(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Библиоман. Книжная дюжина

Создать ковчег для интеллигенции

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Сегодня у нас в гостях Леонид ГИТИС – директор ассоциации «Мир горной книги», специалист в области малотиражного книгоиздания, автор книги «Университетское издательство», публицистических и научных работ.

Что представляет собой ваша ассоциация? 

– В ассоциацию входят несколько издательств – издательство Московского государственного горного университета, «Горная книга», «Горная книга – Монголия», «Горная книга – Якутия», «Горная книга – Забайкалье», книготорговое предприятие Горкниготорг и полиграфическое предприятие. Недавно открылась фирма, занимающаяся переводами наших книг на английский язык и распространением их по всему миру. Издательства специализируются на выпуске малотиражной научной и учебной литературы по горному делу. Нестандартные подходы и идеи позволили сделать их рентабельными, что большая редкость для издательств подобного типа. 

А каковы современные перспективы учебно-научного книгоиздания в целом и в чём заключаются его основные проблемы? 

– В настоящее время традиционное университетское книгоиздание в России столкнулось с рядом проблем, которые ректор МГУ Виктор Садовничий разделил на три составляющие. Это проблемы дефицита авторов, качественного книгоиздания и доступности для читателей соответствующей литературы. В сфере авторства сейчас наблюдается кризис, связанный с тем, что учёные мало пишут. Причиной этого является и неуверенность в востребованности своего труда, и то, что авторитет пишущего учёного, к сожалению, заметно снизился. Гонорары за учебники и научные книги – мизерны. В результате сейчас переиздаются старые учебники, широко распространена компиляция, а то и откровенный плагиат. Издавать малотиражную литературу нерентабельно и трудоёмко, поэтому большинство подобных книг выходит благодаря помощи спонсоров или за счёт автора. Проблема доступности книг для целевой аудитории стоит очень остро. Ни одно издательство не имеет эффективной системы распространения, а магазины неохотно берут научную литературу. Значит, нужна своя система распространения, и важно, чтобы она была точной: куда, что, кому, сколько экземпляров. Надо знать будущих читателей! Создание такой системы – дело дорогое и сложное, но мы формировали её 20 лет, в ней 10 тысяч адресов.
 
Что сейчас является основной целью университетского книгоиздания? 

– Целей несколько. Первая – обеспечить необходимой литературой весь учебный процесс. Нужны самые разные пособия – от методичек и практикумов до всевозможных учебников и справочников. Конечно, опытный специалист многое знает и без справочника, но этого специалиста сначала надо подготовить. Вторая цель – научное книгоиздание, поддержка научных школ, существование которых зависит не только от финансирования исследований, но и от возможности опубликования их результатов. 

Для серьёзных научных книг необходима подготовленная аудитория… 

– Умная научная книга не найдёт спроса у слабых студентов, которые, как и прежде, будут пользоваться адаптированными изданиями и шпаргалками. Зато лучшие из учащихся будут рады возможности стать читателями полноценных изданий и участвовать в научном творчестве. Знаете, как готовят хорошего издательского редактора? Десять лет он ходит в младших редакторах, с ним работают, учат мастерству. А автора ещё тяжелее подготовить. Зато из лучших студентов и аспирантов авторов можно выращивать постепенно, начиная с написания статей, а потом и книг.
 
Существует много университетских и научно-технических издательств, можно ли их объединить? 

– Это даже необходимо, ведь выпуск книг только одного университета не может обеспечить эффективной и стабильной загрузки производственных мощностей издательства. К тому же и имеющаяся производственная база зачастую устарела и изношена. В рамках одного вуза чрезвычайно трудно создать полноценный коллектив, в котором будут работать высокопрофессиональные дизайнеры, редакторы, специалисты по привлечению инвестиций, равно как и организовать эффективную систему книгораспространения. Поэтому если производство и инфраструктуру объединить и вывести за пределы вузов, то оставшиеся там небольшие издательства, сохранив юридическую самостоятельность, смогут заняться своим основным делом: работой с авторами, поиском перспективных рукописей, просветительством. Они будут заниматься не только текущими издательскими делами, но и выполнять клубные функции, объединяя вокруг себя творческие силы вуза. Библиотека, книжный салон, дискуссионные клубы очень важны для формирования новых поколений авторов, а стало быть, имеют прямое отношение к издательскому бизнесу. 

Как вы предполагаете осуществить подобное объединение? 

– Мы планируем строительство под Москвой издательско-полиграфического технопарка «Книгоград». Такой технопарк способен воплотить в жизнь мечты сотен издателей малотиражной литературы, творческой и научной интеллигенции, стать оазисом здравомыслия и процветания, объединить издателей не на формальных, а на практических основаниях. Здесь будут располагаться представительства университетских издательств, дизайнерские и редакторские фирмы, единые бухгалтерские и юридические подразделения, полиграфические предприятия, книжные склады и объединённый магазин специальной литературы, постоянно действующая выставка новых поступлений и другие необходимые и рентабельные предприятия. А вузовские издательства смогут взять на себя функции отраслевых центров подготовки книг, изучения спроса на специальную литературу, научного редактирования и консультирования. Предполагается создать и сеть микроиздательств, организованных на базе научных школ (кафедр, факультетов, лабораторий, неформальных научных коллективов). Сегодня это звено отсутствует, но его создание изменит ситуацию в системе научного книгоиздания, приблизив творческие процессы к издательскому бизнесу, соединяя автора-учёного с единой системой подготовки, выпуска книги и её распространения. 

Идея «Книгограда» важна не только для организации выпуска научно-технической литературы, она позволяет создать благоприятные условия для сохранения и воспроизводства интеллигенции, которой трудно вписаться в современную примитивно-циничную жизнь мегаполисов и уберечь своих детей и внуков от разлагающего влияния современной массовой культуры, культа примитивного обогащения. Поэтому в «Книгограде» предполагается создать что-то вроде дореформенного Дома творчества, только на современном уровне. Вполне возможно, что многие из авторов-учёных захотят жить там постоянно вместе со своими семьями.

Страницу подготовила Ольга ШАТОХИНА

Статья опубликована :

№26 (6178)(2008-06-25)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Леонид ГИТИС


Выпуски:
(за этот год)