(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

ТелевЕдение

Пусти свой хлеб по реке

ТЕЛЕРАЗГОВОР

Придя на встречу к Евгению Герасимову, я не рассчитывала на длительное интервью – человек занятой – вообще не очень понятно, как он успевает возглавлять Комиссию по культуре и массовым коммуникациям столичной Думы, исполнять обязанности председателя Союза кинематографистов, снимать кино да ещё и самому в нём сниматься. Смущало меня также, что разговор предстоял о новом телефильме, который я не видела. 

Я приготовилась включить диктофон, но Евгения Владимировича куда-то вызвали по срочному делу. «Это ненадолго. Давайте я вам пока диск поставлю, будете моим первым зрителем», – предложил он. Я вздохнула с облегчением – буду по крайней мере знать, о чём фильм. Очнулась на середине второй серии: знаменитый адвокат Плевако внимательно слушал исповедь своего не менее знаменитого подзащитного – купца Саввы Мамонтова, обвиняемого, как сейчас сказали бы, в нецелевом использовании государственного кредита. Евгений Владимирович появился в кабинете, я уже расстроилась, что так и не узнаю, чем же всё закончилось, но оказалось, что возникла ещё какая-то непредвиденная ситуация, и я снова углубилась в сюжет. Последние 30 минут из двухсот (фильм будет четырёхсерийным), мы уже досматривали вместе.


Евгений Владимирович, ярких личностей в русской истории немало. Почему вашим героем стал именно Мамонтов? 

– Мысль снять о нём фильм давно витала в воздухе. Уж очень его биография по-хорошему современна. Более того, она может служить достойным подражания примером для тех, кто сегодня составляет заново формирующуюся деловую элиту. Мне предлагали сыграть эту роль. Но сценарии как-то не впечатляли и желания сниматься не возникало. Пока мне в руки не попал сценарий Саши Бородянского. Снимать должен был Всеволод Шиловский, он-то меня и пригласил в картину. Но неожиданно у него возник другой, гораздо более масштабный проект, от которого невозможно было отказаться. Нужно было срочно искать другого режиссёра. Сроки поджимали, бюджет небольшой… 

…И вы, что называется, вызвали огонь на себя? 

– Просто очень хотелось довести дело до конца. Мне очень близок Савва Иванович, человек сильный, волевой и очень талантливый. У него был изумительный голос, и если бы он целиком посвятил себя искусству, достиг бы высокого уровня. Жизнь, однако, заставила его заниматься совсем не тем, к чему лежала душа. Впрочем, он и в свой бизнес, строительство железных дорог, тоже вкладывал душу. Любовь, честь, предательство, талант – плата за успех. Через это многие проходят, значит, каждый найдёт в этой истории что-то созвучное собственной жизни. 

Проходят-то многие, но сегодня в обществе преобладает резко негативное отношение к состоятельным людям: если богач, то непременно негодяй. Вы пытаетесь хоть немного изменить привычный угол зрения? 

– В бизнесе у нас была своя исторически сложившаяся культура ведения дел, как, кстати, и культура отношений между людьми. Соблюдались традиции, высоко ценились честь семьи и чувство собственного достоинства. А сейчас все делают вид, что до 17-го года вообще ничего не было. Всё втиснуто в клише: цари развлекались, интеллигенты – ныли, а крестьяне и рабочие – по,том обливались. Реальные жизни в схему втиснуть нельзя. Задумайтесь: чем Мамонтов отличается от большинства тех, кто сегодня обладает гораздо большими средствами? Он, как и другие лучшие представители промышленности и купечества, не в пример нынешним финансовым воротилам, был истинным патриотом: нажитые им капиталы работали на страну, а не оседали в заграничных банках. Он вкладывал их в российскую промышленность: заводы, поднятые его усилиями, работают до сих пор. Кроме того, он создал первую русскую частную оперу, где сам не раз выступал в качестве режиссёра. Если бы это было единственным делом в его жизни, то, кто знает, возможно, система Станиславского была бы сегодня известна как система Мамонтова (Константин Сергеевич бывал на репетициях и очень высоко ценил режиссёрское дарование Саввы Ивановича). А помощь художникам?! Неизвестно, как сложилась бы судьба Серова, Врубеля, Коровина, если бы не Мамонтов. А Шаляпин! Это же его открытие. В общем, можешь зарабатывать – зарабатывай! Но думай и об общем благе, трать не только на себя. Одновременно на десяти виллах жить нельзя и плавать на двух яхтах – тоже. 

Для фильма был выбран самый, пожалуй, драматичный эпизод в жизни Мамонтова, ставшего жертвой интриги всесильного министра Витте. Жизнь на благо отечества, на благо искусства, а в финале – тюрьма, суд, разорение… 

– Самое замечательное – Савва Иванович ни на кого не в обиде: отдал людям всё, что мог. Он был щедр, дарил всем свой талант и ничего не просил взамен. 

Делай, что должен, и будь что будет?
– Если хотите – да. Несмотря на все перипетии, он не переставал радоваться жизни, любить искусство, любить своих близких, увлекаться. Есть такая английская поговорка – пусти свой хлеб по реке, и он вернётся, намазанный маслом. В фильме «Человек, которого я люблю» её произносит мой экранный «отец», роль которого играл Георгий Жжёнов, и продолжает: а может, и не вернётся, ну и пусть. Вот у Мамонтова как раз такое отношение к жизни. 

Такой пример неличного успеха? 

– Конечно. Человека судят по тому, что остаётся после него. В этом смысле он – успешный человек. Но заплативший за свой успех очень высокую цену. 

Да, он явно не супермен, который из любой передряги выходит сухим. 

Сейчас на экране очень много «условных» бизнесменов, таких же ненастоящих, как кубанские казаки из небезызвестной советской ленты. Кино по-настоящему промывает мозги. Оно это делало тогда, продолжает делать и сейчас. И зритель, привыкая к этом «сладкому миражу», подсознательно начинает желать, чтобы в жизни было как в кино: чтобы у него всё было, и ему за это ничего не было. Но это же нонсенс! В реальности же за каждый свой поступок надо нести ответственность, «запасных» жизней ни у кого нет, нельзя «переключить» свою судьбу на другой канал или «пропустить» несколько «серий». 

Проблема исторической достоверности в кино была предметом бурной дискуссии на страницах «ЛГ». Насколько фактологически точен фильм? 

– Придуманы только диалоги. Все ключевые события абсолютно достоверны. 

Можно было бы закончить картину зажигательной речью Плевако и освобождением главного героя. Вы же пусть и коротко, но рассказали, что ждало его впереди – разорение, одиночество. Вы намеренно лишили зрителя хеппи-энда? 

– Толстой как-то упрекнул Тургенева в том, что он заканчивает свои произведения как раз тогда, когда всё самое интересное только начинается. Если уж мы взялись рассказывать о жизни этого выдающегося человека, то нужно было довести этот рассказ до логического конца. Мне очень хочется, чтобы Савва Мамонтов стал для зрителя героем. Ведь прожить такую жизнь – это, мне кажется, подвиг. 

Когда же нам ждать встречи с «Саввой»? 

– Не хочу загадывать: переговоры с телеканалами ещё впереди. Но картина найдёт своего зрителя. Я в это верю.Я тоже верю. Зритель устал от сериальной пошлости, от мерзких комеди-клабовских сальностей и бутафорской крови боевиков. Ему хочется человечного, то есть душевного и духовного, кино. Чтобы ни драк, ни убийств, ни погонь, ни откровенных постельных сцен. Чтобы звучал чистый, правильный русский язык, без какого-либо намёка на ненормативную в недалёком прошлом лексику. И чтобы на экране не гламурные «медиаперсоны» мелькали, а серьёзные актёры, привыкшие играть не «схему», а судьбу. 

В «Савве» всё это есть. Не говоря уже о замечательном актёрском ансамбле: Татьяна Лютаева (Елизавета Мамонтова, жена Саввы), Лев Борисов (Плевако), Борис Плотников (Витте), Валерий Бабятинский (отец Саввы). Отточенная, филигранная актёрская игра, продуманность нюансов, мастерское владение тем, что принято называть «школой», – на телеэкране сегодня это большая редкость. И молодое поколение – Мария Козлова (Лиза в юности), Владимир Герасимов (Савва в юности), Игорь Евтушенко (Всеволод, сын Саввы), Надежда Горелова (оперная прима Татьяна Люботович), – не испорченное сериальной подёнщиной, достойно партнёрствует с мастерами. Остаётся надеяться, что руководители телеканалов, в руках которых в скором времени окажется судьба картины, порадуют своих зрителей и найдут для неё достойное место в сетке вещания, руководствуясь при этом не товарно-денежными, а иными, менее меркантильными соображениями. 

Беседовала Виктория ПЕШКОВА

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№12-13 (6165)(2008-03-26)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,4
Проголосовало: 11 чел.
12345
Комментарии:

Евгений ГЕРАСИМОВ, Виктория ПЕШКОВА


Выпуски:
(за этот год)