(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Киномеханика

Только музыка не кончается…

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКРАН

Слова, вынесенные в заголовок рецензии на фильм режиссёра Галины Евтушенко «Музыка новой России» (2012), несколько перефразированы. У Блока они звучат так: «Всё кончается, только музыка не умирает» – и завершают его знаменитую статью «Дитя Гоголя» (1909), посвящённую размышлениям о великом будущем России. Не знаю, приходили ли они на ум режиссёру, когда она работала над фильмом, но парадоксальным образом, наперекор, казалось бы, печальным доводам, звучащим из уст выдающихся композиторов современности – Геннадия Гладкова, Максима Дунаевского, Владимира Дашкевича, Марка Минкова, – такой вывод напрашивается. Вернее, очень нужно, чтобы он был именно таким! Ибо великая страна должна иметь и великую музыку. È îíà åñòü! Только её практически никто не слышит. Как такое может быть? Что должно было случиться, чтобы такое произошло? И когда? Над этими вопросами и предлагают нам задуматься сценаристы Анна и Галина Евтушенко.
Имя Галины Евтушенко, заслуженного деятеля искусств и лауреата премии Правительства Москвы за фильмы об Эйзенштейне и Мейерхольде, Эрдмане и Степановой, которым она дала выразительный подзаголовок «двойной портрет в интерьере эпохи», знакомо многим зрителям. Совсем недавно, в 2011 году, она получила премию «Золотой орёл» за фильм «Михаил Ульянов: о времени и о себе». А ещё до этого у неё был запомнившийся фильм о политических деятелях и людях, погруж¸нных в политику, – «Вожди» и замечательный «Полустанок», почти поминутно проследивший путь-бегство Льва Толстого из Ясной Поляны, заинтересованно и ярко, на основе архивных материалов воссоздавший события, предшествовавшие этому. Есть и художественные фильмы, в которых затронуты переломные вехи истории (1991 и 1993 годы, например, чего нет ни у кого больше в отечественном кино). Как видим, интересы многообразны. Здесь и люди театра, и представители литературы, и сфера политики. А теперь вот и музыкальная область. Но это не всеядность, не разбросанность. За всем, сделанным Галиной Евтушенко, прослеживаются чёткая социальная позиция и желание выявить истоки, причины произошедшего или свершающегося на наших глазах. Чувствуется, что режиссёра поддерживает молодой сценарист Анна Евтушенко, уверенно вошедшая в кинематограф сценарием картины о Михаиле Ульянове.
Вот и последний фильм о том, чему мы являемся свидетелями: о катастрофическом положении с музыкальной культурой. Ещё недавно худо-бедно она поддерживалась на разных уровнях (были конкурсы, просмотры, молодых композиторов привечали в кино), а теперь брошена, но не на произвол судьбы, а на растерзание тех, кто хочет извлекать только денежную выгоду из любого начинания. Об этом с болью, раздражением, горячо и страстно говорят и Дашкевич, и Минков, и Дунаевский, и Гладков. Казалось бы, уж они-то могут почивать на лаврах – их музыка любима, их мелодии всплывают в радиопередачах и на телевидении постоянно. Наконец, они не уходят из нашей памяти. И задорное «Пора, пора, порадуемся» М. Дунаевского, и лирическое «Журавль по небу летит…» В. Дашкевича, и шутливое «Старый рояль весь в испуге…» М. Минкова, и игривое «Говорят, мы бяки-буки…» Г. Гладкова. Что ещё нужно композитору, если его творчество живёт в памяти народной? А оказывается, нужно многое. Нужно, чтобы исполнялись оперы, кантаты, оратории, произведения, написанные для хора, симфонического оркестра. И выходит, что мы ничего не знаем о самом сокровенном в этих людях. Вот Марк Минков почти 20 лет работал над оперой по «Белой гвардии» Булгакова и ушёл из жизни, так и не дождавшись её постановки…
 Замечательно в этом плане художественное решение режиссёра: от такого фильма ждёшь музыки, а она появляется только в конце, когда Минков совсем не поставленным голосом пронзительно исполняет арию Алексея Турбина из многострадальной «Белой гвардии». И это становится последним его появлением на экране, последним интервью. И поэтому производит такое грандиозное впечатление, как бы ещё больше приподнимая картину.
Мы слышим и видим в картине смешные, серьёзные, но всегда эмоциональные монологи участников. И какие же они разные! Интеллигентный, внешне сдержанный Дашкевич. Тем трагичнее звучит в его устах приговор современности, не желающей слушать и слышать новую музыку. Импульсивный, перебивающий сам себя Гладков. Может быть, самый «спокойный» Дунаевский (его балет «Алые паруса» уже прочно утвердился на сценах театров. Но не московских!!!) И опять же, когда он ставит достаточно безнадёжный диагноз современному состоянию музыки, становится поистине страшно. Мягкий, даже какой-то застенчиво-философский и совестливый Минков. Герои фильма вспоминают о том времени в прошлом, когда были худсоветы, всевозможные комиссии, когда, казалось, существовало так много препон, и это вызывало недовольство… Но по сравнению с нынешними – они выглядят благословенными.
Как уже было сказано, в фильме о музыке почти нет музыки. Это точно выбранный авторский принцип. Но голоса героев создают даже не «эффект скрытого изображения», о котором известно профессионалам, а «эффект скрытого звучания», т.е. выстраиваются буквально в музыкальный контрапункт, потому что мысль одного подхватывается и дополняется другим, развивается у третьего и повисает немым во­просом «Что будет?» – у четвёртого. При этом звучат и предложения. И очень дельные. Как надо поддерживать молодых (потому что о них, о будущем той новой России, что грядёт, самое острое беспокойство), как приучать публику к новым формам и партитурам. Создаётся впечатление, что это не так и трудно. Только вместо денежных купюр, прибыли (классику играть выгодно ещё и потому, что не надо платить авторских!) надо поставить заботу о сохранении духовной красоты нации, которую интенсивно способна поддержать музыка. Музыка новой России…

Мария МИХАЙЛОВА

 

Статья опубликована :

№10-11 (6407) (2013-03-13)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 4 чел.
12345
Комментарии:

Мария МИХАЙЛОВА


Выпуски:
(за этот год)