(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Совместный проект Подмосковье

Между прошлым и будущим

ИСКУССТВО

Жизнь и творчество заслуженного художника России Игоря Самуиловича ВИХАНСКОГО тысячами нитей связаны с посёлком Загорянский Щёлковского района Подмосковья. Посёлок этот расположен в живописном месте. Окружает его сосновый лес, возраст некоторых деревьев в котором около двухсот лет. К тому же поселение граничит с заповедником «Лосиный остров». Название посёлка обусловлено фамилией первого владельца этих мест – майора Н. Кисель-Загорянского. В XVIII веке здесь была построена церковь, и уже к началу XX века Загорянка стала известным дачным местом Подмосковья.
В 1945 году сюда переехала большая семья известного живописца Самуила Виханского. Перевезли с Западной Двины деревянный сруб, построили в посёлке дом. Жена художника, Клавдия Николаевна Лупандина, воспитавшая семерых детей, была награждена правительственным орденом «Мать-героиня». Братья Алим, Виктор и Игорь стали художниками. До сей поры мама всегда встречает их на крылечке родного деревянного дома в Загорянке. «Своими успехами мы во многом обязаны маме, вдохновлявшей нас на творчество», – говорил Игорь Виханский на открытии одной из выставок.
Конечно, в раннем детстве и юности интерес Игоря к рисованию, творческому восприятию окружающей жизни «подогревался» примером отца, который в своё время учился живописи в Витебске у известного белорусского художника начала XX века Ю. Пэна, а затем получил академическое образование. Его учителями были А. Рылов, Е. Чепцов, И. Бродский. Портрет последнего, выполненный карандашом, семья Виханских хранит как семейную реликвию.
Совсем недавно в издательстве «Московская школа акварели Сергея Андрияки» вышел в свет замечательный альбом живописи и графики Самуила Виханского. Автором-составителем альбома стал его сын Игорь. Большую помощь в составлении книги оказали супруга автора Татьяна Цой и научный сотрудник отдела живописи второй половины XX века Государственной Третьяковской галереи Анна Дьяконицына.
Составление альбома потребовало от автора большого напряжения творческих сил, «погружения» в атмосферу 20-30-х годов, изучения истоков и предпосылок энтузиазма первых пятилеток, психологии людей, которые стали героями многих картин отца. Работа над книгой шла около года. Не так просто оказалось выстроить в ясную и логическую цепь творческое наследие художника. Да и часть его произведений погибли во время войны в осаждённом Ленинграде, когда в мастерскую попал фашистский снаряд. Одна из известных картин мастера «Беспризорники» находится сегодня в Государственном Русском музее. Именно она украшает центральную часть нового альбома.
Виханского-старшего по праву можно назвать живописцем трудовых будней. Его работы выставлялись в 30-е годы в кинотеатре «Художественный» на Невском проспекте, в Ленинградском Доме искусств им. К.С. Станиславского. А к майским праздникам 1945 года он выполнил работу по оформлению центральной площади Перми и был приглашён в Москву во ВСЕКОХУДОЖНИК. При своей большой занятости отец всегда находил время для того, чтобы посещать с детьми Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею…
Вспоминая детские и юношеские годы в Загорянке, Игорь Виханский в предисловии к альбому пишет: «Основными праздниками в семье, несмотря ни на какие трудности, были просмотры живописных работ и рисунков после окончания учебных сессий или после возвращения с очередной институтской практики. Лучшие рисунки и картины сразу развешивались на стены, и высшей похвалой было участие в этих импровизированных домашних выставках. И когда нужно было защищать дипломные эскизы в художественном институте имени В.И. Сурикова – первыми строгими критиками были родители».
Учился И. Виханский в Суриковском институте у Б. Иогансона, в мастерской В. Гаврилова на факультете станковой живописи. Имена учителей говорят сами за себя. Студентом Игорь совершил ряд поездок по путёвке МГК комсомола на всесоюзные ударные стройки в Сибирь, а позже на строительство целлюлозного комбината под Сыктывкаром, в Башкирию на нефтеперерабатывающий комбинат. Дипломной работой художника стала картина «Строители Сибири».
Лица этих сильных людей открыты и чисты. На холсте словно проступает их биография: самым ярким фактом в ней, незабываемой вспышкой, стала работа на ударной стройке. Эта жизнь в вагончиках, знакомая художнику не понаслышке, это братство друзей, сибирские зимы и любвеобильные вёсны, ссоры и примирения, отъезды и возвращения, явь и сны – всё можно разглядеть в их суровых обветренных лицах.
Успех приходит вскоре после окончания института. В 1972 году художник участвует во Всесоюзной выставке «Всегда начеку», республиканской молодёжной художественной выставке, а в 1973 году во всесоюзной экспозиции, посвящённой советскому спорту, где была представлена и получила высокую оценку картина «Лучники». Тогда же он становится членом Союза художников СССР.
Его интересует человек как существо сильное и редкое по своей природе, как существо мыслящее и преодолевающее подчас огромные расстояния не только на земле, но и в воздухе, воде и космосе, покоряющее пространство и время. «Живопись служит как бы мостиком между реальностью бытия и иллюзорностью субъективного восприятия, – считает Игорь Виханский. – Неважно, восприятие ли это прошлого, настоящего или будущего. Только художник может передать эту странную связь времён…»
В 70-е годы Виханский создаёт монументальные композиции. Среди них групповой портрет космонавтов, совершивших легендарный полёт по программе «Союз-Аполлон» в июле 1975 года. Это был первый в истории человечества совместный космический полёт представителей разных стран. Он был запланирован в рамках соглашения о сотрудничестве СССР и США в области изучения природной среды, исследования Луны и планет, космической биологии и медицины. Творческое воображение художника захватили проблемы участия конкретного человека в таком грандиозном мировом проекте, как освоение космического пространства. Картина «Союз-Аполлон» была отмечена премией ЦК ВЛКСМ.
К этой теме художник возвращается в 80-е годы. В январе 1986 года при запуске американского космического корабля «Челленджер» погибли 7 человек. В 1989 году Виханский пишет эмоционально насыщенное, богатое по цвету, символически решённое полотно «Памяти экипажа «Челленджера». А вскоре и ещё одно интересное произведение – «Разговор о космосе».
В этой работе, философской по звучанию, автор следует, как бы это на первый взгляд ни показалось странным, традициям русской литературы. В частности, здесь обнаруживаются мотивы произведений Ф.М. Достоевского, который основную свою задачу как художника видел в том, чтобы «при полном реализме найти в человеке человека». Искусство должно видеть цель, утверждал он, не в отрицании, но – «в возрождении, в просвещении, то есть именно в открывании человека в человеке».
Столкновение мнений, борьба противоположных постулатов явственно проступают уже в самой фабуле картины Виханского, в интонационном сочетании красок и оттенков, ритмически организованном построении замысла. На космодроме – художник и священник, свободная творческая личность и человек, исповедующий православие.
Картина «Разговор о космосе» представляется несколько фантастической, «почти фантазией на космическую тему», как отмечала советская критика. Но тот же Достоевский, например, призывал угадывать в обыденном – «борения тысячелетий» и «будущие итоги настоящих событий».
Священник изображён на картине прочно и твёрдо стоящим на земле, спокойно излагающим свои суждения о мире. За его спиной – космический корабль как олицетворение современной науки, стремительно развивающейся в наши дни. А художник изображён несколько растерянным. Наверное, творческая мысль уводит воображение в такие сферы, что пугают и восхищают его самого.
Разрешён ли и ныне этот «спор» между наукой, религией и искусством? И где они, эти удивительные «будущие итоги настоящих событий»? И как ритмически организованная проза, так и ритмически организованная живопись призваны послужить реализму, одной из существенных граней которого является его «проповедническая сущность». То есть творчество художника должно быть «пропорционально будущему». И в том, что эта мысль применима к искусству вообще, и есть сила этой мысли.
Да ведь и в работе Игоря Виханского можно увидеть и услышать не только слова и фразы из воображаемого разговора о космосе, но, благодаря мастерству художника, живому биению красок в пространстве холста, торжеству света и тени, можно разглядеть и запечатлённое «сегодня», и прожитое «вчера», и предвосхищённое «завтра». Быть может, в этом смысле искусство, как и жизнь, есть «только миг между прошлым и будущим»… И сколько-нибудь талантливому литератору не составило бы труда воссоздать диалог художника и священника, но это уже другая история.
Групповой портрет учёных института ядерной физики Сибирского отделения
АН СССР явился не менее масштабной работой художника, подтверждающей его интерес к необычайным проявлениям человеческого гения. В 1978 году Игорь Виханский приезжает в Новосибирск и получает разрешение спецотдела для посещения секретной лаборатории физиков-ядерщиков, работающих на переднем крае тогдашней науки. На групповом портрете перед нами предстают выдающиеся учёные: создатель института ядерной физики РАН академик А. Будкер и выдающейся физик-теоретик, родоначальник лазерных исследований, который работал в своё время с Н. Бором и А. Эйнштейном, а затем отбывал заключение в лагере, где трудился с А. Туполевым и С. Королёвым, – Ю. Румер. На картине изображён также член-корреспондент РАН, лауреат Ленинской премии В. Сидоров. Игорь Виханский сегодня с воодушевлением рассказывает о личности каждого героя своей картины. От этих людей, от их мыслей, чувств и деятельности зависела во многом мощь великой страны, великого социального эксперимента. Кроме того, полёт того самого «космического корабля» современной науки, что ускоряется с каждым мгновением, тоже зависел от них. И эту значительность, но вместе с тем и человечность, и простоту этих людей удалось передать художнику.
Игорь Виханский создал немало портретов не только своих выдающихся современников, но и никому не известных тружеников огромной страны. Так, наряду с портретом знаменитого боксёра-тяжеловеса, человека уникальных возможностей И. Высоцкого он работает над изображением дагестанского кузнеца, который, по местной легенде, ковал оружие для самого Ворошилова.
Игорь Самуилович – художник разноплановый. В поездках на Русский Север, в Дагестан, да и здесь, в Подмосковье, он создал десятки пейзажей, многие из которых тяготеют к импрессионизму. С середины 90-х годов получают известность его акварели. «Считаю, что акварель подвластна по-настоящему опытному художнику. Здесь надо многое успеть запечатлеть, а для этого нужен большой навык, – говорит мастер. – Многое из того, что не удаётся выразить иным способом, поддаётся акварели. Мимолётность восприятия, лёгкость, воздушность, тишайшая душа…» Именно так воспринимаются его работы нынешнего десятилетия – в большинстве своём подмосковные пейзажи, родная Загорянка.
Некоторые работы художник подарил местной школе, Щёлковской картинной галерее, участвовал в оформлении спортивного комплекса города Щёлково. В прошлом году стал дипломантом V Международной выставки-конкурса имени Виктора Попкова. Игорь Виханский является заместителем председателя МООСХ, председателем живописной секции, участвует в проведении выставок (а их в Подмосковье проходит по нескольку в год), ежегодной осенней областной выставки этюдов на Крутицком валу, является членом консультативного совета по культуре г. Щёлково. В 2004 году он был награждён знаком отличия «За заслуги перед Московской областью».
Одна из недавних его работ – живописное изображение священномученика, святого земли Щёлковской, в 90-е годы причисленного к лику святых, отца Александра Крутицкого. Эту работу принял Владыка Ювеналий для церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Хомутово Щёлковского благочиния Московской епархии.
Тема создания образа современного православного священника не оставляет художника и сегодня. Им написан портрет директора Синодальной библиотеки Московской патриархии протоиерея Бориса Даниленко. Священнослужитель работает за небольшим столиком, руки его касаются клавиш ноутбука, взгляд спокоен и чист, устремлён в будущее. С таким человеком может состояться не только «разговор о космосе», но главный разговор о насущном, о том, чем наполнено и живёт сердце художника. 

Елена САПРЫКИНА

Статья опубликована :

№8 (6160)(2008-02-27)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 2 чел.
12345
Комментарии:

Елена САПРЫКИНА


Выпуски:
(за этот год)