(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Первая полоса

Необязательный предмет

АКТУАЛЬНО

Сдавать экзамен по литературе, а значит, и учить её теперь будут только желающие

Произошедшее можно назвать только так: катастрофа. Рособрнадзор вывел литературу из списка обязательных предметов при сдаче Единого государственного экзамена. Да, подавляющее большинство и педагогического сообщества, и интеллектуальной элиты было против формализации литературы и попыток втиснуть её в тесты. Да, требовали тесты отменить. Тесты, а не обязательную проверку знаний выпускников и их умения письменно выражать свои мысли.
То, что под шумок борьбы с некорректными экзаменационными вопросами начнётся борьба с самой литературой, мы подозревали. И предупреждали об этом в прошлом году не раз: «Татьяна – русская душою?» («ЛГ», №25), «ЕГЭ: ни жив ни мёртв», «И тесты – зло, и сочинение – не благо» («ЛГ», №45), «И всё-таки сочинение?» («ЛГ», №46). Увы, как в воду глядели. Вот небольшая цитата из последней публикации на эту тему: «Я слушала очень жёсткие и эмоциональные выступления педагогов… и очень боялась, что присутствующие в зале чиновники махнут в конце концов на несговорчивых словесников рукой и вообще отменят экзамен по этому предмету, постепенно сведя его к факультативу». 

Именно это и произошло. Когда законодатели принимали поправки в закон «Об образовании», вводящие ЕГЭ, они, памятуя о сочинении, в котором одновременно проверялись и умение излагать свои мысли, и грамотность, полагали, что и в новом формате литературу и русский язык можно будет объединить. То есть обязательными должны были быть два экзамена: математика отдельно и русский с литературой вместе. Но в тестовом варианте эти два предмета не ужились. Их разъединили. Получилось три обязательных экзамена. В прошлом учебном году математику и русский сдавали только в формате ЕГЭ, а литературу – по выбору: либо в формате ЕГЭ, либо в виде сочинения или исследовательской работы, либо устно. То есть де-факто литература необязательной в формате ЕГЭ уже была. Почему же катастрофа наступила лишь тогда, когда надзорные органы этот факт всего лишь официально узаконили? Да потому, что регионам дали отмашку – знания по литературе с этого года можно проверять не у всех, а только у желающих подвергнуться испытанию. 

Сейчас в регионах идут совещания, на которых решается, какие предметы и как выпускники будут сдавать. Теоретически литературу могут оставить в качестве третьего обязательного экзамена, сдаваемого в традиционной форме. Но такие регионы, скорее всего, будут исключением. Во-первых, далеко не все педагоги так уж жаждут учить детей писать сочинения. Во-вторых, третий обязательный экзамен – это нарушение закона, и прецеденты, когда родители выпускников подавали иски в суд и выигрывали дело, заставляя органы образования третье испытание убрать, уже были. 

Почему Министерство образования и науки не выступило с законодательной инициативой ввести вместо двух обязательных экзаменов три? А вот это вопрос. За шесть лет эксперимента выработать систему оценки знаний по литературе, которая удовлетворила бы большинство, так и не удалось. Высветил эксперимент и ещё одну, может быть, даже более важную проблему. При внешней проверке количество двоек и троек по этому предмету было таково, что впору ставить вопрос не только о корректности экзаменационных вопросов, но и о качестве преподавания. По большому счёту речь надо вести и о подготовке самих учителей, и о смене программы, и о разработке новой методики, которая позволила бы решить главное – приучить ребёнка к чтению и научить его мыслить. Но это задача глобальная, хлопотная. Проще свести этот оказавшийся самым сложным предмет к факультативу. 

Отношение к литературе в нашей стране всегда было особым. И это было абсолютно оправданным. Это позволяло передать потомкам наши культурные коды, сохранить нашу идентичность. Не пропустив через себя великие русские тексты, наши внуки и правнуки перестанут быть русскими людьми. И большей катастрофы, на мой взгляд, просто не может быть. Мы потеряем не просто литературу. С лица земли исчезнет российская цивилизация. 

Людмила ЗУЕВА

Обсудить на форуме

«ЛГ» обязательно вернётся к этой проблеме в одном из ближайших номеров.

Статья опубликована :

№12-13 (6165)(2008-03-26)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,5
Проголосовало: 55 чел.
12345
Комментарии:
30.03.2008 21:47:29 - Светлана Викторовна Гончарова пишет:

экзамен по литературе

То, что Рособрнадзором такое решение принято, действительно катастрофа. Оно законодательно закрепляет бенадежное положение литературы в системе образования. Литература не играет той роли в формировании личности, которую должна бы играть. Вся школьная программа построена на "литературоведческих прибабахах", как выразился один из комментаторов статьи. Отсюда и отношение к ней как к предмету, мягко говоря, неуважительное. А кроме как в школе с Литературой основная масса людей и не сталкивается больше. Соответственно, отношение к предмету, сформированное школой, переносится на саму Литературу. Те, кто принимал это решение, такой же продукт советской школы эпохи застоя, как и мы с вами. И литературу нам всем преподавал средних способностей учитель, озабоченный не формированием будущего поколения. а отчетностью по успеваемости (потому что уникальные учителя, конечно, были, но именно как исключение из общего правила). И не надо забывать, что троечников школа всегда выпускает в несколько раз больше,чем отличников. А потом, когда эти троечники становятся руководителями, они принимают те решения, которые в состоянии принять. А исполняют их другие троечники "со звероподобным рвением". Получается замкнутый круг, вырваться из которого можно было бы осознав, какую важную роль в нашей жизни играет школа, а в школе-литература ( и, конечно, история). Ведь даже само слово "образование" в русском языке имеет корень с двумя смыслами: создание образа и сотворение чего-то нового. У нас образование фактически вытеснено обучением, т.е. приобретением (передачей) тех или иных умений и знаний. Можно было надеяться, что внимание, которое на самом высоком уровне сейчас обращено на школу приведет к пересмотру системы подготовки педагогов, содержания программ и тп. Но увы... Рособрнадзор уже все решил, и откуда теперь возьмутся "инновационные" люди, способные воплощать "амбициозные проекты" совершенно неясно. Литература не будет играть никакой роли в формировании системы ценностей молодого человека, не будет учить думать и чувствовать,анализировать свои и чужие поступки. Она вообще не будет играть никакой роли, потому, что отношение к ней . как к предмету, несущему необязательные литературоведческие сведения, закреплено законодательно.

30.03.2008 16:24:15 - Спартак Валерьевич Скляров пишет:



Мы ничего не потеряем. Надо просто тщательней подбиРАть писателей и произведения для школьного курса. Насильно умен не станешь. "Гарри Поттера" никто детей читать не заставляет - читают. Если учителя САМИ поймут роль литеРАтуры в становлении человеков как личности, тРАгедии не будет. Но для этого они должны знать куда ведут и зачем корни языка нашего. Ха. А вот этим как РАз Россия пока гордиться не может. НУжен подход, а не экзамены.

30.03.2008 10:35:46 - Фёдор Стефанович Папахристу пишет:

Литература

Вспоминая своё школьное житие не могу сказать,что к урокам литературы у моих современников было уважительное отношение.Скорей всего это было из за методики её преподавания,когда в неокрепшие мозги вбивали не способность мыслить "правильно" а уже готовые догмы и запоминать их как таблицу умножения.Моё мнение никого не интересовало, на экзаменах я должен был повторить написанное в учебнике, а отклонение от "литературной таблицы умножения" уже ересь.Русская литература дала мне многое, но уверяю не на школьных уроках.За последние 15 лет недоразвитого капитализма, мало что изменилось в системе школьного преподавания от эпохи развитого социализма.Вместе с отмирающей эпохой уходят и её технологии. Сказать что она была эффективной в смысле создания свободномыслящего человека ,значит попросту соврать.Все мы сегодняшние ,цари и холопы ,вышли из этой школы,и что то я не замечаю особой одухотворённости нашего "электората". Менять эту систему надо,но как и что делать непонятно. Это дело профессионалов.Плач по поводу отсутствия обязательного экзамена по литературе в сегодняшнем положении дел неуместен.Гораздо лучше подумать ,как заинтересовать молодую поросль читать русскую литературу и думаю это куда важнее.Нам надо выжить в эту эпоху сытых свиней.И если есть ответ как это сделать, он и находится в книгах русских писателей, а не в методике преподавания литературы по советски.

29.03.2008 17:42:33 - Борис Алексеевич Асташев пишет:

Необязательный предмет

Мне кажется, что всякий пишущий человек (если он только пишет не классическое слово на заборе!) должен хоть немного разбираться в том предмете, который он описывает. Это я к тому, что литература, согласно федеральному базисному учебному плану БУП-2004, относится к числу обязательных предметов (это в старшей школе, в основной школе про выборность предметов и речи не идет). Это означает, что ее должны изучать все учащиеся по всей нашей стране как минимум 3 часа в неделю (можно и больше - 5 часов, если вы выбираете изучение литературы на профильном уровне). И это количество часов не может сократить никто, будь он даже Брюс всемогущий, поскольку тогда ему просто не утвердят учебный план вышестоящие органы управления образованием, и он, соответственно, не получит денег на работу. Страдать надо не ЕГЭ по литературе, а о методике ее преподавания, которая даже в руках хороших учителей скорее отбивает желание читать, чем прививает любовь к хорошей литературе. Как пример, я прочитал "Петра Первого" трижды до того, как мы его прошли в школе, и ни разу после! Как вспомню: "Образ народа в романе..." и т.д., и т.п., и все желание пропадает! А если школьники будут изучать именно литературу а не литературоведческие прибамбасы, то и не важно будет, в какой форме они будут сдавать литературу, важно, что многие из них ее будут любить и ценить.

26.03.2008 18:38:15 - maiscii пишет:



Бред в комментариях. На кой нам эти взгляды? Да, етиткин дух, РОССИЯ МЫ или ЧТО? Что ни стих, то приходится указывать на значимость нашу. Через сово, считай, что пишешь:"-В РОССИИ ТЫ, А ЗНАЧИТ ДОМА! И хватит нас опускать. Силы в нас достаточно, чтобы удавить такие мысли изначально....

26.03.2008 16:43:00 - георгий петрович иванов пишет:

Согласен с Домбровским.

Неграмотным народом, потерявшим свою культуру и не умеющим мыслить легче управлять. К этому мы идем. Пример мой город Черняховск Калининградской об. Нынешний мэр Виноградов ни раз пытался придти к власти и каждый раз получал от народа поворот.Однако на последних выборах он каким то образом оказался избранным. Сейчас его судят. Наши депутаты городского Совета для себя написали такие законы, что отозвать их невозможно. Такая попытка была, но закон написан так мудрено , что без Резника в нем не разобраться.Да и другие местные акты для депутатов составлены. Например, нынешней председатель гор совета ушел в отпуск на 45 дней+15 дней дополнительно получил.За что, народу так и не объяснили. Но самое удивительное,то что этот отпуск он получил за 2009 год. Но если сейчас можно дурить избирателей, то какой простор для демократии будет когда уровень образования опуститься до нуля.

26.03.2008 14:15:25 - Ярослав Домбровский пишет:

А сало русское едят...

Совершенно согласен с автором. Я уже отписал на одной теме (о "голодоморе"), что мы имеем в стране РУСОФОБСКУЮ власть, во главе с "немцем" Путиным (Ельциным). Эта власть под сладкие сказки о "Западном" рае и свободной рыночной конкуренции. медленно, но неуклонно превращает нашу страну - СВЯТУЮ РУСЬ - в немецкое дремучее болото рационализма. Зачем учить Литературу, если ты не собираешься стать учителем .Зачем учить РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ, если все основано на компьютерах, а они на АНГЛИЙСКОМ языке и если надо, получишь любую справку, в том числе и по литературе. В Советское время Русская Литература помогла сохранить Веру Православную ибо ПРАВОСЛАВНА насквозь. И патриотизм и любовь к Родине именно Русская литература воспитывала прежде и вернее всех партсобраний. А это совершенно не нужно нынешним власть имущим русофобам. Не нужны им ни РУСЬ, ни ЛИТЕРАТУРА, ни ПРАВОСЛАВИЕ. Чем безграмотнее - тем легче споить. Чем пьянее - тем легче обмануть. Вот и голосует пьяная безграмотная Русь за Медведевых-Путиных, а скоро проголосует и за НЕМЦА-БУРМИСТРА. Которому уже и физика с математикой в школе не нужны будут. Достаточно знаний АРИФМЕТИКИ и КОНСТИТУЦИИ. А остальное покажет НЕМЕЦКОЕ телевидение. Русские нужны в качестве рабов, а не господ. ( да, среди нынешних немцев - половина евреев. Язык то общий)


Людмила ЗУЕВА


Выпуски:
(за этот год)