(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Киномеханика

Мост в нужную сторону

ФЕСТИВАЛЬ

В старинном маленьком Суздале есть своя атмосфера, наполненная многовековой историей, украшенная многочисленными памятниками древнерусской архитектуры, раздольем природного ландшафта… Но на пресс-конференции по случаю начала работы XVIII Открытого российского фестиваля анимационного кино его генеральный директор Александр Герасимов заметил: программа смотра настолько насыщенная, что на экскурсию по Суздалю мы все пойдём лишь в следующем году…

Любой фестиваль определяется атмосферой. И ни программа, ни приглашённые звёзды на её создание не влияют – или она есть, или её нет. Но суздальский кинопраздник приобретает атмосферу вполне объяснимо: участники и гости могут приезжать сюда с детьми, которые суетой, беготнёй, писком, смехом, плачем и очарованием дают тот самый эффект. Сугубо профессиональное мероприятие превращается с их помощью в каникулярный культпоход протяжённостью в пять дней, проводимый non-stop в кинотеатре на мультиках. Неуёмная детская аудитория своим присутствием не даёт аниматорам – людям замкнутым и серьёзным, погружённым в свой внутренний рукотворный мир, – ни на секунду забыть, для кого, собственно, все их старания. И если дети не умеют на глаз определять, в какой технике, от какой студии, каким режиссёром им предлагается тот или иной мультфильм, то непосредственная их реакция на сюжет, персонажей, реплики может сослужить хорошую службу любому профессионалу. Создаётся впечатление, что мультипликаторы приезжают в Суздаль не столько для того, чтобы отчитаться за год работы очередным фильмом, но в первую очередь проверить его на аудитории – детское восприятие ответит на главный вопрос: получилось или нет.
В этом году количество фильмов, присланных для участия в фестивале, побило рекорды предыдущих лет – 179 фильмов (в сравнении с предыдущим 2012 г. – 119 фильмов, из которых отобрали 93)! Это говорит прежде всего о том, что, несмотря на многочисленные трудности и проблемы, имеющиеся в отрасли, людям удаётся воплощать свои творческие замыслы. Для конкурса было отобрано 104 фильма. В это число вошли ленты, участвовавшие в шести номинациях: студенческие работы – 30, дебюты – 10, «Короткий метр» – 33, сериалы – 17, фильмы прикладной анимации – 10. Впервые в российском фестивальном пространстве создана номинация «Полнометражный анимационный фильм», в которую сразу вошли 5 участников. И просмотр только этой программы фестиваля превышает 7 часов! Общий же хронометраж конкурсной программы, не считая «полных метров», составил почти 12 часов… За этими вполне конкретными цифрами – непостижимый покадровый труд российских режиссёров, сценаристов, аниматоров, художников, операторов, звукорежиссёров, актёров… Более 400 представителей анимационных профессий из 40 студий страны, а также «свободные художники» приехали на фестиваль и себя показать, и других посмотреть.

Начиная с этого года на фестивале стали работать три состава жюри: авторской анимации, коммерческой анимации и питчинга (который также был организован в первый раз, и сразу три из десяти заявленных проектов нашли своих продюсеров и возможность быть реализованными). И вообще очень много раз на XVIII фестивале звучало слово «впервые», словно совершеннолетие действительно открывает новые горизонты и выросшему детищу нужны постоянно расширяющиеся рамки. Скажем, медленный, но верный выход на международный уровень. В дни работы фестиваля прошёл Форум анимационного кино стран СНГ, Балтии и Грузии, где были показаны фильмы, созданные после развала Советского Союза на студиях, когда-то активно работавших в единой системе отечественной анимации. Сейчас в бывших республиках с производством мультипликационных лент дела обстоят крайне сложно, и такого изобилия и разнообразия, какие наблюдаются на российском поле, там, к сожалению, нет…

Если эта программа была на фестивале новшеством, то Международный конгресс «Анимационная индустрия: технологии, прокат, продюсирование, обучение» прошёл уже в четвёртый раз. Кроме того, Открытый Российский фестиваль анимационного кино с этого года начинает показы фильмов из коллекции различных фестивалей мировой анимации. В 2013 г., когда отмечается Год Германии в России, была показана ретроспективная программа немецкой анимации, которую подготовил директор Международного фестиваля анимационного кино в Штутгарте (Internationalen Trickfilm-Festivals Stuttgart), профессор Ульрих Вегенаст. Это фильмы, рассматривающие развитие национальной школы от истоков анимации 1930-х до современных фильмов 2000-х, получивших премию «Оскар». Помимо примитивных историй здесь были: рекламà популярного шоколадного
батончика, который, если вовремя съесть, то победишь в любом конкурсе и выиграешь главный приз – любовь принцессы; политическая лента о войне лесных жителей, вооружённых истребителями-осами, артиллерией, пехотой и победивших бомбёжками и артобстрелами (с характерными реалистичными звуками) зашедшего на их территорию хитрого Лиса; медитативная лента о поиске смысла жизни, уводящего в бесконечное перерождение…

Суздальский фестиваль является стратегическим партнёром APACA (Азиатская тихоокеанская ассоциация анимации и комиксов) в области анимационного сотрудничества между Россией и Китаем. Почётным гостем в этом году явился президент APACA Люи Ван, который провёл презентацию и показ экспериментальной и короткометражной китайской анимации. В этой программе просматривается соблюдение баланса между модными веяниями и традиционной эстетикой, что весьма грамотно будет воспитывать юных китайцев. В рамках международной программы сотрудничества для создания совместных фильмов в этом году ряд российских режиссёров отправится на китайские студии, а итог – копродукцию мы увидим на следующем суздальском киносмотре. Специальный гость фестиваля – управляющий директор крупнейшего в мире анимационного кинофестиваля в г. Анси Тициана Лоски. Её визит был связан с дальнейшими взаимоотношениями между фестивалями, поскольку во Франции к российской анимации проявляется повышенное внимание со стороны профессионалов и зрителей.

Итак, в конкурсе авторской анимации Гран-при достался короткометражному фильму Михаила Алдашина «Бессмертный». За лучшую режиссуру приз разделили: Иван Максимов за «Мост в нужную сторону» и Степан Бирюков за «Подарки чёрного ворона». Лучшее изобразительное решение – «Зима пришла» Василия Шлычкова. Приз за лучшую драматургию в этом году не вручался, что странно, поскольку многие режиссёры сами пишут сценарии для своих картин, и если фильм в целом признаётся членами жюри, то как они умудряются рассматривать его вне драматургии, остаётся непонятным. Например, удивительный и неподражаемый «Алдар и серый волк» Рима
Шарафутдинова сорвал овацию зала, но получил лишь диплом жюри с пометкой «За самый смешной грустный фильм». Алдару не даёт жизни дома вечно недовольная жена, и он сбегает от неё в лес, а там – волк, который был бы хищником для Алдара, если б сам постоянно не бегал от охотников. И на этой теме сплошной опасности и гонений два несчастливца становятся верными друзьями, находя выход из самых тупиковых ситуаций.

Призы жюри коммерческой анимации: «Лучший сериал» – «Малышка на миллион» из цикла «Пинкод» Е. Савчук; «Лучший полнометражный фильм» – «Иван-царевич и Серый Волк» В. Торопчина; «Лучшая работа в прикладной анимации» – So Close Ф. Ярина. Дипломы жюри вручило фильмам: полнометражному «Похождения бравого солдата Швейка» Р. Газизова, сериальным «Когда Е была елью» Е. Скворцовой и «Когда З была завитушкой» В. Фёдоровой, клипу Horad А. Токинданга.

Очень радует, что максимально насыщенную программу фестиваля увидят зрители, живущие далеко за пределами Суздаля. Опять-таки впервые пройдёт Всероссийская акция анимационных показов под условным названием «Большой Суздаль»: это почти 100 городов и посёлков России! В 200 кинотеатрах и домах культуры во всех уголках страны публике будут представлены лучшие отечественные мультфильмы 2012–2013 годов.

Ежегодно фестиваль посвящает свою работу возрождению в нашей стране индустрии, предоставляя свою площадку для обсуждений не только успехов, но и многочисленных сложностей существования отечественной анимации. Показывая «текущий момент», он находится между прошлым и будущим: бережно чтит традиции и намечает тенденции развития...

Арина АБРОСИМОВА,
СУЗДАЛЬ–МОСКВА

Статья опубликована :

№10-11 (6407) (2013-03-13)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 2 чел.
12345
Комментарии:

Арина АБРОСИМОВА


Выпуски:
(за этот год)