(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Библиоман. Книжная дюжина

«Нужна литература, воспитывающая чувства»

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Так ли хороши для детей современные яркие книги, как это кажется на первый взгляд? Какую пользу может принести сентиментальная литература? Об этом и многом другом размышляет заместитель генерального директора, главный редактор издательства «Русское слово» Марина ЛОБЗИНА.

Каковы ваши впечатления от недавней ярмарки «Книги России»? 

– Ярмарка всегда праздник, поэтому и впечатления, в общем-то, праздничные. Но в плане деловой активности нынешняя ярмарка была спокойнее обычного. Меньше было торговых партнёров, деловых встреч, но зато образовалась возможность спокойно походить, посмотреть книги. Меня порадовало, что сейчас совсем иначе, нежели раньше, показали себя региональные издательства. Видимо, в регионах появились и деньги, и осознание того, что надо обращать внимание на краеведение, на собственную культуру, на историю. Красивые, хорошие по содержанию книги – впрочем, по содержанию они всегда были хорошие, а вот сейчас с издательской точки зрения произошёл явный скачок, по книгам стало заметно, что они не на копейки сделаны. И это приятно. Если раньше в таких книгах внимание могли привлечь только название и содержание, то сейчас их просто приятно взять в руки. Надеюсь, эта отрадная тенденция будет развиваться. 

А читателей было меньше или больше обычного? 

– Наше издательство выпускает учебники и научно-популярную литературу для широкого круга читателей. Так вот, того народа, который традиционно ходит за учебниками, за методической литературой, в этот раз было немного. А читатели, интересующиеся хорошей познавательной книгой, приходили по-прежнему. Не могу сказать, что мы на себе почувствовали угасание интереса к чтению. Но мне кажется, что в этот раз было заметно меньше, чем в прошлом году, рекламы книжной ярмарки – обычной рекламы на улицах, на телевидении. 

Надо сказать, что для издателей ярмарка – очень дорогое удовольствие. Она, естественно, не окупается, и цели такой не ставится, но ведь даже Франкфуртская ярмарка обходится дешевле нашей! И вообще при такой цене можно было бы хоть пол нормальный сделать. Это же неприлично! Я каждый год возмущаюсь. Понимаю, что этот павильон не принадлежит дирекции ярмарки, но ведь к тем, кто его содержит, тоже можно предъявлять какие-то элементарные требования. 

Обратили ли вы внимание на художественную литературу? Как вы оцениваете её нынешнее состояние? 

– С художественной литературой такая интересная вещь произошла. Я себя ловлю на том, что уже не хочется читать классические произведения, напечатанные на газетной бумаге, пусть даже обложка будет очень красивая. Хочется взять в руки хорошо изданную книгу. Нет, я говорю не о жутко дорогих подарочных изданиях, а просто о качественных книгах на хорошей бумаге, с нормальным шрифтом, по возможности с хорошими иллюстрациями. Если читать классику, то – вот такую... Современной литературы очень много, и в ней теряешься. Авторов появилось так много, и так много идёт рекламы, что уже и не знаешь: вот эта или та новинка – действительно хорошая книга или просто коммерческий продукт? 

Что вы представляли и что планируете издавать в ближайшее время? 

– Представляли мы традиционно учебную и методическую литературу, например, к ярмарке у нас вышли новые учебники географии. Показали серию «Школьная историческая библиотека». Мы надеемся, что постепенно заполнится тот вакуум, который образовался в сфере детской художественной литературы. Ведь школьные библиотеки по России находятся в чудовищном состоянии. Очень старые книги, похожие на сильно потрёпанный антиквариат, а ведь это просто неуважение к юному читателю. Конечно, раньше всё, что касалось исторической тематики, было идеологизировано. Но тем не менее у нас всё-таки была традиция – писались яркие, интересные повести и романы для детей, а через них и сейчас можно прививать интерес к истории. Нам хотелось бы взять всё самое лучшее и снова начать приучать детей читать художественную историческую литературу. На сегодняшний день серия состоит из 25 книг, а в ближайшее время, я надеюсь, их число достигнет 50. 

Есть у нас интересный и достаточно сложный проект «История религий». Есть отдельная книга «История христианства». Это не альтернатива «Основам православной культуры». Эти книги могут дополнять друг друга. 

Удаётся ли соблюсти баланс и не подавать религию просто как сказку, одновременно не впадая в откровенную проповедь? 

– Наверное, это самое сложное. У нас светский курс, он написан сотрудниками Института российской истории РАН, Института истории Татарстана, Института востоковедения РАН. Многие разделы написаны докторами исторических наук. С одной стороны – это Академия наук, что заведомо предполагает научный подход. С другой стороны, каждый раздел написан человеком, исповедующим ту религию, о которой идёт речь. Здесь нет проповеди, но есть уважение к религии. И учёный может быть верующим человеком. Мне кажется, такой курс должен изучить любой культурный человек. Мы живём в таком мире, где необходимо иметь представление о религиях друг друга. А более глубоко, конечно, каждый человек должен изучать свою религию. 

Как вы считаете, может преподавание основ религии повлиять на обстановку в детском коллективе? Ведь дети часто бывают склонны к агрессии, жестокости, а в наше напряжённое время эта проблема особо обострена. 

– Мне кажется, да. Дети должны знать, чем дышит его сосед, тем более в нашем многоконфессиональном обществе. А в основе всех религий лежат общие человеческие ценности. Чем больше мы будем говорить детям о добре, о человеколюбии, тем лучше. Я в последнее время обратила внимание, что детская литература стала очень агрессивной. Смотрите, что сейчас издаётся и как это издаётся. Много познавательной литературы, это понятно, ребёнка надо научить читать, считать. Иностранным языкам мы стараемся учить уже с детского сада – но мы не учим детей сострадать. Из детской литературы убираются все произведения, над которыми ребёнок может заплакать. А почему бы и нет? Пусть он научится жалеть. Человеческий, воспитывающий фактор исчез из детской литературы, таких книг просто нет. Есть переводные западные книги на уровне популярных мультиков и наши им подражания. Но это всё книги ни о чём! Издатели, заботясь исключительно о прибыли, стараются сделать красивую, то есть как можно более яркую, книгу, забывая, как психологи запрещают, например, яркие цвета в учебниках, потому что, когда постоянно всё пестрит, ребёнок ничего не воспринимает. Почему же детская книга стала такой болезненно яркой? Нам говорят о современном клиповом мышлении, но ведь книга должна не помогать формировать такое мышление, а служить противовесом всем этим клипам. Сейчас очень нужна литература, воспитывающая чувства.

Страницу подготовила Ольга ШАТОХИНА

Статья опубликована :

№12-13 (6165)(2008-03-26)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,4
Проголосовало: 7 чел.
12345
Комментарии:
26.03.2008 17:45:59 - maiscii пишет:



Дай БОГ! И больше!!! Много, очень много нужно! Молодёжь просит, требует! Они не хуже нас знают о состоянии нынешней литературы! И где издатели, по весям РОССИИ имеется в виду, которые об этом думают? ХВАЛА СЛОВУ!!!!


Марина ЛОБЗИНА, Ольга ШАТОХИНА


Выпуски:
(за этот год)