(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Человек

А стоит ли на фирсов пенять?

ПОЛЕМИКА: «СИНДРОМ ФИРСА»

Тема, затронутая Владимиром Ермаковым («Синдром Фирса. Можно ли «выдавить из себя раба?», «ЛГ», № 8), действительно очень русская. Внешний пафос статьи – проклятие рабской психологии. Ключевой вывод: рабская психология имеет реальную опору в национальном менталитете. Отсутствующая часть статьи – истоки и причины рабской психологии. 

Последний момент не просто важен. На самом деле, по большому счёту, только он и имеет значение. Если, скажем, психологическая склонность к рабству является генетически заложенным свойством (как малый рост у пигмеев), то это один вывод, такой народ, конечно, можно пожалеть. Если же в результате векового давления выработался некоторый (рабский) код поведения, который наряду с другими кодами (героическим, мессианским и т.п.) формирует национальный менталитет и занимает в нём существенное место, пусть более весомое, чем у иных успешных народов, то это вывод совсем другой. 

Но данный аспект Владимир Ермаков совсем не затронул, а значит, не пришлось ему и рассуждать о том, кто же ответственен за то, что изначально здоровый народ вдруг выработал такую рабскую психологию. Ведь очевидно, что она не всегда такая была: пока была возможность хоть чуть расправить плечи, народ восставал за свою свободу, восставал постоянно. Вплоть до того момента, как крепостной гнёт сменился жесточайшим рабством, и последние массовые восстания были подавлены уже не дружинниками или стрельцами, а самой современной для того времени регулярной армией. 

Стоило бы автору только поставить этот вопрос, как элементарная логика заставила бы его дать и очевидный ответ: главными ответственными за такое положение были ввергнувшие народ в рабство власть имущие. Как за рабскую психологию (а какая ещё может быть у рабов?), так и за вселенский переворот (бывшие рабы протестуют не так, как ущемлённые налогом свободные члены гражданского общества). 

Впрочем, высказаться в дискуссии меня побудила даже не столько статья Владимира Ермакова, сколько реакция на неё известного политолога Дмитрия Орешкина. После прочтения его статьи («Тина рабства. Интеллектуального», «ЛГ», № 10) ощущение ловкой манипуляции возникает ещё сильнее, чем после статьи инициатора дискуссии. 

Вот, к примеру, такой отрывок: «Разве это не по-нашему – кричать, что, покуда монархия Романовых отравляет воздух своим гнилостным дыханием, не будет счастья человеку труда? А собственно, почему? В Англии, Швеции или Голландии… монархии живут себе не тужат и находят как-то компромисс с демократией и нормальным экономическим развитием. Но мы выше компромиссов. Мы выше свободы. Нам непременно волю подавай!» 

Возможно, не все знают или помнят, чем отличалось российское самодержавие от упомянутых декоративных монархий. И как реагировало российское правительство на призывы к компромиссам в январе 1905 года. Вероятно, не все знают, что разного рода компромиссы российскому самодержцу предлагали сотни раз, вплоть чуть ли не до последнего дня его царствования. Кстати, в России никогда не было массового лозунга «долой монархию», был лозунг именно «долой самодержавие». И ни один серьёзный политик (не говоря уже об обывателях) не мог бы помыслить в начале ХХ века о возможности упразднения монархии, если бы российская правящая верхушка проявила хотя бы долю способности к компромиссам, как в Англии или Швеции. (Впрочем, последний пассаж – из области исторических фантазий.) 

Господин Орешкин должен обо всём этом знать и ведь, конечно, знает! Серьёзный автор всегда ставит перед собой какую-то цель. В данном случае цель проявляется одна: навязать взгляд, согласно которому: 1) русский народ генетически склонен к рабству, но 2) как только ему дают возможность встать с колен, он вытворяет такое, что мало не покажется. 

Отсюда естественно напрашивается вывод (конечно, неявный), что надо и впредь держать основную массу русских в полупридушенном состоянии. 

Другая цель подобных текстов, наверное, состоит в том, чтобы вывести из-под удара основной объект полемики – правящие круги, как прошлые, так и нынешние. 

Так что «неча на фирсов пенять…». И не только в рабской психологии здесь дело. Но и в психологии рабовладельцев, прочих властителей и, конечно же, их соратников. Вот её бы выдавить, хоть по капле. 

Кстати, попутная тема – о фирсах. Дался всем этот Фирс! То, что у Чехова получился знаковый персонаж, – это факт. Если разобраться, то на самом-то деле ведь Фирс старик (87 лет!), который всю жизнь прожил лакеем у добрых хозяев. Родился и вырос он в статусе раба, образования, конечно, не получил. После отмены крепостного права (ему уже около 50 лет!) перед ним был выбор: либо стать городским пролетарием, либо остаться лакеем. Он выбрал последнее. 

Вспомним: менее чем через пару лет после постановки «Вишнёвого сада» в России разразилась первая революция. Её участники – это восставшие рабы. Это, конечно, ещё не свободные граждане, не потомственные члены гражданского общества, но это уже и не фирсы. 

Нельзя исключить, что тот же Фирс, родись он лет на 50 позже, мог бы предстать в образе Ермолая Лопахина. Почему бы нет, они ведь близких кровей, просто выросли в разное время. Потому и менталитет у них сложился ох какой разный!.. 

Григорий РЖЕШЕВСКИЙ, кандидат экономических наук

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№15 (6167)(2008-04-09)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,1
Проголосовало: 12 чел.
12345
Комментарии:
13.04.2008 13:49:06 - Геннадий Семенович Чумаченко пишет:



Дозвольте реплику, Виталий Борисович. Обратите внимание: Г.Ржешевский точно определил подноготую выступлений Орешкина: отвести удар от главных виновников народного рабства - ПАСТЬ ИМУЩИХ. Увы, сколь бы Вы не гневились на "воронов" - орешкиных, "Литературка" старательно делает им паблисити. Бьюсь об заклад, в ближайшем номере они (за соответствующую мзду) будут каркать нам... ну, о том, что вступление Украины и Грузии в НАТО не угрожает России....

10.04.2008 18:43:54 - Виталий Борисович Березин пишет:

Что раскаркались, раскричалися

- Где лебеди? – А лебеди ушли. - А вороны? – А вороны остались. Написала 27 июля 1918 года Марина Ивановна Цветаева. Прошли годы, пролетели годы, промелькнули года. Опять наступил перелом на Россию. И вот теперь другой прекрасный поэт, иеромонах Роман (в миру Александр Матюшин) в наше время замечает: «Вот иду один, воронье кружит Над деревьями да над селами. Что раскаркались, раскричалися, Иль вещаете тьму кромешную?». Как, что раскричались? Как, что раскаркались? Надо почитать статью Г. Ржешевского в «ЛГ» ( иже с ним В. Ермакова и Д. Орешкина) и все ясно станет. Клюет воронье мерзлое говно и называет его «русское рабство». И каркает, каркает. Холодильники и морозильники сейчас хорошие. Запаслись дерьмом на долгие времена. Может быть, и насушили. Подойдут к холодильничку, отломят кусок дерьма, поклюют, пожуют и в нас грешных выплюнут. Интересная, забавная игра. Пожалуй, получше любой компьютерной будет. Тема рабства очень не русская. Не было в России, на Руси рабства. А в Европе и Америке было и в самом, что ни наесть, чистом виде. Не фигурально, а реально. Тема рабства чисто европейская и американская. В России было крепостное прав, была временная оккупация. Но никогда не было рабства. И крепостное право существовало не на всей территории России. Само по себе крепостное право в России очень сложное явление, на изучение которого надо потратить годы и годы упорного труда. Но «необразованщине», воронью хочется не этого. Не серьезного разговора или исследования. А поклевать чего-нибудь дурно пахнущего. Психологии давно установили, что у некрофилов есть патологическое стремление к дурным запахам. Вам господин Г. Ржешевский конечно не понять, почему «Дался всем этот Фирс». Блестящая фраза. Как лакмусовая бумажка она показывает, что за люди эти вороны. Дался нам, русским людям, Фирс Николаевич, дался! Никому не отдадим на поругание и осмеяние. Дался он нам великим русским писателем Антоном Павловичем Чеховым, который даже в мелочах был велик. Образ Фирса Николаевича – это один из самых прекрасных, тонких и глубоких образов интеллигентного человека в мировой литературе. А, что до краткости, то она сестра таланта. В знаменитом спектакле «Вишневого сада» Малого театра Фирса Николаевича играет изумительный Игорь Владимирович Ильинский. Осмелюсь напомнить, Игорь Владимирович был актером школы В.Э. Мейерхольда, мастер гротеска. Для него проще простого было создать гротесковый образ раба необразованного. Не сомневаюсь, что сыграл бы раба так же блестяще, как бюрократа или закройщика. А играет Игорь Владимирович очень интеллигентного человека. И дался ему Фирс? Чего он за эту роль взялся? Господин Г. Ржешевский, простите меня ради бога, но как же Вы необразованны! Не было возможности у крестьян в 1861 году идти в «городские пролетарии». Даже в уездных городах промышленности практически не было. Особенно, если город далеко от чугунки. Участниками революции 1905 года восставшие рабы не были. Декабрьское вооруженное восстание в Москве было подготовлено уже к лету и сделал это ветеринарный врач Николай Эрнестович Бауман. Вовсе не раб. Убили его, но дело продолжила Розалия Самуиловна Залкинд ( по кличке Землячка). И весьма успешно. И тоже не раба. Владелец мебельной фабрики Николай Павлович Шмит – очень активный участник революции. И тоже не раб. Я могу продолжать и назвать всех. И не одного раба среди них не было. Не надо врать господин Г. Ржешевский. Российские императоры всегда были способны и шли на компромиссы. Император Александра I пошел на компромисс, да еще какой, в 1861 году. В Северо-Американских Соединенных Штатах в то же самое время, в 1861 году, пойти на компромисс по отмене рабства не смогли. И началась кровопролитная гражданская война. Император Николай II постоянно шел на компромиссы. И в этом постоянном стремлении к компромиссам и была его слабость. Вплоть до марта 1917 года. Его главном компромиссе. Тогда этой слабостью, идти на компромиссы, воспользовались по полной программе. Рабы, рабы, рабы! Господа (вещуны «рабской психологии»), я обращаюсь к Вам с убедительной просьбой. Назовите хотя бы одного человека с «рабской психологией», ныне проживающего в России и имеющего в России корни (ментальные). Будьте любезны, пожалуйста. А иначе, все Ваши утверждения о рабах и «рабской психологии» - это банальная клевета. И будьте любезны, до нас и нашего Фирса Николаевича своими грязными ручонками не лезьте. А то, когда по ручонкам дадут, ведь сразу жаловаться в суд побежите. Хирург патологии. Березин Виталий Борисович.


Григорий РЖЕШЕВСКИЙ


Выпуски:
(за этот год)