(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Искусство

Новгородский центр имени Рэя Куни?

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ


В номере 2-3 за 2013 год  «ЛГ» напечатала статью обозревателя Анны Кузнецовой «Ваша роль, господин директор» о драматической ситуации, творческой и организационной, сложившейся в Новгородском областном театре, о конфликте, разделившем коллектив на два лагеря, и о неспособности нынешнего руководства справиться с ситуацией. Но «воз и ныне там»… Всё остаётся по-прежнему, о чём свидетельствует открытое письмо губернатору Новгородской области С.Г. Митину.

Уважаемый Сергей Герасимович!

Роль  предсказателя весьма неблагодарна. Тем не менее у меня возникло убеждение, что 159-й сезон Новгородского академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского может оказаться несчастливым. 

Новгородский театр в последнее время всё дальше уходит от главных театральных интересов, становится беспомощным и заштатным. Скорее как насмешка над здравым смыслом или в лучшем случае пародия воспринимается его звание – академический. Последние две премьеры театра при всём желании к академическим достижениям отнести невозможно.

Спектакли «За двумя зайцами» М. Старицкого и «Гранатовый браслет» по повести А. Куприна пример невнятной режиссуры, хотя в данном случае точнее было бы говорить об ушедшей в далёкое театральное прошлое разводке: «Ты выйдешь из правой кулисы, ты встанешь по центру, а вам надо сесть на стул». Устойчивое ощущение театра-призрака из далёких 50–60-х годов прошлого столетия дополняет картонно-фанерное «великолепие» сценографии.

Жанр обращения не предполагает подробного анализа «художественных достоинств» режиссуры Сергея Гришанина. Речь не может здесь идти даже о подобии актёрского ансамбля. Искренне жаль, в общем-то, неплохих исполнителей, стремящихся в меру своих сил «доплыть до желанного берега» художественного успеха и признания.

В любом, даже сверх­благоïолучном театре между труппой и дирекцией всегда найдутся спорные пункты. В Новгороде этот диалог ещё и связан с чистотой финансовых потоков. По словам директора В.Е. Назарова, театральная прибыль за прошлый сезон составила около 13 млн. рублей. Сумма внушительная. Но её следы никак не видны на сцене. Фанерные «изыски» декораций «Двух зайцев», убийственный пластик оформления «Гранатового браслета» никак не свидетельствуют о «бешеных деньгах» Новгородского театра. На этот раз зритель воочию увидел образец выездной декорации, предназначенной, скорее, для бывших «сельских» гастролей.

Председатель регионального отделения СТД Анатолий Устинов уверяет, что и в зарплатных ведомостях актёры видят, как правило, слишком скромные цифры.

«Где сердце ваше, там и ценности ваши» – неоспоримая мудрость. В Новгороде на самом видном месте, на фронтоне театрà, видимо, как символ его веры, долгое время висела рекламная растяжка «Мужчина по заказу». В то же время в кабинете директора на одном из прошлых призов театра выгравированы слова Фёдора Достоевского «Человек есть тайна». Между этими двумя противоположными смыслами заключён нынешний курс театра. Его можно определить как умаление человека-тайны и возвышение мужчины «на заказ». Словно лоция этого курса февральская афиша театра:  А. Галин, «Мужчина по заказу»; А. Иванов, «Божьи одуванчики»; В. Мережко, «Женский стол в «Охотничьем зале»; М. Старицкий, «За двумя зайцами»; А. Минчелл, «Клуб одиноких сердец»; Р. Куни, «Мужчина в подарок»; Ф. Вербер, «Ужин с дураком»; Д. Чэпмен, Д. Фримен, «Палтус вкрутую».

Как видно, здесь не нашлось места ни одной пьесе русской или зарубежной классики, ни новой драме. Очевидное невероятное…

По этой логике можно переформатировать и само название театра и впредь именовать его Новгородский коммерческий центр им. Рэя Куни. Однако в художественной политике театра есть более опасная чёрная дыра: основной сцене отдано только три дня в неделю, оставшиеся четыре уступлены прокату и коммерции. Это серьёзный недуг, чреватый художественным летаргическим сном и, возможно, клинической смертью. Впрочем, именно об этом уже писала «ЛГ».

Погоня за двумя зайцами привела к тому, что Новгородский театр совсем не известен тем, кто следит за исканиями российской сцены, зато славится скандалами и склоками. На состоявшемся в Новгороде фестивале камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского театр и вовсе не принимал участия. На самом деле не с мужчинами же на заказ и в подарок выходить на фестивальную сцену!!!

Стало известно, что в январе 2014 ãîäà начнётся долгожданная реконструкция Новгородского театра, предстоит нелёгкая трудная работа. Вам предстоит войти в клуб губернаторов Тюмени, Белгорода, Казани, Йошкар-Олы, Таганрога, Уфы, чьи реконструированные или заново возведённые театральные здания сопоставимы с лучшими европейскими образцами и по-настоящему украшают культурно-архитектурный ландшафт России. Светлое будущее может омрачиться весьма скорбным обстоятельством – отсутствием труппы самого театра, отсутствием квалифицированного руководства. И тогда новое здание, сцена отойдут приезжим варягам, корпоративам, антрепризе. И вместо дороги, ведущей к храму искусства, погоня за двумя зайцами проторит её к дворцу менял, которых когда-то уже изгнали из храма. Убеждён, что ещё есть возможность, ещё не упущено драгоценное время, чтобы вернуть новгородской сцене истинно творческий и художественный облик.

С уважением,
Олег ПИВОВАРОВ,
главный редактор журнала «Театральная жизнь», заслуженный деятель искусств РФ

Статья опубликована :

№12 (6408) (2013-03-20)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 3 чел.
12345
Комментарии:
26.03.2013 12:15:02 - Влад Кропоткин пишет:

А мне бы женщину в подарок!

Да простит меня заслуженный деятель, я не совсем ясно представил что он хочет сказать о театре на примере будней театра славного города Новгорода. Вы за "белых" или за "красных"? Провинциальным театралом стал в детские годы, а в более зрелом возрасте смотрел спектакли московских театров. Этот зрительский стаж даёт мне возможность сравнить театр прошлого и настоящего. Тот, ушедший театр, давал возможность зрительно воспринять авторский замысел, его время и отношение к нему. Современное "режссёрское видение" такой возможности не даёт. Классический театральный репертуар в их "творческом прочтении" выглядит как шутовское кувыркание с избытком пошлости и цинизма. Невольно задаёшься вопросом: здоров-ли на голвку этот "деятель искуств"? Декорация - это фантазии сответствующие общему замыслу. Смотрите "Театр ТВ" и придёте в ужас от современного театрального " искусства, его истерии. Современный "театр" разрушает фундамент Русского Театркльного Исскуства, созданный великими драматургами, актёрами и постановщиками. Так мне видятся пороки современного театра.


Олег ПИВОВАРОВ


Выпуски:
(за этот год)