(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Совместный проект Литературный резерв

Дебют двухлетней выдержки

КНИГОНОША

Алиса ГАНИЕВА

Смена палитр: Поэтическая антология. – М.: Независимая литературная премия «Дебют», Международный фонд «Поколение», 2007. – 192 с.

Периметр счастья: Повести. – М.: Независимая литературная премия «Дебют», Международный фонд «Поколение», 2007. – 344 с.

Пятнадцать плюс: Рассказы, пьесы, очерки. – М.: Независимая литературная премия «Дебют», Международный фонд «Поколение», 2007. – 288 с.

В антологию «Смена палитр» вошли стихи лауреатов, финалистов, лонг-листёров молодёжной премии «Дебют» 2005 года в номинациях «Поэзия» и «Литература духовного поиска». Ощущение многоголосия, калейдоскопичности стилизаций и миропониманий, отмеченных Данилой Давыдовым в его предисловии к сборнику, чувствуется при чтении входящих сюда стихов очень явственно. Антология развёртывается большой игральной комнатой, в которой тешатся кто чем горазд: и игрушечными поездами, и обручами, и заводными куклами, и кеглями, и детской губной гармошкой.
Тут и концептуалистские алогичные строки, превращающиеся в бессмысленный, крепящийся лишь на смутных ассоциациях набор слов – или, того хуже, букв, цифр, математических формул: «Спички двойная между / Сталинград лягушка губы», «Ъ л э п у й ь ю м я ч д з / 3 8 4 6 8 1 8 9 6 4 0», «Но мы должны расстаться, потому что / f = 1/ (exp[(W – m) /kT] + 1)» (Евгений Паротиков). И метареалистическая игра взаимоперетекающих метабол и подчёркнутых значений слов: «но мальчик-мальчик строит крепость, не проходимую никак, / и мой песок идёт на башни и на отогнанных собак» (Павел Лукьянов). И открывание смыслов, находящихся за метафорой, постижение многомерной реальности в её переносах и превращениях, сакрализация слова, интеллектуальная спрессованность, концентрация энциклопедическо-мифических значений: «Отмычка есть, и мы опять открыты, / миры уходят за моей спиной. / Индейский дым у края горизонта, / и смертные ростки идут домой» (Алла Горбунова). И поэтический примитивизм, сплошные эллипсы и лакуны смысла, бредовость и непроговариваемость разрозненных дум: «Мне приснилась речка Волга. / Две лилии (они там не растут). Три вербы. Кто-то умер. / Братья: «Зря ты!» / Он им из гроба: как вам не понять» (Тарас Трофимов). И законообразность, торжественность, строгая важность лирической строфы: «Времени мало лиц, голосов, вещей. / Времени мало. Времени нет вообще» (Андрей Нитченко).
Самая главная особенность практически всех стихотворений с психологической точки зрения: смешение иронии с искренним чувством, боязнь быть однозначными, понятными, саркастическая ухмылка с болью пополам, нерв, завязанный на эрудиции. И установка на определённую школу, подчёркнутая стилизация – с формальной. Начитанность и неврастения.
Сборник «Периметр счастья» включает повести финалистов премии «Дебют-2005» в номинации «Крупная проза». Дмитрий Фалеев, лауреат, «Холодное пиво в солнечный полдень» – отрывок из повести был напечатан в журнале «День и ночь». Сюжетная схема проста: главный герой Де’Митрий Дровоедов, спотыкаясь и падая, терпя то победы, то срывы, ищет себе девушку. Фигура образованного юноши-неудачника, набирающая уже свои бонусы среди читательской публики, заскучавшей на диете из идеальных героев, дополнена эрудицией, томностью, неуныванием и писательским даром. Однако многочисленные возлюбленные, описанные неуёмно иронично и весело, оставляют Дровоедова ни с чем. «Я спросил у ясеня, где моя любимая, и у месяца, и у осени тоже не преминул поинтересоваться. Они горько посмеялись надо мной. Я бросился напролом, я думал – отчаяние найдёт мне дорогу к ней, но отчаяние – плохой советчик». Аллюзивно-реминисцентно насыщенная повесть с долгими эпиграфами и глумлением надо всем: над героем, над девушками, над оставшимся миром – обнаруживает трагикомические черты и походит на пародию женского романа в мужском изводе.
Ильмира Болотян с повестью «Tuberculum» показывает, как болезнь может очистить от скверны и привести к Богу. Тусовщица, халявщица, журналистка-богемщица со множеством творческих знакомцев и приятелей, привыкшая к кутежам и вседозволенности, Полина заболевает туберкулёзом и, вынужденная жить месяцами в больнице, духовно преображается. «Потому что как передать словами тот самый момент истины, когда открываются глаза и ты наконец просыпаешься и видишь, что ты есть в действительности? Видишь свою внутреннюю сущность. И ужасаешься…» Современная Магдалина. Чёткий моральный импульс.
Повесть Марии Ботевой «Что касается счастья (ехать умирать)» называется поэмой. В её лирический ствол впечатаны и язык детских эпистул, и библейские стилизации, и голос современной прозы, городских легенд. Марина Кошкина и её «Без слёз» – это очередной крик о потерянной молодёжи: о наркоманах, пьяницах, похабниках, отцеубийцах и страдальцах. «Периметр счастья» всех четырёх повестей складывается, скорее, из несчастий.
И наконец, в сборник «Пятнадцать плюс» включены рассказы Ольги Елагиной, Романа Нутрихина, Анны Ремез, Александра Снегирёва, Вадима Шамшурина, пьесы Александра Гриценко, Артёма Светлицкого, публицистика Дмитрия Бирюкова, Василия Гайста, Романа Журавлёва. В одной спайке – авторы разных жанров, уровней, степеней известности. Не совсем понятно, что обозначает название «Пятнадцать плюс» (уж не возрастную ли шкалу?) и связано ли оно с рассказом Анны Ремез «Пятнадцать» о школьнице именно этих лет. Рассказчики вообще на фоне публицистических размышлений и репортажей о «физиках» и «лириках» в новых условиях, поиске путей России (Д. Бирюков), о советских победителях, живущих сейчас в Берлине (В. Гайст), об армейской службе (Р. Журавлёв) кажутся юнее, чем они есть. Среди них зрелостью письма выделяется достаточно уже известная О. Елагина, чистотой – А. Снегирёв.
Пьеса А. Гриценко «Носитель» очень биографически конкретная, правдивая, ясная, особенно реалистично смотрится на фоне символистического «Полночного суицида» А. Светлицкого с длинными монологами и условными персонажами. Сборник показывает стилевой, тематический, идеологический разнобой внутри одного поколения, что придаёт ему многомерность, всеохватность, определённую независимость.
Жалко только, что материалы, включённые в книги «Дебюта», слишком долго отстаиваются и между оглашением результатов премии и изданием текстов победителей проходит почти два года. Это особенно чувствуется в таких текучих жанрах, как публицистическая статья, очерк, в меньшей степени – в рассказах и драме. Впрочем, у такой выдержки тоже есть свои плюсы: за это время молодые имена могут мало-помалу входить в литпроцесс, а могут постепенно становиться анахронизмом. Надеюсь всё же, что с большинством авторов этого последнего не произойдёт.

Статья опубликована :

№46(6146) (2007-11-21)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,2
Проголосовало: 9 чел.
12345
Комментарии:

Алиса ГАНИЕВА


Выпуски:
(за этот год)