(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

События и мнения

Путь и загадка Че

О 80-летии Че Гевары говорил весь мир

Александр ДУГИН, лидер Международного евразийского движения:

– Показательно то, что интерес к советскому социализму в сознании современных людей иссяк. А вот образу Че Гевары, индивидуальному, не склоняющему голову герою социалистической борьбы, помноженному на антиамериканизм и национальную идею, как и прежде, сопутствует яркий ореол притягательности. И прежде всего потому, что идеологический путь Че не был до конца пройден в XX веке, когда в той или иной мере успешно пытались реализовать большинство утопий. Несколько типов идеологии «Третьего пути» в прошлом столетии не получили своего воплощения, а Че Гевара был как раз носителем этого третьепутейского начала. 

Следует отметить факт весьма интересного отношения Че к Хуану Перону. Казалось бы, сторонник антиамериканизма, социализма, просоветской коммунистической борьбы должен был являться противником аргентинского диктатора, однако им не был. В режиме Перона Че Гевара видел одно из возможных направлений развития латиноамериканского континента. И хотя он был противником крупной частной собственности и буржуазии вообще, нечто важное, существенное всё же объединяло его с национальным аргентинским лидером. Как ни парадоксально, это нечто – стремление к свободе и независимости континента от любых форм политической диктатуры как либерального американского, так и советского типов. 

Побывав в Советском Союзе, Че Гевара оказался разочарованным. Герой и один из руководителей кубинской революции пришёл к выводу, что советский образец социализма гасит самое важное в том глобальном сражении, которое люди ведут под социалистическими знамёнами, – свободу творчества, воображения, мужества, неотчуждённый импульс борьбы непокорённых народов в противостоянии с отчуждающей системой. 

Подчеркну ещё раз, Че Гевара – ярчайший символ «Третьего пути», его левой версии. То, что человечество ещё не прошло по этому исторически закономерному пути, по-видимому, и вызывает, порождает во всём мире симпатии и культ, связанные с именем Че Гевары. Он был бесспорно выдающимся обладателем мировоззрения, которому не суждено было стать основой для кардинального переустройства мира. Тем не менее индивидуальный миф о борце против зла за дело народа притягателен для сознания очень многих людей. 

Неслучайно этот миф в последние десятилетия подвергся этакой коммерческой эксплуатации. Че Гевару уже изображают в рекламе мобильных телефонов и прочих вещественных атрибутов новейших времён. Посмотрел бы легендарный борец с капитализмом на то, как его имя служит наживе и угнетению трудовых масс, в гробу бы перевернулся. 

Но такова судьба любой яркой фигуры в эпоху постмодерна. Он вампирически высасывает энергию из всего того, что этой энергией обладает. 

Че Гевара действительно остаётся чрезвычайно интересной идеологической звездой и будет ей ещё очень долго.

Валерий ХОМЯКОВ, гендиректор Совета по национальной стратегии:

– О Че Геваре было создано множество легенд – как о героическом человеке, который погиб в борьбе за свободу, справедливость, равенство, братство и прочее. Подобное всегда пользуется популярностью, особенно в молодёжной среде. Лик Че Гевары часто и в огромных количествах изображают на портретах, майках и других вещах. В берете, с бородой, симпатичный парень до сих пор привлекает своей внешностью очень многих. Молодым, понятное дело, импонируют его радикализм, героизм, желание строить общество социальной справедливости, экспортируя революцию в разные страны мира. 

Всё это приводит ещё и к тому, что наша российская молодёжь, зная, кто такой Че Гевара, ничего не знает о Шолохове или Айтматове. 

Левые идеи, конечно, всегда популярны, хотя и идут по миру этакими волнами. Сейчас эти тенденции как будто несколько усиливаются, стали больше говорить о той же социальной справедливости, необходимости равенства людей перед законом, некоторого обуздания правящих классов. Однако такое происходит не везде, наиболее могущественные страны поддерживают на планете геополитический баланс. Если, например, левые настроения какое-то время доминируют в Германии, то Франция или Польша на это откликаются преобладанием у себя правых идей. 

Левая идеология наиболее сильна в странах Латинской Америки, где велико социальное расслоение, с тем или иным успехом развиваются экономики, но социальная политика продолжает оставаться на задворках. 

И всё же для набравшей ход глобализации тенденции существенных угроз полевения не несут. Есть радикальные левацкие группировки, теоретически склонные к терроризму, но подобные крайние случаи вряд ли стоит рассматривать как серьёзный вызов существующему миропорядку. Левые идеи используются (в том числе и с эксплуатацией образа Че Гевары) для сбалансированности мировой политики и экономики, но могут заявлять о себе до определённого момента. Как только возникает угроза появления каких-то ультрарадикальных форм, правительствам цивилизованных стран вполне по силам эффективно ей противостоять.

Сумма прописью

Всемирная популярность Эрнесто Че Гевары – феномен непростой, можно сказать, многослойный. Помимо идеологического содержания он вмещает в себя некое радикальное противоречие с самой природой человеческого общества. К примеру, с подмеченной ещё обер-прокурором Победоносцевым, известной всем закономерностью: «Кто в юности не был радикалом – подлец, кто в зрелости не стал консерватором – дурак». 

Че Гевару даже в годы его политической зрелости вряд ли кто мог назвать дураком, тем не менее он всю свою сознательную жизнь прожил настоящим радикалом-революционером. А ведь наверняка мог бы сделать себе головокружительную карьеру и даже возглавить одно из государств родного континента. Может ли кто из наших известных современников сравниться с Че в мощи и стойкости природного нонконформизма, неколебимой верности раз и навсегда избранной политической судьбе?

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№25 (6177)(2008-06-18)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5.0
Проголосовало: 7 чел.
12345
Комментарии:
19.06.2008 11:11:03 - Юрий Насиковский пишет:

ЧЕ

Каким бы радикалом не был Че, главное достоинство его как лидера было в том, что он искренне служил идеалам революции. Революции, которую осуществили для некого мифического " всеобщего равенства и свободы". Поскольку, подобные идеалы невозможны, к сожалению, то присловутый остров Свободы привратился в закрытую тбрьму, где в течении 50 лет люди живут по карточкам. Но Че искренне пронес в своем серце веру в эти утопические идеалы. Впрочем, люди подобного склада способны ради неких " принципов" строить контрационные лагеря. Подобная "романтика" вошла в моду уже не только и не столько у левых радикалов (маргинальных повстанцев разбросанным по джунгям Лат.Америки, приторговывающих кокаином и берущих в заложники мирное население), а у исламских фундаменталистов.


__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов