(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Новейшая история

Схемы расплаты

ГУМАНИТАРНАЯ ЭКОНОМИКА

ИТАР-ТАСС«Граждане платят за право воспользоваться бесплатной помощью!» – утверждает депутат Думы города Сарова Нижегородской области, председатель Нижегородского общественного движения «Медицина и мы» Людмила КОЛОТУХИНА: 

Бесплатное здравоохранение исчезает из нашей жизни, сколько бы нас ни убеждали в обратном... В чём причина происходящего? Повсеместное распространение поборов, вымогательства, коррупции? 

– По моему мнению, прямая коррупция, откровенное вымогательство не главная составляющая этого процесса. Врач понимает, что за откровенное вымогательство каких-то трёхсот рублей у больного или его родственников его могут наказать гораздо строже, чем какого-нибудь большого начальника, укравшего миллионы. Мне кажется, вообще не стоит демонизировать наших врачей, превращать их в рвачей. Не столь уж много из них решаются прямо требовать деньги с малоимущих пациентов. Что же касается добровольных «благодарностей» врачам и медсёстрам, заставляющих их внимательнее относиться к больным, то... Это было и будет. Но опять же не думаю, что это – первопричина «таяния», исчезновения бесплатного здравоохранения в нашей жизни. 

Тогда в чём же она? 

– В России всё активнее работают схемы, по которым граждан вытесняют из бесплатного здравоохранения в платное. Их буквально заталкивают туда. Эти схемы – не прямая, противозаконная коррупция. Они, скорее, полузаконные. И весьма хитроумные, из-за чего бороться с ними особенно сложно. Например, всё больше хозрасчётных отделений при поликлиниках и больницах. Медицинские услуги в них гражданин оплачивает через кассу. Всё законно... 

Но человек идёт туда, потому что бесплатное здравоохранение ему предложить ничего не может! 

– Может. Человека подталкивают в платные отделения не только объективные недостатки в системе здравоохранения, а организационные технологии, из-за которых доступ гражданина к бесплатной медпомощи ограничивается. Подобные организационные схемы выстраиваются преднамеренно. Их цель очевидна – всё большее увеличение доходов от платных услуг. 

В закрытом городе атомщиков Сарове тоже действуют эти схемы? 

– Несмотря на закрытый статус, наш город атомщиков мало чем отличается от сотен своих малых собратьев-россиян. Саровцев «врачуют» по месту жительства в медучреждениях-монополистах, аналогичных районной или городской больнице. Поэтому вопрос «Куда пойти лечиться?» не существует. Неуместен для медработников и вопрос «Где работать?». Только в этих монополистах. А там правила известные. Любой конфликт с руководством – и врач безработный. 

А частные клиники? 

– Инвесторов, желающих вкладывать средства в развитие частной медицины малых городов, практически нет. И понятно почему. Население в таких городах в основном неплатёжеспособно. Те же, кто побогаче, едут поправлять здоровье в областные и столичные клиники... 

И что мы имеем в результате? 

– Контрольные органы медучреждений проверяют лишь целевое расходование бюджетных средств, а не эффективность их работы. Дебет с кредитом сводить главные бухгалтера в них давно научились. Науку, как встретить и как проводить контролёров, главные врачи тоже хорошо освоили. И потому результаты проверок всегда предсказуемы. Хотя на деле... 

В течение 2007 года комиссия здравоохранения Думы, которую я возглавляю, проверяла сообщения граждан о том, что происходит при записи на лечение в поликлиниках. Процитирую несколько выдержек из наших отчётов. 

«К семи часам утра у городских поликлиник ежедневно может собираться толпа до 250 человек. Большинство ругают власть и депутатов, другие подавлены от безысходности. Граждане не верят в улучшение и в то же время просят о помощи, причём свои фамилии называть боятся. Около 50 процентов пациентов, пришедших даже за 2–3 часа до открытия поликлиники, не могут сразу получить бесплатный талон на приём к врачу или на лабораторно-диагностические обследования. Срок ожидания УЗИ или плановой госпитализации составляет более 3 месяцев, лечения в дневном стационаре поликлиники – до полугода». 

А вот некоторые высказывания очередников...
«Мы больные диабетом, пожилые, слабые люди... Две-три ночи в месяц у нас – бессонные, так как в три часа утра нужно вставать и идти на запись к эндокринологу. Недавно ввели чудовищную практику – к этому специалисту записывают только работающих. Получается, пенсионеры вообще не люди?!»
«У мужа подозревают пневмонию, состояние очень тяжёлое. Прихожу третий раз и не могу получить талон на рентген. Их выбрасывают, как кости собакам. Всем не хватает!»
«К маммологу записаться не могу четвёртую неделю, а у меня, возможно, рак...» 

Что же делают эти несчастные люди? 

– У них два выхода. Либо с первыми петухами вставать в очередь, либо оплачивать гарантированную Конституцией бесплатную помощь через хозрасчётные отделения государственных медучреждений. 

А вот их работа организована очень чётко! Информация о платных услугах вывешена на стендах у самого входа. Очередей нет. Цены, по московским меркам, сказочные. УЗИ стоит 300 рублей, приём к своему же участковому терапевту – 100... Кстати, заплатив эту сумму, пациент посмышлёнее тут же выпросит у доктора бесплатный талон на обследования. 

За что тут обвинять врача? Начальник дал ему официальное разрешение работать по совместительству в хозрасчётном отделении. Все формальности предоставления платной медпомощи соблюдены. Талонов же на своевременное бесплатное обследование руководство выдаёт так мало, что на всех пациентов всё равно не хватит. Врач вынужден выбирать... 

Ясно, кого он выберет! 

– А вы попробуйте встать на его место... Права пациента, заплатившего за приём через хозрасчётное отделение, ничем не отличаются от тех прав, которыми обладает «бесплатный больной». Оба относятся к прикреплённому контингенту, имеют полис ОМС и прочие гарантии. Только от неплатящих пациентов не всегда даже простое спасибо за лечение услышишь. Платный же пациент готов и впредь пользоваться хозрасчётными услугами. Почему же не вознаградить его бесплатным талоном на обследования?
 
Примеры работы саровской медицины характерны для всей страны? 

– Да. Доходы от платных медуслуг за последние пять лет выросли в десятки раз. И это в государственных и муниципальных медучреждениях, где мы должны лечиться без денег. По закону они могут начать оказывать услуги за деньги лишь при условии, что они полностью выполнили госпрограмму гарантий бесплатных услуг!.. 

Возмутительно и то, что практически каждое лечение параллельно оплачивается и гражданином, и за счёт бюджетов всех уровней. К тому же в хозрасчётной медицине вовсю используется оборудование, поставляемое за счёт нацпроекта «Здоровье». Ни одно государство в мире не позволяет себя так обкрадывать. Это чисто российский феномен: гражданин платит за право воспользоваться бесплатной медицинской помощью! 

А если гражданин обратится в суд? Есть законы, защищающие его права? 

– Если окинуть взглядом всю вертикаль законодательно-нормативных актов, регулирующих здравоохранение РФ, то можно сделать вывод, что как раз доступность и своевременность медпомощи там поставлены во главу угла! С 1998 года действует правительственная «Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи». В ней определены виды такой медпомощи, базовые нормативы её объёма, финансовые затраты...
А Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в РФ» определяет, что по всей России её граждан не имеют права бесплатно лечить в меньшем объёме, чем это предусмотрено базовой программой. 

К тому же в медицинских законах прописано много такого, что заставило бы пациента остолбенеть от изумления. Если вам необходимо, например, сделать ЭКГ (читай: и любое другое обследование, положенное в рамках стандартов бесплатной медицины), а сей прибор в вашей поликлинике испортился, она обязана немедленно (!) известить об этом вашу страховую компанию. Вам же – организовать бесплатное обследование в другом месте. 

Если выяснится, что вы оплатили лечение в кассу хозрасчётного отделения, но потом оно взяло за это деньги из госбюджета, то учреждение-хапуга обязано вернуть ваши кровные и должно быть наказано. Более того – «наказывается штрафами некачественное и несвоевременное выполнение необходимых диагностических и лечебных мероприятий», которые поликлиника или больница должна вам оказать! 

Но, судя по всему, эти прекрасные законы не работают… 

– К ним ещё не разработаны регламенты, инструкции, правила применения... То есть разъяснения, с кого и как спрашивать за недостатки, кто будет заниматься контролем... В общем – нет приводных ремней между законом и жизнью. Но это, на мой взгляд, не объяснение существующего положения, а так – отговорка. Настоящая же причина в том, что органы управления здравоохранением сознательно не торопятся довести законы до работоспособного состояния. Чиновники понимают, что денег на бесплатное здравоохранение на всех не хватит... 

Но ведь государственные расходы на здравоохранение растут! 

– Действительно, с 2006 года заработал национальный проект «Здоровье». За средствами по нацпроекту установили довольно жёсткий финансовый контроль. В какой-то мере это позволило сократить рост смертности населения. 

Но существенной, радикальной реформы здравоохранения так и не произошло. А она нужна, потому что мы живём теперь в совершенно иных условиях... 

Давайте вспомним, когда появились хозрасчётные медучреждения... После развала СССР, во времена всеобщего недостатка финансирования, ухода государства от своих социальных обязанностей был провозглашён лозунг: «Спасайся кто может!» Хозрасчётная деятельность для многих медучреждений и стала тем самым спасательным кругом. Удалось сохранить медицинский персонал, разбегавшийся из-за нищенских зарплат, лечить хоть сколько-нибудь платёжеспособных граждан. Это был единственный выход, но... Главные врачи и прочие руководители в результате стали воспринимать подведомственные им медучреждения как свою вотчину, где можно делать то, что им выгодно и удобно. И сегодня они не заинтересованы в сдаче своих позиций, в изменении этого положения.
 
С другой стороны – власти, которые должны их контролировать. Но они привычно судят о работе системы здравоохранения на основании выводов работников самого же здравоохранения... Голос потребителя медицинской помощи практически тут не слышен. А если слышен, то лишь тогда, когда человек выступает в роли пострадавшей стороны при некачественном лечении. Другой роли в нынешней системе ему не отведено. Он никогда не выступает в роли заказчика медицинской помощи! Разумеется, это приводит к нарушению баланса интересов между медицинским сообществом и пациентами. И понятно, на чьей стороне перевес. Не на стороне же больных людей!.. 

Словом, сегодня уже нельзя списывать проблемы, которые мы обсуждаем, только на дефицит финансирования. Дело в сложившейся в последние годы системе. 

Тогда что можно сделать? 

– Простое увеличение финансирования системы здравоохранения уже не даст необходимых улучшений. Надо немедленно запретить оказание платных услуг при лечении тех заболеваний, которое обеспечивается «Программой государственных гарантий». Необходимо сделать доступность бесплатной медицины ключевым критерием для оценки эффективности использования тех государственных средств, которые пошли в здравоохранение. Надо не ждать, а отстаивать свои права. 

В январе этого года государственную регистрацию получило Нижегородское региональное общественное движение «Медицина и мы», объединяющее рядовых представителей медицинского и гражданского сообщества. У нас общие цели, связанные с ликвидацией социальных болезней отечественного здравоохранения. Россияне должны поверить, что способны сами влиять на качество медицины в своей стране... 

Беседовал Александр РЫЛОВ

Статья опубликована :

№15 (6167)(2008-04-09)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,7
Проголосовало: 29 чел.
12345
Комментарии:

Людмила КОЛОТУХИНА


Выпуски:
(за этот год)