(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Библиоман. Книжная дюжина

«Должна развиваться современная проза»

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Издательство «Зебра Е» существует 6 лет, выпускает как документальную, так и художественную литературу. Подробнее о деятельности издательства нам сегодня рассказывает главный редактор Владимир ВЕСТЕРМАН.

– Мы работаем в различных направлениях. Вот недавно начали выпускать серию «Личный архив», открыв её мемуарами Бомарше. Собираемся издавать в ней все сколь-нибудь значимые документальные сочинения ярких представителей прошлого и настоящего – мемуары, письма, всевозможные записки и заметки. Пусть они издавались, может быть, раньше, но люди уже успели их забыть, поэтому мы выпускаем всё. Вот, например, хотим издать ранние записные книжки Станиславского. Конечно, всплеск внимания к этой теме объясняется не только интересом к истокам творчества того или иного деятеля культуры, но и некоторым налётом скандальности. Народ хочет знать, сколько любовниц было у Станиславского и кто они (смеётся). А ведь в его записных книжках об этом ни слова, никаких любовниц, всё про искусство. Мы можем поиграть намёком на скандальность, но не идём на скандал. 

А художественной литературы у вас много выходит? 

– 90 процентов того, что мы издаём, – это современная художественная литература. Мы выпускаем книги Виктора Ерофеева, издали шеститомник Василия Шукшина, это самое полное его собрание сочинений, включая неизвестные. Есть у нас серия «Путевая книга», это классические произведения, изданные в формате покетбука. Пусть лучше человек, желающий купить книжку в дорогу, приобретёт Гоголя, Чехова, Грина или Булгакова в мягкой обложке, нежели какой-нибудь пустой детектив. Это удобная форма пропаганды классики, тем более что классическая русская литература бесконечна. Есть общеизвестные произведения, но за ними таятся бесчисленные слои других, менее известных. 

Хотя это палка о двух концах. Классика – хорошо, но ведь есть немало талантливых авторов, которые моложе Чехова и даже моложе советских классиков, их тоже надо продвигать на книжный рынок, поскольку они достойны того, чтобы широкая публика узнала о них. Они своим творчеством уже заслужили это. Но такое продвижение даётся очень трудно, хотя мы прилагаем к тому усилия, создав такие серии, как, скажем, «Направление движения» или «Ирония ХХI». 

Что можно сделать для изменения ситуации к лучшему? 

– Нет закона о меценатстве. Если бы он был и люди, дающие деньги на развитие культуры, не платили с этих денег налоги, думаю, желающих помочь нашлось бы больше, и помощь эта была бы гораздо значительнее, нежели теперь. А ведь выпустить одну книгу тиражом 3 тысячи экземпляров, это маленький тираж, стоит 7–8 тысяч долларов, не считая расходов на рекламу. У небольшого издательства, наподобие нашего, нет возможности проводить рекламную кампанию со щитами на Кутузовском проспекте. Нераскрученный автор – это всегда риск, неизвестно же, как разойдётся его книга. Мы говорим авторам: вот вышла ваша книга – теперь идите и несите её, куда только можете. Мы подскажем, куда обращаться, но автор должен сам заботиться о продвижении своей книги. 

И как авторы воспринимают такое предложение? 

– Авторы бывают разные, у всех свои закидоны. Есть и такие, кто уверен: раз книгу издали, он уже известный писатель, и как это так ещё продвигать изданное, что это я буду бегать?.. Есть понимающие ситуацию авторы, осознающие, что истинная культура жива, но она вынуждена постоянно сражаться с поп-культурой. Поэтому всё время приходится искать баланс между коммерческой выгодой и достойным художественным уровнем. Иначе никак, если нет спонсоров, причём таких, которые не задают вопросов и не вмешиваются в отбор книг для издания. А это большая редкость. Обычно, если и нашёлся спонсор, он будет считать себя хозяином, начнёт указывать, что выпускать, что нет, то есть издатель становится зависим от вкусов и пристрастий этого человека. 

Писательские гонорары таковы, что пишущий человек, если он не штампует примитивные детективы во множестве, неминуемо должен заботиться об источнике средств к существованию... 

– Да, сейчас на писательские гонорары прожить невозможно. Мечта об этом опирается, конечно, на воспоминания о советском опыте, когда член Союза писателей имел большие льготы: скидку по квартплате, доступ к так называемому распределителю, право на дополнительную жилплощадь и, главное, право издать им написанное, если, конечно, это написанное не противоречило идеологическим установкам партии Ленина и Сталина. Книги выходили большими тиражами, и на гонорар за книгу можно было вполне безбедно жить целый год. То есть профессиональный писатель выпускал по книге в год и таким образом вполне себя обеспечивал. Сейчас ситуация другая. У нас она стала такой же, как на Западе. Там, кроме нескольких авторов, постоянно выпускающих бестселлеры, все писатели где-то работают – преподают в школах или университетах, занимаются журналистикой. И у нас даже известные авторы работают – Александр Кабаков, например, редактирует журнал; Виктор Ерофеев пишет статьи и колонки, ведёт известную телепередачу «Апокриф». Хотя у них книги выходят регулярно, и публика их знает. 

Коммерческую литературу вы издаёте?
 
– Издаём, но далеко не всякую. Мы придумали серию «БМЖ» – «Библиотека Модной Жизни». Там появляются люди модные, эксклюзивные, но время от времени удаётся пропускать и что-то более интеллектуальное. Главное – не перебарщивать (улыбается), нельзя пугать читателя излишней умностью. И аннотации приходится писать с учётом этого, выискивая в книгах модность или боевиковость.
 
Знакомая ситуация – например, на книге со вполне традиционными духовными мотивами появляется шапка «Новейший магический реализм», иначе публику не привлечь. Что же делать для сбережения культуры? 

– Всё равно книги нужно издавать. Должна развиваться современная проза, которая сейчас приостановилась в своём движении. Прозой вдруг оказались книги чисто попсовые, они, конечно, тоже проза в том смысле, что не стихами написаны, но к литературе имеют весьма отдалённое отношение. И когда читатель, привыкший к таким сочинениям, берёт в руки нормальную книгу, он недоумевает: что тут интересного? Непонятно ему, о чём речь, почему это надо читать – не про Рублёвку же, не про разводы знаменитостей... Хорошо хоть просто писать по-русски мы ещё не разучились. 

Общемировые тенденции показывают, что интеллектуальные книги везде продвигать нелегко. Но всё-таки на западном книжном рынке сейчас не так заметна разница между попсовой литературой и литературой настоящей. Часто коммерчески успешной книгой оказываются именно образцы настоящей литературы. Да и сама природа литературного успеха во многом загадочна. «Голубую тетрадь» Михаила Зощенко можно прочитать легко и быстро, а произведения Людмилы Улицкой – нет, это же сложная литература. Однако она пользуется успехом сейчас, когда мы сами постоянно повторяем, что публика тянется к примитивному чтиву. И тем не менее... Тайна... и эту тайну надо беречь.

Страницу подготовила Ольга ШАТОХИНА

Статья опубликована :

№23 (6175)(2008-06-04)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 4 чел.
12345
Комментарии:

Владимир ВЕСТЕРМАН


Выпуски:
(за этот год)