(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Человек

Гражданское общество? Химера!

Прочитал статью «Синдром Фирса» и пережил гамму чувств. По мнению В. Ермакова, это наш совокупный портрет. Лакей, угодник, лизоблюд, ненавистник свободы и проч. Однако преодолеем внутреннюю брезгливость и признаемся, что чеховский Фирс почему-то не вызывает в нас презрения в отличие от эгоистичной вертихвостки Раневской, её глупого брата Гаева или увлечённого манией цифр (вишнёвый сад, то есть Россию, вырубить, понастроить дачек и стричь купоны) «бизнесмена» Лопахина. Почему так пронзительно звучат последние слова Фирса: «Уехали… Про меня забыли…»? 

Ответ мне представляется достаточно простым – потому, что именно в Фирсе, в этом крепостном и зависимом человеке, сохранились лучшие человеческие качества: доброта, преданность, здравый смысл, любовь к своему делу. И даже его «убойная» фраза совсем не ода крепостному строю, это сожаление о системном, упорядоченном состоянии общества, на смену которому пришли хаос и смятение. Конец «Вишнёвого сада» лично мне видится так: забыли не столько больного старика, сколько лучшие человеческие качества – стыд и совесть. 

Настало время сказать и о пресловутом гражданском обществе, отсутствием которого нас попрекают продвинутые правозащитники. Воспалённым умам представляется, что во всём мире (цивилизованном, конечно) существуют некие общественные институты, которые контролируют и направляют деятельность своих правительств. 

Думаю, такие организации действительно существуют. Это – крупнейшие банки и транснациональные корпорации. Достаточно взглянуть на политическую картину последних лет. Плевать хотела Тэтчер на шахтёров и их профсоюзы, когда надо было закрыть шахты. Запах иракской нефти побудил администрацию Буша беззастенчиво лгать направо и налево, и американские «гражданские общества» съели эту ложь с аппетитом. 

Замечу, что сам термин «гражданское общество» есть идеологическая химера, созданная в годы холодной войны, политическое оружие морального уничтожения потенциального противника. Жаль, что наши образованцы никак не могут с этой химерой расстаться! 

Что же касается отношений народа и власти, то решение этого вопроса зависит не от одних волевых усилий и благих намерений. Часто и история, и география диктуют свои жёсткие, а иногда и жестокие условия. 

Некоторые историки, как мне кажется обоснованно, полагают, что если бы не было татаро-монгольского нашествия, Древняя Русь развивалась бы по пути европейских стран, может быть, даже в виде двух-трёх отдельных государств. Тем более что экономические, культурные и даже династические связи были достаточно интенсивны. Однако История сулила нам иное. Орды кочевников на Востоке и орды крестоносцев на Западе обусловили трансформацию русского государства в систему оборонительного сообщества. Отсюда ведут начало и жёсткая вертикаль власти, и отказ от вечевых форм правления, и милитаризированное мышление населения. 

Исходя из этого, весьма легко ответить на поистине «гамлетовский» вопрос В. Ермакова: почему ни одна из традиционных идеологий не предусматривает гражданского общества? Да потому, что во все века вплоть до сегодняшнего дня на Россию прут со всех сторон. А с гражданским обществом, особенно в его сегодняшнем понимании, мы никогда бы не отбились ни от Мамая, ни от Наполеона, ни от Гитлера. 

Я большую часть своей жизни прожил в Советском Союзе. Смутно помню даже сталинские времена. Диссидентом не был, но многое мне не нравилось. Однако рабом, как и многие мои друзья, никогда себя не чувствовал. Служил в Советской армии – и много хорошего от неё получил. Учился в МГУ на искусствоведческом отделении, куда поступил без взяток и «волосатых рук». Работал и делал карьеру и даже выезжал за границу, не будучи членом КПСС или стукачом КГБ. И хочу сказать, что люди тогда были искреннее, честнее и правдивее, нежели сегодняшнее население. Увы! 

Под конец хочу привести любопытное историческое наблюдение: демократические системы хронологически весьма недолговечны: и Древняя Греция, и Древний Рим в качестве республик существовали три-четыре столетия. Современные демократии, сложившиеся с конца XVII в., тоже не исторические долгожители. Думается, что такая «хлипкость» демократий не в последнюю очередь связана с их врождённой коррупциоёмкостью. Царя или императора подкупить трудно – ему и так всё принадлежит. А вот народный депутат – дело другое… 

Что же нам сегодня делать? Вот простой ответ, годный для всякого: взращивайте в себе доброе и искореняйте злое. Это и есть прямой путь к спасению. 

Александр ТРОФИМОВ

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№15 (6167)(2008-04-09)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,2
Проголосовало: 30 чел.
12345
Комментарии:
12.04.2008 02:05:52 - maiscii пишет:



Может вы перестанете использовать идеи высказанные в форуме? Или форум, как питание для статей? Химера при пародии Акуличевской мною рисовалась, однако. Больно она своевременно вскочила здесь в сравнение... Вам так не кажется????:

10.04.2008 18:50:48 - Виталий Борисович Березин пишет:

Россия - гражданское общество

Милостливый государь Александр Трофимов! Вы пишете: »Прочитал статью «Синдром Фирса» и пережил гамму чувст». Неужели при виде груды нечистот и отбросов можно испытать гамму чувст? А не одно чувство - чувство отвращения к этой мерзости. Неужели в этой гамме чувст был и аппетит? Вы закончили статью банальной сентенцией: «Что же нам сегодня делать? Вот простой ответ, годный для всякого: взращивайте в себе доброе и искореняйте злое.» Извините, но у нас в России даже трехлетний ребенок, который постоянно ходит с родителями в православную церковь, знает гораздо больше. Гражданское общество в России было всегда, начиная с родо-племенной жизни. Доказательств тому много. Главное - жива еще Россия. Не было бы гражданского общества - не выжила бы. Русская крестьянская община была настоящим гражданским обществом. В начале ХVII века смута, нет никакой государственной власти. Ополчение изгоняет врагов и гражданское общество создает государственную власть. 3 июля 1941 года И. В. Сталин впервые с начала войны выступил по радио с речью: «Братья и сестры!». Не обратился И. В. Сталин ни к партии, ни к коммунистам, ни к советским людям, а обратился сразу, напрямую к гражданскому обществу. Знал, супостат, о его существовании. За такое обращение еще неделю назад 10 лет без права переписки давали. В таких странах, как США гражданского общества нет и быть не может. В США даже волонтеры благотворительных обществ находятся на жалованье, исключая небольшой испытательный срок.

10.04.2008 02:49:05 - Павел Борисович Безкоровайный пишет:

Браво

Достойный и красивый ответ современным "Смердяковым" , которые только и делают, что ющут в русском человеке раба. При этом сами лакейски пресмыкаются перед Западом.


Александр ТРОФИМОВ


Выпуски:
(за этот год)