(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Книжник

Блиц-рецензия

Он по-прежнему наш современник

Владимир Солоухин. Собрание сочинений. Том 5-й. Последняя ступень: Роман, документальная повесть, эссе / Составитель и автор комментариев Александр Яковлев. – М.: Русскiй мiръ, 2007. – 640 с.: ил.

Ассоциация книгоиздателей России признала лучшим собранием сочинений 2007 года именно это, солоухинское. И, кажется, по справедливости. Слишком долго шли к читателю многие из произведений Владимира Алексеевича. Не раз за прошедшие постперестроечные годы различные издательства предпринимали попытки открыть дню сегодняшнему автора, перманентно актуального. И вот – успех. И самого Солоухина, и издательский, а значит, и читательский. Любовно изданные и прекрасно оформленные тома с первого же появления на книжных прилавках привлекли к себе внимание. Почему? На это отвечает в предисловии Николай Переяслов: «Владимир Солоухин весь свой талант, всё своё творчество посвящает именно тому, чтобы не дать вытоптать и выжечь исторические и духовные ценности русского народа, не дать ему превратиться в толпу оборванцев, но противопоставить разлагающему народ абстрактному искусству свои, подлинно русские ценности». В завершающий том собрания сочинений вошли роман «Последняя ступень (Исповедь нашего современника)», документальная повесть «Солёное озеро», часть эссе из знаменитого цикла «Камешки на ладони», представлена «Хроника жизни и творчества Владимира Алексеевича Солоухина».

Его соседи – Платон и Кант

Владимир Кантор. Соседи: Арабески. – М.: Время, 2008. – 944 с.

Ещё в 1999 году обозреватель «ЛГ» Юрий Данилин в беседе с философом и писателем Владимиром Кантором спросил, в частности: «Вы заметили, Владимир Карлович, что ни один из словоохотливых наших политиков, обещая «манну небесную», ни слова не говорит о человеке?..» На что Владимир Карлович мрачно ответствовал: «Может, и хорошо, что не говорят о человеке, по крайней мере не врут». При всём при том, что прежде всего именно человек в центре внимания самого В. Кантора как философа и писателя. И на пересечении этих двух взглядов рождается большая книга жанра, кажется, на первый взгляд очень необычного. Под одной обложкой мирно, а порой и не очень соседствуют эссе, повести, рассказы и даже радиопьеса с грозным названием «Пистолет». Итак, арабески? Ну да, Гоголь. Но Николаю Васильевичу в своё время за соединение в одну книгу прозы и культурфилософии от критиков досталось нешуточно. Сам Барон Брамбеус указывал: «Быть может, это арабески – но это не литература». В. Кантор открыто признаёт следование гоголевскому примеру. На это же работает и название книги. Соседи – это же не только по квартире, этажу, дому. Но и по странам, цивилизациям, по истории. Мераб Мамардашвили говорил: «Надо жить так, чтоб твоими соседями были Платон или Кант, а не квартирные соседи». Нисколько не открещиваясь от последних, Владимир Кантор своей книгой максимально приближает одних соседей к другим.

Царь-ребёнок и её дощечки

Ольга Гильдебрандт-Арбенина. «Девочка, катящая серсо...»: Мемуарные записи. Дневники / Составитель А.Л. Дмитренко. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 349 [3] с.: ил. – (Библиотека мемуаров: Близкое прошлое; выпуск 25).

Что это:
заумная Флорида?
Сон, приснившийся
Анри Руссо?
Край, куда ведёт нас
вместо гида
Девочка,
катящая серсо...


Эти строки Бенедикт Лифшиц посвятил Ольге Николаевне Гильдебрандт-Арбениной (1897/98–1980). И не он один воспевал ту, которую Николай Гумилёв называл «царь-ребёнок». Ею восхищались, вдохновлялись, в неё влюблялись, ей писали проникновенные письма. Современница М. Кузмина, О. Мандельштама, В. Евреинова, В. Мейерхольда, она не осталась в их тени. Самобытный художник, она сумела создать удивительный, хрупкий живописный мир, сочетающий в себе наивность детского рисунка и благородную грацию ар-деко. И это – несмотря на отсутствие художественного образования (а может быть, благодаря этому), как отмечает в предисловии Алексей Дмитриенко. В книге представлены множество её акварелей и живописных «дощечек». Под одной обложкой впервые собрано и литературное наследие Ольги Гильдебрандт: воспоминания о семье, детстве, юности, о литературно-артистической среде Петрограда второй половины 1910-х – начала 1920-х годов.

Золотые дни

А.Е. Зарин. Любимые местопребывания русских государей. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 240 с.: ил. – (Серия «Путешествие в историю...»).

Книга Андрея Ефимовича Зарина (1863–1929) впервые была напечатана в 1913 году И.Д. Сытиным и с тех пор не переиздавалась. Выпуская книгу вновь, современные издатели предлагают нам «окунуться в мир сказочных царских теремов XVII века, причудливых и удивительных парков и дворцов эпохи барокко, величественных царских резиденций времён русского классицизма и ампира». Книга-альбом даёт возможность увидеть замечательные памятники архитектуры такими, какими они были в начале прошлого века – до того, как некоторые из них подверглись разрушению и разорению в результате войн и социальных потрясений. Такого рода испытания выпали на долю Царского Села, Петергофа, Павловска, Гатчины... Вот, например, что говорится о любимой резиденции Елизаветы Петровны: «Со вступлением её на престол для Царского Села наступили золотые дни. Великий Б.Ф. Растрелли выстроил дворец, на наружную позолоту которого истрачено 6 пудов 17 фунтов и 2 золотника червонного золота. При солнечной погоде он горел, как в огне, и французский посол, смотря на эту дивную постройку, сказал: «Недостаёт футляра на эту драгоценность».
Далее описывается легендарная Янтарная комната: «Ценность её громадна», – замечает автор... А нам остаётся надеяться, что этот утраченный во время войны шедевр всё же когда-нибудь будет найден.

Статья опубликована :

№15 (6167)(2008-04-09)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5.0
Проголосовало: 1 чел.
12345
Комментарии:

__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов