(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Первая полоса

Божественный глагол

21 марта – Всемирный день поэзии

Поэзия, одна не знаешь ты,
В чём цель твоя конечная... Иначе
Ты проявила б все свои черты
Давным-давно. И ни одной не пряча.
Тебе твердит угрюмо: «Ты не та, –
Большой знаток. –
              Идёшь не в ногу с веком!»
А ты молчишь, задумавшись спроста:
Что происходит с этим человеком?


На этом стихотворении Вл. Соколова можно было бы и остановиться. Как любое совершенное поэтическое произведение, оно на локальном пространстве парадоксально исчерпывает тему неисчерпаемости. Но это лишь образ, иллюзия, поскольку «все свои черты» поэзия проявляет – и никак не проявит – уже тысячелетия.
Пушкин сказал ещё короче: «Цель поэзии – поэзия». А историк В. Ключевский вроде бы навсегда разрешил проблему «интереса к поэзии», который, по мнению профанов, то ли «иссякает», то ли «угасает»: «Поэзия разлита в обществе, как кислород в воздухе, и мы не чувствуем её только потому, что ежеминутно ею живём, как не ощущаем кислорода потому, что ежеминутно им дышим».

Поэзия – последняя зона сакральности в миру. Тот же Пушкин ведь недаром сказал: «божественный глагол». Анна Ахматова подхватила:

Наше священное ремесло
Существует тысячи лет...
С ним и без света миру светло…

И ещё: настоящий поэт продолжает нести обет гениальности вопреки коммерциализации искусства и тотальному потребительству. По словам Горация: «Поэту посредственных строчек ввек не простят ни люди, ни боги, ни книжные лавки». И, не страшась упрёков в национализме (поэт вообще – существо бесстрашное), поэзия держится за национальное начало, которое, на посторонний взгляд, только мешает: «Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходят из своего народа. Это – огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его» (Гоголь). И, добавим, только поэтому поэзия в лучших своих образцах воистину всемирна!

Продолжение темы:

"Новохристианская поэзия"
"Старик Державин их заметил"
Библиосфера
Поэтическая вереница
Александр Яшин - 100

Статья опубликована :

№12 (6408) (2013-03-20)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 6 чел.
12345
Комментарии:
23.03.2013 23:15:58 - Татьяна Ивановна Литвинова пишет:

Ещё немного о поэзии

- Разве это стихи? Это проза, - Неустанно твердят мне друзья. - Ведь поэзия – та же роза, И её упрощать нельзя. - Ею надобно наслаждаться, - Утверждает старик-сосед, - Даже, можно сказать, любоваться… Я согласна… и всё же нет! Роза, да, и нежна и прекрасна, Ей дано привлекать красотой. …Слышу звуки старинного вальса И кружусь в этом вальсе с тобой. Предо мною плывут картины Нашей давней счастливой весны, Я любила, ты помнишь, милый, Как любил меня, знаю, ты… Розы, розы – воспоминанья О былой, о прекрасной поре. Но остались одни желанья, Счастье наше с тобой - во сне. Нет, поэзия – это больше, Это радуга и гроза. Нерв поэзии чувства тоньше И заглядывает в глаза. Если зрячий, то ты увидишь Переливы жемчужных бус, Если чувствуешь, то услышишь Неподдельное пение муз. Но о чём же поют богини? О возвышенном? Неземном? Нет, о нашей с тобою жизни, О грядущем её и былом. Так скажите теперь, что проза Неуместна в стихах никак, Опровергну – вот моя роза, Жизнь играет в её лепестках.

22.03.2013 06:57:36 - Евгений Олегович Ткач пишет:

Евгений Рейес

Евгений Олегович Ткач (Ткаченко) Литературный псевдоним Евгений Рейес. Родился в 1965 году в семье преподавателя физики Киевского Политехнического Института. Отец украинец, мать русская. Служил в рядах СА, ВДВ, Афганистан 1985. В 1990 г. закончил Киевский Гос. Университет, факультет романо-германской филологии и литературы. 1991-1995 внештатный переводчик в секретариате Парламента Украины, референт Председателя Союза Чернобыль СССР (Украины). С 1997 года проживаю в Канаде. Некоторые публикации в русско-язычной прессе канадского Доминиона.

21.03.2013 23:18:30 - Евгений Олегович Ткач пишет:

Русская поэзия и Власть.

Поэзия...Русская поэзия! Какое ёмкое, какое загадочное, какое неисследованное ещё до конца явление!? Родившаяся не многим более 250 лет тому назад, на закате поэтического ренессанса в Европе, она до сих пор влияет на умы миллионов! В то время, как западная поэзия давным давно перестала существовать, как массовое явление, русская поэзия остаётся единственной представительницей и преемницей поэтических традиций древности. Почему именно русской поэзии выпала такая судьба? Славянская душа более, чем какая-либо иная, открыта для всей гаммы человеческих эмоций, радостей и печалей, душевного спокойствия и переживаний, сочувствия и ненависти, страха и безрассудной смелости. Поэзия, как неотъемлемая часть литературы, наиболее ярко и глубоко отражает в себе все метаморфозы человеческого характера. Магнетический заряд, которым обладает поэзия неотразим и разит умы миллионов с быстротой молнии, поражает до неистощимой глубины их сердец! Смысл целых абзацев, а порой и страниц, сжатый в одну строку рифмы несёт в себе энергию атомного ядра! При целенаправленной и правильном применении этой энергии результаты могут быть непредсказуемыми. Это давно осознала власть, те люди, которые влияют (тем или иным образом) на геополитические процессы происходящие вокруг нас. В разные времена развития русской государственности они то применяли эту энергию во благо своей власти, то временно её "консервировали" дабы эта энергия не разрушила эту же власть. Ломоносов, Тредьяковский, Сумароков - предтеча Пушкина, на самом деле являлись "камерными", придворными поэтами. Простому русскому народу литература и поэзия была недоступна. Ни в коем случае не умоляя поэтического гения и гения учёного Ломоносова, надо признать, что он служил власть имущим и в своём творчестве целиком и полностью зависел от всесильных меценатов. Эта же власть и пользовалась результатами его гениальных открытий и творений и это справедливо! И только начиная с Пушкина государство осознало, каким мощным орудием влияния на умы миллионов является литература и поэзия! Декабристы и Пушкин - эта параллель была, конечно же не случайна. Власть платила свой долг расстрелянным и сосланным героям. Она его платила поэзией, доступной всем. Потом очередной застой в развитии поэзии, почти на 75 лет, до самого кануна первой русской революции 1905 года. Развитие государства в течение этого времени отмечалось определённой стабильностью и власть особо не прибегала к методам шоковой терапии по средствам поэзии. Хотя в определённой мере, русско-турецкая война середины 19-го столетия породила гений Толстого, его "Севастопольские рассказы" тому яркий пример. С началом первой русской революции развитие русской поэзии достигает невиданного размаха! Ахматова, Цветаева, Гумилёв, рождение поэтического гения Мaяковского... И конечно же "серебряный век" русской поэзии, крах царской империи и становление новой, до селе не виданной формы народного правления диктовали новой, ещё не укрепившейся власти необходимость искать опору на интеллигенцию и развивать поэзию. И снова, повторяющаяся аналогия! Власть себя установила, необходимость в массовой поэзии почти отпала, до очередного момента её, власти неустойчивости на грани крушения, которым оказалась вторая мировая война. И наконец, самый последний взлёт русской поэзии - шестидесятники. Государство искало отдушину в которую можно было бы спустить пары всех пережитых трудностей связанных с послевоенными трудностями и оправдать те силовые методы сталинского режима, которые были несомненно необходимы для выживания и победы русской государственности перед лицом кровожадных немецких агрессоров. Заканчивая этот краткий обзор, я не перестаю задаваться одним вопросом. Были "камерные"-придворные русские поэты, был Пушкин, был "серебряный век" русской поэзии, были "шестидесятники". Когда же наступит "золотой век" русской поэзии? А он не может не насупить!

20.03.2013 13:19:14 - Stanislav Alexandrovich Krechet пишет:



Поздравляю поэтов! Спасибо Литературной газете за то, что поставляет нам стихи!

20.03.2013 11:19:07 - Влад Кропоткин пишет:

Глаголом жечь сердца...

Поэт "черпает тему неисчерпаемости". И я хочу черпать её так, Но нет способности для применяемости! К тому же не достался мне черпак.


__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
old.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru