(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Библиоман. Книжная дюжина

Настоящая литература неожиданна

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Издательство «Культурная революция» существует четыре года и выпускает книги социально-политического, философского, культурологического содержания. Своим мнением об отношении общества к культуре и современном состоянии литературы делится главный редактор издательства Игорь ЭБАНОИДЗЕ.

– Первоначально у нас была идея выпускать книжки, которые нам самим очень бы хотелось издать и которых нет на рынке. А это оказались произведения очень разной направленности. Мы выпускаем собрание сочинений Ницше, книги, которые освещают социалистическую идею в современном контексте. В последнее время появляется всё больше книг о художниках. О советском искусстве у нас вышло две книги, они вписываются в нашу серию «Aestetica». Тема советского искусства нынче становится очень актуальной. Может быть, это отчасти буржуазный интерес, который обусловлен успехом подобных произведений искусства на крупных аукционах. Но в любом случае эта ситуация создала хорошую почву для выпуска таких книг. Потому что они идеологически вполне в струе нашего издательства, а конъюнктура рыночная такова, что они вызывают интерес у более широкого круга читателей. 

В последнее время появляются книги, посвящённые осмыслению такого феномена, как взлёт творческой активности в условиях тоталитарного государства. Эта тема у вас разрабатывается? 

– Она объединяет все основные направления нашего издательства. С одной стороны, это касается нашей истории, с другой стороны, такая тема неплохо разработана у Ницше. Ещё до появления тоталитарных государств ХХ века он говорил, что государство, подобное тому, которое сейчас пытается создать Запад, не способствует духовному росту и культурным открытиям. Государство с очень комфортными условиями жизни – оно, по его мнению, антикультурно. И не только по его мнению. Вспоминаются чьи-то записи времён Гражданской войны, речь там идёт о городе, где власть постоянно переходила от одних к другим. Красные приходят – есть становится нечего, зато оживляется культурно-общественная жизнь. Белые приходят – появляется еда, но культурная жизнь замирает. 

Лучше бы найти золотую середину, чтобы без концлагерей, но творческая активность – высокая. В истории найдутся примеры подобного? 

– Может быть… Если в истории порыться, то идеальным государством окажутся древние Афины, где, по мнению того же Ницше, выращиванию талантов способствовало само государство-полис. Конечно, если государство ставит своей целью поддержку людей как уникальных творческих личностей, происходит расцвет культуры. Но современное общество, скорее, способствует унификации людей, когда никто особо не выделяется и все работают на государство или на крупные корпорации. 

Кто же тогда покупает ваши книги, кто ваши читатели? 

– Понятно, что наши читатели – люди достаточно образованные. Живут они и в Иркутске, и, возможно, дальше на восток, и на Украине. Для меня очень важно, чтобы наши книжки были повсюду, не ограничивались Москвой и Петербургом. Потому что существует много замечательных книг, которые в Москве расходятся годами, притом что тиражи у них хорошо если три тысячи. Зато если всех потенциальных читателей подобной книги со всей России собрать, то такой тираж мог бы разлететься в один день. Одна из главных проблем сейчас – как довести книгу до регионального читателя. Мы вот сами, бывает, относим книжки на почтамт и отправляем их читателям. А вчера я лично загружал книжки в товарный вагон, чтобы отправить их в Иркутск. 

А в Москве где можно найти ваши издания? 

– В Москве есть, например, хорошо известный магазин «Фаланстер», который, с одной стороны, является показателем того, сколько у данной книги читателей и как быстро она могла бы разойтись, при условии что все наши читатели собрались бы в одном месте. Там за неделю может продаваться по 60–70 экземпляров какой-нибудь новой книги. В больших книжных магазинах подобные книги расходятся гораздо медленнее. Беда всех маленьких издательств в том, что товароведы крупных магазинов берут преимущественно ту литературу, которая быстро и легко уходит. А некоммерческая литература, подобная нашей, естественно, расходится гораздо медленнее. Спрос-то есть, маленькие магазины это наглядно демонстрируют. Кроме того, и университеты, и библиотеки наши книги заказывают охотно. И на книжных выставках реализация очень хорошая. 

Возможно, подобная литература требует серьёзной поддержки, нужна государственная программа по её распространению. Например, обязать все большие книжные магазины выделить один шкаф или стеллаж на видном месте для некоммерческой, немассовой литературы... 

– В этом может быть свой резон. Ведь раньше были в книжных магазинах специальные отделы «Философия», а сейчас философию нередко ставят в раздел «Эзотерика» вместе с гороскопами и пособиями на тему, как гадать по картам таро. Наш двухтомник Бычкова в один магазин не взяли с таким замечательным объяснением: он, мол, на полку не помещается. Формат в прямом смысле не подходит!.. Или могут просто задвинуть книжку на такую полку, куда и подготовленный читатель вряд ли заглянет, поскольку для этого надо буквально лечь на пол. А через три месяца из этого магазина вернут издательству иногда даже нераспакованные книги. Некоторые, конечно, более сознательны. И продажа книг через Интернет начинает развиваться. С другой стороны, развитие Интернета может привести к тому, что многие люди начнут и книги там читать, не покупая бумажную версию. Да, с экрана читать неудобно, но можно распечатать. Есть риск, что книга перестанет быть необходимой, как сейчас в литературе перестало быть обязательным умение хорошо писать, чувство литературного стиля. Сейчас главное – как закручен сюжет. Чтобы выжить, качественная художественная литература должна найти новые пути развития. А иначе, боюсь, литература превратится в набор жанров, серийных книг. Это как сейчас смотришь большинство американских фильмов, и со второй минуты можно понять, чем кончится, будет здесь страшное или не будет, потому что всё укладывается в определённые схемы. В литературе тоже идёт подобный процесс, к сожалению. А ведь настоящая литература – непредсказуемая. 

Что же писателю делать в таких условиях, когда ему говорят: раз книга не годится в серию, печатать не будем? 

– Возможно, мимикрировать, я не исключаю такого пути. Поначалу писатель может прикидываться жанровым, чтобы выйти на тот уровень, когда его книги будут покупать уже ради его собственного имени. Главное, чтобы, пробираясь такими обходными путями, он не растерял свою неповторимость. Для этого нужны немалые душевные силы, то есть всё, как обычно, упирается в личность.

Страницу подготовила Ольга ШАТОХИНА

Статья опубликована :

№17 (6169)(2008-04-23)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3,7
Проголосовало: 7 чел.
12345
Комментарии:

Игорь ЭБАНОИДЗЕ


Выпуски:
(за этот год)