:



Автору статьи - спасибо и сообщение ,- как я смог выяснить у своих знакомых, никто этот фильм смотреть не стал, зная по опыту, что будет лабуда, которых тьма.


Владимир ЗАХАРЬИН


Выпуски:
(за этот год)