(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

ТелевЕдение

Главное – чтобы костюмчик сидел

ТЕЛЕБРЮЗГА

ИТАР-ТАССКрамольная идея персонификации, владевшая умами прогрессистов конца 1970-х, полномасштабно воплотилась на всём пространстве телерадиоэфира. 24 часа в сутки всевозможные каналы и станции голосами профнепригодных ведущих, нагло настаивающих на собственной уникальности, умиляют, соблазняют, огорошивают, оболванивают, отравляют зрителей и слушателей. Приговорённый коммуникационным взрывом к одиночеству и отчуждённости, зритель привыкает к необременительному присутствию телеведущего. 

До номинала идеи недотянули. Предполагалось, что ведущий станет собеседующим, сопереживающим – родным в каждом доме. Новые ведущие (дикторы) оказались лишь моделями с непоставленными бесцветными голосами, не обладающие дикцией, часто не имеющие представления о логических, интонационных и даже грамматических ударениях. 

Перевоплощение дикторов в ведущих замышлялось только для художественных, развлекательных и публицистических передач. Но при недостатке меры и вкуса оно захватило не предназначенный для этого жанр – информационный. И зритель получил «Новости» с эмоциональными виньетками. 

В 1973 году председатель Гостелерадио СССР С.Г. Лапин издал приказ, обязывающий всех участвующих в подготовке телевизионных передач являться на работу аккуратно одетыми и имеющими опрятный внешний вид. К лицам, не выполняющим это требование, предписывалось применять дисциплинарные взыскания как к нарушителям трудовой дисциплины. Сегодня подобный приказ рассмешил бы – о нормах приличия в одежде (и о их уместности) давно забыли. А наряду с названным приказом в последние советские годы действовал и другой – о надбавках к должностным окладам дикторов высшей категории в связи с дополнительными расходами на одежду. В хаосе 1990-х приказ потерял силу. 

Дикторы, перевоплощённые в ведущих, а также основатели нового телецеха и продюсеры методом бартера налегли на бутики. Итог: костюмированное информ-шоу. Ведущие новостей в разнообразных костюмчиках, склонив «визажные личики», скатывали слова, как пасхальные яйца по желобку. 

Сейчас несколько российских новостных каналов пичкают зрителей одними и теми же фактами и сюжетами, поданными в разных костюмах. Информационные выпуски являют собой калейдоскопы аварий, пожаров, стихий, заседаний правительства, светских раутов и научных прогнозов погоды на завтра в персонифицированном исполнении ведущих, зачастую плохо разбирающихся в существе читаемого. 

Зритель, пресыщенный слащавой персонификацией, перестаёт снисходить, зная, что информпрограмма должна констатировать факты, не окрашивая их эмоциональными оценками журналистов, а тем более ведущих.
В 2000-х персонификацию в телеинформации «подмикшировали». Но слегка.
Первый канал – это лицо, голос, идеология страны. Главная программа Первого – «Время». Музыкальную заставку, символизировавшую мощь и трудовой ритм СССР, ей вернули. Но до сих пор не вернули убедительность. 

Лицо программы – прекрасное, славянское, располагающее. Но даже в изящно строгих костюмах ведущая неубедительна. 

Главная программа державы предполагает иной тембр и совсем другую интонацию ведущего. Не персонифицирующего РАССКАЗЧИКА новостей, а убедительно СООБЩАЮЩЕГО факты. 

Любуясь Екатериной Андреевой, слышать хочется Азу Лихитченко! Тем более теперь, в контексте сводок Росстата о поступательном росте экономики страны. 

Мини-блоки с финансовых и экономических рынков, врезанные в информационные программы «России» и НТВ, как всё, скопированное через 20 лет с Запада, даёт лишь временное ощущение свежести, но не стимулирует работу мысли и экономическую деятельность. Исполнительски – это тоже разновидность информперсонификации. 

Ночной – тренажёрный для ведущих – эфир Первого выводит на свет новые голоса. Но отвечающих специфике жанра нет. В «Новостях» доминируют внешний вид ведущих и студийный модерн – дизайн. 

Костюмчики не в полоску, чтоб не рябило, припудренный нос, открытый лоб, гладкая причёска – вспомогательные элементы телегеничного образа. Главное для ведущего «Новостей» – голос, его окраска, обертоны, обезоруживающая убедительность звучащего слова. 

Ведущий государственной общественно-политической информационной программы не беседует, а вещает: ВЕДёт ВЕЩий голос. А рассказывают – в «Других новостях». 

Никто не отменит уроки дикторского мастерства Юрия Левитана, Ольги Высоцкой, Нины Кондратовой, Виктора Балашова и других классиков советско-российского телерадиоэфира.
Информационные голоса Первого канала должны быть проводниками идеологии страны. Если она возрождается как держава.

Софья УСПЕНСКАЯ-РАНЦАНЕ

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№17 (6169)(2008-04-23)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,6
Проголосовало: 33 чел.
12345
Комментарии:

Софья УСПЕНСКАЯ-РАНЦАНЕ

Упоминание об авторе в сети Интернет:

ТРУД: А МЫ, ВЫХОДИТ, БЕЗРУКИЕ?

Первый канал. Официальный сайт


Выпуски:
(за этот год)