(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Библиоман. Книжная дюжина

«Книги – это взгляд в будущее»

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Издательство «Алгоритм» существует с 1996 года и специализируется на литературе по истории, политологии, философии и искусству, а также выпускает воспоминания известных людей и книги о выдающихся деятелях культуры. О том, как найти баланс между требованиями текущего момента и ответственностью перед будущим, размышляет директор издательства 

Сергей НИКОЛАЕВ.

Важно ли для издательства сохранение одной выбранной линии или ваша политика со временем меняется? 

– Мы долгое время говорили о том, что надо укреплять патриотизм, силу государства, и книги у нас выходили соответствующего содержания. Во-первых, потому, что сильное государство наиболее естественно воспринимается российским менталитетом, а во-вторых, бардак никогда не ведёт к хорошему. Сегодня ситуация меняется, и мы в силу этого меняем свою издательскую политику. Государство достаточно укрепилось, оно в большой степени контролирует ситуацию. То есть наступает момент, когда оно, сознавая свою силу, должно давать больше простора оппозиции. Это не означает бесконтрольности, но сейчас оппозиции, общественным движениям надо помогать. Потому что очень велик соблазн скатиться к однопартийности, например. И других соблазнов у власти много. Есть среди них и соблазн уйти от ответственности перед будущим. Поэтому сейчас задача средств массовой информации (а издательство – это тоже своеобразное СМИ) поддержать оппозицию. Нормальная оппозиция по определению больше думает о будущем, нежели власть. Власть частенько и не может думать о будущем. Ей приходится решать сегодняшние проблемы, и порой решения оказываются в интересах отдельных представителей власти. Оно и понятно, для чего-то же они в эту власть рвались… (Смеётся.) Оппозиция волей-неволей становится на сторону людей, она вынуждена следовать принципам популизма. Поэтому ничего плохого в оппозиции нет, она всего лишь зеркало, в котором власть может увидеть свои недостатки. Если не хочешь смотреть – разбей зеркало. Не читай книг, не слушай людей, но в таком случае ты себя вообще никогда не увидишь и не будешь толком знать, что с тобой происходит, что у тебя криво, а что недокрашено. 

И как вы теперь меняете издательскую политику? 

– Сегодня мы начинаем время от времени играть на стороне меньшинства, оппозиции. Если раньше оппозиции не было, точнее, весь народ был в оппозиции к власти, и нужно было заставить власть стать реальной властью, властью большинства, то сейчас она уже стала таковой. У государства есть деньги, есть чем людей кормить-поить. Если власть стала властью большинства, это хорошо, но это и опасно. Поэтому мы время от времени начинаем выступать на стороне меньшинства, а оно не такое уж маленькое – десятки миллионов. Мы ведь живём благодаря своим книгам, значит, ориентируемся на тех, кто их покупает. 

Книги выходят не так часто, как газеты или журналы, можно ли в издательском деле обеспечить быстроту реакции? 

– Нет, книги никогда не поправляют сиюминутную ситуацию. Они задают некую доминанту. Издательский процесс очень медленный, поэтому мы не решаем сегодняшние проблемы. Наши авторы рассказывают, что читательская реакция проявляется спустя несколько лет после выхода книги. Поэтому, когда мы пишем свои издательские планы на полгода-год вперёд, мы никогда не думаем о том, что сейчас, сию минуту, происходит. Это уже не будет интересно читателю, потому что книга выйдет через полгода, а прочитают её через год. Поэтому наша главная издательская задача – понять, что будет интересно людям через год, два, три. Какие темы будут важны год спустя? Вот о чём мы постоянно думаем. Можно сказать, постоянно живём будущим. Книга – это взгляд в завтра. 

Вы заказываете авторам желаемые книги или выбираете из уже написанного? 

– Поскольку мы сами книг не пишем, то приходится искать у наших авторов то, что может представлять интерес для читателя. Наши авторы лучше нас разбираются в изучаемых ими темах, мы же можем лишь думать о том, что надо сделать, чтобы люди и завтра, и послезавтра читали наши книжки. Вот, например, книга Виктора Яновича «Великая Скифия: История докиевской Руси» из серии «Древнейшая история Руси» – мы знаем, что интерес к истории есть сейчас и он не исчезнет. Особенно если речь идёт об истории ещё до князей. Наши предки ведь не в одночасье откуда-то возникли, на этой земле всегда жили люди. Какими они были, знать хотят многие. 

Бывали ли у вас неожиданности, когда книга, которая предполагалась как издание для узкого круга, вдруг оказывалась популярной и наоборот? 

– Сейчас у нас популярны две политические серии. Одна называется «Загадка 1937 года», а другая – «Против всех». Видно, что они немножко скандального плана, но главное не в скандальности названий, а в том, что нам было ясно: этот подход, эта концепция будет востребована читателями. Почему? Потому что, например, отношение к 1937 году за постперестроечное время сложилось резко и однозначно отрицательное, жёстко негативное. Это понятно, но, с другой стороны, в народе сформировалось и иное ощущение: что-то там не так. Не могло быть всё только вот так плохо и скверно, если после этого мы выиграли войну. Нищая, забитая, неграмотная страна вдруг выигрывает войну у всей Европы! Действительно загадка. Конечно, всякому ясно: когда сажают и убивают людей – это плохо. Мы это понимаем. Но мы говорим: давайте подробнее разберёмся, что тогда происходило. 

Вторая серия должна напоминать о существовавшем раньше пункте в избирательном бюллетене? 

– Да, это серия «Против всех». Вот выбросили из избирательных бюллетеней графу «против всех». А сколько людей её выбирали, 4–5 процентов? В масштабах страны это несколько миллионов! Хотя реально этих людей ещё больше, просто большинство тех, которые против всех, вообще на выборы не ходят. Конечно, такая серия оказалась востребована. Хотя это сложные сочинения, ведь книги назидательного плана, книги, полные размышлений, заставляющие читателя думать, всегда тяжело читать. И обычно такие книги очень мало востребованы. Но в нынешней ситуации они оказались нужны читателю. Таким образом возникает информационное поле, очень важное для издателя. Ведь книжный бизнес сейчас бедный, даже крупные, богатые издательства живут не так хорошо, как несколько лет назад. Редко кто может позволить себе создавать собственное информационное поле, активно продвигая ту или другую книгу. Гораздо выгоднее оседлать существующую информационную волну, а её создаёт государство. Если спросом пользуется книжная серия «Против всех», это означает – государству надо бы задуматься над своей деятельностью. Пока только книги свидетельствуют о неблагополучии, ещё время есть, ещё можно ситуацию исправить.

Страницу подготовила Ольга ШАТОХИНА

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№16 (6168)(2008-04-16)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3,2
Проголосовало: 4 чел.
12345
Комментарии:

Сергей НИКОЛАЕВ


Выпуски:
(за этот год)